Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-10-20 | 159 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные понятия: д иахронные и синхронные художественные системы; литературное направление, художественное течение, жанрово-стилевая тенденция; классицизм, романтизм, реализм, модернизм.
Вопросы:
1. Опираясь на указанную литературу, ответьте на вопросы:
- существует ли художественный прогресс? Проанализируйте аргументы полемизирующих сторон;
- в чем разница между синхронными и диахронными художественными системами?
- что такое литературное направление, художественное течение, жанрово-стилевая тенденция?
- в чем заключаются коренные различия между классическим и неклассическим типами художественного освоения мира?
2. Охарактеризуйте следующие литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм. Приведите примеры.
Литература
Основная
1. 5 (с. 345 - 383).
Дополнительная
2. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 18-37.
3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997. Лекции 29,30
VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. На самостоятельное освоение студентов очного отделения выносятся следующие вопросы:
На самостоятельное освоение студентов заочного отделения выносятся следующие темы курса: Модуль 1, тема 1,2; модуль 2, тема 1; модуль 3, тема 1,2.
Для освоения предлагается использовать основную литературу к курсу и специализированные Интернет-ресурсы (см. перечень в разделах Х и ХI).
|
Студентам предлагается перечень теоретических работ для конспектирования. Законспектированные источники могут быть использованы при ответе на экзамене.
Рекомендации по конспектированию
Конспектирование – неотъемлемая часть подготовки студента-гуманитария. Знакомство с лучшими работами выдающихся исследователей позволяет уяснить сложные проблемы литературоведения, прививает навык пользоваться научным языком, формирует логику научной мысли.
Конспект представляет собой сжатое изложение содержания изучаемой работы. Наиболее эффективен цитатно-тезисный конспект. Последовательность работы: сначала прочитывается весь материал, затем составляется план. Содержание каждой из выделенных смысловых частей излагается в виде тезисов. Тезисы обычно сопровождаются цитатами из изучаемой работы, который следует закавычить и отметить страницу издания. Конспект обязательно снабжается указанием выходных данных источника.
Для студентов заочного отделения обязательными для конспектирования являются работы под номерами 2,3,6 в приведенном ниже перечне
Литература для конспектирования
1. Аристотель. Об искусстве поэзии // Соч.: в 4 т. М., 1985. Т. 4. § 1, 4, 9.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-236, 391 – 408.
3. Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 126–134.
4. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. (Статья 1). // Белинский В. Г. Собр. соч.: в 9 т. М., 1982. Т. 3.
5. Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн. 2. С. 17–36.
6. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. (Гл. 1 «Основные понятия». С. 8–25).
7. Каган М. С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 6–21.
8. Корман Б. О. Изучение текста литературного произведения. М., 1972. С. 20–50.
|
9. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. С. 22–77, 65–68, 139–142.
10. Лейдерман Н. Л., Скрипова О. А. Стиль литературного произведения. Екатеринбург, 2004. С. 10–51.
11. Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.: Избранное. М., 1980. Гл. 18. // Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. 3-е изд., М., 1997.
VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. По разделам 1 и 3 студенты пишут аудиторные контрольные работы, каждая оценивается в 10 баллов.
Примерные вопросы контрольной работы по разделу 1:
1. Какими свойствами должны обладать объект и субъект восприятия для возникновения феномена эстетического?
2. Перечислите пары эстетических категорий.
- по материалу;
- по освоению действительно в координатах пространства и времени;
- по признаку «жизнеподобное - нежизнеподобное»?
4. Что такое катарсис?
5. Назовите стороны искусства как коммуникативного события.
6. Почемулитература является универсальным видом искусства.
7. Охарактеризуйте следующие стороны искусства: оценочную, моделирующую, знаковую.
8. В чем состоит «временной характер» словесного образа?
Примерные вопросы контрольной работы по разделу 3.
