Основные показатели пивоваренной отрасли РФ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Основные показатели пивоваренной отрасли РФ

2020-08-21 95
Основные показатели пивоваренной отрасли РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономические факторы

Развитие пивоваренной отрасли и динамика российского рынка пива в 2010 году заметно отличались от других регионов Восточной Европы. Если рынки Украины, Казахстана и Беларуси начали выходить из депрессии, то в России начался новый виток спада, а российские пивоваренные компании существенно сократили продажи в натуральном и денежном выражении. Спад затянулся, поскольку на негативные последствия экономического кризиса наложилось резкое сокращение доступности пива. Причиной стал рост ставки акциза, которая с января 2010 увеличилась на 200% до 9 рублей за литр пива.

С одной стороны характер изменения розничных цен на пиво соответствовал изменениям цен на продукты питания, с другой стороны - был гораздо динамичнее. Если до середины 2009 года индекс цен на пиво примерно соответствовал росту цен в пищевой отрасли, то с августа 2009 заметно их опережал. Правда, на начальном этапе опережение можно было объяснить дефляцией на рынке продуктов питания. Но ввод в действие новой акцизной ставки привел к резкому росту розничных цен в период с января по май 2010 года.

Если сравнить отправную точку роста цен (октябрь 2009) и точку относительной стабилизации (июнь 2010), то розничная стоимость литра пива российского производства за это время увеличилась на 17% до 54.13 руб./л или на 7 руб.

Несмотря на признаки поступательного восстановления российской экономики, быстрое увеличение цен на пиво на фоне существенно меньшей инфляции в секторе продуктов питания не осталось незамеченным российским потребителем. По официальным данным за первое полугодие 2010 года продажи пива в натуральном выражении сократились на 6% до 515 млн. дал. В денежном выражении рынок вырос на 9% до 265.8 млрд. руб. или на 20% до $8.83 млрд. Впрочем, этот рост был немногим больше разницы акцизных отчислений.

В сокращении рынка пива в первом квартале 2010 года также сыграла свою роль погода. Зима 2009-2010 годов на Европейской территории России, в Уральском регионе, Западной и Центральной Сибири была очень холодной и снежной. Однако, если сопоставить влияние сезонности для производства пива и минеральной воды, которая подвержена влиянию погодных условий еще больше чем пиво, то в 2010 году превалирующая роль роста акциза для пивного рынка будет очевидной.

Оценки независимых исследовательских компаний подтверждают причины снижения, но говорят о большем сокращении рынка. Николай Мирошниченко, эксперт компании Nielsen, так комментирует ситуацию: «Несмотря на жаркое лето 2010 года, пивной рынок переживает очевидный спад. Объемы продаж за январь-июль 2010 года снизились на 9.3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не последнюю роль в этом сыграла и инфляция: активное повышение акцизов привело к тому, что средняя цена литра пива на рынке в июле 2010 достигла 55.4 руб, что на 20% выше, чем в июле 2009 года».

По данным компаний падение рынка в натуральном выражении тоже было более глубоким, чем говорит официальная статистика. Так, в отчете Efes говорится о падении рынка на 10.7% за полугодие и на 9.4% за второй квартал, Carlsberg сообщает, что рынок просел на 9% (во втором квартале - на 7%). В то же время, глава Carlsberg Group Йорген Буль Расмуссен отмечал, что рыночные условия немного улучшились к концу этого периода и динамика потребления становится более позитивной, что наряду с теплой погодой привело к более умеренному сокращению во втором квартале - порядка 7%.

На производственные показатели пивоваренных компаний в 2010 году существенное влияние оказал рост отгрузок дистрибуторам в конце 2009 года в преддверии повышения акцизов. Например, если принять за базу четвертый квартал 2008 года, то превышение отгрузок составило 17.8% (или 7.69 млрд. руб.), а превышение выпуска пива в натуральном выражении - 6% (или 13.8 млн. дал), хотя рыночных предпосылок для такого роста не было. Даже если отнести эти избыточные объемы к началу 2010 года, то показатели все равно будут низкими, в связи с падением рынка пива. Так в первом квартале 2010 года выпуск пива по оперативным данным Росстата сократился на 21.7% (или на 47.3 млн. дал), а в денежном выражении отгрузки производителей упали на 28% (или 11.46 млрд. руб.)

