Роль родительских наставлений в формировании личности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Роль родительских наставлений в формировании личности

2020-10-20 428
Роль родительских наставлений в формировании личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое наказ, завет?

В пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» мы встречаемся с понятиями «наказ», «завет». Давайте обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова и посмотрим, что обозначают эти слова.

 Наказ – это 1. наставление, поучение, распоряжение, 2.поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий. Значение слова «завет» таково: завет - наставление, совет последователям, потомкам. Мы не зря обратились к произведениям русских классиков. Это позволяет нам воочию увидеть, как происходило формирование характеров литературных героев, какие ошибки со стороны родителей были допущены в воспитании детей, какими выросли эти герои.

 

 

Роль родительских наставлений в формировании личности

Обращение к теме семейных отношений традиционно для русских православных писателей. Эта традиция своими корнями уходит в те времена, когда русская церковь, утверждавшаяся на земле русской, провозгласила семейные ценности мерой, определяющий духовный рост личности.
Безусловное признание родительского превосходства, уважение к отцу и матери, соблюдение правил, по которым ты живёшь в отцовском доме, – вот незыблемые основы жизни человека. И если, покинув родительский дом, сын или дочь соблюдает законы, то сила роста духовного не ослабевает, а умножается, ведь передать свой опыт они должны собственным детям. Недаром первый свод законов, по которым существовала семья, назывался Домостроем. Строить дом – означало строить не только само здание, но и отношения в нём.
Общеизвестно, что семья и отношения, складывающиеся между людьми, в значительной мере определяют главные ценности в жизни любого человека. В семье закладывается фундамент личности ребёнка, в семье он получает первые уроки нравственности, включается в сложную систему взаимодействий с окружающими людьми. Родительские указания, наставления – есть облечённые в слова правила, поучающие особой мудрости – житейской. Не случайно мастера русской литературы так настойчиво обращаются к изображению семейных отношений, ведь постичь глубину и многообразие личности, понять мотивы поведения, можно только, узнав суть его отношений в семье.
Наиболее символичным для русской литературы в этом смысле традиционно являлось изображение важнейшего периода в жизни человека, получающего напутственное слово или наказ от родителей, выпускающих своё дитя во взрослую, самостоятельную жизнь.

 

Родительский наказ в культуре православия.

В словаре С.И. Ожегова значение слова «наказ» трактуется следующим образом:

 1) Наставление, поучение, распоряжение (устар. и прост.)

 2) Поучение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий (официальн.)

.
В современном русском языке существует несколько синонимов к слову «наказ»: благое слово, завещание, наставление, наказ, завет, совет, скрижаль, благословение.


В наши дни понятие «наказ» чаще всего соотносится со словом «наказание» и трактуется слишком однозначно, что не отражает, к сожалению, его первоначального смысла.

 В академическом словаре русского языка читаем: «Наказание — мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление».

Однако исстари слово это понималось совершенно по-другому. И связанные с ним однокоренные слова тоже имели совсем иной смысл, в отличие от современного.

Откроем церковно-славянский словарь: «Наказание — наставление, учение; образование, ученость. Наказанный — наставленный. Наказатель — наставник, учитель. Наказую — научаю, наставляю. Наказ — наставление, приказание. Наказываю — научаю, смиряю». Места Священного Писания, связанные с наказанием, понимались именно в таком, первоначальном смысле.

Откроем Библию на церковно-славянском языке и прочтем в Притчах Соломона: «Слыши, сыне, наказание отца своего...» А вот тот же текст, но из Библии на русском языке: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» \.

Слова апостола Павла на церковно-славянском языке «воспитывай чад в наказании Господни» в русском варианте читаются уже как «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».

