Анализ современного уровня развития туризма в г. Гродно — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Анализ современного уровня развития туризма в г. Гродно

2020-08-21 175
Анализ современного уровня развития туризма в г. Гродно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туристское предложение

 

По данным гродненского областного управления статистики в г. Гродно 2005 году осуществляли туристскую деятельность 25 субъектов хозяйствования, в 2006 году этот показатель увеличился до 28 субъектов хозяйствования, а в 2007 году он составил уже 29 субъектов хозяйствования.

Две трети всех предприятий работают на рынке туристских услуг около 10 лет.

Большинство туристских предприятий Гродно находятся в частной собственности. В 2005 году этот показатель составил 20 турфирм, в 2006 году – 22 турфирмы, в 2007 году – 22 турфирмы.

Следует отметить, что туристские организации Гродно как частной, так и государственной, а также иностранной форм собственности осуществляет деятельность преимущественно по приему и отправке туристов или только по отправке туристов. Так, например, растет от года к году число организаций, принимающих иностранных туристов и отправляющих гродненцев за руюеж: 2005 г. – 14 турфирм, 2006 г. – 17 турфирм, 2007 г. – 18 турфирм.

Увеличивается и число туристских предприятий, осуществляющих деятельность по отправке туристов за рубеж: если в 2005 г. и 2006 г. этот показатель составил 8 турпредприятий, то в 2007 г. туристов за рубеж отправляли уже 9 туристских организаций.

При этом намечается тенденция к сокращению туристских предприятий, осуществляющих деятельность по приему туристов: 3 турорганизации в 2005 г. и 2006 г. и лишь 2 турорганизации в 2007 г.

Более подробно данные, о числе турорганизаций, осуществляющих туристическую деятельность в Гродно, представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1 Число организаций, осуществляющих туристическую деятельность

Формы собственности туристических организаций

2005

2006

2007

Прием турис-тов Отправ-ление турис-тов Прием и отправ-ление турис-тов Прием турис-тов Отправ-ление турис-тов Прием и отправ-ление турис-тов Прием турис-тов Отправ-ление турис-тов Прием и отправ-ление турис-тов
государственная собственность   2 2   4 1   2 2
из нее                  
республиканская собственность   2     2     1  
коммунальная собственность     2   2 1   1 2
частная собственность 3 6 11 3 4 15 2 7 13
из нее                  
собственность физических лиц 1 5 2 1 1 7 2 3 6
собственность негосударственных юридических лиц 2 1 6 2 2 6   4 6
смешанная собственность с иностранным участием     6   1 2     3
иностранная собственность     1     1     1
всего 3 8 14 3 8 17 2 9 18

 


Рисунок 2.1 Число организаций, осуществляющих туристическую деятельность

 

Данные, приведенные в таблицах 2.2, 2.3 и на рисунке 2.2, 2.3, свидетельствуют, что наиболее продуктивна деятельность туристских предприятий Гродно по отправке белорусов за рубеж, при этом начиная с 2004 г. по 2007 г. этот показатель имел тенденцию к увеличению: 2004 г. – 15304 туристов, 2005 г. – 26574 туристов, 2006 г. – 35334 туристов, 2007 г. – 43814 туристов. В январе – сентябре 2008 г. данный показатель значительно уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и составил 8489 туристов за 9 месяцев 2008 г. против 32954 туристов за 9 месяцев 2007 г., что, по нашему мнению, связано с набирающим силу финансовым кризисом.

При этом наибольшее число белорусских граждан за рубеж отправили турпредприятия частной формы собственности: 2004 г. – 14417 туристов, 2005 г. – 24531 туристов, 2006 г. – 30881 туристов, 2007 г. – 38374 туристов. За 9 месяцев 2008 года этот показатель составил 6700 туристов.

С каждым годом сокращается число иностранных туристов, принятых туристическим предприятиями Гродно, что является весьма тревожной тенденцией: 2004 г. – 5445 туристов, 2005 г. – 4676 туристов, 2006 г. – 3329 туристов, 2007 г. – 805 туристов. В январе – сентябре 2008 года Гродно посетили 547 туристов против 590 туристов за аналогичный период 2007 года.

