Кафедра русского языка и методики его преподавания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра русского языка и методики его преподавания

2020-10-20 60
Кафедра русского языка и методики его преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра русского языка и методики его преподавания

   
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой_Н.Н. Сидорова Протокол №____от «__________» 20____г.

Бондалетов Василий Данилович и др.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Теория лингвистического образования педагога

Направление подготовки (специальность)

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование и Информатика

Начальное образование и Иностранный язык

Квалификация (степень) выпускника

 бакалавр

Форма обучения

Очная

Председатель УМК _______________/______________  

Самара 2012г.


1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Теория лингвистического образования педагога» являетсяформирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности бакалавра в процессе использования образовательного, воспитательного и развивающего потенциала науки о таком уникальном явлении, как человеческий язык.

Задачи изучения дисциплины

в области педагогической деятельности:

1. дать совокупность знаний, раскрывающих роль языка в жизни человека и общества на всех этапах их истории; показать неразрывную связь языка с мышлением, общественным сознанием, материальной и духовной культурой общества;

2. показать длительный путь познании языка как исключительного феномена, служащего универсальным средства общения, добиться понимания социальной характера его природы, не игнорируя биологических предпосылок его возникновения, уяснение структурно-системного его устройства, зависимости языка от общественно-исторических условий существования и функционирования, а также неодинакового его реагирования (в частности, его структурно-уровневых единиц на такие объективно существующих факторы, как время, пространство и общество;

3. показать многофункциональность языка, обусловленную многообразными потребностями общества и его социально-производственной дифференциацией (порождающие разные формы существования языка, социальные диалекты, функциональные стили);

4. вооружить студентов оправдавшими себя сравнительно-историческим и типологическим, а также современными методами исследования языка, а также наиболее предпочтительными методами и приёмами обучения русскому языку учащихся школ и студентов:

5. показать решающую роль языка в формировании человека как самоценной личности, её интеллекта, общей и речевой культуры;

6. добиться того, чтобы студенты понимали и осознавали, что, изучая «Теорию лингвистического образования…», они делают первые профессионально значимые шаги по усвоению метаязыка лингвистической науки и своей будущей профессии (системы специальных терминов и научных знаний), который затем будет использоваться ими, расширяться и углубляться в течение всех лет обучения в вузе и в послевузовской школьной практике;

7. познакомить студентов с выдающимися отечественными и зарубежными учёными, их вкладом в разработку фундаментальных проблем, связанных с пониманием сущности языка, его системно-структурной организацией, законами функционирования и исторического развития.

в области_культурно-просветительской деятельности:

•1. внушить студентам мысль о необходимости постоянного обогащения и совершенствованию своего языка, активного освоения его функциональных стилей, подстилей и жанров;

•2. вооружить общелингвистическими знаниями и методическими навыками организации работы по повышению культуре речи учащихся и их родителей;

•3. пробудить у студентов «профессиональный патриотизм», гордость за свою специальность, за достижения отечественных учёных (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунарова, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.)

в области научно-исследовательской деятельности:

 • 1. формирование у студентов навыков и умений сбора, анализа, систематизации и использования информации по актуальным проблемам теории общего языкознания, русистики, а также в области теории и методики обучения русскому языку и литературе;

 • 2. обучение студентов практическому использованию теоретических знаний, а также умений и навыков по общей лингвистике применительно к материалу русского и изучаемых ими европейских языков при необходимости решать посильные им исследовательские задачи в области образования.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория лингвистического образования педагога» относится к вариативной части (Б. 3. 2/5) профессионального цикла дисциплин. Для её освоения необходимы знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и ими в средней школе (по дисциплинам «Русский язык», «Иностранный язык», Русская литература» и др., а также все компетенции, приобретённые ими в первом учебном семестре в курсах «Русский язык» и «Литература»

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (?144 часа). Аудиторные занятия – 34 часа; лекции - 14 часов, практические семинары – 20 часа, в том числе интерактивных занятий –???? часов; экзамен –???36 часов.