1. Выберите из списка лирические жанры:
Элегия
Баллада
Роман
Трагедия
Сонет
Драма
2. установите соответствие между родами и жанрами литературы:
лирика | басня |
драма | послание |
эпос | баллада |
Лиро-эпика | водевиль |
3. О каком литературном роде идет речь:
«род литературы, в котором основным содержанием является эстетическое освоение борьбы, столкновения между субъективной волей человека и объективным ходом жизни».
2. По разделу 2 студенты пишут домашнюю контрольную работу (20 баллов).
1. Опираясь на научные и справочные издания, дайте определения основных специальных средств выразительности (метафора, метонимия, олицетворение, аллегория, перифраз, гипербола, литота, сравнение, эпитет). Самостоятельно подберите примеры из текстов художественных произведений. Ссылка на источники обязательна.
- определите метр и размер стихотворения;
- укажите, какие ещё «носители ритма» «работают» в стихотворении;
|
- какая интонация формируется в стихотворении в результате работы «носителей ритма» (интонация напевная, декламативная (риторическая), говорная (интонация размышления, беседы))
- определите характер эстетического пафоса стихотворения. Для этого выявите в тексте ключевые образы (образы героев, образы природы, образы-детали и подробности и.др) и определите их авторскую оценку. На основании этого определите либо доминирующий пафос, либо палитру эстетических пафосов (можно воспользоваться главой из учебника В.Е. Хализева «Типы авторской эмоциональности»)
Текст стихотворения должен быть приложен.
3.Проанализируйте 2 элемента пространственно-временной организации (1) сюжет; 2) система персонажей; 3) пейзаж; 4) интерьер; 5) портрет; 6) вводные эпизоды; 7) сверхтекст) в одном из эпических произведений (рассказ, повесть, роман). Рекомендуемые тексты:
- А. П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч»;
- рассказы Н. Тэффи, М. Зощенко;
- И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Захар Воробьёв», «Солнечный удар»;
- А. И. Куприн «Молох»;
- А.М. Горький «Коновалов», «Супруги Орловы»;
- Л. Андреев «Баргамот и Гараська».
И др.
Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
Письменные контрольные работы рекомендуется выполнять в следующем порядке:
1) изучить по лекциям, учебнику и рекомендованной литературе соответствующий теоретический раздел;
2) ознакомиться с историей создания произведения, сделать необходимые выписки;
3) провести тщательный анализ текста в заданном аспекте;
4) написать контрольные работы в виде сочинения по заранее составленному плану;
5) при цитировании источников давать сноски с указанием выходных данных (автор, название работы, место издания, год, страница), в конце работы должен быть список использованной литературы.
Критерии оценки контрольной работы:
1. самостоятельность;
2. владение научным аппаратом;
3. умение оформлять ссылки;
4. логичность и связность изложения;
5. глубина и многоаспектность осмысления проблемы.
3. Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Что такое эстетическое сознание? Чем оно отличается от других видов общественного сознания?
|
2. Основные эстетические категории.
3. Уровни эстетического сознания. Эстетический вкус и эстетический идеал.
4. Теории происхождения искусства.
5. Стороны и функции искусства в жизни общества.
6. Место искусства в системе культуры.
7. Специфика предмета, содержания и языка искусства.
8. Процесс художественной коммуникации и его составляющие.
9. Специфика художественного восприятия. Аристотель о катарсисе.
10. Литература как вид искусства, ее отличие от других видов. Лессинг о специфике литературы.
11. От чего зависит и как проявляется пафос в художественном произведении. Белинский о пафосе искусства.
12. Соотношение вечного и исторического, общечеловеческого и социального в искусстве.
13. Что такое элитарное и массовое искусство, литературная классика?
14. В чем заключается народность искусства? Как исторически менялось содержание этого понятия?
15. Природа образного мышления, особенности психических образов, слово и представление. А. Потебня о внутренней форме слова.
16. Эстетическая сущность и ассоциативная структура художественного образа.