Наиболее активно прием иностранных туристов осуществляют организации частной формы собственности: 2004 г. – 5445 туристов, 2005 г. – 4488 туристов, 2006 г. – 3303 туриста, 2007 г. – 702 туриста. За 9 месяцев 2008 г. этот показатель составил 466 туристов.

Таблица 2.2. Распределение принятых и отправленных за рубеж туристов по формам собственности туристских организаций

Формы собственности туристических организаций

Численность прибывших иностранных туристов

Численность туристов, выехавших за рубеж

2004 2005 2006 2007 2004 2005 2006 2007
государственная собственность   181 8 81 887 2071 2584 3567
из нее                
республиканская собственность       6   1118 698 1977
коммунальная собственность   181 8 75 887 953 1886 1590
частная собственность 5445 4488 3303 702 14417 24531 30881 38374
из нее                
собственность физических лиц 92 180 165 451 1986 3713 7077 15846
собственность негосударственных юридических лиц 5093 4299 3111 224 11059 17479 21514 1998
смешанная собственность с иностранным участием 260 9 27 27 1372 3339 2290 2530
иностранная собственность   7 18 22   152 1869 1873
всего 5445 4676 3329 805 15304 26574 35334 43814

 


Рисунок 2.2. Распределение принятых и отправленных за рубеж туристов по формам собственности туристских организаций (2004–2007 гг.)

 

Таблица 2.3. Распределение принятых и отправленных за рубеж туристов по формам собственности туристских организаций

Формы собственности туристических организаций

Численность прибывших иностранных туристов

Численность туристов, выехавших за рубеж

январь-сентябрь 2007 январь-сентябрь 2008 январь-сентябрь 2007 январь-сентябрь 2008
государственная собственность 52 81 3391 1472
из нее        
республиканская собственность     1807 726
коммунальная собственность 52 81 1504 746
частная собственность 526 466 28253 6700
из нее        
собственность физических лиц 412 291 9208 2271
собственность негосударственных юридических лиц 109 143 16830 3183
смешанная собственность с иностранным участием 5 32 2215 1246
иностранная собственность 12   1310 317
всего 590 547 32954 8489

 

Рисунок 2.3. Распределение принятых и отправленных за рубеж туристов по формам собственности туристских организаций (январь-сентябрь 2007–2008 гг.)

 

Для формирования привлекательного имиджа Гродно, как территории туризма для иностранных туристов, а также жителей других областей республики, и для рекламы собственного туристского продукта (маршруты) и объектов туризма на территории города Гродно 27 сентября 2005 года создан Городской туристско-информационный центр.

Основными задачами Центра являются:

создание официального сайта города Гродно в Интернет;

– изготовление информационных щитов на всех въездах в Гродно, на железнодорожном вокзале, автовокзале с картой-схемой достопримечательностей и расположением туристской инфраструктуры;

– изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами, дублирующих русский текст текстом в латинской транскрипции;

– разработка и реализация рекламно-информационных программ по въездному туризму, в том числе проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

– издание каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции (на настоящий момент изданы буклеты «Гродно. Исторические и архитектурные памятники»; «Гродно туристический»; «Это мой город»; календари, настольные, настенные, карманные и т.д.);

– создание компьютерного информационного диска с видео экскурсиями по достопримечательностям Гродно;

– создание и регулярное обновление информационных баз данных для туристов. Ежемесячно за помощью в городской туристско-информационный центр обращается более 200 жителей и гостей города Гродно;

– проведение многоэтапной рекламной кампании Гродно как объекта туризма через представительства Беларуси за рубежом.

Городской туристско-информационный центр принимает активное участие в организации и проведении ежегодных городских туристских ярмарок «Лето-2005″, «Лето-2006″, «Лето-2007″, «Лето-2008″, в международных выставках и ярмарках, проводимых в Минске, Москве, Варшаве, Белостоке, Вильнюсе и т.д., во Всебелорусском фестивале национальных культур, проводимом в городе раз в два года.

