Арно Дежарден: «Не забывайте о реальном учителе». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Арно Дежарден: «Не забывайте о реальном учителе».

2020-10-20 122
Арно Дежарден: «Не забывайте о реальном учителе». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И наконец, вы приобретете внутреннего гуру. Часто то, что люди принимают м «внутреннего гуру»,это внутренний хулиган.

Ли Лозовик

Конечно, «внутренний учитель»не пустые слова, но наставник, с которым видишься во плоти, а не какой-то там «внутренний»,это живой учитель, и я знаю его, я его слышу, он говорит то-то и то-то. Нужно помнить не только о внутреннем учителе, но и о реальном, даже если внутренний неразрывно связан с тобой на уровне недвойственных отношений. Я говорю сейчас о вещах совершенно конкретных и необходимых для тех, кто не достиг еще высочайших вершин пробуждения... кто еще не стал Ма Анандамайи или Раманой Махариши и только начинает учиться, — он должен помнить о живом учителе, о его внешнем облике, голосе и словах... и задавать себе вопросы: «Верю ли я ему?», «Если бы учитель был тут, рядом, смотрел на меня и слушал, было бы мне хорошо? Да или нет?»

Но при этом взаимоотношения с учителем должны быть и всегда оставаться очень тесными. На это может уйти немало времени, но я все равно настаиваю на необходимости реального учителя. Если я забуду, кем был мой учитель, чему он учил и что говорил, я просто предам его.

«Мертвые гуру уши не надерут».

Ада Да

В конечном счете цель заключается в том, чтобы жить по велениям внутреннего голоса и учителя, черпать уроки из всего вокруг, сознавать недвойственную идею «Всё постине Едино». Тот факт, что истинами этими нередко злоупотребляют во имя самообмана, ничуть не отрицает их ценности. И первым шагом к верному пониманию их подлинного смысла является умение подмечать многочисленные искажения, которым их подвергают.

 

 


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИСПОРЧЕННОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Почему возникают искажения? Почему людям недостает чистоты? Глубокие размышления над этим вызывают настоятельные вопросы. Если бы люди по-настоящему задумывались над подобными явлениями, их требования к собственной духовной работе непременно возросли бы. Тот факт, что искажения существуют, а вероятность обмана не исключена, должен дополнить духовную работу каждого человека еще одним важным элементом.

Джай Рам Смит

Опасность мистических переживаний и склонности эго к самообману становится еще более серьезной и влечет далеко идущие последствия, когда притязания человека на просветленность начинают определять его общение с окружающими. В этой части мы поговорим о власти и злоупотреблениях властью, о том, что происходит, когда роль учителей принимают на себя люди, чья личная власть может быть как чистой игрой воображения, так и реальной, но лишь отчасти развитой силой.

 

 

ВЛАСТЬ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ

Изначальным источником любой энергии является Бог, но личность нередко злоупотребляет этими силами, преследуя по незнанию собственные цели. [1]

Бернадетта Роберте

Говорят, «легко быть монахом в горной пещере», и это вполне справедливо. В одиночестве человеку приходится бороться только с собственным умом. Пока монах пребывает в уединении, своими скороспелыми притязаниями на просветленность он не причиняет вреда никому (кроме, разумеется, самого себя). Стоит, однако, ему спуститься с гор и вернуться в мир человеческих взаимоотношений, все его пороки немедленно проявляются не только внутренне, но и внешне. У внутренних наклонностей к злоупотреблению властью есть внешние двойники.

Соотношение между контролем (взятием ни себя ответственности) и попустительством представляет собой одну из глубочайших экзистенциальных трудностей, с которыми сталкивается человек.

Джоэл Крэймер и Дайяна Олстэд

Больше того, окружающий мир не всегда приносит ясность и правильность, но чаще просто отражает, как зеркало, внутреннее разложение. Внутренний и внешний миры предоставляют порокам немало возможностей проявиться в личности, у которой есть хотя бы малая и неприметная уязвимость к соблазнам власти.

