Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)

2020-10-20 126
Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________________________  

факультет/институт

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Направление подготовки

034700 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

 

Профиль подготовки

 

034710 Документоведение и документационное обеспечение управления

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Форма обучения

очная

 

Ижевск 2014


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Социолингвистика и теория речевой коммуникации» является формирование у обучающихся способности строить устную речь с учетом социолингвистических признаков речевой ситуации (возраста адресата и адресанта, их уровня образования и культуры, социального статуса и т.д.).

Задачи освоения дисциплины:

получить представление о б основных направлениях современной социолингвистики и основах речевой коммуникации;

научиться интерпретировать социальные явления с учетом полученных лингвистических знаний;

приобрести навыки проведения социолингвистических исследований, работы с информантами.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата (Б1.ВР.04).

Дисциплина адресована студентам второго курса направления «Документоведение и архивоведение». Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Изучению дисциплины предшествуют следующие дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Документная лингвистика», «Библиография и редактирование текстов».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы на пороговом уровне: 1) общекультурные компетенции: способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4), способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); 2) профессиональные компетенции: владение базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1).

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин: «Деловая переписка» (ГСЭ, вариативная часть).

Программа дисциплины построена блочно-модульно. В ней выделены разделы: «Социолингвистика как наука», «Язык и власть», «Язык и культура», «Язык и возраст. Гендер», «Коммуникация и ее виды», «Эффективное общение», «Публичная речь и ее особенности».

Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)

в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины у обучающегося формируется способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: базовые понятия социолингвистики; основы ораторской деятельности.

· Уметь: описывать речевую ситуацию в многообразии ее социолингвистических признаков (коммуникативный и социальной статус адресата и адресанта, код, тема, обстановка и т. д.); разрабатывать стратегию, тактику и технику ведения бесед, переговоров в зависимости от личных качеств и особенностей собеседников.

· Владеть: основными методиками проведения социолингвистических исследований;   навыками составления публичного выступления с учетом специфики аудитории; навыками ведения дискуссии, спора, полемики с оппонентами.

 

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

И формируемых компетенций

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

 

п/п

 

Разделы, темы
дисциплины

 

Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

  Формируемые компетен-ции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб. ОК-4 1

Семестр 3

1. Раздел 1 Социолингвистика как наука 1-2 2 2 6   + 1
1.1. Тема 1 Социолингвистическая характеристика языка 1 1 - 2 Опрос + 1
1.2. Тема 2 Языковые контакты 1-2 - 2 2 Выполнение заданий + 1
1.3. Тема 3 Социальная дифференциация языка 2 1 - 2 Выполнение заданий + 1
2. Раздел 2 Язык и власть 3 3 6 8   + 1
2.1. Тема 1 Языковая ситуация и ее виды 3 - 2 2 Участие в дискуссии + 1
2.2. Тема 2 Языковая политика - - - 2 Подготовка сообщений + 1
3. Раздел 3 Язык и культура 4-7 3 4 4   + 1
3.1. Тема 1 Безэквивалентная лексика и лакуны 4 1 - 2 Выполнение заданий + 1
3.2. Тема 2 Языковая картина мира 4-5 1 2 1 Подготовка сообщений + 1
3.3. Тема 3 Прецеденты и их виды 6-7 1 2 1 Выполнение заданий + 1
4. Раздел 4 Язык и возраст. Гендер 7-11 2 6 8   + 1
4.1. Тема 1 Детская речь 7 1 - 2 Сбор и анализ материала + 1
4.2. Тема 2 Гендерные различия в языке 8-9 1 2 2 Рубежный контроль + 1
4.3. Тема 3 Гендерные стереотипы 9-10 - 2 2 Сбор и анализ материала + 1
4.4. Тема 4 Женское и мужское речевое поведение 10-11 - 2 2 Выполнение заданий + 1
5. Раздел 5 Коммуникация и ее виды 11-12 1 2 4   + 1
5.1. Тема 1 Социальные факторы речевой коммуникации 11-12 1 2 2 Сбор и анализ материала + 1
5.2. Тема 2 Невербальная коммуникация - - - 2 Выполнение заданий + 1
6. Раздел 6 Эффективное общение 13-16 3 4 6   + 1
6.1. Тема 1 Коммуникативные стратегии и тактики 13-14 1 2 2 Сбор и анализ материала + 1
6.2. Тема 2 Коммуникативные неудачи 14 1 - 2 Выполнение заданий + 1
6.3. Тема 3 Речевое воздействие 15-16 1 2 2 Сбор и анализ материала + 1
7. Раздел 7 Публичная речь и ее особенности 16-17 1 2 4   + 1
7.1. Тема 1 Требования к публичной речи 16-17 1 2 2 Рубежный контроль + 1
7.2. Тема 2 Виды публичных выступлений - - - 2 Выполнение заданий + 1

