Историко-литературные системы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историко-литературные системы.

2020-10-20 159
Историко-литературные системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: д иахронные и синхронные художественные системы; литературное направление, художественное течение, жанрово-стилевая тенденция; классицизм, романтизм, реализм, модернизм.

Вопросы:

1. Опираясь на указанную литературу, ответьте на вопросы:

- существует ли художественный прогресс? Проанализируйте аргументы полемизирующих сторон;

- в чем разница между синхронными и диахронными художественными системами?

- что такое литературное направление, художественное течение, жанрово-стилевая тенденция?

- в чем заключаются коренные различия между классическим и неклассическим типами художественного освоения мира?

2. Охарактеризуйте следующие литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм. Приведите примеры.

 

Литература

Основная

1. 5 (с. 345 - 383).

Дополнительная

2. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 18-37.

3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997. Лекции 29,30

VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. На самостоятельное освоение студентов очного отделения выносятся следующие вопросы:

  1. Основные эстетические категории.
  2. Теории происхождения искусства.
  3. Типы авторской эмоциональности (по Хализеву).
  4. Лексические средства выразительности.
  5. Специальные средства выразительности.
  6. Основные виды строфической организации русской поэзии.
  7. Типология жанров (характеристика 2-3 литературных жанров).

 

На самостоятельное освоение студентов заочного отделения выносятся следующие темы курса: Модуль 1, тема 1,2; модуль 2, тема 1; модуль 3, тема 1,2.

Для освоения предлагается использовать основную литературу к курсу и специализированные Интернет-ресурсы (см. перечень в разделах Х и ХI).

 

Студентам предлагается перечень теоретических работ для конспектирования. Законспектированные источники могут быть использованы при ответе на экзамене.

Рекомендации по конспектированию

 

Конспектирование – неотъемлемая часть подготовки сту­ден­та-гу­манитария. Знакомство с лучшими работами выдающихся ис­­сле­дователей позволяет уяснить сложные проблемы лите­ра­ту­ро­­ве­дения, прививает навык пользоваться научным языком, фор­ми­­ру­ет логику научной мысли.

Конспект представляет собой сжатое изложение содержания изу­чаемой работы. Наиболее эффективен цитатно-тезисный конс­пект. Последовательность работы: сначала прочитывается весь ма­те­риал, затем составляется план. Содержание каждой из вы­де­лен­ных смысловых частей излагается в виде тезисов. Тезисы обыч­но сопровождаются цитатами из изучаемой работы, который сле­дует закавычить и отметить страницу издания. Конспект обя­за­тельно снабжается указанием выходных данных источника.

Для студентов заочного отделения обязательными для конспектирования являются работы под номерами 2,3,6 в приведенном ниже перечне

Литература для конспектирования

 

1. Аристотель. Об искусстве поэзии // Соч.: в 4 т. М., 1985. Т. 4. § 1, 4, 9.

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бах­тин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-236, 391 – 408.

3. Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы ли­тературы и эстетики. М., 1975. С. 126–134.

4. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. (Статья 1). // Белинский В. Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1982. Т. 3.

5. Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литератур­ных форм // Теория литературы. Основные проблемы в ис­то­ри­чес­ком освещении. М., 1964. Кн. 2. С. 17–36.

6. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. (Гл. 1 «Основные по­нятия». С. 8–25).

7. Каган М. С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 6–21.

8. Корман Б. О. Изучение текста литературного произведения. М., 1972. С. 20–50.

9. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра. Сверд­ловск, 1982. С. 22–77, 65–68, 139–142.

10. Лейдерман Н. Л., Скрипова О. А. Стиль литературного про­изведения. Екатеринбург, 2004. С. 10–51.

11. Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лес­синг Г.: Избранное. М., 1980. Гл. 18. // Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. 3-е изд., М., 1997.

VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. По разделам 1 и 3 студенты пишут аудиторные контрольные работы, каждая оценивается в 10 баллов.

Примерные вопросы контрольной работы по разделу 1:

1. Какими свойствами должны обладать объект и субъект восприятия для возникновения феномена эстетического?

2. Перечислите пары эстетических категорий.

  1. Согласно Лессингу, искусства классифицируются:

- по материалу;

- по освоению действительно в координатах пространства и времени;

- по признаку «жизнеподобное - нежизнеподобное»?

4. Что такое катарсис?

5. Назовите стороны искусства как коммуникативного события.