Во власти самой по себе нет ничего дурного. Только по-настоящему могущественные личности способны вызывать положительные перемены в окружающем мире и других людях. Властью обладают все великие политики и духовные вожди, а также менее известные личности, оказывающие значительное влияние на свое окружение. Власть — это нейтральная, объективная сила, которая становится испорченной лишь в том случае, когда подчиняется эгоцентричным, корыстным целям. Если начальник обеспечивает сотрудникам организации здоровую рабочую атмосферу, не эксплуатирует человеческие и материальные ресурсы — короче говоря, служит людям, — его власть очень полезна. Однако она становится вредоносной, если направлена на сугубо эгоистические цели: господствовать над другими, накапливать необоснованно широкие запасы ресурсов, в то время как остальные едва сводят концы с концами, производить опасные и вредные для окружающей среды изделия и так далее.

Авторы книги «Записки гуру» Джоэл Крэймер и Дайяна Олстэд утверждают:

Злоупотребления властью возникают, когда задача сохранения власти становится основной и превышает по важности последствия этих усилий. Хотя такая опасность присуща любым человеческим отношениям, вероятность злоупотреблений резко повышается при сочетании власти и соответствующего положения. [2]...Иерархия и инстанциинеотъемлемая часть человеческого общества, но когда главной является задача сбережения власти, любая власть становится авторитарной. [3]

Большая часть духовных учителей — в том числе псевдогуру и люди, не достигшие подлинного просветления, — обладает невероятной личной властью. Не лишены подобной власти и духовные ученики. Сама по себе власть нейтральна — это просто необходимое условие действенного руководства другими. Нужно, однако, неусыпно следить за собой и подмечать случаи, когда эго и желания настолько сливаются с властью, что могут подчинить ее себе.

Власть и злоупотребление властью

Вкус власти известен всем. Кто не ощущал его наяву, наслаждался им в мечтах; те же, кому довелось испробовать этот вкус на деле, чаще всего жаждут повторения. Власть приносит воодушевление, это бальзам на неизлечимую рану человеческих страданий. Человеку, воспарившему на крылах власти, кажется, будто он превзошел все мучения. Власть ощущается почти как бессмертие.

Все духовные тексты предупреждают об угрозе слишком быстрого обретения большой власти. Не понимая природы власти и ее механизмов, человек часто ею злоупотребляет. Во многих традициях подчеркнуто не приветствуют развитие психических способностей (сиддхи), поскольку даже малые силы могут оказаться столь притягательными, что ученик поддастся искушению и свернет с пути, ведущего к подлинно великим силам. Власть стремительно низвергается в недра одержимости собой, и тогда эго разбухает от чувства собственного великолепия.

Злоупотребления властью случаются во всех сферах жизни, не исключая и духовной области. Ступив на духовную стезю, ученик быстро понимает, что сами по себе свершения и достижения отнюдь не избавляют от самых что ни на есть обычных пороков и слабостей. Как указывалось ранее в разговоре о духовном материализме, жажда власти и склонность к злоупотреблениям властью, которые нередко встречаются в повседневности, довольно прямолинейно переносятся и в сферу духовности — в конечном счете духовную жизнь ведет то самое эго, что командует на войне целыми армиями.

Семена порока есть в каждом из нас, и, не пройдя соответствующего испытания, никто не в силах предугадать, пущены ли их корни. Лишь о тех, перед кем открывались бесчисленные возможности злоупотреблений и кто неизменно от них отворачивался, можно с достаточной уверенностью говорить, что им действительно можно доверить большую власть.

До того, как стать помощником Арно Дежардена, Жиль Фарсе много лет был парижским журналистом. Вот как он описывает динамику власти, которую наблюдал по мере того, как разные люди восходили по ступеням славы:

Лишенный известности человекобычный парень. Возможно, у него есть семья или куча подружек, и он просто старается заработать на жизнь. И вдруг он просыпается знаменитым! Вот в чем сложность. Рамки его жизни резко расширяются, и это опьяняет. Если парень не очень-то силен волей и недостаточно зрел, он просто теряется. И правда, что делать, если волен делать что угодно? Можно заполучить любую женщину, купить полтора десятка машин и столько же домов, можно просто так, от безделья, на денек смотаться в Нью-Йорк на «Конкорде». Никаких ограниченийот этого многие сходят сума. Если у человека нет эмоциональных инструментов, необходимых для встречи со славой, он приходит в смятение и попадает в ловушку собственных капризов. Такая динамика характерна не только для духовной сферы, но и для всей нашей жизни.