Форма промежуточной аттестации – зачет

  Всего часов   12 22 36 2    

 

5. Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Тема «Социолингвистическая характеристика языка» (3 часа)

Место социолингвистики среди других лингвистических дисциплин. Понятийный аппарат и методы социолингвистики. Социальная структура общества и язык. Коммуникативный ранг языка. Языковая жизнеспособность. Языки здоровые, больные, исчезающие, мертвые. Языковые меньшинства.

Тема «Языковые контакты» (4 часа)

Контактология как раздел социолингвистики. Возникновение смешанных языков. Пиджины и креольские языки. Лингва-франка (неродной язык-посредник). Искусственные языки. Эсперанто.

Тема «Социальная дифференциация языка» (3 часа)

Литературный язык. Социальные диалекты и методы их изучения. Соотношение литературного языка и социолектов. Понятие жаргона. Арго и его функции. Территориальные диалекты русского языка как социальное явление. Динамика взаимоотношений литературного языка и территориальных диалектов. Просторечие. Социальный портрет носителя просторечия.

Тема «Языковая ситуация и ее виды» (4 часа)

Языковая ситуация. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации. Диглоссия и билингвизм.

Тема «Языковая политика» (2 часа)

Тоталитарный дискурс. Лингвистические особенности официального языка советского периода. Языковое сопротивление. Языковая политика и языковое планирование. Языковая политика в дореволюционной России и на территории бывшего СССР. Языковая политика после 1991 года.

Тема «Безэквивалентная лексика и лакуны» (3 часа)

Общечеловеческий и культурный компонент в языковой семантике. Безэквивалентная лексика и лакуны.

Тема «Языковая картина мира» (4 часа)

Мировоззрение и язык. Понятие ЯКМ. Русская языковая картина мира и ее особенности. Концепты и способы их изучения.

Тема «Прецеденты и их виды» (4 часа)

Универсальные прецеденты. Автопрецеденты. Социумные прецеденты. Национальные прецеденты. Прецедентный текст. Прецедентное высказывание. Прецедентная ситуация. Прецедентное имя. Использование прецедентов в СМИ.

Тема «Детская речь» (3 часа)

Детская речь как предмет изучения. Онтолингвистика. Вертикальный и горизонтальный подходы к детской речи. Детские инновации. Детское словотворчество. Формирование языковой компетенции.

Тема «Гендерные различия языке» (4 часа)

Гендер как социальный пол. Гендерная идентичность. Гендерные различия и их отражение в языке.

Тема «Гендерные стереотипы» (4 часа)

Гендерные стереотипы вчера и сегодня. Отражение гендерных стереотипов в пословицах, афоризмах, анекдотах и т.д. Гендерные стереотипы в рекламе. Гендерные маркеры в рекламе.

Тема «Женское и мужское речевое поведение» (4 часа)

Понятие «гендерлект». Женский текст: языковые особенности. Мужской текст: языковые особенности. Стереотипы о мужском и женском речевом поведении. Стратегии речевого поведения в мужских и женских диалогах.