6. Почемулитература является универсальным видом искусства.

7. Охарактеризуйте следующие стороны искусства: оценочную, моделирующую, знаковую.

8.  В чем состоит «временной характер» словесного образа?

 

Примерные вопросы контрольной работы по разделу 3.

1. Выберите из списка лирические жанры:

Элегия

Баллада

Роман

Трагедия

Сонет

Драма

2. установите соответствие между родами и жанрами литературы:

 

лирика басня
драма послание
эпос баллада
Лиро-эпика водевиль

 

3. О каком литературном роде идет речь:

«род литературы, в котором основным содержанием является эстетическое освоение борьбы, столкновения между субъективной волей человека и объективным ходом жизни».

 

2. По разделу 2 студенты пишут домашнюю контрольную работу (20 баллов).

1. Опираясь на научные и справочные издания, дайте определения основных специальных средств выразительности (метафора, метонимия, олицетворение, аллегория, перифраз, гипербола, литота, сравнение, эпитет). Самостоятельно подберите примеры из текстов художественных произведений. Ссылка на источники обязательна.

 

  1. Составьте ритмическую схему стихотворения:

-  определите метр и размер стихотворения;

- укажите, какие ещё «носители ритма» «работают» в стихотворении;

- какая интонация формируется в стихотворении в результате работы «носителей ритма» (интонация напевная, декламативная (риторическая), говорная (интонация размышления, беседы))

- определите характер эстетического пафоса стихотворения. Для этого выявите в тексте ключевые образы (образы героев, образы природы, образы-детали и подробности и.др) и определите их авторскую оценку. На основании этого определите либо доминирующий пафос, либо палитру эстетических пафосов (можно воспользоваться главой из учебника В.Е. Хализева «Типы авторской эмоциональности»)

 

Текст стихотворения должен быть приложен.

 

3.Проанализируйте 2 элемента пространственно-временной организации (1) сюжет; 2) система персонажей; 3) пейзаж; 4) интерьер; 5) портрет; 6) вводные эпизоды; 7) сверхтекст) в одном из эпических произведений (рассказ, повесть, роман). Рекомендуемые тексты:

- А. П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч»;

- рассказы Н. Тэффи, М. Зощенко;

- И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Захар Воробьёв», «Солнечный удар»;

- А. И. Куприн «Молох»;

- А.М. Горький «Коновалов», «Супруги Орловы»;

- Л. Андреев «Баргамот и Гараська».

И др.

 

 Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

Письменные контрольные работы рекомендуется выполнять в следующем порядке:

1) изучить по лекциям, учебнику и рекомендованной ли­те­ра­ту­ре соответствующий теоретический раздел;

2) ознакомиться с историей создания произведения, сделать не­обходимые выписки;

3) провести тщательный анализ текста в заданном аспекте;

4) написать контрольные работы в виде сочинения по заранее со­ставленному плану;

5) при цитировании источников давать сноски с указанием вы­ход­ных данных (автор, название работы, место издания, год, стра­ни­ца), в конце работы должен быть список использованной ли­те­ра­туры.

Критерии оценки контрольной работы:

1. самостоятельность;

2. владение научным аппаратом;

3. умение оформлять ссылки;

4. логичность и связность изложения;

5. глубина и многоаспектность осмысления проблемы.

 

 

3.   Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Что такое эстетическое сознание? Чем оно отличается от дру­гих видов общественного сознания?

2. Основные эстетические категории.

3. Уровни эстетического сознания. Эстетический вкус и эс­те­ти­ческий идеал.

4. Теории происхождения искусства.

5. Стороны и функции искусства в жизни общества.

6. Место искусства в системе культуры.

7. Специфика предмета, содержания и языка искусства.

8. Процесс художественной коммуникации и его со­став­ля­ю­щие.

9. Специфика художественного восприятия. Аристотель о ка­тар­сисе.   

10. Литература как вид искусства, ее отличие от других видов. Лес­синг о специфике литературы.

11. От чего зависит и как проявляется пафос в художественном про­изведении. Белинский о пафосе искусства.

12. Соотношение вечного и исторического, общечеловеческого и социального в искусстве.

13. Что такое элитарное и массовое искусство, литературная клас­сика?

14. В чем заключается народность искусства? Как ис­то­ри­чес­ки менялось содержание этого понятия?