Фарсе продолжает эти рассуждения, вспоминая о своем разговоре с продюсером весьма популярной в Париже телевизионной станции:

Она призналась, что для новых комедийных сериалов у них всегда набирают совершенно неизвестных молодых актеров. После она добавила, что им прекрасно известно одно: в тот самый миг, когда сериал начнут показывать по телевизору и актеры получают возможность прославиться, попасть на обложки журналов, эти милые, приятные и счастливые молодые люди резко меняютсявежливый юноша буквально за одну ночь превращается в самого несносного на свете сукина сына, а обаятельная девушкав жуткую стерву. Моя собеседница занималась телевидением уже много лет и утверждала, что такое происходит всегда, и она лично видела только одно исключение. Она пояснила, что молодые актеры не владеют собой, а когда звезды закатываются, их жизнь часто идет наперекосяк. Это что-то вроде закона природы.

Не следует считать большой проблемой тот факт, что каждый из нас в той или иной мере испорчен. Порочные наклонности, похоже, неразрывно связаны с самой природой человека — во всяком случае, западного человека нашего времени. Однако испорченность может быть разной, и именно те, кто испорчен больше других, реже всех прочих сознают, что подталкивает их к злоупотреблениям.

Сложность заключается еще и в том, что люди, по существу, соучаствуют в чужих злоупотреблениях, если не пытаются им противостоять. Наиболее драматичным примером из недавней истории служит гитлеровская Германия, где миллионы людей бездействовали, пока другие миллионы шли на бойню. Впрочем, неумышленное соучастие в злоупотреблениях властью нередко встречается и в наши дни.

Могущество — не просветление

Многие неосознанно полагают, будто человек знающий и покоряющий сердца других — и, в частности, человек с духовным «ореолом» или внушительной проницательностью в области духовной дхармы, — и есть просветленный. Однако истинное могущество далеко не всегда заметно невооруженному глазу. Есть немало примеров великих учителей дзэн, которые приехали на Запад и получили признание спустя долгие годы неприметной работы в прачечных и закусочных. В Индии известны случаи, когда великие святые были презираемыми уличными нищими и в них лишь намного позже узнавали настоящих мудрецов. С другой стороны, впечатляющие внешние эффекты — такие, как безумно модные ныне «хождение по углям» и псевдотантрические спектакли, — отнюдь не означают подлинной силы.

Больше того, даже истинное могущество вовсе не подразумевает непременного исчезновения власти эго. Эндрю Коэн говорит: «Многие не сознают, что эго и глубокая духовная реализация вполне могут сосуществовать. Собственно, именно по этой причине немало людей и попадают в беду» [4].

Духовные искатели, которые никогда не позволяли себе испытывать нечто, выходящее за привычные рамки эго (либо не отдавали себе отчета в подобных переживаниях, если те все-таки проявлялись), нередко переоценивают значимость психического могущества, предполагая, будто такие способности непременно указывают на состояние просветленности. Утверждать, что просветление обязательно подтверждается внешним могуществом, — все равно что называть настоящими павлинами только особей с пышным разноцветным хвостом, то есть самцов, а самок того же вида, не блещущих ярким оперением, считать павлинами «ненастоящими». Однако, как и павлин-самец, для которого радужные перья играют сугубо практическую роль, человек подлинно могущественный задействует свои способности исключительно по необходимости — но сила его ничуть не убавится, даже если он никогда не откроет своих талантов другим.

Падение после пробуждения

В духовной жизни неожиданное пробуждение или просветление нередко сменяется падением. Переживания эти так остры и не похожи на все, что человек испытывал прежде, что у него появляются мысли: «Я нашел путь, я — Бог. Все должны услышать мой рассказ!» В такие моменты немудрено сломаться. Попытки привлечь внимание к новообретенным способностям и навязчиво поучать окружающих могут довести до греха. Клаудио Наранхо сам оказался когда-то в подобном положении:

