Библиотечно-информационных технологий — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Библиотечно-информационных технологий

2020-10-20 247
Библиотечно-информационных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебно-методический комплекс

 

Челябинск 2008

 

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

 

Утверждаю

                                                              Первый проректор

                                                              ______________ Н. П. Соболенко

                                                              «___» ______________ 2008 г.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальности

071201 Библиотечно-информационная деятельность

 

Квалификация референт-аналитик информационных ресурсов

 

 

Челябинск 2008

УДК (073)

ББК я73

И 74

 

 

    Составитель: Лаврова К. Б., преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, доцент.

 

    Рекомендовано на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности 30.10.2008 г., протокол № 2

 

Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий: учебно-метод. комплекс для студ. очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность / сост. К. Б. Лаврова; ФГОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск: ЧГАКИ, 2008. – 39 с. – (Учебно-методический комплекс).

 

Учебно-методический комплекс составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Комплекс включает в себя тематический план лекций и семинарских занятий, практических занятий, темы для самостоятельной работы, примерный перечень тем контрольных работ, вопросов к зачетам и экзамену, библиографический список.

 

Рецензенты: ст. преподаватель каф. библиотечно-информационной деятельности Г. Ф. Федосенко

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

 

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008

 


Содержание

Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины 4
I. Организационно-методический раздел 4
II. Содержание дисциплины 6
III. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий 12
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 13
 4.1. Темы курсовых работ (примерные) и творческих заданий по дисциплине   13
 4.2. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) 13
4.3. Список рекомендуемой литературы по дисциплине 4.3.1. Основная литература   15
4.3.2. Дополнительная литература 18
V. Формы промежуточного и итогового контроля 21
Часть II. Методические обеспечение дисциплины 23
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя 23
II. Методические указания для студентов 23
III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведение промежуточных и итоговых    аттестаций  3.1. Задания для практических занятий     24
 3.2. Планы семинарских занятий 27
 3.3. Темы и задания контрольных работ 33
 3.4. Рекомендации по выполнению контрольных работ 34
 3.5. Рекомендации по выполнению курсовых работ 34
 3.6. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам 36
 3.7. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине 38
IV. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине    4.1. Список периодических изданий, рекомендованных для выполнения заданий     38
 4.2. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий 38

Часть I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. Организационно-методический раздел

Цель изучения курса

 

Цель курса - формирование у студентов знаний и навыков использования традиционных и новых информационных технологий и умения ориентироваться в информационных потоках и массиве.

 

Задачи курса

 

- обеспечить знания традиционных и новых информаци­онных технологий;

- сформировать навыки поиска и обработки профессио­нальной информации;

- закрепить и углубить представления о разнообразных профессиональных информационных потребностях субъектов информационного рынка;

- обеспечить студентам практический опыт создания ин­формационных продуктов и услуг.

 

1.3. Роль и место курса в учебном плане

 

Курс «Лингвистическое средства библиотечно-информационных технологий» рассматривает весь комплекс лингвистических средств, позволяющих осуществлять семантический анализ информа­ции как в рамках традиционной технологии, так и в условиях работы автоматизированных систем.

Курс «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» является одной из базовых учебных дисци­плин, обеспечивающих профессиональную подготовку буду­щих библиотекарей-библиографов. Это обусловлено существующей зависимостью между качеством лингвистических средств как важнейшим средством раскрытия содержания документов и эффективностью работы библиотеки или службы информации в целом. Значимость данного курса в профессиональной подготовке выпускника оп­ределяется тем, что практически все технологические процес­сы и операции, выполняемые в библиотеках, базируются на яв­ном или скрытом использовании лингвистических средств, обусловливая четкую зависимость между их качеством и уров­нем обслуживания пользователей, полностью определяя эф­фективность работы системы в целом.

Данный курс призван сформировать целостное представле­ние о всем многообразии современных лингвистических средств, используемых в библиотечно-информационной технологии. При этом данный курс направлен не только на формирование профессиональных знаний и умений в области лингвистиче­ских средств. Не менее важным является то, что он открывает возможности фундаментализации высшего библиотечного об­разования. Курс позволяет углубить общенаучную подготовку, связанную с организацией знаний. Это определяется тем, что изучаемые лингвистические средства, например системы клас­сификации, трактуются не только как рабочий инструмент библиотекаря (средство для расстановки фонда, ведения ката­логов и картотек, осуществления тематического поиска и др.), но и как средство организации знаний - своего рода карта зна­ний, средство навигации в информационном пространстве Фундаментальность данного курса заключается также в нераз­рывной связи с такими дисциплинами, как философия, логи­ка, математика, лингвистика.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности с учетом квалификации

 

В ходе освоения курса студент первоначально должен получить представление о языке как знаковой системе, усвоить причины появления и особенности искусственных языков, изучить структуру ИПЯ: алфавит, лексику, парадигматические и синтагматические отношения. Эти параметры задают алго­ритмы распознавания структурных элементов любого лингвис­тического средства, облегчают в последующем усвоение раз­личных видов ИПЯ: классификационных, дескрипторных, объектно-признаковых ИПЯ, языка библиографического опи­сания.