Структура дисциплины [1]:

№ п/п Дисциплина (учебные курсы) Семестр Форма промежуточной аттестации
  Теория лингвистической подготовки педагога (Модуль 1:Проблематика современной лингвистики 1 По результатам текущего контроля
2. Теория лингвистической подготовки педагога (Модуль 2: Системная организация структуры языка 1 экзамен

По дисциплине:

  экзамен

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

способен понимать значение языка в жизни общества как ванейшего средства общения человека, как составной части культуры и одной из форм ее проявления – в виде словесно-художественного творчества (ОК-3); готов к толерантному восприятию языковых и культурных различий, уважительному и бережному отношению к языковым и культурным традициям народов России и мира (ОК-14); -

б) профессиональные (ПК): готов использовать научное знание языка и практическое владение им (русским языком, иностранным языком) при решении профессиональных задач (ОПК-3).

Образовательные результаты:

Общекультурная компетенция – (ОК-3)

Знает: коммуникативную, экспрессивную, конструктивную и аккумулятивную функции языка, их образовательные и воспитательные потенции.

Умеет: найти в русском и изучаемом иностранном языке воспитательный потенциал на их лексико-фразеологическом уровне.

Владеет: технологией анализа структурных сторон и их элементов (фонем, морфем, лексем, словосочетаний, предложений, ССЦ) родного и изучаемых иностранных языков.

Общекультурная компетенция – (ОК-14) -

Знает: о социальной природе языка и его функциях, о взаимодействии языка и мышлении, о языке как «орудии культуры», о литературном языке и его основных нормах в письменной и устной речи, а также о качества хорошей речи.

Умеет: фиксировать отступления от норм литературного языка, порождаемые влиянием территориальных и социальных диалектов а также нелитературного просторечия.

Владеет: основными понятиями о функциях, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, коммуникативных и структурных универсалиях и законах развития языков (? СК-3). 

Профессиональная компетенция – (ОПК-3)

Знает: терминологию классического языкознания по разделам: общие сведения о языке, виды классификаций языков; основные разделы науки о языке: фонетическая структура, грамматический строй, словарный состав языка; стилистика и культура речи.

Владеет: методами: сравнительно-историческим, лингвогеографиеским, приёмами статистического, психолингвистического анализа единиц языка;

 Умеет: использовать ряд других компетенций, предложенных «ФГОСвысшего профессионального образования нового поколения».

 

?Здесь?  Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курса «Русский язык», «Литература с основами литературоведения». «Методика обучения русскому языку и литературе», «Окружающий мир», а также ряда других дисциплин гуманитарного, социального, математического и естественнонаучного циклов, например, при сравнении языковой картины мира с естественнонаучной картинной мира.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_______ зачетные единицы. Всего _000_______часов. Аудиторные занятия ___34________часов, в том числе интерактивных занятий ____00________часов. [2]. Самостоятельная работа

[3]. ___00_____часов.

 

Раздел, тема

Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Всего

Аудит. раб.

Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
  Модуль 1. Проблематика современной лингвистики   24 10   14   24?
  1.   2.     3.     4.   5.     6.   Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62):  Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык». Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание в древности, в новое и новейшее время. Четыре периода в сравнительно-историческом языкознании. Классификации и группировки языков мира. Основная (ядерная) проблематика общего языкознания (в 19, 20, 21 вв.).  Особенности современного периода мировой лингвистики. Основные направления современного языкознания, их предмет и проблематика (изучении естественного языка человека, мышления, сознания и их связей с внутренним и внешним миром человека). Антропологическая парадигма как методологическая основа современной лингвистики и других гуманитарных наук.         1     2     6     8         1    2   1   3     2   1       1   2   2   2   2   2     2     4   4
  Модуль 2. Системная организация структуры языка   4 6    
1. Уровни языка и их единицы    1      
2. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры    1      
3. Внутренние и внешние законы развития языка    1      
4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование, терминология)    1      
  Всего    14  20    
             

 