Однажды я дошел до того уровня, когда мог вызывать у других достаточное желание выслушивать меня и следовать за мной, после чего начал пользоваться этой властью. В первое время я распоряжался ею неплохо, но чем дальше заходил, тем было хуже. Мои изначальные предписания ученикам были довольно полезными, но позже я начал злоупотреблять властью и убеждать самого себя, что вправе давать полезные советы всем без исключения. Я переусердствовал, начал навязываться. Я требовал от других все большего и большего. Одновременно я начал чувствовать себя менее защищенным и принялся подавлять тех, кто, как мне казалось, мог бы бросить мне вызов; несостоятельность окружающих я доказывал, подчеркивая их недостатки. В некотором смысле, такой подход тоже бывает уместен, и я полагаю, что тем самым принес многим определенную пользу,беда лишь в том, что сам я исходил из дурных побуждений. И чем корыстнее были мотивы, тем меньше добра приносили мои указания. Так тянулось до тех пор, пока я не покончил со всем этим. В глубине души я уже не считал себя вправе занимать подобное положение. [5]

Злоупотребления как следствие утомления

Рабби Зальман Шахтэр-Шаломи рассказывает, какие злоупотребления властью встречаются на духовном пути иудаизма:

Главная угрозанервный срыв, потому что без видений вершин мастерства не достичь, но чем величественнее видения, тем больше задач перед тобой возникает, так что в конце концов эти задачи обрушиваются на тебя лавиной. Ты становишься нетерпимым к себе и другим, ведь все, что нужно успеть, делается слишком медленноне так быстро, как хотелось. Такие люди вечно сердиты и чем-то недовольны. Тебя просто заваливает; объемы работы огромны, нет времени даже прислушаться к своей совести, лишний раз проверить, чего добился и ради кого трудишься. Без определенной твердости эго с такой работой не справиться, но, если эго слишком уж сильно, труд может перерасти в эгоманию, а это тоже не принесет пользы. К тебе приходят люди, но ты видишь в них просто «рабочих лошадок», а не тех, кому ты, собственно, и должен помогать. Это все равно что использовать рабский труд на заводе, где производят бесплатные товары для самих рабов!

Испорченность, о которой говорит рабби Зальман, в определенном смысле напоминает рассказ Наранхо: первоначально искренние и благие побуждения можно быстро и незаметно утратить, а происходит это, когда человек забывает, в каком контексте его мотивы некогда зародились. Даже само желание служить и помогать людям может превратиться в логическое оправдание порабощения других.

Злоупотребления как следствие усиления соблазнов

Распространенное заблуждение в отношении духовной жизни сводится к тому, что, по мере движения по духовному пути, власть, алчность, похоть и прочие пороки якобы теряют свою привлекательность. Однако духовная жизнь, напротив, нередко приносит личности те самые наклонности, с которыми позже приходится сражаться. Многие учителя и развитые ученики утверждают, что при восхождении к духовным вершинам соблазн власти и разврата, по существу, лишь усиливается.

Духовное развитие одновременно сокращает и укрепляет эго. Накапливая силу, эгоистический ум проявляет все большую хитрость в самообмане. Чем больше могущества, тем выше вероятность того, что этой силой начнут злоупотреблять. Верно, впрочем, и обратное: чем больше соблазнов, тем сильнее способность им противиться. Образно говоря, горькие пилюли становятся больше по размерам, но глотать их тоже все привычнее.

Вероятность получить власть и злоупотребить ею есть у каждого из нас. Поладить со своими слабостями и превозмочь их можно только путем интенсивного самоочищения и духовных практик. И все же, когда учитель высочайшего на первый взгляд уровня неожиданно демонстрирует свою испорченность, для многих это становится потрясением. «Как такое могло случиться?» — изумленно вопрошают они, будто произошло нечто беспримерное, из ряда вон выходящее. Конечно, подобные случаи весьма неприятны, но причины их довольно очевидны всем, кто сознает собственную склонность к злоупотреблению силой.

***

Джай Рам Смит: «Ялжеучитель».

Ялжеучитель. Один из них. Один из тех самых. Я стремился к власти. Я выпросил у своего учителя могущественное положение, которое позволило бы давать указания другим, и он предоставил мне такую должность. И, заняв это положение, я был как никогда близок ко всему, чего только хотел в действительности от этого образа жизни. Приникнув глазом к маленькой дырочке в метафорическом заборе, я смог увидеть, что там, по другую сторону.

Когда ко мне начали приходить как к учителю... особенно женщины,меня очень скоро переполнило дикое желание переспать со всеми женщинами в общине. Я просто не мог беречь всю свою энергию и власть, не мог сказать себе: «Это нужно направить на служение. Я не вправе пользоваться силой в личных целях». Когда тебя переполняет энергия, тут же становятся заметными все слабые звенья электроцепи, потому что энергия задерживается именно там. Так уж устроена энергия и сила.