Тема «Социальные факторы речевой коммуникации» (5 часов)

Коммуникативная ситуация и ее компоненты. Речевой портрет личности. Культура речевой коммуникации. Целевые установки в сфере речевой коммуникации. Социальные факторы, влияющие на речевое поведение человека. Коммуникация в деловом общении. Психологические аспекты речевой коммуникации. Риторическая и коммуникативная компетенция.

Тема «Невербальная коммуникация» (2 часа)

Вербальная и невербальная коммуникация. Невербальные средства коммуникации (язык тела). Основные жесты и их значение. Межличностное пространство.

Тема «Коммуникативные стратегии и тактики» (4 часа)

Коммуникативные стратегии и тактики. Кооперативные и некооперативные стратегии. Принцип кооперации и постулаты Грайса. Примеры коммуникативных тактик.

Тема «Коммуникативные неудачи» (3 часа)

Коммуникативное поведение человека. Удачные и неудачные языковые контакты. Понятие коммуникативной неудачи. Причины коммуникативных неудач. Условия эффективного общения.

Тема «Речевое воздействие» (5 часов)

Природа речевого воздействия. Способы речевого воздействия: убеждение, внушение, принуждение. Языковое манипулирование. Приемы манипулятивного воздействия на аудиторию. Манипуляции в рекламе. Речевая агрессия и ее причины. Виды речевой агрессии. Речевая агрессия в межличностном общении и СМИ.

Тема «Требования к публичной речи» (5 часов)

Этапы составления речи. Темп, громкость и другие характеристики речи. Композиция. Способы выступления. Образ оратора. Известные ораторы прошлого и настоящего.

Тема «Виды публичных выступлений» (2 часа)

Классификации публичных выступлений. Императивная речь (воздействие на эмоции). Провокационная речь. Ритуальная речь.

Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

Студенты приобретают навыки анализа и составления устных и письменных текстов с учетом социолингвистических факторов. Занятия проходят как в традиционной, так и в интерактивной форме.

Тема «Языковые контакты» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Искусственные языки: наиболее известные проекты.
  2. Эсперанто как самый известный и удачный проект искусственного языка.
  3. Общая характеристика языковой системы эсперанто.

Литература:

  1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.).
  2. Мельников, А.С. Лингвокультурологические аспекты плановых международных языков (на фоне этнических языков): Спец.10.02.20-Сравн.-истор.,типолог.и сопостав.языкознание:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.д-ра филолог.наук / Науч.консультант А.Д.Дуличенко. - Чебоксары, 2004. - 48с.; 60х84/16. - Библиогр.:с.47-48.
  3. Народы разговаривают друг с другом // Экология и жизнь. - 2007. - № 6. - С. 31-33.
  4. Скиба, О. Хотите верьте - хотите нет, но эсперанто еще жив / Олег Скиба // Эхо планеты. - 2005. - № 33. - 31.
  5. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.).

Тема «Языковая ситуация и ее виды» (2 часа)

Занятие проходит в интерактивной форме: студенты выступают с презентациями, затем проводится дискуссия.

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Языковая ситуация на Украине.
  2. Языковая ситуация в Республике Беларусь.
  3. Языковая ситуация в Удмуртии и Татарстане.
  4. Языковая ситуация в Литве.
  5. Языковая ситуация в Латвии.

Литература:

  1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.).
  2. Лисковец, И.В. Русский и белорусский языки в Минске: проблемы двуязычия и отношения к языку: спец. 10.02.01 - рус. яз., 10.02.20 - сравнит. - ист., типолог. и сопостав. языкознание: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / И.В. Лисковец, РАН, Ин-т лингв. исслед.; науч. рук. Н.Б. Вахтин. - СПб., 2006. - 22 с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 22.
  3. Решение национально-языковых вопросов в современном мире. Страны СНГ и Балтии / Российская академия наук, Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Институт языкознания РАН; под ред. Е. П. Челышева. - М.: Азбуковник, 2010. - 770 с.; 70х100/16. - Библиогр. в конце ст. - Указ. имен., законодат. актов, яз. и диалектов, стран и регионов: с. 745-765. - ISBN 978-5-91172-040-7.
  4. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.).