 
 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

  п/п Наименование разделов дисциплины, тем   Содержание темы
1. Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации ?-Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62): Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык» бакалаврам педагогического обр.(050100.62). Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание (лингвистика – от лат. lingua – язык) – наука и учебный предмет. Практическое и научное знание языка, различия между ними: практическое (умение говорить, слушать, писать, читать, понимать речь); научное (знание сущности языка, его природы, причин и условий возникновения; многообразия языков, их классификаций, методов изучения и др.). Частное и общее языкознание.
2. Модуль 1. 2.1. Проблематика современной общей лингвистики. Основные проблемы общего языкознания. 1. Проблема сущности языка. В теорию языка поступают размышления и ответы на вопросы: что такое язык? Какова его природа – общественная или биологическая (естественная)? Его создал социум (общество) или индивидуум? 2. Проблема возникновения языка: теория звукоподражания – язык возник из подражания звукам природы и животным (теперь еще существует имитационная теория). 2) теория междометий – язык возник из непроизвольных звуков, выражающих эмоции человека 3. Проблема развития языка. Если язык появляется в обществе, то, обслуживая его, он развивается вместе с обществом. Внешние показатели развития: сначала языки-диалекты родовые, затем племенные, потом (при возникновении государственных объединений) – язык народности, затем – язык нации и т.д. Внутренние (внутриструктурные) показатели развития (изменения в лексике, фонетике, грамматике). 4. Структурные стороны языка, их единицы: 1) звуки (фонемы), 2) слова (лексемы), 3) грамматический строй (категории морфологические, синтаксические). Пример на разницу звуков [к]: каша, купить, кошка. Три разных звуков [к], но одна фонема (единица фонемного уровня, изучаемого в фонологии). Фонема служит для дифференциации звуковых оболочек слов и их форм: дом, дам, дум 5. Классификация языков мира. Принципы классификации различны. Основные: 1) географический – по месту расположения, 2) морфологический (типологический) – по строению слова: а) корневые - (только корень слова), напр., - китайский, б) «морфемные» (аффигирующие), имеющие и аффиксы, напр., русск. яз. Они делятся по характеру «морфем» и строению на: флективные (способные одновременно выразить два – три значения: род, число, падеж) и агглютинативные (языки, в которых морфемы- прилепы «однозначны» –, напр., в ф-уг. и тюркск. языках). В коми языке – стол – пызан, пызанъяс-столы … В тат. баш – одна голова; башлар – голова + «много». Баш-де – в голове; баш-лар-де – в головах. 3) генеалогический – классификация языков по их родству. Семьи, ветви, группы, языки, наречия, диалекты, язык отдельного человека (понятие «языковой личности»). Индоевропейская семья, её ветви (славянская и др.), восточнославянская группа, образование русского, украинского и белорусского языков. Русский язык (национальный, межнациональный, международный). 6. Проблема метода изучения языков. Типы методов: количественные (статистика, теория вероятности, теория игр), качественные (описательный, сравнительно–исторический, сопоставительный, контрастивный, лингвогеографический). 7. Проблема связи языка и общества. Изучается социальной лингвистикой. Формы существования языка (ФСЯ). Двуязычие (билингвизм), диглоссии (владение разными ФСЯ). 8. Проблема связи языка и мышления. Менталингвистика, когнитивная лингвистика (она изучает работу мозга при оперировании человека знаниями). 9. Проблема языковой политики (языкового строительства). Государственный язык, язык и культура, преподавание языка (языков) и др. 10. Прикладные проблемы языкознания. Создание условий для раскрытия национальным языком всех его функций. Практическое значение науки о языке (школа, вуз, медицина, терминологии, издательская деятельность, интернет).
    3. 2.2. История науки о языке (История лингвистических учений как часть Общего языкознания).     Современный период в истории языкознания.   3.1. Особенности современного периода лингвистики.     3.2. Характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания.   Модуль 2. Системная организация структуры языка 1. Уровни языка и их единицы.     2. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры.   3. Внутренние и внешние законы развития языка.     4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование: терминология). Цели раздела – 1. Раскрыть глубокий смысл положения о том, что «без истории предмета нет его теории, а без теории предмета нет его истории». 