17. Основные качества художественного образа.
18. Виды словесных художественных образов (по степени сложности).
19. Структура художественного содержания и художественной формы. Понятие «содержательной формы».
20. Как соотносятся содержание и форма в историко-функциональном аспектах?
21. Свойства художественной формы.
22. В чем заключается целостность художественного произведения? Соотнесите понятия «художественный текст» и «художественное произведение».
23. Уровни и подсистемы литературного произведения.
24. Содержание литературного произведения: тема, проблема, идея, конфликт
25. Язык – первооснова литературы. В чем состоит отличие художественной речи от речи обыденной и научной?
26. Лексические средства выразительности, их функции в художественном произведении.
27. Система специальных выразительных средств (определения, функции) (привести примеры).
28. Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Что такое ритм? Его факторы и функции.
29. Музыкально-речевая система стихосложения. Примеры ритмообразования в былинном и песенном стихе.
30. Силлабическая система стихосложения: ее происхождение, принципы ритмической организации.
31. Силлабо-тоническая система. Основные стиховые метры. Как соотносятся метр и размер, метр и ритм?
32. Семантические возможности силлабо-тонических размеров.
33. Тоническая система стиха, ее виды.
34. Особенности звуковой организации стиха. Сущность и функции аллитераций и ассонансов.
|
35. Что такое строфа? Основные виды строфической организации в русской поэзии.
36. Бахтин о хронотопе и его функциях в произведении.
37. Специфика художественного пространства и времени: основные хронотопические образы, их отношение к действительности.
38. Понятие о сюжете и конфликте. Структура и функции сюжета.
39. Понятие о субъектной организации произведения: отношение между автором-творцом и субъектом речи в произведении.
40. Бахтин об «одноголосом» и «двуголосом» типах художественного слова. Понятие «чужого слова», «рассеянного разноречия».
41. Сказ как особый тип повествования.
42. Личное повествование и его разновидности, их художественные возможности. Проблема скрытой диалогичности личного повествования.
43. Безличное повествование. В чем заключается своеобразие «романного» повествования?
44. Понятие о родах литературы. Гегель и Белинский о содержании каждого из литературных родов.
45. Эпос как род литературы: своеобразие содержания и поэтики.
46. Лирика как род литературы: что такое «переживание» в лирике. Основные носители лирического переживания.
47. Особенности поэтики лирических произведений.
48. Драма как род литературы. В чем состоит смысл понятия «действие» в драматургии, в чем специфика драматического конфликта?
49. Особенности сюжета в драме. Каковы функции перипетии, узнавания, градации? (Привести примеры).
50. Особенности поэтики драматургии.
51. Общее понятие о творческом методе. Факторы метода. Основные принципы художественного постижения действительности в методе.
52. Теоретическая модель жанра. Функции и структура жанра.
53. Типология жанров. Дайте характеристику самых распространенных литературных жанров (2–3 примера).
54. Понятие о стиле: функции стиля, его носители и категории.
55. Понятие историко-литературного процесса: диахронные и синхронные системы, проблема прогресса в искусстве.
56. Понятие о литературных направлениях и течениях.
57. Характерные особенности литературных направлений: классицизм, романтизм, реализм, модернизм.
X. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Условия допуска к экзамену:
Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче экзамена при условии выполнения следующих требований:
1. Посещение семинарских занятий.
2. Выполнение контрольных аудиторных мероприятий по 1,3 модулям (в октябре и ноябре).
3. Выполнение домашней контрольной работы в установленные сроки (середина декабря).
В сумме за контрольные задания студент должен набрать не менее
25 баллов.
Форма и содержание экзамена:
Экзамен проводится в устной форме по билетам, включающим 2 вопроса по разным темам курса, один из которых предполагает анализ художественного текста в определенном аспекте.
Экзамен является обязательным.
На экзамене студент может получить максимум 25 баллов.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!