Решением горисполкома №72 от 6 февраля 2002 года создан городской координационный Совет по туризму, в состав которого вошли 14 человек: представители горисполкома, погранотряда, таможни, правоохранительных органов, областной миграционной службы, науки, культуры, туристских фирм и организаций. Основная задача координационного Совета – содействие развитию различных форм туристской деятельности, оказание помощи в работе городских туристских фирм и организаций, разработка стратегии и тактики развития туризма в городе.

Развитие туризма в Гродно основывается преимущественно на тех его видах и формах, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся богатый туристский потенциал города:

- выгодное географическое положение на границе с двумя европейскими государствами Польшей и Литвой;

- богатое культурно-историческое наследие (памятники архитектуры, места, связанные с именами выдающихся личностей, богатая культурная жизнь города и др.);

- уникальные природные ресурсы (ландшафты высокой эстетической ценности, благоприятный климат, судоходный Неман);

- достаточно развитая инфраструктура.

Прежде всего это транзитный туризм. Гродно является крупным транспортным узлом, через который проходят большие пассажиропотоки и туристские маршруты. Остановка в городе позволяет ознакомиться с областным центром и его достопримечательностями. Транзитный туризм в Гродно имеет значительные перспективы развития. При этом важно создание справочно-информационной и маркетинговой служб, способствующих вовлечению транзитных пассажиров в систему туризма города, развитие придорожной сети объектов туристского обслуживания с размещением гостиниц в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близкорасположенных достопримечательностей.

Для Гродно, граничащего с государствами с относительно развитой системой туризма – Польшей и Литвой, – важное значение имеет развитие трансграничного туризма. Польша, ввиду географической и духовной близости, является естественным источником туристов в Гродно. У Гродненской области и Польши есть общая достопримечательность – Августовский канал, соединяющий реки Вислу и Неман, что дает возможность путешествовать водным путем из Западной Европы в Россию или вокруг северных стран Европы. Учитывая тот факт, что в Европе увлекаются водным туризмом более 5 млн. человек, можно говорить о большом количестве потенциальных туристов. Для этого нужно создать новые совместные маршруты с близлежащими странами; организовать совместные международные акции (фестивали, ярмарки и т.д.); согласовать и взаимоувязать размещение и развитие центров и инфраструктуры туризма по обе стороны границы; увеличить количество пограничных переходов; упростить процедуру получения визы, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов. В текущем году планируется открыть водный туристический маршрут Гродно-Друскининкай по Неману, который свяжет Гродно с Литвой. Предполагается приобретение нескольких катеров на воздушных подушках, на которых туристы смогут совершать турне по реке Неман вплоть до ее впадения в Балтийское море. Есть идеи объединить Гродно и Друскининкай с помощью велосипедных дорожек, тем более что велосипедный маршрут заканчивается на бывшей литовской таможне в 400 метрах от государственной границы с Беларусью.

Подчеркнем, что посещение приграничных районов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в Гродно. Дальнейшему развитию трансграничного туризма будет способствовать разработка достаточного числа маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств; согласованное и взаимоувязанное размещение и развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы; организация крупных международных мероприятий в приграничных регионах для привлечения туристов из соседнего государства (фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и др.).

Одним из лидирующих сегментов туристского рынка Гродно является деловой туризм. Значительную часть всех визитов в областной центр иностранцы и граждане Беларуси совершают с теми или иными деловыми целями. Подобные поездки отнесены к туризму, так как их участники потребляют большое количество туристских услуг. Они размещаются в отелях, заказывают культурные и экскурсионные программы, покупают сувениры и товары Основными подвидами делового туризма в Гродно являются следующие: деловые, коммерческие контакты, переговоры; конгрессный туризм – проведение конгрессов, конференций, симпозиумов и т.п.

