Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста

2020-10-20 145
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин.

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе, в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье. К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка, о возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) [17].

Подтверждение этому мы находим и в работах известных западных психологов. Например, А. Адлер считал, что семейные установки, ценности и взаимоотношения являются первым фактором в развитии личности; К. Юнг указывал на то, что поступательное развитие индивида предопределяет как индивидуальное подсознание человека, так и коллективное бессознательное; К. Хорни подчеркивала влияние социальной ситуации на формирование невротических форм поведения личности; Э. Фромм выявлял социальный контекст, провоцирующий невротические ориентации личности, исследовал разрушающее влияние цивилизации на личность человека, в частности замещение способности любить и созидать деструктивностью, вследствие глубокой фрустрации базовых потребностей в детстве [21].

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками рассматривается как школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. При создании положительных отношений ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Актуальность. Таким образом, с одной стороны на развитие личности ребенка оказывает семья, с другой стороны - общение со сверстниками. Паттерны межличностного взаимодействия формируются в семье. В какой степени детско-родительские отношения оказывают влияние на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста является основной проблемой нашего исследования.

Целью исследования является изучение влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования являются дети 5-6 лет и их матери.

Предметом исследования является влияние детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.


 

Методы исследования:

Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;

Психодиагностические методики:

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захарова.

Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Методика Р. Жиля.

Социометрический эксперимент «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским).

Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что «авторитарный» и «маленький неудачник» типы семейного воспитания оказывают отрицательное влияние на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи:

Познакомиться с теоретической литературой по теме исследования;

Выбрать параметры и исследовательские приемы;

Изучить особенности детско-родительских отношений;

Изучить особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста;

Выявить взаимосвязи показателей детско-родительских отношений и показателей межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.


Описание выборки

 

Эмпирической базой исследования послужило изучение влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста. Были обследованы дети 5-6 лет, ГДОУ №….. В исследовании приняли участие 30 дошкольников (15 девочек и 15 мальчиков); 30 родителей (30 мам). В возрасте 5-6 лет.

Особенности выборки исследования

 

Критерий Дети дошкольного возраста Родители (мамы)
Возраст От 5 до 6 лет От 24 до 36 лет
Пол 15 мальчиков 15 девочек 30 женщин
Полная семья 18 случаев 18 случаев
Неполная семья 5 детей. 5 детей
Родители в разводе 7 случаев 7 случаев

 

Эксперимент проводился индивидуально.


Методы исследования

 

Для математического анализа и интерпретации данных использовалась первичная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартное отклонение, асимметрия, эксцесс.

Для корреляционного анализа данных использовался критерий Пирсона.

Сравнительный анализ данных проводился с помощью t-критерия Стьюдента. Остановимся на нем более подробно.

Сравнение двух выборок по признаку, измеренному в метрической шкале, обычно предполагает сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента [29].

Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:

 

 

где  и  - средние арифметические двух сравниваемых выборок, N2 и N2 - количество испытуемых в первой и второй выборке, а  и - их стандартные отклонения.

Для корреляционного анализа данных использовался критерий Пирсона.

Критерий Пирсона (χ2) - наиболее распространенный критерий согласия, предназначенный для проверки гипотезы о том, что случайная выборка извлечена из генеральной совокупности Х с функцией распределения F(X), вид которой считается известным, а параметры - неизвестными. Используется для определения степени согласия между наблюдаемым и ожидаемым распределениями. Этот критерий можно применять для проверки любого закона распределения. В этом состоит его преимущество. Эмпирические и теоретические частоты обычно различаются. Это различие может быть случайным (незначимым) или неслучайным (значимым). Критерий Пирсона позволяет ответить на вопрос о значимости или незначимости различий. Приведем формулу для расчета:

 

 

Обработка данных была произведена в программе STATISTICA 6.0 for Wind.

Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.

Методика Р. Жиля

Цель теста: исследование социальной приспособленности ребенка среднего дошкольного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста: проективная визуально-вербальная методика состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким тестом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовым заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить то или иной ответ, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые моменты его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках. В целом, можно использовать те возможности, которые дают проективные методики. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно обрабатывать по двум основным показателям:

.переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми.

.переменные, характеризующие особенности самого ребенка.


 

Введение

 

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Семьей и ее проблемами начинают интересоваться не только специалисты в этой области (семейные психологи и психотерапевты), но также представители смежных дисциплин.

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья на ранних этапах жизни является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп для индивида. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, жизнеспособной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе, в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и требует условий, соответствующих его базовым потребностям. Ребенок, в условиях адекватно функционирующей семьи, оптимально удовлетворяет витальные потребности, он высокоадаптивен, имеет комплиментарные образцы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения в своей семье. К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка, о возможности возникновения необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) [17].

Подтверждение этому мы находим и в работах известных западных психологов. Например, А. Адлер считал, что семейные установки, ценности и взаимоотношения являются первым фактором в развитии личности; К. Юнг указывал на то, что поступательное развитие индивида предопределяет как индивидуальное подсознание человека, так и коллективное бессознательное; К. Хорни подчеркивала влияние социальной ситуации на формирование невротических форм поведения личности; Э. Фромм выявлял социальный контекст, провоцирующий невротические ориентации личности, исследовал разрушающее влияние цивилизации на личность человека, в частности замещение способности любить и созидать деструктивностью, вследствие глубокой фрустрации базовых потребностей в детстве [21].

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

Общение со сверстниками рассматривается как школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. При создании положительных отношений ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Актуальность. Таким образом, с одной стороны на развитие личности ребенка оказывает семья, с другой стороны - общение со сверстниками. Паттерны межличностного взаимодействия формируются в семье. В какой степени детско-родительские отношения оказывают влияние на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста является основной проблемой нашего исследования.

Целью исследования является изучение влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования являются дети 5-6 лет и их матери.

Предметом исследования является влияние детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.


 

Методы исследования:

Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;

Психодиагностические методики:

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Е.И. Захарова.

Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

Методика Р. Жиля.

Социометрический эксперимент «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским).

Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что «авторитарный» и «маленький неудачник» типы семейного воспитания оказывают отрицательное влияние на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи:

Познакомиться с теоретической литературой по теме исследования;

Выбрать параметры и исследовательские приемы;

Изучить особенности детско-родительских отношений;

Изучить особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста;

Выявить взаимосвязи показателей детско-родительских отношений и показателей межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.


Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния детско-родительских отношений на межличностное общение детей старшего дошкольного возраста


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.