Октября 1896 г. Ясная Поляна. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Октября 1896 г. Ясная Поляна.

2020-10-20 77
Октября 1896 г. Ясная Поляна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дорогой друг.

Вчера получил Ваше письмо и спешу отвечать. Письма до Вас и от Вас ходят долго, а жить мне остается недолго. В Ваших доводах против книги очень много есть справед­ливого и остроумного -- сравнение с фелдшером и врачом, -- но все они неосновательны, главное, потому что вы срав­ниваете книгу с живым общением так, как будто книга исключает живое общение. В действительности же одно не исключает другое, и одно помогает другому. По правде скажу Вам, что Ваше упорное возражение против книги показалось мне исключительным сектантским приемом защиты раз принятого и высказанного мнения. А такая исключительность не сходится с тем представлением, которое я составил себе о Вашем уме и, главное, Вашей сердечности и искренности. Бог ведет людей к себе и исполнению своей воли всеми путями: и сознательным, когда люди стараются исполнять Его волю и бессознательным, когда они делают, как думают, свою волю. Для совершения воли Бога, для установления Его царства на земле, нужно единение людей между собой, чтобы все были едины, как Христос сознавал себя единым с Отцом. Для этого же единения нужно: одно, внутреннее средство: познание и ясное выражение истины, такое, как то, которое было сделано Христом, которое соединяет всех людей, и другое, внешнее средство: распространение этого выражения истины, которое совершается самыми разнооб­разными путями: и торговлей, и завоеваниями, и путешествиями, пешком и по железным дорогам, и телеграфами, и телефонами, и книгой, и еще многими другими способами, из которых некоторые, как завоевания, я должен отрицать, но другие, как книгу и быстрые способы сообщения, я не имею основания отрицать и, если не хочу лишать себя удобного орудия служения Богу, не могу не пользоваться. То же возражение, что для книги и железной дороги нужно лезть под землю за рудой и в доменную печь, то это же нужно делать и для сошника, лопаты, косы. И в том, чтобы

25

лезть под землю за рудой или работать у доменной печи, нет ничего дурного, и я, когда был молодым, да и всякий хороший молодой человек охотно полезет из моло­дечества под землю и будет работать железо, если только это не будет принудительно и будет продолжаться не всю жизнь по 10 часов и будет обставлено всеми удобствами, которые придумают наверно люди, если только все будут работать, а не одни наемные рабы. Ну, не будем больше говорить об этом, но только верьте мне, что если я пишу Вам то, что пишу, то никак не потому, что я много писал книг и пишу еще, -- в том, что самая простая хорошая жизнь дороже самых прекрасных книг, я всей душой согласен с Вами -- и не потому даже, что благодаря книгам я вхожу в общение -- как нынешней осенью с индусом, разделяющим совершенно наши христианские воззрения и приславшим мне английскую книгу своего соотечественника1, излагаю­щую учение браминов, совпадающее с сущностью учения Христа, и еще вошел в общение с японцами, исповедующими и проповедующими чистую христианскую нравственность, из которых двое на днях посетили меня.2 Не это побуждает меня не соглашаться с Вами и не отрицать книгопечатания, так же как железные дороги, телефоны и. т. п., а то, что когда я вижу на лугу муравейную кочку, я никак не могу допустить, чтобы муравьи ошибались, взрывая эту кочку и делая все то, что они делают в ней. Точно так же, глядя на все то, что в матерьяльном отношении сделали люди, я не могу допустить, что все это они сделали по ошибке. Как человек (а не муравей), я в человеческой кочке вижу недостатки и не могу не желать исправить их -- в этом состоит мое участие в общей работе, -- но желаю я не уничтожить всю кочку человеческого труда, а только правильнее раз­местить в ней все то, что размещено в ней неправильно. И неправильно размещенного в человеческой кочке очень много, о чем я писал и пишу, болел и болею и стараюсь по мере сил изменить. Неправильно в нашей жизни, во-первых и прежде всего, то, что средство поставлено целью, что то, что должно быть целью -- благо ближнего -- поставлено средством, т. е. что благо человека, самая жизнь его жертвуется для произведения орудия, нужного иногда всем людям, а иногда нужного только для прихоти одного человека, как это происходит, когда жизни человеческие губятся для производства нужных только некоторым, а иногда никому ненужных и даже вредных предметов. Неправильно то, что люди забывают, забыли, или не знают, что не только для производства зеркала, но ни для каких самых важных и нужных предметов -- как сошник, коса, не может и не должна быть погублена не только жизнь, но не может быть