Именно как наказ, вразумление, исправление и следует понимать термин «наказание детей», а вовсе не кару, не месть или возмездие за что-либо. Святитель Иоанн Златоуст так писал о наказании: «...Это мать спасения». Значит, цель наказания - не причинение страданий ребенку, а наставление его и воспитание в нем послушания и прочих добродетелей.
В послании к Ефесянам 6:4 святой апостол Павел пишет к отцам:" И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". Бог возлагает ответственность за духовное воспитание (обучение) прежде всего на родителей. Поместная церковь и воскресная школа способствуют воспитанию детей, но не могут переложить на себя весь груз ответственности, лежащей на семье. С самых первых дней народа Божия главная задача семьи в Библии - воспитательная: "Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор. 6: 4-7). Слово "внушить" ("учить"), которое происходит от древнееврейского "точить", "заострять", в этом тексте означает "учить основательно". Обучение детей духовным истинам является необходимой обязанностью родителей. Если этого не будут делать родители, то это худшим образом сделает греховный мир. То, что родители верующие, не означает, что дети по наследству выберут тот же путь. Первой книгой на Руси, в которой отражался родительский наказ как духовное напутствие своим детям, был Домострой.
В Домострое, своде житейских правил и наставлений, памятнике русской литературы XVI века, отражались принципы патриархального быта, домашнего уклада. По Домострою, родительский наказ должен был в первую очередь воспитывать через добрый пример жизни самих родителей. На принципах любви и прощения строится воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу". (Домострой, Глава 19). «Живи, чадо, по христианскому закону – во всех делах без лукавства, без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь: доброму подражай, лукавых и закон в любых делах преступающих не привечай…» - послание и наставление отца сыну.


Родительский наказ в художественной литературе
Тема родительских наказов – одна из ведущих в русской литературе. Особое идейно-художественное значение родительские наказы приобретают в произведениях древнерусской литературы ("Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Савве Грудцыне"), которые опираются на православные традиции.
Анализ текстов художественной литературы XIX века показывает, что родительский наказ - один из важнейших эпизодов в произведениях многих авторов. Например, мы встречаем родительские наказы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», романе Толстого Л.Н. «Война и мир», сказке М.Е. Салтыкова - Щедрина «Премудрый пескарь», романе И.А Гончарова «Обломов».

 

 

 

 

В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия читаем: «…презрев священную память предков, отдавших за нас свои жизни, мы покрыли российскую историю пятном, которое омрачает духовную жизнь общества… Началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, мы начали рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений наших предков».
Поиск нравственных и духовных ориентиров может быть затруднён вследствие того, что в современном мире различаются хранившиеся веками традиции, размываются границы между добром и злом. Поэтому проблема патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения остаётся актуальной и сегодня.
Исходя из этого, очень важно изучать свои корни, историю своей семьи. Это способствует формированию «чувства Родины», глубокому познанию культурной истории своей семьи, её традиций и реликвий, наказов и заветов. Осознание неразрывной связи поколения помогает нам находить своё место в окружающем мире, чувствовать себя в нём уверенно, понимать его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем, так как опыт, накопленный предками, очень ценен.
В.Сухомлинский утверждал: «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя». Трудно не согласиться с этим мнением, ведь главным залогом успешной и полноценной жизни зачастую становится непрерывающаяся духовная связь поколений. Яркое художественное воплощение получила эта идея в русской литературе с древних времён до XIX века. Многие писатели, почувствовав опасность отрыва человека от его традиций, обратили свой взор на темы, близкие каждому из нас, в частности, на тему родительского наказа, который всегда являлся важнейшей частью воспитания человека.

 

Притча.

 

Однажды к тибетскому мудрецу Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: «Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости, что важнее?»

«Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. Если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья – лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов

 

 

Что такое наказ, завет?

В пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль», повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» мы встречаемся с понятиями «наказ», «завет». Давайте обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова и посмотрим, что обозначают эти слова.

 Наказ – это 1. наставление, поучение, распоряжение, 2.поручение, обращение, содержащее перечень требований и пожеланий. Значение слова «завет» таково: завет - наставление, совет последователям, потомкам. Мы не зря обратились к произведениям русских классиков. Это позволяет нам воочию увидеть, как происходило формирование характеров литературных героев, какие ошибки со стороны родителей были допущены в воспитании детей, какими выросли эти герои.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.