Дальнейшее освоение курса предполагает знакомство с ти­пологией ИПЯ, причинами появления множества разнообраз­ных ИПЯ, их отличительными особенностями, сферами при­менения, достоинствами и ограничениями. Знание типологи­ческих особенностей различных ИПЯ позволяет студенту усвоить сущность основного технологического процесса, в хо­де которого реализуется любой ИПЯ — индексирования, осво­ить его технологию, убедиться в зависимости между качеством индексирования и эффективностью работы библиотеки в це­лом. На заключительном этапе обучения студент должен по­лучить четкое представление о составе, структуре, функциях лингвистических средств библиотечно-информационной тех­нологии, познакомиться с широкими возможностями исполь­зования лингвистических средств как способе представления и организации знаний, средстве обучения.

 

1.5 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности

 

Предмет, задачи и структура курса. ИПЯ как основной компонент лингвистического обеспечения информационной технологии и разновидность искусственных языков. Назначение и функции ИПЯ. Структура ИПЯ. Создание лексико-семантической основы ИПЯ.

Основные типы ИПЯ. Принципы построения и структура иерархических ИПЯ. Библиотечно-библиографические иерархические ИПЯ: ДКД, УДК, ББК. Информационные иерархические классификационные ИПЯ: рубрикаторы, Государственный Рубрикатор НТИ, Международная классификация изобретений, классификаторы технико-экономической и социальной информации. Книгоиздательские и архивные и иерархические ИПЯ.

Принципы построения и структура неиерархических ИПЯ. Алфавитно-предметная классификация. Дескрипторные ИПЯ. Объектно-признаковые ИПЯ. Язык библиографического описания, фасетная классификация.

Индексирование: сущность, назначение, виды. Технологические схемы индексирования. Качество индексирования и ресурсные возможности библиотеки.

Лингвистическое обеспечение ГСНТИ. Структура, состав, функции лингвистических средств библиотечно-информационной технологии.

Нормативно-методическая база лингвистического обеспечения. Проблемы совместимости лингвистических средств в библиотечно-информационных системах и сетях.

II. Содержание дисциплины *

РАЗДЕЛ I. Лингвистические средства в структуре профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности

Тема 1. Введение. Лингвистические средства в структуре профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности. Предмет, цель и задачи, структура курса. Понятийно-тер­минологический аппарат курса. Отличительные черты курса: интегративный характер, прикладная направленность. Меж­дисциплинарные связи курса. Факторы, определяющие значи­мость курса в профессиональной подготовке библиотекаря-библиографа: роль и место лингвистических средств в структу­ре библиотечно-информационных технологий; зависимость между качеством лингвистических средств и эффективностью работы библиотеки.

 

РАЗДЕЛ V. Вербальные ИПЯ.

Тема 5.1. Дескрипторные ИПЯ. Представление о вербальных языках. Причины появления и область применения дескрипторных ИПЯ. Язык системы «Уни-терм» как прообраз дескрипторного ИПЯ. Структура дескрип­торных ИПЯ. Принцип координации лексических единиц как основа построения дескрипторного ИПЯ. Дескрипторы и аск-рипторы как основные лексические единицы дескрипторного языка. Эксплицитное представление парадигматических отно­шений в дескрипторной и аскрипторной статье. Прагматиче­ский характер парадигматических отношений в дескрипторном ИПЯ. Способы представления синтагматических отношений в дескрипторном ИПЯ. Достоинства и недостатки дескрипторных ИПЯ.

 

Тема 5.2. Информационно-поисковые тезаурусы: структура, назначение и правила разработки. Тезаурус как способ систематизированного представления знаний и разновидность идеографического словаря. Понятие об информационно-поисковом тезаурусе (ИПТ), его назначе­нии и функциях. Состав ИПТ: вводная часть, основная часть (лексико-семантический указатель) и дополнительные части (систематический, пермутационный, иерархический и другие указатели и списки специальных категорий лексических еди­ниц). Обязательные и факультативные части ИПТ. Этапы по­строения ИПТ: определение тематического охвата ИПТ, сбор массива лексических единиц, формирование словника ИПТ, построение словарных статей и указателей, оформление ИПТ, экспертиза и регистрация ИПТ. Национальные и международ­ные фонды депонирования ИПТ. Национальные депозитарии как центры экспертизы ИПТ, хранения и информирования о фонде ИПТ. Стандарты, регламентирующие разработку ИПТ. Актуализация (ведение) ИПТ. Виды и области применения информационно-поисковых тезаурусов в библиотечно-информационных технологиях

Многообразие ИПТ в современной информационной прак­тике. Виды ИПТ: политематические (многоотраслевые), отрас­левые, узкоотраслевые (проблемные); базисные и рабочие; комплексы ИПТ и отдельные ИПТ; одноязычные и много­язычные ИПТ; печатные ИПТ, ИПТ на микроформах, на ма­шиночитаемых носителях. Виды ИПТ в зависимости от осо­бенностей внутриструктурного построения. Фасетно-блочный метод построения тезаурусов. Области применения ИПТ в библиотечно-информационных технологиях.