Достаточно развит в Гродно культурно-познавательный туризм. Разработаны следующие основные маршруты:

международные

· Гродно – Белосток – Варшава;

· Гродно – Прага;

· Гродно – Калининград;

· Гродно – Санкт-Петербург;

· Гродно – Москва и др.;

внутренние:

· Гродно – история и культура;

· литературные адреса Гродно;

· по следам Наполеона Бонапарта;

· дорогами истории;

УП «Национальное агентство по туризму» разработало методическую документацию (тексты, технологические карты) к 4 экскурсиям (из них 2 – на иностранных языках). Кроме того, к каждой из экскурсий подготовлена картосхема маршрута:

– экскурсии на русском языке

«В королевский город Гродно» (дорога Минск – Гродно);

«Старажытны Гарадзень» (обзорная экскурсия по Гродно);

– экскурсия на английском языке «Старый Гродно»;

– обзорная экскурсия по Гродно на польском языке.

Довольно развит в Гродно религиозный (паломнический) туризм, связанный с посещением религиозной святыни католиков Бригитским монастырем и духовным совершенствованием. Религиозный туризм предусматривается развивать при координации деятельности туристских организаций, религиозных учреждений и местных органов власти.

Рост популярности здорового образа жизни, традиции белорусов, доступность использования спортивной базы способствуют развитию спортивного туризма в Гродно.

В областном центре в настоящее время происходит возрождение конного туризма. Конный туризм – это приятная физическая нагрузка, а также прекрасная эмоциональная разрядка, возможность почувствовать себя ближе к природе. Услуги верховой езды предоставляет гродненский конно-спортивный клуб. Организуется также катание летом в бричке, а зимой – на санках.

На базе детского санатория «Нёман-72» и санатория-профилактория «Химволокно» активно развивается оздоровительный туризм, направленный на оздоровление и отдых людей с использованием имеющихся природных лечебных ресурсов. Дальнейшему развитию оздоровительного туризма в областном центре будет способствовать реализация инвестиционного коммерческого проекта по развитию туристических на базе оздоровительного центра ОАО «Гродненский КСМ», который в настоящий момент числится на балансе комбината и занимает площадь 4,8 га. Центр представляет собой комплекс добротных помещений: благоустроенное пятиэтажное здание с возможным размещением до 100 человек (двухместные номера с наличием санузлов, в здании имеется столовая на 120 посадочных мест), водолечебница, склады, гараж, хозяйственные постройки. Корпус оборудован двумя лифтами и соединен с водолечебницей и столовой. Оборудована автостоянка. Общая площадь корпуса – 4496 кв. м, жилая площадь – 540 кв. м, зал для проведения культурно-массовых мероприятий – 150 кв. м, тренажерный зал – 42 кв. м.

Таким образом, турфирмами Гродно сформировано конкурентоспособное туристское предложение.

Улучшению системы работы туристских фирм и организаций Гродно будет способствовать открытие гродненской «Школы туризма и гостеприимства», которая готовит специалистов по шести специальностям в области туризма. Благодаря открытию школы городской исполнительный комитет имеет возможность регулировать вопросы кадрового обеспечения в сфере туризма.

Итак, резюмируя сказанное, отметим, что в Гродно постоянно растет число организаций, осуществляющих туристскую деятельность. В 2007 г. данный вид деятельности осуществляли 29 субъектов хозяйствования. При этом турпредприятия предлагают преимущественно разнообразные туры за пределы Республики Беларусь. Наиболее развиты такие виды туризма, как трансграничный, транзитный, деловой, религиозный, культурно-познавательный, спортивный, оздоровительный и др. координацию деятельности туристских организаций осуществляет Городской туристско-информационный центр и городской координационный Совет по туризму. Исполнительным комитетом ведется постоянная работа по подбору кадров для работы в сфере туризма. Подготовка и переподготовка специалистов на базе высшего образования осуществляется в «Школе туризма и гостеприимства» при учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы».

 

Туристический спрос

 

Анализ развития туризма в Гродно показывает, что он носит ярко выраженный выездной характер. Так, в 2000 году количество туристов, выехавших за рубеж из Гродно составило 641195 человек. В 2001 из Гродно выехало 707140. В 2002 г. из Гродно отбыло 661380 турист, а в 2003 г. 466222. В 2004 г. этот показатель составил 15304 туристов, в 2005 г. – 26754 человек, в 2006 г. – 35334 человека, в 2007 г. – 43814 туристов. За 9 месяцев 2008 года этот показатель составил 8489 туристов, против 32954 туристов за аналогичный период 2007 г.