Импортеры пива, также поспешили наполнить склады в преддверии повышения акцизов. Это неудивительно, поскольку основу российского импорта - 80% в 2009 году - составляет недорогое украинское пиво (преимущественно производства компании «Оболонь»), в розничной цене которого велика акцизная составляющая. Поэтому ситуация с импортом пива мало отличалась от производства. Так, в натуральном выражении импортные поставки в 4 квартале 2009 года выросли на 5% (или на 4.125 тыс. тонн) до 81.482 тыс. тонн, а в первом квартале 2010 года упали на 20% (или 12.953 тыс. тонн) до 51.798 тыс. тонн.

В денежном выражении украинская продукция составляет только 46% от общего объема импорта 2009 года. В этой связи, важно отметить стабильность поставок пива из дальнего зарубежья. Среди ведущих стран импортеров падение натуральных показателей было зафиксировано только для Мексики. Зато выросли поставки чешского (+6%), немецкого (+1%), бельгийского (+20), финского (+12%) и английского (+60%) пива.

Экспорт российского пива существенно сократился. Главным образом падение было связано с сокращением поставок в Казахстан. С одной стороны, экономический кризис привел к падению продаж российского пива, которое позиционируется в премиальном сегменте. С другой стороны, основной импортер - российская «Балтика» интегрировала свои подразделения, сосредоточившись на развитии локального производства российских брендов. На наш взгляд, такое решение было обусловлено падением локального производства, а также стремлением сократить издержки на логистику и акцизные отчисления, с тем, чтобы сделать российские бренды более доступными.

В 2009 году выручка пивоваренных компаний выросла на 1.7% до 245.21 млрд. руб. ($7.7 млрд.), а себестоимость снизилась на 5% до 127.86 млрд. руб. ($4 млрд.). Как было отмечено, в первой половине 2010 года цены производителей не только не выросли, а даже сократились по отношению к 2009 году. Соответственно, выручка за первое полугодие 2010 года сократилась на 12% до 108.26 млрд. руб. а объем производства в денежном выражении падал быстрее натуральных объемов - на 16% до 95.4 млрд. руб. В пересчете на доллары спад производства был меньшим и составил 7% до $3.12 млрд.

При этом стоит упомянуть, что практически все заметные региональные производители показали рост или сохранение объемов выручки, в то время как среди международных компаний рост был отмечен только для Efes. Однако негативный эффект был компенсирован тем, что себестоимость проданной продукции за рассматриваемый период падала быстрее выручки - она снизилась на 15% до 55.832 млрд. руб.

Данные о выручке в 2009 году по типам пивоваренных предприятий демонстрируют опережающий рост малых производителей. Значительная часть региональных компаний, согласно классификации Росстата относится к крупным предприятиям (более 250 человек работающих и выручка более 1000 миллионов рублей) и их нельзя отделить от компаний с федеральным масштабом деятельности.

Средние производители пива (101-250 чел. и выручка до 1000 млн. руб.) в 2009 году увеличили совокупную выручку на 33% до 3.932 млрд. руб. что составляет 1.6% в общем ее объеме (1.2% в 2008 году), при этом их количество уменьшилось с 28 до 27.

Малые предприятия (16-100 чел. и выручка до 400 млн. руб.) увеличили совокупную выручку на 21% до 2.111 млрд. руб. что составляет 0.9% в общем ее объеме (0.7% в 2008 году), при этом их количество уменьшилось с 73 до 67.

Наконец, микропредприятия (до 15 чел. и выручка до 60 млн. руб.) увеличили совокупную выручку на 6% до 705 млн. руб. что составляет 0.29% в общем ее объеме (0.28% в 2008 году), при этом их количество выросло со 119 до 129.

Ввиду сложных экономических условий и недозагружнности существующих производственных мощностей, инвестиции в основной капитал пивоваренных компаний упали в 2009 году на 39% до 17.37 млрд. руб. или на 49% до $393.65 млн. (данная статистика не учитывает минипивзаводы).

В этом году продолжали сокращаться затраты пивоваренных компаний на логистику. По данным статистики железнодорожных перевозок ИА «Коминфо», объемы поставок пива в первой половине 2010 года сократились на 23%. Грузооборот сократился меньше - на 10 %. Помимо падения продаж пива и формирования в 2009 году запасов у дистрибуторов, можно назвать и другую причину сокращения объемов ж/д перевозок. Это снижение спроса на дорогие сорта пива крупных компаний, которые производятся на ключевых предприятиях и транспортируются в другие регионы, а также запуск производства этих брендов на региональных предприятиях. В то же время выросли продажи экономичных марок пива, которые перевозятся на небольшие расстояния преимущественно автомобильным транспортом.