Классификационные ИПЯ

          3.1. Десятичная классфикация Дьюи (ДКД)   1 2 2 2

3.2. Универсальная классификация (УДК)   1 2 2 2

3.3. Библиотечно-библиографическая классфикация (ББК)   1 2 2 2

3.4. Патентные классфикации. Международная классфикация изобретений (МКИ)   1   2 2

3.5. Рубрикаторы. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)   1   2 2

3.6. Классификаторы технико-экономической и социальной информации (ТЕИ и СИ)   1   2 2

3.7 Фасетная классификация   2     4

    30 8 6 12 4

Язык предметных рубрик

          4 Язык предметных рубрик   2   2 4

    8 2   2 4

Вербальные ИПЯ

          5.1.  Дескрипторные ИПЯ   1     2

5.2.  Информационно-поисковые тезаурусы: структура, назначение и правила разработки   1     2

    6 2     4

Классификационные ИПЯ

          3.1. Десятичная классфикация Дьюи (ДКД)          

3.2. Универсальная классификация (УДК)          

3.3. Библиотечно-библиографическая классфикация (ББК)          

3.4. Патентные классфикации. Международная классфикация изобретений (МКИ)          

3.5. Рубрикаторы. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)          

3.6. Классификаторы технико-экономической и социальной информации (ТЕИ и СИ)          

3.7 Фасетная классификация          

             

Язык предметных рубрик

          4 Язык предметных рубрик          

             

Вербальные ИПЯ

          5.1.  Дескрипторные ИПЯ          

5.2.  Информационно-поисковые тезаурусы: структура, назначение и правила разработки          

             

Классификационные ИПЯ

            3.1. Десятичная классфикация Дьюи (ДКД)          

3.2. Универсальная классификация (УДК)          

3.3. Библиотечно-библиографическая классфикация (ББК)          

3.4. Патентные классфикации. Международная классфикация изобретений (МКИ)          

3.5. Рубрикаторы. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)          

3.6. Классификаторы технико-экономической и социальной информации (ТЕИ и СИ)          

3.7 Фасетная классификация          

             

Язык предметных рубрик

            4 Язык предметных рубрик          

             

Вербальные ИПЯ

            5.1.  Дескрипторные ИПЯ          

5.2.  Информационно-поисковые тезаурусы: структура, назначение и правила разработки          

             

Классификационные ИПЯ

            3.1. Десятичная классфикация Дьюи (ДКД)          

3.2. Универсальная классификация (УДК)          

3.3. Библиотечно-библиографическая классфикация (ББК)          

3.4. Патентные классфикации. Международная классфикация изобретений (МКИ)          

3.5. Рубрикаторы. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)          

3.6. Классификаторы технико-экономической и социальной информации (ТЕИ и СИ)          

3.7 Фасетная классификация          

             

Язык предметных рубрик

            4 Язык предметных рубрик          

             

Вербальные ИПЯ

            5.1.  Дескрипторные ИПЯ          

5.2.  Информационно-поисковые тезаурусы: структура, назначение и правила разработки          

             

Форма контроля

Очное отделение Заочное отделение семестр семестр Промежуточные формы контроля     Контрольная работа     Итоговые формы контроля     Зачет 6, 7   Курсовая работа     Экзамен 8  

Для студентов обучающихся по 071201 Библиотечно-информационная деятельность, специализация Социально-информационные ресурсы, квалификация Библиотекарь-библиограф, преподаватель

Форма контроля

Очное Отделение Заочное отделение
Семестр семестр
Промежуточные формы контроля    
Контрольная работа    
Итоговые формы контроля    
Зачет 5  
Курсовая работа    
Экзамен 6  

Для студентов обучающихся по 071201 Библиотечно-информационная деятельность, специализация Информационное обеспечение системы общего образования, квалификация Библиотекарь-библиограф, преподаватель

Форма контроля

Очное отделение Заочное отделение
семестр семестр
Промежуточные формы контроля    
Контрольная работа    
Итоговые формы контроля    
Зачет 7, 8  
Курсовая работа    
Экзамен 9  

Для студентов обучающихся по 071201 Библиотечно-информационная деятельность, специализация Социология и психология детского чтения, квалификация Библиотекарь-библиограф, преподаватель

 

Форма контроля

Очное отделение Заочное отделение
семестр семестр
Промежуточные формы контроля    
Контрольная работа    
Итоговые формы контроля    
Зачет 6, 7  
Курсовая работа    
Экзамен 8  

 

На зачете и экзамене студент должен показать знание основных ИПЯ, основных программных лингвистических средств библиотечно-информационных технологий; владение навыками классификации, предметизации, индексации; умение самостоятельно составлять словари, работать с рубрикаторами, с основными лингвистическими средствами библиотечно-информационных технологий.

 


* Раскрытие содержания дисциплины строится с учетом основных дидактических единиц ГОС

* Вопросы к зачету №№ 1–30.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.