2. Из многовековой истории изучения языка выделить и осветить те этапы и теоретические положения, которые были ступенями восхождения науки к той теории и тем направлениям, которые представлены в современ­ной отечественной и мировой лингвистике. 3. Осветить более чем двухтысячелетний путь познания языка, уделить должное внимание характеристике современного состояния науки о языке, её важнейшим направлениямй и проблем. 4. Считать одной из важнейших задач курса освещение роли отечественных учёных (от М.В. Ломоносова до академика В.В. Виноградова и его учеников) в достижении того уровня, который свойствен мировой лин­гвистике наших дней (через анализ проблематики монографий и докладов советских и современных российских учёных на международных конгрессах лингвистов, славистов, русистов и учёных других профилей). 5.Отдавая предпочтение осве­щению идей и конкретных достижений, которые вошли в теоретический фонд и «базу данных» современной науки о языке, отбирать из истории науки о языке идеи, положения и выводы, созвучные лингвистике сего­дняшнего дня и полезные для практики, в частности, для работы учителя-словесника, стремимся руководствоваться принципом актуального историзма. Периодизация истории языкознания. 1. Древние языковедческие традиции: индийская («Восьмикнижие» Панини (V – IV в. до н. э.), греко –римская (Платон, Аристотель, филологическая направленность толкователей «Илиады» и «Одиссеи», спор о природе названий, теории происхождения языка, учение о частях речи, Дионисия Фракийского, римские грамматисты Варрон, Донат и др.), китайская (грамматология, словари иероглифов, Сюй-Шень «Об элементах и сложных знаках» – 49 тысяч иероглифов), арабская (связанная со священным Кораном), «Диван турецких языков» (1073) Махмуда аль Кашгари), японская («Школа языкового существования» М. Токиэда, труды по истории и стилистике языка). Языкознание в средние века и в XVII – XVIII вв. (Константин (Кирилл) и Мефодий, спор реалистов и номиналистов (11 – 12 вв.), Эпоха Возрождения (Ренессанс, Реформация, Просвещение). Рациональная философия Декарта как основа «Общей и рациональной грамматики» Поль-Рояля. Сопоставительные словари П.С. Палласа, Аделунга и Футера (с лексикой 500 языков). «Общая и рациональная грамматика» Пор-Рояля (1660 г.) грамматиста Клода Лансло и логика Антуана Арно. Исторические превратности этого труда. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию (Вико, Жан-Жак Руссо, В. Джонс). Деятельность славистов Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, Юрия Крижанича, М.В. Ломоносова, Иосифа Добровского и др. продолжателей славных деяний равноапостольных Кирилла и Мефодия. Возникновение и этапы развития сравнительно-исторического и общего языкознания: 1. Первый период (20-е – 70-е годы XIX вв.) (Ф. Бопп – «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковыми греческого, латинского, персидского и германских языков с эпизодами …» (1816г.), Я. Гримм («Немецкая грамматика», 1819г., А.Х.Востоков («Рассуждение о славянском языке» (1820г.) и др.). Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) – создатель общего языкознания, его влияние на создание самостоятельных отраслей знаний – этнолингвистики, структурализма, логической лингвистики, генеративной лингвистики, когнитологии и лингвистики дискурса. А.А. Потебня (1835 – 1891), содержание его трудов «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике», «Из записок русской словесности». Учение о двух значениях слова – ближайшем (бытовом) и дальнейшем (энциклопедическом), о поэтической функции, об образности поэтического языка. 2. Второй период сравнительно-исторического языкознания (1870 -1900). Младограмматизм. А. Лескин, Г. Остгоф, К. Бругман, Г. Пауль, К. Вернер, М. Бреаль, Ф. де Соссюр, Г. Асколи, Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ. Отечественные языковеды: М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский Ф. Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др. 3. Третий период истории языкознания (конец XIX – первая четверть XX в. Г. Шухардт («Слова и вещи». Ф.Ф. Фортунатов (1848–1914) и московская лингвистическая школа, выход российского языкознания на мировую арену, перемещение центра лингвистических достижений из Германии (Лейпцига) в Россию. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929) – создатель Казанской и Петербургской научных школ. Мировая наука обязана И.А. Бодуэну де Куртенэ такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология и др. Ф. де Соссюр (1857 – 1913) как родоначальник новых направлений – структурализма и его разновидностей (пражской, копенгагенский (датской), американского дескриптивизм и др.) социологии языка, сравнительно-исторических исследований нового типа, общей теории языка. Дихотомии Соссюра: язык и речь, синхрония и диахрония, статика и динамика, внешняя и внутренняя лингвистика,  языка и социолингвистика. Ф. де Соссюр как родоначальник новых направления в языкознании 20 века (структурализм, социальная лингвистика и др.). 