Вторая половина 2010 года обещает быть более позитивной для рынка пива. Например, в Carlsberg Group ожидают сокращения рынка по итогам года на уровне 7-8%. Улучшению должны способствовать стабилизация розничных цен, отложенный спрос и теплая погода в 3 квартале. В частности, президент «Балтики» Антон Артемьев во время общения с инвесторами отметил позитивные тенденции. Он говорил о некотором восстановлении российской экономики и улучшении в покупательской способности населения. На начальном этапе восстановления люди старались сохранить больше денег, чем потратить, даже при росте доходов, но в данный момент россияне начинают тратить все больше, что определенно можно считать положительной тенденцией. Благоприятное для продаж пива влияние жаркой погоды сопровождалось негативным эффектом от лесных пожаров и дыма. Наконец, в то время как рынок пива проходил этап повышения цен, рынок водки тоже столкнулся с введением минимальной розничной стоимости, что в перспективе (особенно на фоне предполагаемой индексации) может способствовать продажам пива.

Перечисленные факторы производят отложенный эффект, который можно будет почувствовать уже в 2011 году, если экономика будет продолжать восстанавливаться, погода будет не менее благоприятной, а рынок пива не будут ожидать новые меры по регулированию. Но, очевидно, что на итоговые показатели производителей пива в 2010 году отрицательное влияние будет оказывать эффект сравнительно высокой базы конца 2009 года, когда дистрибуторам и розничным сетям направлялись избыточные объемы продукции. Кроме того, рост цен на сырье, безусловно, отразится на себестоимости и приведет к новому витку роста розничной стоимости пива, которая заметно вырастет уже в конце 2010 - начале 2011 года. Этот процесс может частично нивелировать рост доступности пива, который происходит с улучшением покупательской способности.

Влияние законодательства на отрасль

По итогам 9 месяцев 2010 г., по данным Росстата*, российская пивоваренная отрасль снизила объемы производства на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом производство водки за 9 месяцев 2010 г. выросло на 8,4%.

 

   Сентябрь 2010г, тыс.тонн

 В % к

 Январь-сентябрь 2010г. в % к январю-сентябрю 2009г.
    сентябрю 2009 г августу 2010 г.  
Пиво светлое, млн.дкл 76,9 101,9 70,9 95,7
Водка, млн.дкл 10,0 128,6 122,4 108,4

*Источник: <http://www.gks.ru/>, данные на 19.10.10

 

Пивоваренная отрасль продолжает показывать отрицательную динамику. За 9 месяцев 2010 года сокращение производства пива составило 4,3%. Стабильно жаркая погода во многих регионах России в 3-м квартале, безусловно, внесла позитивный вклад, однако, это влияние не смогло полностью нивелировать серьезное сокращение производства в 1-м квартале (-19,7%) и 1-м полугодии (-9,9%).

год - год испытаний для пивоваров. Из-за утроения акциза на пиво в 2010 году пивоваренные компании были вынуждены существенно поднять цены, чтобы компенсировать влияние акциза. Повышение цен, в свою очередь, привело к снижению спроса и к соответствующему сокращению производства. На сокращение производства также оказали влияние последствия кризиса, падение покупательской способности населения и складские запасы продукции, сделанные в 4-м квартале 2009 года в преддверии повышения акциза.

Между тем, за 9 месяцев 2010 года производство водки выросло на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о последствиях несбалансированной акцизной политики и подтверждает тенденцию переключения части потребителей на крепкий алкоголь. Такое изменение в структуре потребления может привести к усугублению ситуации с алкоголизацией населения страны.

Регулирование отрасли все более усиливается, это показывают и новые законопроекты, в частности, предлагаемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ поправки в статьи 21 и 22 «О рекламе». В 2005 году были внесены изменения в два основных закона - «О рекламе» и «О физкультуре и спорте». Таким образом, были, с одной стороны, введены ограничения на рекламу пива вообще: запрет на использование образов людей и животных, ограничение времени трансляции пивных роликов и возможности по размещению наружной рекламы вблизи спортивных, детских и медицинских сооружений. С другой стороны, были введены запреты на рекламу спонсорства, спортивных соревнований и спортивных клубов. Это привело к существенному удорожанию рекламных услуг как таковых. Все понимают - когда сужаются возможности, то инфляция на медиарынке увеличивается.