В то время я, конечно, ничего этого не замечал. Такие вещи всегда приходятся на «слепое пятно». Я считал, что на самом-то деле просто намерен хорошенько поработать с каждой женщиной индивидуально. Я не был невеждой в духовной работе, и мне было совершенно ясно, что намечается нечто весьма положительное. Но где-то там, в тени, усердно копошилось кое-что другое.

По моим собственным оценкам, я потерпел крах и не выполнил поставленную задачу. Нельзя сказать, что провал был полным; просто я столкнулся с тем, чего не в силах был преодолеть. Моя матрица была еще незавершенной. Я не стал целостным. Иногда обучение вовсе не связано с тем, что ты уже знаешь. Думаю, большинство людей вокруг хорошо понимали, что я в состоянии предложить и чего никогда не смогу дать. Немалая доля глубинной духовной работы определяется не тем, что ты обрел, а долгим путем ученика к тому, чего ему недостает.

Как избежать злоупотреблений в духовной жизни

Один из лучших способов профилактики злоупотреблений в духовной жизни — научиться действенно противостоять испорченности в жизни обыденной. Разница лишь в том, что в духовной сфере все многократно усиливается: корыстное использование власти и прочие пороки выглядят еще соблазнительнее, а цена за злоупотребления — намного выше. Вступая в духовную сферу, даже тот, кто совладал с искушением мирской властью, почти наверное окажется в плотном кольце новых труднопреодолимых желаний.

Большая часть духовных учеников, к сожалению, не имеет особого опыта столкновений с динамикой власти и испорченности в повседневной жизни. Многие вступают на духовный путь по той причине, что обычная жизнь не принесла желанных наград и в ее играх не удалось добиться победы. Другие, обладавшие в обычном мире определенной властью, продолжают бороться со сходными проблемами и в духовной жизни, и дело не только в том, что их склонность к злоупотреблениям особенно сильна — просто сам факт обладания властью вовсе не означает, что человек умеет ею пользоваться. Таким образом, при переходе к духовной жизни им приходится осваивать все «на ходу», нередко путем многочисленных проб и ошибок.

Испорченность существует, так как существует чистота

Коррупция проявляется на всех уровнях. К сожалению, она оставляет шрамы в душах других людей, вызывает у многих циничные сомнения в значимости духовных сообществ, духовной практики и необходимости духовного руководства. Те, кто уже «обожглись», то есть утратили иллюзии в отношении какого-либо духовного авторитета либо на своем опыте познали вероломные повадки эго, нередко высказывают крайне отрицательные суждения о самой возможности существования чистоты и искренности в духовной сфере. Однако подобными мнениями они одновременно отрицают собственный потенциал чистоты и честности и оказываются в глухом тупике. В статье под названием «Испорченность, чистота и просветленность» Эндрю Коэн подчеркивает необходимость избавиться от цинизма, так как иначе человеку не увидеть возможности чистоты и безупречности:

В наши дни широко распространилось циничное отношение к представлениям о чистоте духовных авторитетов. Большая часть духовных вождей действительно не смогли надежно подтвердить и даже проявить собственное совершенство. Слишком уж многие из тех, кто объявили о своем просветлении, оказались, невзирая на выдающиеся духовные свершения, в той или иной мере испорченными. Последствия стали губительными, так как вокруг воцарилась атмосфера разочарованности и скептицизма.

Людям нужно верить, что человек в состоянии пройти весь этот путь до самого конца... И только те, чье стремление к Освобождению остается незапятнанным, в состоянии помешать дальнейшему росту смятения и злоупотреблений, которые превратились в современном духовном мире в норму. Что касается людей, постоянно сетующих на то, что к лицемерию и корыстолюбию среди духовных авторитетов стали относиться с недопустимой легкомысленностью, терпимостью и попустительством, им следует хорошенько разобраться, в какой мере они сами готовы к компромиссам. [6]

Учителя, беседы с которыми представлены в этой книге, наглядно показали, что искренность и добродетель в духовной жизни действительно возможны. Испорченность оценивается только в сравнении с чистотой, способностью освободиться от дурного. Человек поддается порокам по той причине, что сущность его еще недостаточно созрела. Таким образом, постижение динамики испорченности в самом себе и окружающем мире может послужить чудесной возможность отыскать в себе и других подлинную чистоту.