4. Четвёртый период языкознания (с 20-х гг. XX в. по 70 гг. XX в.). Возникновение новых направлений и новых аспектов в традиционной проблематике (парадигме) индоевропеистики. Социология языка. Крупнейшие языковеды данного периода: А. Мейе, М. Коэн, Ш. Балли, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др. Структурализм. Диалектология и диалектография. Приоритет синхронного аспекта в изучении языка. Порождающая грамматика.   Современный период в истории языкознания (70-е гг. XX в. – 12 год XXI в.). Пятый (текущий) период развития европейской и мировой науки о языке (70-е гг. XX в. – 2012 г. XXI в.). 1. Особенности современного периода лингвистики Примечание. Современный (текущий) период в истории языкознания является пятым, если отсчет вести от возникновения научной теории языка в XIX в.; для него характерны следующие черты. 1. Он характеризуется сосуществованием многих направлений без явных признаков монополии одного из них. 2. Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык (языки), который исследуется в пространстве, во времени, в структуре и в функции. 3. Сохраняются от предыдущих периодов аспекты, предметные области и методы их изучения. Ни одно из достижений начала и середины XX в. не отброшено.  4. Иной стала языковая ситуация в большинстве регионов и стран мира, прагматичными стали требования к лингвистической науке: от нее ждут большей объяснительной силы. 5. Характерная особенность лингвистики конца XX – начала XXI вв. – это параллельное и нередко одновременное изучение языка в нескольких направлениях и аспектах – как вполне традиционных, так и совершенно новых. Показательна тематика Международной конференции «Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы», (Москва, МГУ, 1995 г.): 1. Лингвистическая историография, 2. Общие проблемы языкознания, 3. Лингвистика XXI века, 4. Фонетика и фонология, 5. Морфология, 6. Морфемика и словообразование, 7. Синтаксис, 8. Семантика, 9. Лексикология и лексикография, 10. Лингвистика текста и структура дискурса, 12. Когнитивная лингвистика, 13. Компаративистика и типология, 14. Психолингвистика, 15. Социолингвистика, 16. Этнолингвистика, 17. Малые языки, 18. Компьютерная лингвистика, 19. Лингводидактика. 6. Наличие междисциплинарных направлений (социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики и ряда других лингвистик, представляющих собой не механическое объединение (сложение), а качественно новые направления – с выделением своих предметов исследования, методов, выработкой терминологического аппарата. 7. Изучение языка с позиций разных наук, причем без игнорирования его самобытности как особого явления и без покушения на самостоятельность других наук. 8. Наука о языке обретает подлинно международный характер, что проявляется: а) в коллективной разработке больших научных тем: ЛАЕ, ОЛА, национальные диалектологические атласы (тапа ДАРЯ) и др.), б) в проведении международных конгрессов, съездов, симпозиумов, в) в создании компьютерных баз данных по крупнейшим языкам мира, г) в оперативной передаче научной информации, в обмене ею на всех стадиях разработки проблемы (через использование компьютеров, факсов, оргтехники, новых типографских технологий, ускоряющих издание книг и быструю передачу информации на значительные расстояния, г) в использовании интернета как мощнейшего фактора интернационализации науки, получения коллективных результатов и возможности их использования в прикладных целях. 9. Множественность лингвистических центров – а) международных, б) национальных. 10. Особенно активен рост исследовательских региональных центров в России и других странах в связи с разработкой местных архивных материалов и изучения народных говоров, фольклора и этнографии регионов. 11. Привлечение внимания к вопросам лингвистики, филологии и культуры способствуют общественно-культурных мероприятия (типа «День славянской письменности»), «День родного языка»). 12. При всеобщей активизации лингвистической работы изменилась роль ее лидеров: перестав быть кумирами, они способствуют прогрессу науки (в настоящее время заметно влияние трудовакад. Ю.С. Степанова, Б.А. Серебренникова, Вяч. Всев. Иванова, О.Н. Трубачева, Н.И. Толстого, чл.-кор. РАН Солнцева, Ф.П. Филина, проф. Н.Ф. Лосева, М.В. Панова, А.