Госдума сейчас рассматривает поправки к Закону «О физкультуре и спорте» и пытается вернуть рекламу пива в спорт. В частности, член Совета Федерации и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко предложил внести изменения в законодательство: «Законы действуют уже два года, и все, кто хотел пить пиво, так его и пьет. И ограничения рекламы не влияют на то, например, что мы по-прежнему видим детей, пьющих пиво. Все-таки здесь корни глубже - в обществе и культуре, в семье и ответственности розничных продавцов».

Также ограничения привели к негативным последствиям в спорте. По условным оценкам Союза российских пивоваров, спорт потерял от $ 50 млн. до 50 млн. евро только на том, что пивные компании ушли из этого сегмента.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процесса потребления пива.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - пиво), не должна использовать образы людей и животных. Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» реклама пива в каждом случае должна сопровождаться определённого размера предупреждением о вреде чрезмерного потреблении пива. В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» такое предупреждение должно составлять не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Законопроект, предложенный Минздравом, запрещает размещение рекламы пива любой крепости на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предусматривает увеличение с 10% до 20% площади предупреждающей надписи на рекламных материалах, а также запрещает любую рекламу пива крепостью 5% об. и более, кроме рекламы в местах продажи и в печатных изданиях, специализирующихся на вопросах производства и оборота пива.

Данные поправки в отношении рекламы, в случае их принятия, безусловно, окажут негативное влияние на пивоваренную отрасль. Предложенные изменения демонстрируют выборочный подход к регулированию рынка алкогольных напитков, ограничивают свободу действий пивоваренных компаний, в отличие от других производителей напитков, содержащих алкоголь.

По данным ИТАР-ТАСС предусматривается дальнейшая индексация ставок акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию в 2011г. от 10% до 42,9%, в 2012г. - от 8% до 23%, а в 2013г. - от 5,7% до 16,7% (в зависимости от вида продукции). Средняя индексация ставок акцизов на пиво с учетом инфляции составит в 2011 г. 17%, в 2012г. - 22% и в 2013г. - 9,5%. Статс-секретарь замминистра финансов РФ Сергей Шаталов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам пояснил, что в соответствии с новым порядком взимания акцизов, который будет введен с 1 января 2011г., производители алкоголя должны будут либо предварительно уплачивать стоимость акциза, либо предоставить банковскую гарантию. «И, соответственно, налоговые органы смогут взыскивать уплату акциза с банка, если производитель не будет исполнять своих обязательств», - добавил он. Он также признал, что в настоящее время один литр чистого спирта в крепких алкогольных напитках намного дешевле, чем тот же литр спирта в пиве. Отличие по цене в 2-3 раза, добавил Шаталов.

Влияющие рынки

Ситуация в солодовенной отрасли развивалась в соответствии со сложившимися тенденциями. По данным официальной статистики, выпуск солода за шесть месяцев 2010 года сократился на 24% до 461.31 тонны, несмотря на то, что затяжной спад продолжается уже с 2008 года. В частности, в первом полугодии сократилось производство большинства независимых компаний, поставляющих продукцию на рынок, особенно существенно упало производство «Русского солода». Также региональные солодовни AB InBev в совокупности сократили выпуск солода. Зато выпуск солода продолжал расти на предприятиях двух пивоваренных компаний. Так, по нашей оценке, основанной на данных региональной статистики, ярославский филиал «Балтики» увеличил производство на 10%, а казанская солодовня Efes нарастила производство на 7%.

Тем не менее, спрос может возобновиться, а сокращение производства солода к концу года может означать рост прибыли производителей. В данный момент ситуация на рынке сырья напоминает 2007 год. Тогда жаркая летняя погода способствовала росту потребления пива, но плохо отразилась на урожае зерновых. Летом 2010 года цены на солод в ЕС и России тоже резко подскочили и, вероятно, будут расти. Правда теперь у производителей солода остаются большие запасы продукции, а пивоваренные компании нарастили мощности собственных солодовен и сократили расход солода за счет использования несоложеных материалов. Но ситуацию на рынке может резко изменить принятие закона, исключающего или ограничивающего применение несоложеного сырья при производстве пива. В этом случае потребность в солоде, как и его цена, возрастет.

