Роль средств массовой информации в освещении актов терроризма — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Роль средств массовой информации в освещении актов терроризма

2020-10-20 120
Роль средств массовой информации в освещении актов терроризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

теракт московское метро

Терроризм, выходящий за локальные рамки, стал повседневной реальностью современного мира, угрожающей мировому сообществу в целом и человеку в отдельности, которые становятся либо прямой жертвой террористических актов, либо подвергаются опосредованной психологической атаке через средства массовой информации. Гражданские лица и общество в целом стали новыми объектами международного терроризма как способ принуждения, таким образом, политического руководства государства. Не последнюю роль в процессе организации террористических действий и достижения преследуемой террористами цели играют средства массовой информации, которые в условиях глобализации и научно-технического прогресса приобрели совершенно иной статус.

Без преувеличения можно констатировать, что в настоящее время средства массовой информации занимают прочное положение, как в политическом процессе отдельного государства, так и в мировом политическом развитии. В свете дискуссии о терроризме СМИ заставляют правительства предпринимать активные действия, с одной стороны, нацеленные на снижение активности международного терроризма и его искоренение и на регулирование деятельности СМИ, с другой, в силу способности последних оказывать воздействие на массовое сознание и создавать сложности для проведения секретных контртеррористических операций.

Современные высокие технологии предоставляют большие ресурсы для того, чтобы создавать и поддерживать космополитизм СМИ. Отгораживаясь от контроля со стороны государства, медиа становятся институтом, рассматриваемым неформальными структурами как способ претворения в жизнь своих целей. То же можно сказать и о терроризме, который процветает только тогда, когда он у всех на слуху, когда его освещают. Маргарет Тэтчер красноречиво говорила о том, что «освещение терроризма - это его кислород». Поэтому совершенно неудивительно, что террористы используют мировую систему средств массовой информации в своих целях.

Исходя из этого, СМИ всегда будут создавать условия, привлекающие внимание со стороны международного терроризма и удовлетворяющие его требованиям, в силу самого факта своего существования, а также обслуживать конкретные террористические действия в силу своей природы и предназначения.

Атаки террористов, где бы они ни происходили, неизбежно становятся темой, заслуживающей освещения в СМИ, как описание человеческой трагедии, драмы и безысходности. Однако, эти акты, подобно другим выходящим за рамки разумного событиям, как катастрофы, войны, кризисы и т.п., характеризуются не только тем, что они автоматически становятся важными информационными событиями, но отличаются тем, что для достижения своей цели они должны получить освещение в СМИ.

Представляется, что именно СМИ сыграли решающую роль в становлении международного терроризма как актора, определяющего изменение политической структуры мира. Связь между терроризмом и медиа имеют давнюю историю: еще в конце XIX века анархисты использовали печатные издания и постеры для распространения своих идей, с изобретением радио и телевидения облегчилась задача террористов по распространению пропаганды и информации. Послания террористов тем быстрее и беспрепятственнее достигали своих адресатов, чем увереннее происходило развитие коммуникационных технологий. Информатизация изменила состояние мира, также она изменила и сознание террористов. Как указывает Л. К. Айвар: «В середине 2001 года, идея глобального терроризма была только гипотезой, возможным асимметричным ответом на современные мировые политические проблемы. После событий 11 сентября мегатерроризм, основанный на информационных технологиях, стал реальностью».

Решающую роль в том, что террористические акты 11 сентября 2001 года в США достигли своей цели, сыграли средства массовой информации: события этой даты продемонстрировали огромное могущество информационных империй.

Ввиду возросшей самостоятельности и мощи СМИ, используя определенные методы и способы своей деятельности и воздействия, придали далеко не новому явлению - терроризму - новый характер, наделили его информационной составляющей и обеспечили его популярность в мировом масштабе. Популярность, выражающуюся не в повсеместном одобрении и поклонении, а в широких дискуссиях о его истоках, мотивах, целях, средствах и структуре.

