Около 20 ноября 1898 г. Ясная Поляна. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Около 20 ноября 1898 г. Ясная Поляна.

2020-10-20 70
Около 20 ноября 1898 г. Ясная Поляна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Письмо Ваше очень порадовало меня, дорогой брат Васильевич.1 Я писал Вам через известный Вам адрес еще и теперь с сестрами, едущими в вашу сторону.2 Посылаю письмо Хилкова о положении дел в Канаде,3 о положении дел на Кавказе они расскажут Вам.

Все идет хорошо. Но нельзя достаточно часто повторять всем нам то, что Вы пишете, что не важно место, в котором мы находимся, а важно наше отношение к Богу и людям, верим ли мы, что жизнь в духе, а не в плоти, и готовы ли мы, памятуя это, всякий раз, когда предстоит выбор между духовным и телесным благом, пожертвовать всеми мирскими временными делами для соблюдения своей вечной души. Жить мне по всем вероятиям остается недолго, и многое хочется передать, что кажется мне ясным и важным, а между тем не обдумано людьми. Последнее время меня особенно занимает мысль о том, что большая доля наших несчастий происходит от нашего ложного представления о Боге, а потому и нашего неверия в него. Главное, ложное представление о Боге происходит от усвоенного верования о сотворении мира, о том, что мы знаем, как сотворен мир и кто его сотворил. От этого суеверия происходит ложное представление о Боге, который как человек, то сидит спокойно, то затевает, что ему вздумается, и еще более ложное представление о начале мира и человека, а потому и о конце мира и жизни человеческой. Мы не видим ужасающей нелепости такого представления только потому, что слишком привыкли к нему. В сущности же для всякого человека, свободного от этих нелепых суеверий, вопрос о происхождении и конце мира никогда и не предста­вится. Такой человек видит себя живого в мире и по времени и пространству, не видит ни впереди себя, ни позади конца ни пространству, ни времени и, раз поняв это, заботится только о том, чтобы понять законы мира и, главное, закон своей жизни, по христианскому выражению -- волю Отца жизни. Разумный и свободный человек старается только понять и исполнить в этом мире закон своей -- так же, как мир, не имеющей ни начала, ни конца, -- жизни, исполнить волю Бога, того Бога, которого он признает позади этих Его законов и

44

о котором он не может составить себе никакого понятия. Он знает только, что существо, установившее эти законы, есть, но понять это существо и его цели он (человек разумный) и не пытается, понимая, что он, часть ограниченная, никак не может понять целого. Все то, что он может понять, это то, чтосвойство этого Бога жизни, проявляющегося в его душе, есть любовь, т. е. победа единения над разъединением.

При еврейско-церковном понимании человек составляет себе понятие о Боге, об Его свойствах, об Его деятельности (творение, искупление и т. п.), а не заботится об Его законах, об Его воле, которую призван исполнять человек и которая указана ему в его сердце, -- разумом и любовью. При разумном же, простом понимании жизни, без суеверия творе­ния, человек знает несомненно только закон Бога, Его волю и все силы полагает на уяснение себе его (закона) и сле­дование ему, про Бога же ничего не знает кроме того, что Он есть и дал человеку свой закон для исполнения.

При первом взгляде и мир и человек начались и потому должны и кончиться, и страшны делаются и смерть и кончина мира; при втором, разумном взгляде -- как мир никогда не начинался и никогда не кончится, так никогда не начиналась наша жизнь и никогда не кончится, и потому кончины мира не может быть, а смерть не страшна, потому что есть только более резкая перемена, чем все те, которые совершаются во временной жизни. Нет ни наград, ни наказаний, а есть только то, что и здесь, что свое добро ведет всегда к общему добру, а свое зло ведет к общему злу, и добро радостно, а зло мучительно. Добро это единение -- любовь. Зло это разъединение, злоба.

Что Вы думаете обо всем этом?

Братски целую Вас.

Л. Толстой.

 

 

Письмо опубликовано в Т. 71 (С. 500--502) с датой: 5? декабря 1898 г. Дата изменяется: письмо было отправлено с В. Н. Поздняковым и женами духоборцев, ехавшими к мужьям в Якутск, а все они посетили Толстого в Ясной Поляне около 20 ноября. В письме к сыну Сергею Львовичу, точно датируемом 5 декабря 1898 г., Толстой заметил о них: "Они благополучно проехали с Поздняковым недели две тому назад" (Т. 71. С. 499).

 

1 Толстой отвечает вторично на письмо 6.

2 Поздняков, сосланный в Якутскую область, не упомянут из конспиративных соображений.

3 Письмо Д. А Хилкова из Монреаля от 13(25) ноября 1898 г. с подробным рассказом о месте будущего поселения духоборцев. Хилков сообщал также, что Моод собирается в Оттаву для обсуждения всех вопросов с министром внутренних дел.

45

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.