В. Бондарко и ряда др. 13. Усложнились методы исследования, к традиционным добавились новые – индуктивно-дедуктивные, многооперационные, инструментальные, особенно в связи с инженеризацией некоторых отраслей лингвистики и смежных с нею наук. 14. Происходит филиация ранее единых наук и направлений (славистика выделяет в качестве самостоятельных отраслей – палеославистику, дешифровку письменностей и др.; интерлигвистика, помимо занятий вспомогательными языками (типа эсперанто, новиаль) начинает интересоваться вопросами языкового планирования, воздействия человека на язык, международной стандартизацией терминологии [Кузнецов 1984]. Растет число исследовательских областей, ощущающих себя самостоятельными направлениями и претендующих на статус особых лингвистик: онтолингвистика, гендерная лингвистика, квантитативная лингвистика, юрислингвистика, а также речевая коммуникация, межкультурная коммуникация, лингвокультурология, вариантология, герменевтика. Определенную дифференциацию науке о языке придают научные школы. Напр., Московская лингвистическая школа (МЛШ), создателем которой был акад. Ф.Ф. Фортунатов, есть основания говорить о Петербургской школе. Одной из крупнейших в отечественном и мировом языкознании является Виноградовская школа, возникшая в 40-50 гг. XX в. и активно функционирующая в настоящее время о всех разделах и подразделах языкознания. 15. Интенсификации научных исследований способствуют правительственные фонды, направленные на поддержку авторских и издательских проектов (напр., Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), (РФФИ), совместные фонды Министерства образования Российской Федерации и РГНФ, конкурсы альтернативных учебников, авторских программ, интегрированных курсов; получают развитие и неправительственные фонды. Возрастает и роль издательств в объединении творческого потенциала ученых и преподавателей вузов. Лингвистическая жизнь современного мира представлена в Интернет.   II. Краткая характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания:  Основные направления лингвистики нашего времени.  Тема 3.1. Историография науки о языке. Издание трудов классиков отечественного (М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.И.Бодуэн де Куртенэ и др.) и зарубежного языкознания (Данте, Галилео Галилей, Э. Сепир, Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе, Г. Шухардт Ш. Балли, Н. Трубецкой, Г. Глисон, Л. Блумфилд, Э. Бенвенист и др.). Учебные книги по истории лингвистических учений (Р.А. Будагов, Ю.С. Степанов, Н.А. Кондрашов, В.М. Алпатов, Т.А. Амирова, Б.А.Ольховиков, И. П. Сусов и др.). Прослеживание истории отдельных научных школ (Московская лингвистическая школа (МЛШ) – основатель Ф.Ф. Фортунатов, продолжатели Д.Н. Ушаков, Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, Е. А. Земская и др. Биобиблиографические словари и справочники о филологах (авторы М.Г. Булахов, С.В. Смирнов, А. Юдакин), Международные конференции («Лингвистика на исходе XX века» (М., 1995). «Лингвистический энциклопедический словарь» (1990), А. Юдакин. Ведущие языковеды мира. Энциклопедия 2000); он же, «Славянская энциклопедия – в 3 кн. (2005). Тема 3.2. Сравнительно-историческое языкознание на современном этапе. Расширение проблематики сравнительно-исторического языкознания за счёт 1) привлечения материала семитской, китайско-тибетской, манчжурской и др. семей, 2) изучения истории словарного состава, его тематических групп индоевропейских и иносистемных языков, поиски прародины через углубление лингвистических аргументов и их соотнесения с данными археологии и культурологи, установление соответствий в лексическом фонде древнейших тематических групп индоевропейской, семитской, тюркской и других языковых семей, составление этимологических словарей праязыкового состояния ветвей индоевропейской семьи – праславянского словаря, пракельтского, прагерманского и др.; изучение славянской письменности: создание сравниьельно-исторических грамматик так называемых «больших семей» (индоевропейско-семитской, урало-алтайской) и групп языков, исследование ностратической макросемьи; подготовка капитальных исторических и этимологических словарей; реконструкции текстов и культур (В.Н. Топоров).  Отражение современного уровня сравнительно-исторического языкознания в монографиях О. Семереньи (1980 г.), Т. Гамкрелидзе и Вяч. Всев. Иванова (1984), О.