 

Тема «Языковая картина мира» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Русская языковая картина мира: ключевые концепты культуры.
  2. Концепты «любовь и счастье».
  3. Концепт «тоска».
  4. Концепт «душа».
  5. Концепт «воля».

Литература:

1. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер.с англ.А.Д.Шмелева. - М.: Яз.славян.культуры, 2001. - 287с.; 84х108/32. - (Язык.семиотика.Культура; Малая сер.). - Пер. с англ. - Рус. яз. - ISBN 5-7859-0189-7.

2. Концепты культуры в языке и тексте: теория и анализ / науч. ред.: А. Киклевич, А. Камалова. - Olsztyn: Europy Wschodniej, 2010. - 219 с.; 22,5 см. - (Современная русистика: направления и идеи; Т. 2). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-83-61605-20-1.

3. Логический анализ языка: Сб. ст. Культурные концепты / АН СССР, Ин-т языкознания; Редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1991. - 203,1 с.; 21 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-02-011055-8.

4. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие / Т. Б. Радбиль. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 325, [3] с.; 60х88/16. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-9765-0700-5 (Флинта). - 978-5-02-034676-5 (Наука).

5. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур: вопр. теории и практики межъяз. и межкультур. коммуникации: учеб. пособие для вузов по дисциплине "Иностр. яз." рек. МО РФ / С. Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2008. - 341, [3] с.: ил.; 70х100/16. - (ВУЗ). - ISBN 978-5-387-00076-8.

6. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов по спец. "Лингвистика и межкультур. коммуникация" рек. МО РФ / С. Г. Тер-Минасова, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 350, [2] с.: ил., [8] л. цв. ил..; 60х90/16. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-211-05472-1.

7. Язык и культура: Сб.обзоров / Ред.-сост.В.Г.Садур;Отв.ред.Ф.М.Березин;АН СССР.Ин-т науч.информации по обществ.наукам. - М., 1987. - 208с.; 60х84/16. - (Теория и история языкознания). - Библиогр.в конце ст.

8. Язык как средство трансляции культуры / РАН.Ин-т славяноведения. - М.: Наука, 2000. - 310с.; 60х90/16. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/2322. - ISBN 5-02-011706-4.

Тема «Прецеденты и их виды» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Употребление прецедентов в текстах СМИ (анализ).
  2. Выявление наиболее популярных прецедентов (опрос).
  3. Значение прецедентов в жизни современного общества.

Литература:

1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.).

2. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. Вып. 1. Зооморфные образы. Прецедентные имена. Прецедентные тексты. Прецедентные высказывания / И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков [и др.]. - М.: Гнозис, 2004. - 315 с.: ил.; 70х90/16. - Указ.: с. 309-315. - ISBN 5-94244-003-4.

Тема «Гендерные различия в языке» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Выявление гендерных различий в языковом материале.
  2. Ограничения, накладываемые женской ролью.
  3. Ограничения, накладываемые мужской ролью.

Литература:

  1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2.
  2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7.
  3. Леткина, Н.В. Гендерный аспект в изучении языка и коммуникации в контексте культуры: Спец.24.00.01-Теория и история культуры:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук / Науч.рук.Н.И.Воронина. - Саранск, 2002. - 18с. - Библиогр.:с.18.

 

Тема «Гендерные стереотипы» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Гендерные стереотипы вчера и сегодня.
  2. Отражение гендерных стереотипов в пословицах, афоризмах, анекдотах и т.д.
  3. Гендерные стереотипы в рекламе. Гендерные маркеры в рекламе.

