Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-10-20 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Общение и совместная деятельность — главные факторы повседневного воспитания
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют
и не часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
Воспитание дошкольников в повседневной жизни осуществляется в совместных делах и общении, которые могут быть преднамеренными, спланированными или спонтанными, ситуативными. Независимо от этого воспитательно-образовательного эффекта повседневные процессы достигают лишь в том случае, когда имеют место разнообразные формы взаимодействия взрослого с детьми, и общение носит деловой и личностный характер.
Все ведущие детские психологи (А. В.Запорожец, М. И. Лисина, В.С.Мухина, Т.А.Репина, В.А.Петровский и др.) в онтогенетическом процессе становления и развития человеческой личности придают большое значение общению.
Фундаментальные исследования М.И.Лисиной и ее сотрудники показали, что общение взрослого с ребенком является важной деятельностью, обеспечивающей оптимальный путь его развития и социализации.
Общение обусловлено потребностью ребенка в контакте со взрослым, во взаимодействии с ним, оно непрерывно развивается - от рождения и до школы проходит разные стадии, имеет разное содержание и мотивы. Эмоциональный контакт взрослого с младенцем пробуждает комплекс оживления, который является стартом полноценного взаимодействия и уже на первом году "жизни сменяет деловым общением (например, когда 0 — 9-месячный малыш упорно выбрасывает из кроватки игрушки, а мама их поднимает снова и снова). Для дошкольника 2 — 4 лет важна любая совместная и деятельность, которая сопровождается эмоциональным контактом. В этом период формируются ситуативно-деловая и ситуативно-познвательные формы общения: ребенку интересно все, что делает взрослый с предметами, - он хочет участвовать в этих процессах. Далее постепенно, начинает зарождаться принципиально новая форма взаимодействия — познавательное и личностное общение вне си туации: интересы ребенка расширяются, его вопросы выходят за пределы окружающего предметного мира. Ему важны оценки своих и чужих действий, поступков, проявлений, своих успехов — ему нужны помощь и поддержка в формирующейся самооценке, в сознании себя как личности. М.И.Лисина пишет: «... для старших и дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать, а как нужно» [188. — С. 93].
|
212
213
М.И.Лисина обращает внимание на то, что общение — это лишь одна сторона, обязательное сопровождение совместной деятельности (предметной, игровой, учебной и др.). Оно может проходить в разных формах (взгляд, мимика, действенный контакт), но основной все же является речевая форма общения. Именно поэтому очень важно, как воспитатель повседневно разговаривает с детьми — как часто и каким тоном, в какой форме обращается к ним, что является содержанием его общения с дошкольниками.
Т. А. Репина в своих работах констатирует, что воспитатели бывают двух типов — авторитарные и демократические. Первые мало разговаривают с детьми, называют их по фамилии, содержанием общения чаще всего бывают дисциплинарные замечания и указания о том, что надо делать. Общая атмосфера в таких группах неспокойная: дети нередко конфликтуют, проявляют агрессию. У воспитателей демократического типа чаще можно слышать общий доброжелательный тон, детей они называют по именам, иногда в уменьшительно-ласкательной форме. Такой воспитатель находит время выслушать сокровенные мысли ребят -сообщения о разных событиях, новых впечатлениях, отвечает на их вопросы. В таких группах, как правило, царит доброжелательная атмосфера - дети отзывчивы и внимательны друг к другу, реже бывают конфликты. Исследователь делает справедливые выводы: демократические тенденции общения воспитателя с детьми создают доброжелательный микроклимат в группе, что является оптимальным условием для их развития, формирования правильного взаимоотношения между членами коллектива.
|
Обозначенные положения особенно значимы для экологического воспитания, в центре которого находится живой объект, живое существо, требующее к себе внимания, заботы, гуманного отношения. Доброжелательное личностное общение воспитателя с детьми «перетекает» во взаимодействие с природой, становится фоном для правильного контакта с растениями и животы Любовь к природе не рождается сама собой, для этого детям необходим чувственно-практический образец в поведении взрослого. Таким образцом становится личностное общение воспитателя с детьми и различные формы общения с природой.
Педагогическое значение приобретают особенности организации и протекания различных мероприятий в повседневной жизни. Очень важно обратить внимание на следующее:
• в повседневной жизни не должно быть жесткого регламента совместные дела, разговоры могут длиться и 5—10, и 30-40 минут, и даже час — главное, чтобы детям было интересно;
• участие детей в повседневных делах (в том числе и спланированных) должно быть добровольным, без принуждения. Если педагогу необходимо охватить мероприятием большинство (или
даже всех) детей, он находит приемы, которые помогут вовлечь их в дело;
• мероприятия, общение осуществляются воспитателем с подгруппами детей (оптимально 2 —5, 6 —8 человек) или даже индивидуально;
• дела могут быть короткими, длительными, продолжающимися неделю, месяц или повторяться в течение всего учебного года. В этом случае воспитатель заботится о том, чтобы сохранялся совместно полученный результат.
|
Значение повседневной жизни для экологического воспитания детей огромно: через разные формы организации дошкольники получают конкретике знания об окружающем мире, о природе, составляющей пространство их жизнедеятельности, получают многочисленные и разнообразные сенсорные впечатления — таким образом накапливается и формируется фундамент конкретных представлений о разных сторонах живой и неживой природы. Именно они являются основой для занятий, на которых происходит коллективное осмысление и осознание знакомых явлений, процессов, на которых дети учатся группировать, объединять объекты природы.
В повседневной жизни дети приобретают практические навыки, ручные умения, упражняются в правильных поступках. Под руководством воспитателя у детей пробуждаются чувства (красоты, сопереживания, ответственности), появляется интерес к таинственным явлениям природы, начинает вырабатываться осознанно-правильное отношение к живым существам.
Работа с детьми в повседневной жизни является первоосновой экологического воспитания, она формирует начальную стадию культур ы взаимодействия с природой, создает интеллектуальный багаж, который используется на занятиях.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!