 

КРУГОВАЯ ПОРУКА

Мало замечать злоупотребления учителей, если сам ты не готов с жестокой честностью увидеть собственное соучастие в них. И, если увидел его, не следует уже оправдывать себя незнанием или обвинять в чем-то учителя, с которым пребываешь в тайном сговоре. [7]

Пол Чизмэн

Соучастие — запутанная сторона духовного разложения; это явление определяется тем, что учитель и ученик (второй — нередко неосознанно) вместе создают искаженные, неблаговидные, но в то же время выгодные для обоих обстоятельства. Разумеется, в конечном счете соучастие в злоупотреблениях не приносит блага никому, но эго учителя и эго ученика какое-то время тешатся собой. Человек, выразивший скоропалительные притязания на просветленность, не так далеко ушел от тех, кто эти притязания поддержал.

Нужно, чтобы люди осознали ответственность за свою жизнь и свой духовный путь. Им можно помочь, но нельзя пройти их путь вместо них.

Мари-Пьер Шеврье.

Верно и обратное: если ученик полагает, что стал жертвой корыстолюбивого учителя, ему следует прежде всего поразмыслить над своей собственной ролью в случившемся.

Испорченность понимается обычно как нечто одностороннее: «плохой дядя» надругался над невинными жертвами. Вопросом о поведении самой «жертвы» задаются редко. Но почему одни сплошь и рядом становятся жертвами обмана, а другие — почти никогда? В вопросах приземленных, когда речь идет о падающей бомбе или ограблении дома, жертва едва ли имеет право голоса, но решение погрузиться в духовную жизнь — ее собственный выбор, как бы невежественно ни делали его многие новички. А духовная жизнь предполагает огромную личную ответственность, так как в конце концов никто другой не в ответе за сделанный тобой духовный выбор.

Глубокие размышления о пороках в духовной сфере приводят к пониманию того, что искажения проявляются не столько в поступках самого учителя, сколько во взаимоотношениях учителя с учеником. Многие с удивлением сознают, что сами вызывали к жизни (по крайней мере отчасти) те обстоятельства, невинными жертвами которых себя прежде считали.

Факт остается фактом: оба — и учитель, и ученик — несут полную ответственность за свои взаимоотношения. Учитель обязан следить, чтобы в его духовном течении, в отношениях с учениками не возникало каких-либо злоупотреблений, а ученик целиком и полностью отвечает за себя и свое право не сносить злоупотребления покорно, противиться им, не создавать осознанно либо неумышленно повода к проявлению пороков в его отношениях с учителем и остальным духовным сообществом. Полнота ответственности лежит на каждом, и при достаточно серьезном отношении к этому вопросу оба оказывают друг другу неоценимую услугу.

Реальность круговой поруки — не только важное, но и очень полезное знание. Сознавая собственную вину в возникновении тех обстоятельств, которые причинили им столько бед и разочарований, люди нередко впадают в уныние, однако сам этот факт предполагает, что они с равным успехом способны творить здоровые и благотворные условия общения учителя с учеником.

Обзор психологической динамики проекций и переносов поможет нам понять, как возникает соучастие в искажениях, на чем держится и, наконец, какими средствами учитель и ученик могут это предотвратить.

Проекция и перенос

Карл Юнг очень четко описал психологическое явление, получившее название проекции, — процесс, когда личность неосознанно стремится к тем жизненным обстоятельствам, которые основаны на возникших у него еще в детстве представлениях о мире и окружающих людях.

Трагично наблюдать, как грубо ошибается порой человек в отношении себя и других, но тем не менее не может понять, что сам был причиной разворачивающейся драмы и, больше того, продолжает служить ее движущей силой. Происходит это, разумеется, неосознанно, поскольку на сознательном уровне он по-прежнему сетует на обстоятельства и проклинает коварный окружающий мир, который якобы засасывает его в самую пучину бедствий. Именно подсознательный фактор творит иллюзии, опутывающие мир такого человека. Нити иллюзий сплетаются в прочный кокон, со временем сковывающий человека порукам и ногам. [8]

Ученики создают учителя и стремятся показать себя перед учителем, поскольку они что-то в него вложили и хотят что-то получить от него взамен. Чем больше они вкладывают в учителя, тем сильней они оказываются к нему привязаны.