Н. Трубачёва, а также в «Этимологическом словаре славянских языков». Тема 3.3. Типологическое языкознание, или типология языка – направление, изучающее «общие законы строения и развития языка», языковые типы. Её продукция – структурные (синтаксические, фонетические и др.), социальные, понятийные, функциональные, квантитативные и др. типологии–классификации языков мира. Тема 3.4. Социальная лингвистика. Предмет социолингвистики, её развитие в конце 20 и в первое десятилетие 21 вв., синхронная социолингвистика, диахроническая социолингвистика, методы социолингвистических исследований. Макросоциолингвистика и микросоциолингвистика, языковая личность разного социального статуса. Варианты языка, языковые ситуации, международные языки, литературные языки. Языковая политика и языковое строительство. Актуальные задачи. Социопсихолингвистика. Тема 3.5. Ареальная лингвистика. «Каждое слово имеет не только свою историю, но (как и каждая форма, звук, предложение, поговорка) также и свою географию» (Дж. Бонфанте). Пространственный аспект выявил такие явления, как субстрат, суперстрат, адстрат, языковой центр и языковую периферию, причём всё это подлежит изучению в плане синхронии и диахронии и отражению на соответствующих картах и целых атласов (типа ЛАЕ, ОЛА). Ареология лингвистическая, этническая, историческая. Объекты ареальной лингвистики Тема 3.6. Этнолингвистика, её разновидности (германская, российская, американская). Их истоки – а) учение В. фон Гумбольдта о языке как средоточии и выразителе духа народа; б) романтический интерес к фольклору, к духовной и материальной культуре народа (В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.А. Потебня); в) необходимость выработки своей методики описания языка, мышления, туземной культуры и всех форм её проявления (языковой, музыкальной, изобразительной (Фр. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф). Учение Н.И. Толстого об изолексах, изопрагмах, изодоксах, а также об изоморфизме культур и разных форм существования языка Тема 3.7. Антропологическая лингвистика, её прежнее и современное содержание. Рассмотрение языка с позиции человека, коллектива, нахождение в языке материала для характеристики интеллектуальной деятельности человека. «Язык человека», «Человек в языке» (Э. Бенвенист). Тема 3.8. Психолингвистика. Истоки психологического направления в изучении языка в трудах В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни и других филологов 19 в. Возрождение исследований о взаимодействии языка и психики человека в Америке и СССР (Ч. Осгуд, Т. Сибеок, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин). Речевая деятельность – сердцевина современной психолингвистики. Язык и сознание, язык и мышление, роль языка в процессе познания, закономерности порождения речи. Ответвления от психолингвистики – этнопсихолингвистика. Тема 3.9. Когнитивная лингвистика как часть когнитологии, или когнитивной науки (cognititive science), занимающейся операциями человека со знаниями (Ю.С. Степанов). Когнитивная функция языка – познавательная, гносеологическая, её связь с функцией познания и овладения знаниями, а также с функциями референции и предикации. «Зонтиковый» характер этой науки, объединяющей изучение ментальных процессов в мозгу человека и операций со знаниями. Язык – когнитивно–процессуальное явление. Когниция. Концепт. Раздел 4. Перспективы развития языкознания. Тема 4.1. Контуры «Корпусной лингвистики», ее первые достижения Перспективные маршруты лингвистического поиска.  Тема 4.2.Интерлингвистика, международные языки и вопросы будущего языка. Системная организация структуры языка Уровни языка и их единицы. Фонетический уровень. Звуки речи, их акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика. Фонема как типизированный звук (звук-тип). Фонетический уровень и уровень фонем. Закономерность появления фонологии как учения о языке человека (как о качественно новой знаковой системе, отличной от звуков природы и животных). Фоны и фонемы. Дифференциальные признаки фонем как основа их противопоставленности (оппозиции). 12 пар оппозиций (вокальность – консонантность, велярность – палатальность и др.). Артикуляционные базы языков (этноязыков), уникальность их фонетико-фонологических систем. Лексический уровень. Слово, его признаки; лексема как совокупность словоформ и их значений. Смысловые связи слов – внутрисловные (в словах-полисемантах) и междусловные (синонимические, антонимические, иерархические, стилистические). Тематические объединения слов и устойчивых сочетаний (фразеологических единиц): семантические поля, тематические группы, лексико-семантические разряды. Лексические системы языков, разноаспектность их изучения. Отражение лексико-фразеологической системы конкретного языка (этноязыка) в языковой картине мира. Фразеология как составная часть лексического уровня. Грамматический уровень. Морфология. Морфема как несамостоятельная значащая часть языка. Морфемы корневые и аффиксальные. Грамматические формы (словоформы), значения и категории. Разнообразие способов выражения грамматических категорий. Критерии классификации морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Морфологические и иные способы словообразования в языках мира. Синтаксический уровень, его единицы: словосочетание, предложение; их признаки. Стилистический уровень как особый подход к языку–речи, учитывающий его типичные струк

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.