 

Литература:

  1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2.
  2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7.
  3. Леткина, Н.В. Гендерный аспект в изучении языка и коммуникации в контексте культуры: Спец.24.00.01-Теория и история культуры:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук / Науч.рук.Н.И.Воронина. - Саранск, 2002. - 18с. - Библиогр.:с.18.

 

Тема «Женское и мужское речевое поведение» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Женский текст: языковые особенности.
  2. Мужской текст: языковые особенности.
  3. Стратегии речевого поведения в мужских и женских диалогах (анализ).

Литература:

  1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2.
  2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7.
  3. Леткина, Н.В. Гендерный аспект в изучении языка и коммуникации в контексте культуры: Спец.24.00.01-Теория и история культуры:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук / Науч.рук.Н.И.Воронина. - Саранск, 2002. - 18с. - Библиогр.:с.18.

Тема «Социальные факторы речевой коммуникации» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Речь и личность. Говорящая личность: этические и нравственные компоненты речи.
  2. Речевое поведение человека.
  3. Коммуникативная компетенция личности.

 

Литература:

1. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 290, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 287-291. - ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта). - 978-5-02-034612-3 (Наука) (50 экз.).

2. Будагов, Р.А. Человек и его язык / Р.А. Будагов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 262 с.; 60х90/16.

3. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.

4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).

5. Жданова, Е. В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию / Е. В. Жданова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 174, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 156-173. - ISBN 978-5-9765-0839-2 (Флинта). - 978-5-02-037161-3 (Наука).

6. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2002. - 331,[2]с.; 70х90/16. - Библиогр.:с.289-322. - ISBN 5-94244-008-5.

7. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - 5-е изд., стер. - М.: URSS, 2006. - 261, [2] с.; 60х90/16. - ISBN 5-484-00509-4.

8. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)

Тема «Коммуникативные стратегии и тактики» (2 часа)

Занятие проходит в интерактивной форме: составление и решение ситуационных задач.

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Кооперативные и некооперативные стратегии.
  2. Принцип кооперации и постулаты Грайса.
  3. Наиболее эффективные речевые тактики.

 

Литература:

1. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: учеб. пособие / В. И. Аннушкин. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 290, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 287-291. - ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта). - 978-5-02-034612-3 (Наука) (50 экз.).

2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.

3. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).

4. Давайте общаться эффективно! = Let's Communicate Effectively! Part 2. People and society: учеб. пособие рек. УМО. Ч. 2. Люди и общество / Н. М. Шутова, Ю. А. Борисенко, О. Н. Голубкова [и др.], УдГУ, Ин-т иностр. яз. и лит., Каф. перевода и стилистики англ. яз. - 2 изд. испр. и доп. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2009. - 333, [2] с.; 60х84/16. - (Языковое и межкультурное образование). - Библиогр.: с. 332-334. - На обл. назв. на англ. яз.

5. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9.

6. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)

Тема «Речевое воздействие» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Эффективность речевого воздействия.
  2. Рекламный дискурс и речевое воздействие.
  3. Речевая агрессия сегодня.

 

Литература:

1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.).

2. Воронцова, Т. А. Риторика как публичная коммуникация: учеб. пособие / Т. А. Воронцова, ГОУВПО "УдГУ". - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2009. - 129, [2] с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 104-108. - + Электрон. ресурс. - Соглашение № 241 от 24.12.2009 (Интернет: без ограничений). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/4662.

3. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие для вузов по направлению (спец.) "Связи с общественностью" / О. С. Иссерс. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 223, [1] с.: ил.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 197-204. - ISBN 978-5-9765-0766-1 (Флинта). - 978-5-02-034575-1 (Наука).

4. Копнина, Г. А. Речевое манипулирование: учеб. пособие / Г. А. Копнина. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 169, [3] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 169-170. - ISBN 978-5-9765-0060-0 (Флинта). - 978-5-02-034703-8 (Наука).