Российский рынок хмеля практически полностью формируется за счет импорта. Например, в отчетах «Балтики» сообщается о 100% доле импорта хмеля в общем объеме закупок. Данные официальной статистики фиксируют зарубежные поставки по двум категориям - переработанный хмель в гранулах или порошках и хмелевые экстракты. Если говорить о натуральных показателях, то за первые 5 месяцев 2010 года можно отметить сокращение объемов поставок экстрактов и рост импорта гранулированного хмеля относительно соответствующего периода 2010 года. Но в денежном выражении импорт упал и в том, и в другом случае - сократились поставки экстрактов и твердого сырья, что говорит о существенном сокращении цен на гранулированный хмель. Его расчетная таможенная стоимость по итогам 5 месяцев сократилась на 5 % за килограмм. К слову, в отчете «Балтики» за 2-й квартал 2010 года, сообщается, что по сравнению со 2-м кварталом 2009 года цены на используемый компанией хмель понизились. Однако, теперь стоит ожидать постепенного восстановления цен на хмель.

Цены на стеклобутылку снижались с осени 2009 года. Пивовары закупают наибольшие объемы продукции у производителей стеклянной тары, однако, спад в пивоваренной отрасли наложился на сокращение выпуска у других потребителей стеклобутылки. Соответственно, с осени 2009 года Росстат фиксирует снижение цен. Также и «Балтика» в своем отчете за второй квартал 2010 года сообщает, что цены на используемую ей бутылку сократились на 8.7%. В то же время, с октября 2009 года исследовательская компания Plastinfo отмечает медленный, но устойчивый рост цен на конкурирующую упаковку - ПЭТ. Наконец, несмотря на заметное сокращение доли банки, исходя из отчета «Балтики», ее стоимость выросла на 6.5%.

 

Основные конкуренты рынка

пиво рынок африка балтика

На российском пивном рынке завершен процесс консолидации. Шесть крупнейших компаний поделили меду собой 90% пивного рынка. Остальные 10% делят между собой региональные пивоварни, и мелкие производители.

Baltic Beverages Holding AB (BBH)

Холдинг BBH создан в 1991 году для работы на рынке пива в странах СНГ в равных долях финской пивоваренной группой Hartwall PLC и шведско-норвежской компанией Pripps-Ringnes. В настоящее время доля шведско-норвежской компании принадлежит датской Carlsberg Breweries AS, а доля финской пивоваренной группы - английской Scottish&Newcastle. Холдинг начал объединение своих активов, которые состоят:

-5. ОАО Пивоваренная компания Балтика, в которую входят 5 пивзаводов - в Санкт-Петербурге, Туле (бывший ТАОПиН), Ростове-на-Дону (бывшая Новая Заря), и вновь отстроенные - под Самарой и в Хабаровске.

. ОАО Пикра из Красноярска, которая находится в стадии объединения с Балтикой.

-8. ОАО Вена, состоящая сейчас из заводов в Санкт-Петербурге и в Челябинске (бывший Золотой Урал,а до этого Челябинскпиво).

-10. ОАО Ярпиво из Ярославля и принадлежащий ей ОАО пивзавод Воронежский.