26

27

нарушено счастье ни одного самого кажущегося ничтожным человека, потому что смысл жизни человеческой только в благе всех людей. Нарушить жизнь и благо какого-нибудь человека для блага людей все равно, что для блага животного отрезать у него один член. В этом страшная ошибка нашего времени; не в том, что есть книгопечатание, железные дороги и. т. п., а в том, что люди считают позволительным по­жертвовать благом хоть одного человека для совершения какого бы то ни было дела. Как только люди потеряли смысл и цель того, что они делают (цель только одна: благо ближнего), как только решили, что можно пожертвовать жизнью и благом живущего всем в тягость старика или хоть идиота, так можно пожертвовать и менее старым и менее глупым и нет предела, на котором должно остановиться, можно всем жертвовать для дела. Вот это неправильно, и с этим надо воевать. Надо, чтобы люди понимали, что, как ни кажутся нам полезными и важными книгопечатание, железная дорога, плуг, коса, не нужно их и пропади они пропадом до тех пор, пока мы не научимся делать их, не губя счастие и жизнь людей. В этом весь вопрос и в этом вопросе обыкновенно путаются люди, обходя его то с той, то с другой стороны. Одни говорят: вы хотите уничтожить все то, что с таким трудом приобрело человечество, хотите вернуть нас к варварству, во имя каких-то нравственных требований. Нравственные требования неправильны, если они противны благосостоянию, которого достигает человече­ство своим прогрессом. Другие говорят -- я боюсь, что Вы этого мнения, и мнение это приписывают мне, -- что так как все матерьяльные усовершенствования жизни противны нравственным требованиям, то все эти усовершенствования сами по себе ложны и надо их оставить. Первым возража­телям я отвечаю, что уничтожать ничего не нужно, а нужно только не забывать, что цель жизни человечества есть благо всех и что поэтому, как только какое-нибудь усовершенст­вование лишает блага хоть одного, это усовершенствование надо бросить и до тех пор не вводить, пока не найдется средство производить его и пользоваться им, не нарушая блага хотя бы одного человека. И я думаю, что при таком взгляде на жизнь отпадет очень много пустых и вредных производств, для полезных же найдутся очень скоро средства производить их, не нарушая блага людей. Вторым возража­телям я отвечаю, что человечество, перейдя от каменного периода к медному, железному и потом дойдя до теперешнего своего матерьяльного положения, никак не могло ошибаться, а следовало неизменному закону совершенствования, и вернуться ему назад не то что нежелательно, но так невозможно, как сделаться опять обезьяною, да и что задача

28

человека нашего времени состоит совсем не в том, чтобы мечтать о том, чем были люди и как бы им опять сделаться такими, какими они были, а в том, чтобы служить благу людей, теперь живущих. Для блага же теперь живущих людей нужно то, чтобы одни люди не мучали и не угнетали других, не лишали бы их произведений их труда, не при­нуждали бы их работать ненужные им вещи или такие, которыми они не могут пользоваться, главное, не считали бы возможным и законным во имя какого бы то ни было дела или матерьяльного успеха, нарушать жизнь и благо ближнего, или, что то же самое с другой стороны -- нарушать любовь. Только бы люди знали, что цель человечества не есть матерьяльный прогресс, что прогресс этот есть неиз­бежный рост, а цель одна -- благо всех людей, что цель эта выше всякой цели матерьяльной, которую могут поста­вить себе люди, и тогда все станет на свое место. И вот на это-то и должны люди нашего времени направлять все свои силы. Плакаться же о том, что люди не могут теперь жить без орудий, как лесные звери, питаясь плодами, все равно, что мне, старику, плакаться о том, что у меня нет зуб и черных волос и той силы, которая была в молодости. Мне надо не вставлять зубы и подкрашивать волосы и не делать гимнастики, а стараться жить так, как свойственно старику, ставя на первое место не дела мирские, а дело Божье -- единении и любви, допуская дела мирские только в той мере, в которой они не мешают делу Божьему. То же надо делать и человечеству в его теперешней поре жизни. Говорить же, что железные дороги, газ, электричество, книгопечатание вредны, потому что из-за них губятся людские жизни, все равно, что говорить, что пахать и сеять вредно только потому, что я не вовремя вспахал поле, дал ему зарасти, а потом посеял, не запахав, т. е. сделал раньше то, что следовало бы сделать после.

Очень мне было радостно то, что Вы пишете о своей жизни и о том, как Вы, прилагая к ней то, что исповедуете, и в тех тяжелых условиях, в которых находитесь, трудом добываете пропитание. Ни в чем, как в этом, не познается искренность человека. Я очень плох в этом отношении стал теперь: так окружен я всякой роскошью, которую ненавижу и из которой не имею сил выбиться. Поэтому Ваш пример поддерживает меня, и я все-таки стараюсь.

Спасибо, что прислали выписку из дневника. По случаю выраженных там Ваших мыслей хотелось поделиться с Вами некоторыми соображениями в этом же направлении. Сделаю это в другой раз.

Прощайте пока, пожалуйста, не позвольте себе недоброму чувству подняться против меня за возражения мои на ваши

29

мысли, выраженные не только в письме ко мне, но и в письме к Евгению Ивановичу.3 Вы мне очень дороги и я стараюсь как можно прямее, по-братски относиться к Вам.

Любящий Вас друг Лев Толстой.

14 окт. 1896.

 

 

1 В дневнике 14 сентября 1896 г. Толстой записал: "За это время было письмо от индуса Тода и прелестная книга индийской Joga's Philosophy" (Т. 53. С. 106). Тод прислал книгу: Joga's Philosophy. Lectures on RБja Joga or Conquering Internal Nature. By SwБmi VivekБnanda. N.-Y., 1896.

2 В конце сентября 1896 г. в Ясную Поляну приезжали японский писатель Токутоми Софо, редактор журнала "Кокумин но томо" ("Друг народа"), и сотрудник этого журнала Фукай. Их рекомендовал Толстому японец Masutari Konishi (Д. П. Кониси), принявший православие и учившийся в Киевской духовной академии. Кониси познакомился с Толс­тым в 1892 г., по возвращении на родину переводил его сочинения на японский язык. Японцы показались Толстому "очень просвещенными и свободными в своих взглядах людьми" (Т. 69. С. 153). Однако позднее Толстой подружился с младшим братом, Токутоми Рока, и разошелся со старшим, Токутоми Софо -- из-за его националистических, милитаристских взглядов.

3 Письмо Веригина к Е. И. Попову (см. прим. к письму 2).

30

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.