 

Тема «Требования к публичной речи» (2 часа)

Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

  1. Общение с аудиторией.
  2. Техника речи.
  3. Организация публичного выступления.

 

Литература:

1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4.

2. Воронцова, Т. А. Риторика как публичная коммуникация: учеб. пособие / Т. А. Воронцова, ГОУВПО "УдГУ". - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2009. - 129, [2] с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 104-108. - + Электрон. ресурс. - Соглашение № 241 от 24.12.2009 (Интернет: без ограничений). - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/4662.

3. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9.

4. Львов, М.Р. Основы теории речи: учеб. пособие для пед. вузов рек. УМО / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 245, [2] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0598-2 (20 экз.)

5.3. Программа самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя разнообразную деятельность.

Виды СРС:

- изучение учебной и учебно-методической литературы;

- подготовка к контрольной работе (аналитическая деятельность);

- подготовка к практическому занятию;

- внеаудиторная контрольная работа;

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК-4 Социолингвистическая характеристика языка Изучение литературы СРС 2 1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.). 2. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.).
ОК-4 Языковые контакты Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Народы разговаривают друг с другом // Экология и жизнь. - 2007. - № 6. - С. 31-33. 2. Скиба, О. Хотите верьте - хотите нет, но эсперанто еще жив / Олег Скиба // Эхо планеты. - 2005. - № 33. - 31.  
ОК-4 Социальная дифференциация языка Изучение литературы СРС 2 1. Бондалетов, В. Д. Социальная лингвистика: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N 2101 "Рус. яз. и лит." / В. Д. Бондалетов. - 2-е изд., доп. - М.: Либроком, 2011. - 197, [1] с.; 60х90/16. - Библиогр.: с. 188-196, в конце гл. - ISBN 978-5-397-02062-6 (10 экз.). 2. Швейцер, А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы / А. Д. Швейцер. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2011. - 174, [2] с.; 60х90/16. - (Из лингвистического наследия А. Д. Швейцера). - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-397-01740-4 (25 экз.).
ОК-4 Языковая ситуация и ее виды Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Лисковец, И.В. Русский и белорусский языки в Минске: проблемы двуязычия и отношения к языку: спец. 10.02.01 - рус. яз., 10.02.20 - сравнит. - ист., типолог. и сопостав. языкознание: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / И.В. Лисковец, РАН, Ин-т лингв. исслед.; науч. рук. Н.Б. Вахтин. - СПб., 2006. - 22 с.; 60х84/16. - Библиогр.: с. 22. 2. Решение национально-языковых вопросов в современном мире. Страны СНГ и Балтии / Российская академия наук, Научный совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Институт языкознания РАН; под ред. Е. П. Челышева. - М.: Азбуковник, 2010. - 770 с.; 70х100/16. - Библиогр. в конце ст. - Указ. имен., законодат. актов, яз. и диалектов, стран и регионов: с. 745-765. - ISBN 978-5-91172-040-7.
ОК-4 Языковая политика Изучение литературы СРС 2 1. Гусейнов, Г. Ч. Д.С.П. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х / Г. Ч. Гусейнов. - М.: Три квадрата, 2004. - 269, [1] с.; 70х100/16. - ISBN 5-94607-024-Х. 2. Раннут, М. Пособие по языковой политике / М. Раннут. - Таллин, 2004. - 215 с. - Библиогр.: с. 192-215. - ISBN 9985-9551-2-9. 3. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие / А.П. Чудинов. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 254 с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 248-252. - ISBN 5-89349-897-6 (Флинта). - 5-02-033358-1 (Наука).
ОК-4 Безэквивалентная лексика и лакуны Изучение литературы СРС 2 1. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студ.гуманит.вузов и учащихся лицеев / Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 205,[2]с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.190-194. - Указ.:с.195-201. - ISBN 5-7567-0047-1. 2. Язык как средство трансляции культуры / РАН.Ин-т славяноведения. - М.: Наука, 2000. - 310с.; 60х90/16. - Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/2322. - ISBN 5-02-011706-4.
