Групповые занятия (продолжение) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Групповые занятия (продолжение)

2020-10-20 73
Групповые занятия (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Теории лингвистического образования педагога» как часть профессиональной подготовки бакалавра. Место дисциплины в Учебном плане факультета начального образования.

1) Понимание того, что самая ценная и практичная вещь – это правильная методология и хорошая теория определённой отрасли знания..

2) Уяснение роли языка в возникновении общества, в жизни человека, в развитии его интеллекта и культуры.

3) Осознание пользы сознательного изучения русского и иностранных языков в школе и в вузе?

   2. Выявление объёма общенаучных знаний по языку, получаемых выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений.

3. Цель и назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога»

Вопросы и задания:

1) Представьте в виде структурно-логической схемы, что нового вы узнали из темы «Основные проблемы общего языкознания».

2) Зачем знать историю языкознания с древнейших времен по настоящее время? Какие вопросы интересовали представителей индийской, античной (греко-римской) и китайской языковых традиций?

3) Что ценного для науки содержала «Общая и рациональная грамматика» Поль-Рояля? Назовите её авторов, год публикации.

 

5.5. Тематика практических занятий (Темы 1 – 10)

1. Общественная сущность языка, его возникновение и развитие.

2. Зарождение науки о языке и основные этапа её развития.

3. Современное общее языкознание и множественность его направлений как отражение структурной и функциональной многогранности языка.

4. Уровневое строение языка и его системная организация.

5. Фонетический уровень (ярус) языка и его единицы. Письмо, его виды. Фонография. Транскрипция. Фонетические изменения?

6. Лексико-фразеологический уровень. Семантика и структура слова и фразеологической единицы.

7. Грамматический уровень (морфологический, синтаксический). Словообразование уровень как промежуточный между морфологическим и лексическим уровнями.

8. Классификации языков мира. Генеалогическая и типологическая классификации. Языки на территории России.

9. Основная проблематика общего языкознания (в 19, 20 и 21 вв.).

10.  Общелингвистическая характеристика русского языка и его места среди языков мира. Сопоставление русского языка по общелингвистическим параметрам с доступными студентам национальными и иностранными языками.

 

Литература для подготовки и проведения практических занятий

1. Артёменко Е. Б. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу «Введение в языкознание». – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

Введение в языкознание: Хрестоматия / Под ред. Е. А. Супруна. – Минск, 1977.

Геранина И. Н. Практические занятия по курсу «Введение в языкознание». – Пенза, 2004. – 34 с.

  Геранина И. Н., Шувалов И. Ф. Введение в языкознание. – Пенза, 2004. – 40 с.

Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач. – М., 1987.

Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». 2-е изд. М., 1985.

  Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. – М.: Флинта – Наука, 2000

Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.

Кодухов В.И. Задания по самостоятельной работе. М., 1984.

Кондрашов Н. А. и др. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1995.

Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – 2-е изд. – М., 1991.

Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». – М.: Учпедгиз, 1960. Самара: СГПУ, 2008?

Мурат В. П. Введение в языкознание. Методические указания. – 6-е изд. – М., 1988.

 Норман Б. Ю. Сборник задач по введению в языкознание. – Минск, 1989.

  Норман Б. Ю., Павленко Н. А. Введение в языкознание. Хрестоматия. – 2-е изд. – Минск.         

Панов А. Е. Введение в языкознание. Контрольная работа, задания и методические указания к самостоятельной работе. – М., 1984.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 2006

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976.

  Успенский Л. В. Имя дома твоего. (Любое издание.)

  Успенский Л. В. Слово о словах. – Л.: Детгиз, 1956. – 312 с.

  Успенский Л. В. Ты и твоё имя. – Л.: Детская литература, 1960к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.

 

5.6. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория лингвистического образования педагога»

1. Предмет языкознания. Практическое знание языка и научное знание. Частное и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания

2. Зарождение науки о языке и основные этапы её развития.

3. Пять периодов (включая современный) в истории научного языкознания.

