Мастерство общения в сестринском деле — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Мастерство общения в сестринском деле

2020-10-20 368
Мастерство общения в сестринском деле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

ü определение общения,

ü уровни общения,

ü функции общения,

ü цели общения,

ü типы общения,

ü виды общения,

ü средства общения,

ü факторы, способствующие и препятствующие общению.

ü

УМЕТЬ:

организовать терапевтическое общение с пациентом

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте определение понятия "общение".

2. Назовите уровни общения.

3. Перечислите функции общения.

4. Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты общения.

5. Опишите эффект "ареола".

6. Выделите пять стилей общения.

7. Определите критерии эффективности общения.

8. Назовите виды и средства общения.

9. Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

10. Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспособ­ными к вербальному общению.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим ис­кусством печального утешишь, сердитого умяг­чишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сде­лаешь смелым, скрытного откровенным, отчаян­ного благонадежным. Сим искусством сообщает­ся та твердость духа, которая побеждает те­лесные боли, тоску, метания.

                                                                                                                  М.Я.МУДРОВ

 

МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существуют ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

ü внутриличностные (в границах одного человека)

ü межличностные (между двумя и более людьми)

ü общественные (между большими группами)

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необ­ходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсо­нал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сооб­щает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.

 

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, зарази­тельны и быстро распространяются на окружающих.

 

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональ­ный фон и другие "рычаги управления" людьми.

В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациен­тов.

Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

 

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

 

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное сред­ство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной ре­чи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное вос­принималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандатов, всевозможного словесного мусора, профессионального жарго­на, развязности.

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихо­творения Юнны Мориц:

 

"Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово, -

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!"

 

 

БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выраже­ние чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознатель­ном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно по­нимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

 

К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности ме­дицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к боль­ному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благо­ухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высо­кие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, неволь­ная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

 

Самостоятельно сформулируйте определение      нетерапевтического общения

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

"Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общать­ся: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента об­щение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные, как и стари­ки, и дети - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - един­ственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время, не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происхо­дит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слы­шит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и лас­ково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно помо­жем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим".

Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?

Это поможет разрешить множество проблем. И простые вещи могут досаждать человеку, например, капающая ночью вода из незакрытого кра­на, или жесткая складка на подушке, глаз, который чешется.

Вам следует научиться ИСКУССТВУ МЕЛКИХ ЗНАКОВ ВНИМА­НИЯ К БОЛЬНОМУ;

Когда Вы называете его по имени и отчеству, это уже первый знак. Когда Вы знаете, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую и непутевую внучку или невестку, что его радует и печалит, когда Вы можете расшевелить его, развеселить, порадо­вать - Вы уже мастер своего дела. Попробуйте для моряка найти фотогра­фию моря, а для бабушки, прожившей всю жизнь в Туле - фотографию старой Тулы, и Вы поймете цену мелочей."

 

2)   ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ  ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушед­шего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стиму­лировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи или слегка дотронуться до плеча, погладить по голове - это и будет та "тридцатисекундная терапия, которая иному пациенту необходима до боли сердечной" и для проведения которой совершенно не нужно допол­нительного времени.

Говорит медсестра: "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то ино­гда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться не­кому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).

 

3) КОНТАКТ  ГЛАЗ.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого мар­шала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил.»

Что же такое контакт глаз? Вы смотрите прямо в глаза другому чело­веку. Большинство людей не осознает, насколько это решающий фактор. Пробовали ли Вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть Вам в лицо? Это трудно и очень резко влияет на наше отношение к нему.

Контакт глаз должен нести только по­ложительные эмоции. Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным вы­ражением лица, с преимущественно низким голосом.

 

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

 

- ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВА­НИЕ.

 

Что означает выражение "слепота зрячих"?

 

- КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это озна­чало, что больному следует прописать специальное лекарственное сред­ство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

ü определение общения,

ü уровни общения,

ü функции общения,

ü цели общения,

ü типы общения,

ü виды общения,

ü средства общения,

ü факторы, способствующие и препятствующие общению.

ü

УМЕТЬ:

организовать терапевтическое общение с пациентом

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте определение понятия "общение".

2. Назовите уровни общения.

3. Перечислите функции общения.

4. Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты общения.

5. Опишите эффект "ареола".

6. Выделите пять стилей общения.

7. Определите критерии эффективности общения.

8. Назовите виды и средства общения.

9. Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

10. Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспособ­ными к вербальному общению.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим ис­кусством печального утешишь, сердитого умяг­чишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сде­лаешь смелым, скрытного откровенным, отчаян­ного благонадежным. Сим искусством сообщает­ся та твердость духа, которая побеждает те­лесные боли, тоску, метания.

                                                                                                                  М.Я.МУДРОВ

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.