Холдинг владеет третью пивного рынка России, при чем одной Балтике принадлежит четверть. Холдинг также занимает значительную долю рынка в Прибалтике (Svyturys - Utenos, Saku, Aldaris), на Украине (Славутич - с заводами в Запорожье и Киеве и Львовская пивоварня) и в Казахстане (Ирбис).Beverages Holding является крупнейшим российским пивоваренным холдингом, контролирующим 3 крупные пивоваренные компании, которые расположены вблизи крупнейших региональных рынков сбыта - "Балтика" (Северо-Западный регион), "Ярпиво" (Центральный регион), "Донпиво" (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края). Ключевым предприятием холдинга является пивзавод "Балтика", контролирующий около 10% российского рынка пива. "Балтика" реализует свою продукцию в 114 городах России, причем более 50% совокупных продаж приходится на Санкт Петербург и Ленинградскую область, 20% - на московский регион. Марка компании хорошо известна среди российских потребителей и продукция пользуется устойчивым спросом. Среди приоритетов стратегии компании особое место занимает усиление позиций на перспективном рынке московского региона. Baltic Beverages Holding намерен продолжать наращивание мощностей по производству пива как за счет модернизации уже имеющихся предприятий, так и путем приобретения 2-3 заводов в Западной и Восточной Сибири. Предполагается инвестировать около $ 30 млн. на полное техническое перевооружение "Донпиво". Это предприятие с традиционно крепкими позициями не только в Ростовской области, но в Краснодарском и Ставропольском краях должно довести свою мощность к 2011 г. до 20 млн декалитров в год. В развитие производств на "Балтике" будет вложено около $ 80 млн. Будет проведена реконструкция на "Ярпиво", что позволит увеличить производство до 25 млн. декалитров в год. В целом Baltic Beverages Holding планирует в ближайшие 2 года увеличить совокупный объем производства пива до более 100 млн. декалитров в год. Другим направлением укрепления конкурентных позиций предприятий холдинга состоит постепенном переходе на собственное сырье. В этих целях "Балтика" совместно с французской Le Groupe Soufflet создало СП по производству солода. После запуска первой очереди завод будет выпускать 75 тыс. тонн солода в год. Общая проектная мощность - 150 тыс. тонн в год. От 30 до 40% солода, произведенного новым предприятием, будет потреблять "Балтика", а остальное продаваться на внутреннем рынке. Предполагается, что весь солод будет производиться из российского ячменя. В будущем новое предприятие планирует захватить до 40% российского рынка солода.BrewingBrewing объединяет 7 пивзаводов в Перми, Иваново, Курске, Волжске, Екатеринбурге, Саранске и петербургскую "Баварию". Холдинг делает ставку на экстенсивный путь развития, который предполагает управление значительным количеством некрупных региональных пивзаводов. Каждое предприятие холдинга, выпускающее в основном местные сорта пива, ориентировано на соответствующие региональные рынки. Кроме того, холдинг активно продвигает собственную общенациональную марку пива - "Викинг", хотя достигнутые результаты пока достаточно скромны в связи с нехваткой мощностей и трудностями в поддержании высокого качества продукта. Sun Brewing намеревается в 2011 г. довести объем выпуска пива до 42 млн. декалитров в год, вложив в реконструкцию своих предприятий около $ 150 млн., а к 2012 г. - приобрести еще два пивоваренных предприятия и увеличить совокупное производство пива до 115 млн. декалитров в год.Interbrew (САН Интербрю).

Корпорация InBev, штаб-квартира которой находится в Бельгии, образовалась в 2004 году, в результате слияния Interbrew и Companhia de Bebidas das Americas (AmBev). В настоящее время она полностью владеет компанией САН Интербрю, которая создана для работы на рынке пива стран СНГ. Компания в разное время приобрела:

. ОАО БулгарХмель - Новочебоксарск.

. АО «Ивановская пивоваренная компания».

. ЗАО «Клинский пивокомбинат».

. ОАО «Курская пивоваренная компания».

. ОАО «Пермская пивоваренная компания».

. ОАО «Поволжье»- Волжский.

. ЗАО «Росар» - Омск.

. ЗАО «Саранская пивоваренная компания».

В настоящее время завершено оформление покупки заводов Тинькофф в Пушкине. И наоборот - ОАО «Бавария» из Санкт-Петербурга была продана. Компания имеет 16% рынка пива в России. На Украине ее дела идут еще более успешно, там ей принадлежат первоклассные заводы ЗАО Десна (Чернигов), ОАО Рогань (Харьков), ОАО Янтарь (Николаев) и треть украинского рынка пива., Нидерланды.

Крупнейшая мировая пивоваренная компания долгое время довольствовалась в России покупкой одного завода в Санкт-Петербурге - ООО Браво Интернешнл (переименованный в ООО Пивоварня Хейнекен). Но в течении 2004-2005 годов компания начала активно скупать региональных производителей и теперь ей принадлежат:

. Пивоваренная компания Волга в Нижнем Новгороде.

. Комбинат пиво-безалкогольных напитков Шихан в Стерлитамаке (эти два завода куплены у ЦЕПКо, принадлежащей Вимм-Билль-Данну у которой остался Москворецкий пивзавод, почти сразу закрытый).

. Собол-Бир в Новосибирске (Собол-Бир - цех завода Винап, после его продажи Винап обязался выйти из пивного бизнеса).

. Пивоваренный завод Патра в Екатеринбурге.

. Комбинат имени Степана Разина в Санкт-Петербурге (филиалы в Выборге и Череповце остались за прежними владельцами и их судьба пока не решена).

. Байкальская пивоваренная компания в Иркутске (Иркутскпищепром). Последняя покупка компании (находится в стадии оформления) - ООО Пивоварни Ивана Таранова. В ПИТ входят три завода:

. Калининград (бывший Остмарк).