4. Сравнительно-историческое языкознание как стержневое и доминирующее направление общего (ствольного) языкознания. Его научные результаты – фундамент и основа современного лингвистического образования. Крупнейшие представители этого направления: Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск, А.Х. Востоков, А. Шлейхер, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др..

5. Характеристика современного (хронологически – пятого) этапа языкознания.

6. Множественность лингвистических направлений как стремление к всестороннему и исчерпывающему исследованию многояруской структуры языка в разных аспектах, а также с позиций разных наук.

 7. Антропоцентрическая концепция как методологическая основа большинства современных направлений в изучении языка и ряда других гуманитарных наук.

 8. Общественная сущность языка, его основные функции. Общенародный характер языка и его социальная дифференциация. Внешняя и внуртенняя лингвистика. Социальная лингвистика.

 9.Язык и мышление, их специфика. Единство языка и мышления. Менталигистка.

10. Исторический характер развития языка. Социально-исторические типы языков. Дифференциация и интеграция как основные закономерности развития языков.

11. Структура языка. Фонетико-фонологический уровень (ярус) языка, его единицы. Три аспекта изучения звуков речи: акустический, биологический, социальный (функциональный).

12.Акустические свойства звуков речи. Тембр как важнейшее понятие акустики речи.

13. Устройство речевого аппарата. Артикуляционная характеристика звуков речи. Кинема. Артикуляционная база языка.

14. Принципы классификации звуков речи. Основные отличия гласных и согласных, их сравнительная характеристика.

15.Классификация гласных по ряду, подъёму, участию губ, носовой полости, длительности. Дифтонги и их разновидности.

16. Классификация согласных по месту образования (по месту артикуляции активного органа), по способу артикуляции, по твёрдости / мягкости и другим признакам.

17.Звуковые изменения звуков. Виды изменений (общая характеристика).

Позиционные изменения звуков, разновидности изменений.

18.Комбинаторные изменения звуков, разновидности этих изменений.

Учение о фонеме. Функции фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Своеобразие систем фонем в разных языках.

19. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели многоярусности и системности языковой структуры

20. Происхождение и основные этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография. Алфавит, графика, орфография. Происхождение буквенного письма.

21. Происхождение финикийского, греческого, латинского, кириллического алфавита. Кириллица и алфавиты на её основе. Фонетическая транскрипция, её назначение.

22. Лексико-фразеологический уровень языка. Понятие о слове, словоформе, лексеме. Отличие слова (лексемы) от морфемы.

23.Лексикология как наука о всестороннем изучении словарного состава языка.

Лексическое значение слова и его разновидности: слова однозначные и многозначные; прямые и переносные значения слов.

24. Системные связи слов в языке и речи: многозначность и омонимия. Синонимы и антонимы. Синонимический ряд, антонимические пары в языке и речи.

25. Историческая лексикология, её задачи. Научная этимология, её принципы. Ложная («народная») этимология и псевдоэтимология. Языковая картина мира, её зависимость от этноязыка и его истории.

26. Лексикография. Основные типы словарей. Термин, терминологиия, терминоведение. Нарастание общности международной терминологии.

 27.Грамматический состав языка и грамматика как наука о нём. Содержание морфологии и синтаксиса. Морфологические единицы грамматического строя языка. Словоформа, морфема. Отличие морфемы от фонемы и лексемы (слова).

28. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Понятие о грамматической парадигме. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Категориальные признаки частей речи: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические.

29. Способы выражения грамматический значений в языках мира: аффиксация, внутренняя флексия и т. д. Языки аналитические и синтетические. Классификация морфем. Корень и аффиксы. Виды аффиксов. Основные морфологические процессы: опрощение, переразложение и др.

30.Методы научного изучения языка: количественные, качественные, операционные.

31.Происхождение языка. Биологические теории. Социальные теории. Вопрос о моногенезе языков мира.

32. Дифференциация и интеграция как основные процессы и формы взаимодействия в истории языков и диалектов. Понятие о внешних и внутренних законах развития языка. Виды внутренних законов: абстрагирование, расчленение категорий, аналогии, неравномерность развития разных сторон языка.