15. Природа образного мышления, особенности психических об­разов, слово и представление. А. Потебня о внутренней форме сло­ва.

16. Эстетическая сущность и ассоциативная структура худо­жест­венного образа.

17. Основные качества художественного образа.

18. Виды словесных художественных образов (по степени слож­нос­ти).

19. Структура художественного содержания и художественной фор­мы. Понятие «содержательной формы».

20. Как соотносятся содержание и форма в историко-функ­ци­о­нальном аспектах?

21. Свойства художественной формы.

22. В чем заключается целостность художественного про­из­ве­дения? Соотнесите понятия «художественный текст» и «ху­до­жест­венное произведение».

23. Уровни и подсистемы литературного произведения.

24. Содержание литературного произведения: тема, проблема, идея, конфликт

25. Язык – первооснова литературы. В чем состоит отличие ху­дожественной речи от речи обыденной и научной?

26. Лексические средства выразительности, их функции в ху­до­жественном произведении.

27. Система специальных выразительных средств (оп­ре­де­ле­ния, функции) (привести примеры).

28. Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Что такое ритм? Его факторы и функции.

29. Музыкально-речевая система стихосложения. Примеры рит­мообразования в былинном и песенном стихе.

30. Силлабическая система стихосложения: ее происхождение, прин­­ципы ритмической организации.

31. Силлабо-тоническая система. Основные стиховые метры. Как соотносятся метр и размер, метр и ритм?

32. Семантические возможности силлабо-тонических раз­ме­ров.

33. Тоническая система стиха, ее виды.

34. Особенности звуковой организации стиха. Сущность и функ­ции аллитераций и ассонансов.

35. Что такое строфа? Основные виды строфической ор­га­ни­за­ции в русской поэзии.

36. Бахтин о хронотопе и его функциях в произведении.

37. Специфика художественного пространства и времени: ос­нов­­ные хронотопические образы, их отношение к действительности.

38. Понятие о сюжете и конфликте. Структура и функции сюже­та.

39. Понятие о субъектной организации произведения: отноше­ние между автором-творцом и субъектом речи в произведении.

40. Бахтин об «одноголосом» и «двуголосом» типах худо­жест­вен­ного слова. Понятие «чужого слова», «рассеянного разноречия».

41. Сказ как особый тип повествования.

42. Личное повествование и его разновидности, их художест­вен­ные возможности. Проблема скрытой диалогичности личного по­вест­вования.

43. Безличное повествование. В чем заключается своеобразие «ро­манного» повествования?

44. Понятие о родах литературы. Гегель и Белинский о содер­жа­нии каждого из литературных родов.

45. Эпос как род литературы: своеобразие содержания и по­э­ти­ки.

46. Лирика как род литературы: что такое «переживание» в ли­рике. Основные носители лирического переживания.

47. Особенности поэтики лирических произведений.

48. Драма как род литературы. В чем состоит смысл понятия «дей­ствие» в драматургии, в чем специфика драматического конф­лик­та?

49. Особенности сюжета в драме. Каковы функции перипетии, уз­навания, градации? (Привести примеры).

50. Особенности поэтики драматургии.

51. Общее понятие о творческом методе. Факторы метода. Ос­нов­ные принципы художественного постижения дей­ст­ви­тель­нос­ти в методе.

52. Теоретическая модель жанра. Функции и структура жанра.

53. Типология жанров. Дайте характеристику самых рас­прост­ра­ненных литературных жанров (2–3 примера).

54. Понятие о стиле: функции стиля, его носители и категории.

55. Понятие историко-литературного процесса: диахронные и син­хронные системы, проблема прогресса в искусстве.

56. Понятие о литературных направлениях и течениях.

57. Характерные особенности литературных направлений: клас­си­цизм, романтизм, реализм, модернизм.

 

X. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Условия допуска к экзамену:

Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче экзамена при условии выполнения следующих требований:

1. Посещение семинарских занятий.

2. Выполнение контрольных аудиторных мероприятий по 1,3 модулям (в октябре и ноябре).

3. Выполнение домашней контрольной работы в установленные сроки (середина декабря).

В сумме за контрольные задания студент должен набрать не менее
25 баллов.

Форма и содержание экзамена:

Экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим 2 вопроса по разным темам курса, один из которых предполагает анализ художественного текста в определенном аспекте.

Экзамен является обязательным.

На экзамене студент может получить максимум 25 баллов.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.