ОК-4 Языковая картина мира Подготовка к практическому занятию КСР 1 1. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Ин-т языкознания РАН;Отв.ред.Н.Д.Арутюнова,И.Б.Левонтина. - М.: Индрик, 1999. - 422с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-85759-091-4. 2. Логический анализ языка: Сб. ст. Культурные концепты / АН СССР, Ин-т языкознания; Редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1991. - 203,1 с.; 21 см. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-02-011055-8.
ОК-4 Прецеденты и их виды Подготовка к практическому занятию КСР 1 1. Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. Вып. 1. Зооморфные образы. Прецедентные имена. Прецедентные тексты. Прецедентные высказывания / И. С. Брилева, Н. П. Вольская, Д. Б. Гудков [и др.]. - М.: Гнозис, 2004. - 315 с.: ил.; 70х90/16. - Указ.: с. 309-315. - ISBN 5-94244-003-4.
ОК-4 Детская речь Подготовка к контрольной работе КСР 2 1. Бакуменко, Е. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования / Е. Бакуменко // Alma Mater: вестник высшей школы. - 2006. - № 7. - С. 47-48. 2. Бразжина, Т. В. Лингвистика детской речи сегодня: какая она?: обсуждение материалов Международной научной конференции в Санкт-Петербурге / Т. В. Бразжина, О. Е. Громова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 83-86. - Библиогр.: c. 86 (10 назв.).
ОК-4 Гендерные различия в языке Внеаудиторная контрольная работа КСР 2 1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2. 2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7.
ОК-4 Гендерные стереотипы Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Гендер как интрига познания: Гендер.исслед.в лингвистике,литературоведении и теории коммуникации:Альманах:Пилот.вып. / Гл.ред.И.И.Халеева;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М.: Рудомино, 2002. - 141,[2]с. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0184-2. 2. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7.
ОК-4 Женское и мужское речевое поведение Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Гендер:язык,культура,коммуникация: Докл.2 междунар.конф.,М.,22-23 нояб.2001 / Редкол.:И.И.Халеева,С.Ф.Гончаренко,А.В.Кирилина и др.;Моск.гос.лингвист.ун-т.Лаб.гендер.исслед. - М., 2002. - 334,[1]с.; 60х90/16. - Библиогр.в конце ст. - ISBN 5-7380-0190-7. 2. Леткина, Н.В. Гендерный аспект в изучении языка и коммуникации в контексте культуры: Спец.24.00.01-Теория и история культуры:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук / Науч.рук.Н.И.Воронина. - Саранск, 2002. - 18с. - Библиогр.:с.18.
ОК-4 Социальные факторы речевой коммуникации Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. по спец. сервиса рек. МО РФ / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 2006. - 271, [1] с.; 60х90/16. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 269-270. - ISBN 5-16-002370-4 (50 экз.). 2. Жданова, Е. В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию / Е. В. Жданова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 174, [1] с.; 60х88/16. - Библиогр.: с. 156-173. - ISBN 978-5-9765-0839-2 (Флинта). - 978-5-02-037161-3 (Наука).
ОК-4 Невербальная коммуникация Изучение литературы СРС 2 1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: Учеб.пособие для вузов рек.МО РФ / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Л.Г. Павлова. - 3-е изд.,доп.,перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 537с.; 84х108/32. - (Высш.образование). - Русский яз. - ISBN 5-222-03467-4. 2. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Акад.народ.хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2001. - 477с.; 60х90/16. - Библиогр.:с.470-476. - ISBN 5-7749-0114-9.
ОК-4 Коммуникативные стратегии и тактики Подготовка к практическому занятию КСР 2 1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для вузов обуч. п<
Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.