33.Классификации языков мира. Виды классификаций (общая характеристика).

Типологическая классификация языков. Языки корневые и аффиксирующие. Разновидности аффиксирующих языков: флективные и агглютинативные.

34. Генеалогическая классификация языков. Языковая система, ветвь, группа. Индоевропейской семья языков, ее ветви. Славянская ветвь, её группы и языки.

35. Общелингвистическая (генеалогическая, типологическая, культурно-историческая, функциональная) характеристика русского языка. Его место среди языков мира.

35. Вклад отечественных и зарубежных учёных в общую теорию языка. (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунарова, А.А. Шахматова, Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, О.Н. Трубачев и др.).

36. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования. (Аннотирование учебных книг по теории лингвистики).

 37. Лингвистические термины, их происхождение. Какому выдающемуся лингвисту обязана мировая наука такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология. К каким разделам языкознания относятся эти термины?

38. Взаимодействие экстралингвистических и интралингвистических факторов в развитии языков. Вопрос о прогрессе в языке.

39. Перспективные маршруты научного поиска в лингвистике. Компьютерные технологии и «корпусное языкознание»

40. Назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога» в профессиональной подготовке учителя начальной школы, её межпредметные координации по линии горизонтальных и вертикальных связей с дисциплинвми смежных циклов.

 

5.6. Примерная тематика рефератов и докладов к учебной и научной студенческой конференции и фестивалям по русскому языку и языкознанию.

 

 


5.7. Основные лингвистические термины к учебной дициплине Теория лингвистического образования педагога


 

Антропоцентризм

Внешняя лингвистика          

Внутренняя лингвистика                                       

Диахрония

Единицы речи                    

Единицы языка                   

Законы развития языка         

Знаковая теория языка             

Значение языковой единицы        

Иерархия

Инвариант                   

Количественные методы в языкознании                     

Когнитивно-познавательная функция языка

Коммуникативная компетенция  

Коммуникация  

Метаязык                                    

Метод в языкознании

Нейтрализация                             

Номинативная функция языка     

Общее языкознание

Оппозиция языковая                    

Парадигматические отношения

План выражения

План содержания

Полифункциональность

Поле в языкознании

 

Прагматика

Психолингвистика

Развитие / эволюция языка

Речевая деятельность

Речевой / коммуникативный акт

Речь

Семиотика

Синтагматические отношения

Синхрония

Система языковая

Системоцентризм

Статика

Социолингвистика

Структура

Тип языка

Типология

Узус

Универсалии

Уровни /ярусы языка

Функции языка

Функции речи

Функциональное направление в языкознании

Центр / ядро системы

Этнолингвистика

Языковая каримев мира

Языковая компетенция

Языковая личность

 


На основе лекции, основной и дополнительной литературы составьте схему пяти этапов в истории собственно научного развития теоретического языкознания.

 

Модуль 1    
К каждому занятию Знание истории науки о языке от ее зарождения до современного (текущего) периода).  
В итоге Подготовка портфолио: Названия и хронология периодов. Проблематика (тематика, направления) каждого из периодов. Крупнейшие представители сравнтельно-историкого языкознания и их труды Лингвистическая терминология, созданная в разные периоды изучения языка и актуальная для нашего времени. Словари лингвистических терминов. Словарь-минимум по общим проблемам языкознания и отдельным ярусам языка. Банк лучших студенческих рефератов, эссе, самостоятельных работ, аудио и видеоматериалов, презентаций по теории лингвистики и конкретным языкам во всех формах их существования (литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты).   Портфолио

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Элементы теории языка в школе и в вузе (по всем темам) Программы обучения русскому языку в дошкольный период, в начальной и средней школе под углом зрения лингвистической теории. Банк лучших книг учёных по теоретическим проблемам языкознания (библиография. Банк лучших книг учёных-методистов по изучению родного и иностранных языков (библиография). Банк лучших книг учёных по занимательному языкознанию (библиография, видеоряд обложек книг). Банк таблиц, схем, афоризмов о языке и его роли в жизни человека.

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.