Дзякусё Квонг-роси

Перенос, частый спутник проекции, заключается в том, что человек связывает свои проекции с другой личностью — обычно той, которая воспринимается им как авторитет.

Проекция — источник немалой доли нашего иллюзорного мира. Неосознаваемые и отвергаемые грани собственной личности переносятся на внешние обстоятельства или другого человека. Хозяин проекций свято верит, что воображаемое подлинно; силой собственных проекций он творит прежде не существовавшую действительность.

Значение проекций и переносов

Проекции естественны. В обычной подсознательной жизни они чаще всего становятся помехой, но на определенных этапах духовной работы могут приносить и пользу. Психолог Гэри Мюллер рассуждает о неизбежности проекций:

Это часть человеческой души. Мылюди, и потому, кого бы ни повстречали, проецируем на него какие-то грани самих себя. Иногда это наши божественные аспекты, которых мы в себе боимся, и в этом смысле учитель может стать для нас прекрасным зеркалом. Благодаря такому процессу ученик понимает вдруг, что увиденное в учителечастица его самого, и эту добродетель можно развивать.

Проекции и переносы вполне могут оказаться благотворными. Те, кто недостаточно глубоко разбирается в психологии, склонны считать эти динамические процессы вредными и, в целом, недопустимыми, но Левеллин Воэн-Ли тоже подчеркивает их потенциальную ценность:

Человек приходит к учителю без веры в себя, но наставник находит в нем нечто, достойное доверия. Он видит в человеке потенциальное, еще не осуществившееся, пусть даже сам ученик не подозревает об этом либо ощущает лишь смутно. Учитель поддерживает такую проекцию Высшего Я. Он верит в ученика больше, чем сам ученик. Так и должно быть. Важно другое: на определенном этапе учитель обязан показать ученику правду. Он должен вернуть ученику частицу его души, чтобы тот принял на себя ответственность за свою внутреннюю мудрость. А для этого необходимо, чтобы учитель не испытывал ни малейшего искушения сберечь проекцию, не желал оставаться для ученика идеалом. Учитель должен суметь прекратить это в нужный момент.

Лозовик говорит, что перенос полезен лишь в том случае, когда объект проекций и переносов понимает динамику, лежащую в основе этих явлений, и не пытается воспользоваться ими для манипулирования и господства над автором проекций и переносов.

Опасности проекций и переносов

Польза и вред проецирования неразрывно связаны. Вернемся к идее круговой поруки: в подобных обстоятельствах ученик чаще всего проецирует на учителя какие-то идеалы, приписывает ему определенные свойства, а эго самого учителя с готовностью воспринимает эти проекции так, словно подобные качества действительно ему присущи. Если учитель не понимает, что это только проекции, и неосознанно соглашается с ними, он, в свою очередь, проецирует на ученика неполноценность, отсутствие божественного дара и прочие недостатки — и тем самым лишь усиливает иллюзии, которые ученик питает в отношении себя и учителя. Говоря языком психологии, происходит обратная проекция. Цикл взаимного проецирования между учителем и учеником возникает неумышленно и ведет к тому, что для сохранения установившихся отношений обоим приходится постоянно подкреплять эти проекции.

Джудит Лейф объясняет, насколько легко учителю, какими бы благими ни были его намерения, угодить в западню проекций ученика:

Взаимоотношения учителя с учеником таят в себе невероятную силу. Ученик всегда восхищается учителем, и даже самые благонамеренные учителя по легкомыслию или неопытности попадают порой под влияние ожиданий своих учеников. Они начинают верить всему тому, что про них говорят,правда это или выдумка. Дело не в том, что какой-то плохой человек умышленно пытается пустить другим пыль в глаза. Это не просто самообман, а взаимный обман, в котором ученик и учитель вводят в заблуждение друг друга. Начинается все это просто, а крепнет очень быстро. Человек может поддаться искушению власти, чрезмерных восхвалений и восторгов. Обожаниеогромный соблазн. Я думаю, это просто в природе человека.

Воэн-Ли добавляет, что и без того притягательный учитель становится в этом процессе еще харизматичнее, что объясняется поразительными объемами психической энергии, которую несут в себе проекции учеников. Энергия эта переполняет объект проецирования, и потому в мире, сотворенном совместными проекциями учителя и учеников, иллюзорное кажется особенно достоверным.