. Новотроицк.

. Амур-пиво в Хабаровске.

Доля Хейнекена на рынке России - 11%, а с учетом покупки ПИТа - 15%. В Казахстане компания владеет заводом Dinal.

. Efes Beverage Group, Турция.

Компания построила два завода Москва-Эфес - собственно в Москве и филиал в Ростове-на-Дону. Также ей был приобретен завод Амстар в Уфе. Последнее приобретение - компания Красный Восток с заводами в Казани и Новосибирске. Эфесу принадлежат около 10% рынка. Компания также имела завод на Украине (в Одессе) и сейчас ей принадлежат заводы в Молдавии (Vitanta) и Казахстане (Эфес-Караганда).

. SABMiller, ЮАР.

Компания SABMiller закончила свою реорганизацию в мае 2002 года путем присоединения к South African Brewery компании Miller Brewing Company. В России компании принадлежит один завод - Калужская пивоваренная компания, но и с ним она владеет 8% рынка и продолжает подыскивать подходящие объекты для покупки.

. ЗАО "Моспивкомбинат "Очаково"

ЗАО "Моспивкомбинат "Очаково" является крупнейшим производителем пива в московском регионе, на который приходится около 80% совокупных продаж комбината. Укреплению конкурентных позиций "Очаково" на региональном рынке способствует высокая конкурентоспособность и популярность пива, территориальная близость, активная политика по совершенствованию собственной продукции и тактики продаж. В 1994 г. комбинат разработал собственную полиэтиленовую бутылку емкостью 2.25 л, розлив в которую заметно упростил транспортировку и реализацию в розничной торговле. С 1995 г. "Очаково" стало разливать пиво в алюминиевые банки, что заметно увеличило сроки хранения. В конце 1998 г. начали выпуск пива в кегах для завоевания позиций в ресторанном бизнесе. C 1995 г. на комбинате осуществляется перспективный план реконструкции. В реконструкцию комбината уже вложено более $ 70 млн.

. Carlsbergзакрепился на российском рынке в результате приобретения контрольного пакета акций финской компании Sinebrychoff, которая владеет петербургским пивзаводом "Вена". В планах Carlsberg запланированы инвестиции общим объемом в $ 60 млн., которые будут использованы на реконструкцию "Вены". В результате объем выпуска пива возрастет до 25 млн. декалитров в год.

В связи с завершением консолидации отрасли усиливается конкурентная борьба в различных ценовых сегментах, а также обостряется борьба за каналы дистрибуции. Кроме того, негативное влияние на обстановку в секторе оказывает акцизное регулирование и ограничения в рекламе пива и спонсорстве спортивных мероприятии. По мнению экспертов, рост рынка будет продолжаться, но тенденция снижения темпов роста сохранится, и в скором будущем темп роста не будет превышать 3%.


Рынок пива Африки

 

Пивная отрасль Африки характеризуется высоким уровнем концентрации отрасли в руках нескольких ключевых компаний, которые управляют рынком. Исторически африканские страны находятся в невыгодном экономическом и географическом положении. Основной целью правительства на сегодняшний день является повсеместное развитие континента и становление местного производства конкурентоспособным. В частности в пивной отрасли законодателями усиливается государственный контроль всей цепочки производства: от начальных стадий до конечных продаж. Кроме того правительство нацелено сократить употребление алкоголя и, вместе с тем, связанные с этим негативные социальные и медицинские последствия.

 

Экономические показатели

 

Сегодня перед Африканской отраслью пива стоит множество проблем, в том числе проблема глобальной конкурентоспособности в текущей обстановке «свободной торговли» в соответствии с принципами ВТО. В тоже время отрасль сталкивается с увеличивающейся конкуренцией со стороны других отраслей. Это связано с невысоким уровнем дохода населения, которое предпочтет покупку продуктов первой необходимости бутылке пива. Однако, по мере роста благосостояния населения развивающихся стран, по данным исследовательской компании AC Nielsen, затраты на потребление пива от общего количества затрат возросли с 13% в 2004г. до 20,7% к середине 2010г.

Африканская отрасль пива является частью общей отрасли напитков. Пиво является одним из самых популярных и востребованных напитков на Африканском континенте как для туристов, так и для местного населения. Безалкогольные напитки там - весьма слабая конкуренция для пива, а вино и крепкие алкогольные напитки большинству населения просто неизвестны или же недоступны.