Средства массовой информации составляют неотъемлемый элемент стратегии любого проявления международного терроризма как гарант обеспечения желаемого информационно-психологического эффекта.

В основе любой стратегии террористов, по признанию многих исследователей, лежит необходимость освещения их актов в СМИ - «паблисити» (англ.: Publicity). Е. Е. Пронина, например, указывает на то, что «объем освещения в средствах массовой информации, который террористам удается заполучить своими действиями, является критерием того, удалась их акция или провалилась». Эффект, который при этом достигается направлен на то, чтобы доказать и продемонстрировать уязвимость и несостоятельность государства, спровоцировать его на ответные шаги, способные дискредитировать его, стать причиной поляризации и радикализации в обществе; а также вызвать симпатию со стороны общества путем тщательного выбора объектов атак, которые могут быть рационально оправданы людьми.

Обладание «паблисити» достигается различными приемами и тактиками, осуществляемыми со стороны террористических организаций, целью которых может являться одновременно психологическое воздействие и объяснение идеологических основ и мотивов, основными среди тактических приемов получения «паблисити» можно выделить, по мнению А. Шмида:

-  непосредственное совершение насилия, без сомнения, оказывающегося во внимании средств массовой информации;

-  удачный выбор места, времени и зрелищности террористического акта: например, дни национальных праздников, одновременность терактов (захват трех самолетов Народным Фронтом Освобождения Палестины в 1970 г., тараны двух небоскребов в Нью-Йорке в 2001 г.), урбанизация терактов - теракты в городах привлекают больше внимания и влекут за собой больше жертв, чем в сельской местности;

-  обнародование заявлений лидеров террористов, что нацелено на объяснение истинных мотивов терактов;

-  созыв пресс-конференций;

-  взятие на себя ответственности за террористические акты, в некоторых случаях и несовершаемые;

-  символизм при выборе цели атаки: личность, олицетворяющая совокупность идей и принципов оппозиционной стороны, архитектурные объекты (башни Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке символизировали финансовую и идеологическую мощь всей западной либерально-демократической цивилизации).

Ввиду универсальности средств массовой информации как института, формирующего отчасти общественное мнение, террористы стремятся посредством глобальных медиа-сетей добиться желаемого ими понимания если не самого действия, то хотя бы его причины или мотива.

Сам террористический акт не может, естественно, встретить общественного одобрения или понимания, но общественное мнение способно проявить сочувствие к тому порыву, который сподвиг террориста на преступления. Возможно, подобное сочувствие редко имеет место, однако террористические образования на протяжении многих лет пытаются поддерживать хорошие отношения со средствами массовой информации: достаточно вспомнить тот факт, что, в основном, именно журналисты и репортеры являются посредниками для передачи совместных требований между государством и террористами.

Другим аспектом взаимодействия террористических сетей и мировыъ структур средств массовой информации является обеспечение легитимности международного терроризма посредством средств массовой информации.

Представляется, что основная причина стремления государства оказывать давление на средства массовой информации заключается не в том, что полное или частичное воспроизведение подобной информации о терроризме может содержать в себе инструкции и стать триггером последующих актов террора (хотя и это также имеет место), а в том, что «это производит несоизмеримый ни с чем иным психологический эффект на телеаудиторию или читателей, способный сформировать в сознании людей образ террориста, являющегося борцом и великомучеником против любых форм насилия, угнетения и насаждения неприемлемых ценностей и идей». Подчеркивая информационную составляющую современного терроризма, Г. Г. Почепцов пишет: «Террорист порождает «плохое событие», которое всегда является «хорошей новостью». Присоединяясь к событию, он делает себя ньюсмейкером, что позволяет ему повествовать о том, что он считает важным».