Таблица 2.4.Количество туристов, выехавших из Гродненской области за рубеж

Количество выехавших туристов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
туры 63532 701997 656072 4567739 8528 14216 15761 17844
Из общего числа по турам                
Страны СНГ 1305 1436 1741 2137 3388 4584 3775 4833
Иностранные государства 634066 700561 654331 454602 5140 9632 11986 13011
Всего 641195 707140 661380 466222 15304 26754 35334 43814

 

Таблица 2.5. Количество туристов, выехавших из Гродненской области за рубеж

Количество выехавших туристов Январь-сентябрь 2007 Январь-сентябрь 2008
туры 13147 8098
Из общего числа по турам    
Страны СНГ 4363 4912
Иностранные государства 8784 3186
Всего 32954 8489

 

Из числа иностранных туристов, посетивших Гродно в 2000–2008 гг. большинство прибыло из стран дальнего зарубежья.


Таблица 2.6. Количество туристов, посетивших Гродненскую область

Количество прибывших туристов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Страны СНГ 10149 5340 3636 2481 2034 1886 1425 116
Иностранные государства 7028 10027 7788 7775 3411 2810 1904 689
Всего 17177 15367 11424 10256 5445 4676 3329 805

 

Таблица 2.7. Численность физических лиц, которым оказывались услуги по организации путешествий по Гродненской области

Численность лиц, которым оказывались услуги, чел. Январь-сентябрь 2007 Январь-сентябрь 2008
По организации посещения РБ   75
По организации тура за пределы РБ   762
По организации тура в пределах РБ   30165
Численность туристов, направленных по маршрутам тура в пределах территории РБ 1413 956

 

Рисунок 2.4. Динамика принятых и отправленных за рубеж туристов туристскими организациями Гродно (2000–2007)

 

Заметим, что численность туристов, путешествующих группами, несколько превышает количество индивидуальных туристов. Сегментацию туристских групп можно производить по нескольким признакам: по уровню дохода (туристы с низким, средним, высоким уровнем дохода), по возрасту (школьники, студенты, молодежь, родители с детьми, лица «третьего» возраста), по интересам (спортивные группы, любители природы и т.д.), по полу (мужчины, женщины), в зависимости от социально-экономических факторов (социальная и профессиональная принадлежность, образование, уровень дохода), социально-экономические психографические факторы (образ жизни), поведенческие (различные аспекты поведения потребителя – мотив поездки, приверженность фирме, используемые средства транспорта и средства размещения и т.д.). Однако данных по количеству туристов выехавших из Гродно области и прибывших в город туристами каждой из выделенных групп отсутствуют, в связи с чем выделение наиболее перспективных групп туристов не представляется возможным.

Материал, изложенный во второй главе дипломной работы, позволяет сформулировать следующие выводы.

Число турпредприятий в Гродно ежегодно растет. В 2007 г. туристскую деятельность осуществляли 29 субъектов хозяйствования. При этом турфирмы предлагают преимущественно разнообразные туры за пределы Республики Беларусь. Наиболее развиты такие виды туризма, как трансграничный, транзитный, деловой, религиозный, культурно-познавательный, спортивный, оздоровительный и др. Координирует деятельность туристских организаций Городской туристско-информационный центр и городской координационный Совет по туризму. Большое внимание в Гродно уделяется работе с кадрами в сфере туризма. Городским исполнительным комитетом ведется постоянная работа по подбору кадров для работы в сфере туризма. Подготовка и переподготовка специалистов на базе высшего образования осуществляется в «Школе туризма и гостеприимства» при учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы».

Анализ развития туризма в Гродно показал, что наибольшим спросом у туристов пользуются выездные туры. Большинство туристов при этом выезжают в страны дальнего зарубежья. Из числа иностранных туристов, посетивших Гродно в 2000–2008 гг. большинство прибыло из стран дальнего зарубежья.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.