 

Таблица 1 - Доля пива в общем потреблении алкоголя

  2006 2007 2008 2009 Сентябрь 2010
пиво 43% 45% 49% 55% 64%
вино 34% 30% 35% 26% 26%
крепкие алкогольные напитки 23% 25% 16% 19% 10%

 

По данным Statistics SA на сентябрь 2010 видно, что популярность пива ежегодно возрастает в среднем на 6%, за последние 5 лет, и составляет уже 64% в то время как в Европе пиво удерживает 36,8%.

 

Таблица 2 - Данные по торговле алкоголем 2005-2010 гг.

 

пиво

вино

Слабоалкогольные напитки

Крепкие алкогольные напитки

Общее по рынку алкоголя

  Exports Imports Exports Imports Exports Imports Exports Imports Exports Imports
2005 137 40 1,221 82 22 0,6 149 581 1,529 704
2006 105 32 1,689 51 23 3,1 160 483 1,977 570
2007 247 20 1,971 44 33 1,1 304 601 2,555 665
2008 300 17 3,002 80 62 0,7 267 742 3,630 840
2009 401 102 3,151 88 36 0,9 222 716 3,809 907
2010 249 85 3,437 57 22 0,5 205 919 3,913 1,062
% изменений с 2005 по сент.2010 +82% +112% 181% -30% 0% -17% +38% +58% +156% +51%
Доля в общем экспорте

6%

88%

1%

5%

100%


 

Основным экспортным товаром рынка алкоголя Африки является вино, которое составляет почти 90% всего экспорта. Экспорт пива намного меньше (6%), поскольку пиво в основном варится на пивоваренных заводах в пограничных государствах, где и потребляется. На сегодняшний день экспорт Африканского алкоголя широко рассредоточен, но в основном это Ангола, Канада, Германия и США. Главными импортерами являются Великобритания, США и Ямайка.

Пивоваренная отрасль делает существенный вклад в Африканскую экономику, не только с точки зрения ее вклада в ВВП, но и через налоговые платежи (НДС и акцизные сборы). Согласно исследованию экономического подразделения ABSA Bank вклад промышленного сектора в ВВП Африки составляет 32,2%, сельского хозяйства - 3,8%, а отрасли напитков - 4% ВВП (алкогольные и безалкогольные напитки).

Отрасль пива является важным источником возможностей трудоустройства в Африке. К сожалению, точных статистических данных по занятости в отрасли нет. Это связано с сезонностью отрасли и возможностью отнесения некоторых процессов к другим отраслям. К примеру, из отчета Conningarth Economists следует, что 14000 работников могут быть отнесены к упаковочному сектору, 20000 чел. к сельскому хозяйству (ячмень, просо), 95000 чел. - задействованы в официальном розничном секторе, 230000 чел. - в неофициальном розничном секторе.

 

Регулирование отрасли

 

Основным законом, имеющим отношение к Африканской отрасли пива, является Закон об алкоголе 2003 года (закон 59 от 2003), который был провозглашен Правительственным Бюллетенем в апреле 2004 года. Похожим документом является National Liquor Regulations 2004 года, который касается процедур регистрации юридических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с алкоголем.

В отличие от закона 1989 года Liquor Act, который охватывал все аспекты отрасли, включая производство, распределение и продажи алкоголя в Африке, Закон 2003 года в основном регулирует производство и распределение алкоголя. Согласно Конституции, регулирование отрасли возложено на национальное и местное правительство. К примеру, лицензирование розничной продажи алкоголя по решению Конституционного суда относится к юрисдикции местных органов власти.

Основными целями национального законодательства является изменение структуры отрасли (правительство стремиться увеличить контроль над отраслью на всех уровнях) и снижение потребления алкоголя.

В ноябре 2004 г., согласно новому законодательству, производители и дистрибьюторы алкогольной продукции прошли обязательную регистрацию.

Законодательство Африки содержит и такие пункты, которые касаются рекламы, возрастных цензов, доступности алкоголя, а также налогового бремени:

реклама алкоголя не должна увеличивать потребление алкоголя, основной целью является продвижение бренда;

продажа алкоголя лицам, не достигшим 18 лет, запрещена;

политика, основанная на высоких налогах. Для алкогольной продукции установлены максимальные ставки таможенных пошлин на экспорт и импорт. Максимальные ставки при


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.