Легитимность, обеспечиваемая СМИ, может распространяться не только на акты террора, но и на существование самих террористических организаций, которые могут иметь в своем составе довольно миролюбивые политические структуры. С точки зрения искушенного террориста, политика является продолжением террора с использованием других методов и средств. ИРА и ХАМАС (Исламское движение сопротивления) - примеры подобных образований, имеющих в составе политическое и военное отделения. Например, Муса Абу Марзук, стоявший во главе политического крыла ХАМАСа, обвиняется в проведении серии терактов и политических убийств, создании отрядов шахидов (боевиков-мучеников). Подобно этому, противоречивые связи Джерри Адамса (лидера легального крыла ИРА - партии Шин Фейн) с военными структурами ИРА являются предметом большого числа дискуссий о его причастности к международному терроризму.

В таком случае освещение легальной политической деятельности одних органов организации ведет к обеспечению морального признания и оправдания активности ее нелегальных террористических структур. Очевидным становится то, что любое, даже самое поверхностное, освещение терроризма и деятельности его лидеров создает основания для обеспечения легитимности их деятельности, что непосредственно связано со стремлением террористов добиваться с помощью массмедиа желаемого понимания их мотивов и побуждений.

Посредством ресурсов средств массовой информации может также обеспечиваться основа легитимности неправительственных организаций, исследовательских центров и финансовых структур, специально созданных в качестве прикрытия для проведения террористической деятельности, а также осуществляемой ими деятельности (проведение опросов общественного мнения, мнимые благотворительные акции, финансовое обеспечение проектов, посольская и консульская поддержка для облегчения передвижения террористов по миру), в реальности направленной на завоевание симпатий и увеличение числа сторонников того или иного террористического образования, рекрутирование кандидатов на совершение новых террористических актов, привлечение сочувствующих инвесторов и спонсоров.

Освещение в СМИ деятельности подобных образований, а также прокламация их идей, представлений и результатов работы находят положительную реакцию у аудитории, которая не расценивает их существование и активность как противозаконные и может, в ряде случаев, принимать участие в некоторых проектах, прикрытыми благими целями.

С развитием высоких информационных технологий произошло увеличение возможностей международного терроризма по усилению своей пропаганды, облегчению и активизации общения террористов между собой посредством спутниковых телефонов, электронной почты.

Интернет стал плацдармом протеррористической идеологической борьбы и выражения идей и взглядов террористов, способом проведения обмена оперативной информацией между террористами: будучи практически неконтролируемым, Интернет содержит мощнейший поток информации о международных террористических синдикатах, лидерах террористов, описания особенностей проведения терактов и т.д. Крупнейшие международные террористические организации имеют в своем арсенале множество официальных веб-сайтов, что свидетельствует об активном практическом использовании международным терроризмом не только давно существующих печатных и вещательных СМИ, но и электронных массмедиа, основанных на новейших технологиях и обладающих мощным ресурсным потенциалом.

Террористические организации рассматривают ресурсы глобальных СМИ как инструмент нанесения ущерба своим противникам, что наиболее ясно проявляется, когда виновники терактов и их логические мотивы и причины остаются неизвестными. Средства массовой информации, в таком случае, усиливают панические настроения, распространяют страх и создают неблагоприятный имидж и непривлекательность страны, проявляющиеся в снижении уровня инвестиций в страну и туристического бизнеса. Тем самым в государстве и обществе до предела накаляется озабоченность общей угрозой терроризма, подозрительность и недоверие по отношению друг к другу.

Вышеперечисленные составляющие стратегии терроризма по отношению к средствам массовой информации используются террористами, как по отдельности, так и в сочетаниях для достижения политических и, прежде всего, психологических целей по деморализации оппонента в лице государства, поднятию морального духа своих сторонников, передачи закодированной информации, формированию в обществе ситуации хаоса и страха. Данные особенности вызывают негативную реакцию со стороны государства и всего мирового сообщества, обеспокоенных снижением уровня безопасности своих граждан из-за угрозы терроризма.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.