Если девятнадцатилетняя девушка, влюбленная в дхарму, переносит свое чувство на учителя, считая того Богом, а учитель в ответ соблазняет ее, она беззащитна. Думаю, здесь было бы нечестно просто сказать: «Да ну, берите то, что хорошо, и не беспокойтесь о том, что дурно».

Дэйнан Генри

Идолов переноса рано или поздно следует разбивать. Вопрос этот, однако, весьма щекотливый, поскольку определенный слой проекций и переносов достаточно ценен — возможно, даже необходим — и, преждевременно уничтожая идолов, можно ненароком погубить шанс человека на трансформацию. Впрочем, на некоторых этапах даже разрушение идолов становится частью проецированного мифа об учителе; если перенос заходит слишком далеко, учитель может вытворять что угодно (оскорблять учеников физически и сексуально, грубо манипулировать ими и так далее), но все будут считать, что даже эти унижения в каком-то смысле «божественны».

Учитель существует только в отношениях с учениками

 

Не бывает учителя без учеников, да и учеником вряд ли можно быть без учителя. Ученика и учителя связывает взаимная обязанность не дать друг другу сбиться с пути.

Джудит Лейф

Вполне возможно, что восседающий где-то на горной вершине «великий святой» действительно велик и властвует над невообразимыми космическими силами, но это еще не делает его учителем. В духовной жизни наставник и ученик — не самостоятельные единицы, а взаимосвязанная система, высшая функция которой заключается в передаче духовных учений. Духовная школа подразумевает наличие не только учителя, но и ученика либо целой сангхи (сообщества учеников). Одно требует другого. Очевидно, что ученику наставник нужен, чтобы учиться, однако преподаватель в равной мере нуждается в ученике, иначе просто не сможет исполнять свои обязанности — учить. Каждый играет свою роль и несет ответственность за сбережение целостности исполняемой функции.

Все происходит только во взаимосвязи со всем прочим. Когда сознаешь эту бесспорную истину, возникает ряд серьезных вопросов об испорченности в духовной жизни. И тот, кто по-настоящему понимает идею взаимосвязи, уже не станет обвинять в злоупотреблениях одного лишь учителя. «За это никогда не отвечает один, — поясняет Якусё Квонг-роси. — Да, поступки совершал учитель, но сангха — часть учителя. Они творят друг друга».

К сходному выводу приходит и Джек Корнфилд: «Проблемы, связанные с учителями, нелегко отделить от проблем их окружения. Духовное сообщество отражает ценности и поведение учителей, то есть является частью любой проблемы»19].

Черты учеников отражаются в характере учителя и наоборот. За много лет работы в Дзэн-центре на горе Сонома Квонг-роси не раз становился свидетелем этого явления:

Ученик всегда заслуживает того учителя, которого нашел. Космические силы вовлекают каждого человека в соответствующие ему обстоятельства, от которых он может отталкиваться, чтобы идти вперед. Вы можете сказать: «Боже, да меня ведь просто облапошили»но это тоже обучение. Звучит жестоко, но вы сами можете убедиться, какие разные люди приходят к разным учителям. Ученик заслуживает того наставника, которого находит, а учитель всегда достоин своих учеников. Но если все онинастоящие искатели, то будут учиться на любых уроках и смогут из всего извлечь пользу.

В дзэн-буддизме, если тебе преподает учение кто-то находящийся справа, ты должен передать его тому, кто от тебя слева. Если тебя учит тот, кто спереди, ты должен передать его назад. Так все мы связаны друг с другом.

Дэйнан Генри

Квонг-роси наступает на больную мозоль тем, кто разочаровался в своих духовных учителях. Тем не менее, его здравомыслящая точка зрения бросает полезный

вызов всем учителям и ученикам. Ту же динамику подметили в мире духовного обучения и другие учителя. Мари-Пьер Шеврье утверждает:

Когда-то я считала, что во всем виноваты гнусные лжеучителя, но теперь мне кажется, что все не так просто. Подобное происходит совсем не случайно. Не знаю, по какой причинепассивность или отсутствие веры в себя,но некоторых учеников словно притягивает к лжеучителям. Они снова и снова проваливаются в одну и ту же яму.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.