Туристические ресурсы Гродно — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Туристические ресурсы Гродно

2020-08-21 174
Туристические ресурсы Гродно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурно-исторические ресурсы

Памятники архитектуры

Гродно – город храмов, замков, дворцов. В Х\/I в. за свой развитый архитектурный облик он был включен в кельнскую энциклопедию Брауна как один из красивейших городов Европы.

Исторический центр Гродно объявлен правительством Республики Беларусь архитектурным памятником и взят под охрану государством.

Основные памятники зодчества систематизированы в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Архитектурные памятники Гродно

Название и краткая характеристика памятника Местонахождение
Борисоглебская (Коложская) церковь Памятник древнерусской архитектуры. Построена в конце 12 в. из кирпича. Обновлялась вначале 16 в. Архитектором Богушем Богутовичем. Частично разрушена в 1853 г. в результате оползня. 1873 г. реконструирована. Работы по консервации проведены в 1910–1935 гг., консервативно-ремонтные в 1970 г. Сохранились северная и часть западной стены, апсида. Рядом с замковой горой
Монастырь бернардинцев Деревянный костел основан в 1494 г., каменный построен в 1595–1618 гг. Отдельные пристройки сделаны в 18 в. Включал костел, звонницу, жилой корпус Ул. Парижской коммуны, 6
Монастырь иезуитов Как архитектурный комплекс начал формироваться в 1585 г., когда польский король Стефан Баторий основал иезуитскую коллегию. Костел и монастырские строения возведены в 1647 -63 гг. из кирпича. В комплекс входили костел, коллегиум. Библиотека, аптека, жилые корпуса и хозяйственные строения. Памятник архитектуры стиля барокко и рококо. Пл. Советская, 4
Монастырь бригиток Построен в 1634–1642 гг. из кирпича. Комплекс включал каменную ограду с воротами (сохранилась частично), хозяйственные строения (сохранился толко деревянный лямус, построенный без единого гвоздя), сад, огород, звонницу-капеллу (не сохранилась) Пересечение ул. К. Маркса и Молодежной
Монастырь францисканцев Заложен в 1635 г. В 18 в. после пожара восстановлен, изменено пластическое пластическое оформление костела и звонницы, перестроен вход. Памятник архитектуры барокко. Левый берег Немана
Новый замок Построен в стиле рококо в 1734–51 гг. на месте нижнего замка. Основной проект арх. Н. Д. Пепельмана, в строительстве участвовали арх. И.Ф. Кнобель, и. Х. Явх. В 1780-е гг. реконструкцию дворца проводил Дж. Сака. Разрушен немецко-фашистскими оккупантами. Отстроен в 1952 г. (арх. В. Вараксин). Ул. Замковая, 20
Здание мужской гимназии Построено в 1735 г. из кирпича. Ул. Советская, 6
Музыкальная школа Построена около 1765 г.из кирпича. В настоящее время жилой дом. Пл. Ленина, 2
Здание театра Тизенгауза Построен в 1780-е годы из кирпича. 1859 г. – реконструкция. 1940 г. надстроен 3-й этаж. 1975 – расширена сценическая коробка. Ул. Дзержниского
Дворец администратора Построен в 1780–80-е гг. из кирпича, перестроен в 19 в. Архитектура решена в традициях раннего классицизма Ул. Горького, 2/2
Дом лесной администрации Построен в 1760–80 гг. из кирпича. Образец архитектуры барокко Пл. Ленина, 4б
Усадьба (имела название Понемонь) Построена в 1771 г. по проекту арх. Ю. Аляхновича, перестроена в 19 в. Была загородной резиденцией короля Станислава Августа Понятовского. Памятник усадебно-паркового искусства позднего барокко Восточная окраина города на правом берегу Немана
Усадьба (имела название Станислава) Сформирвана в 1760–70-егг. По проекту итальянского арх. Дж. Сака. Была загородной резиденцией короля Станислава Августа Понятовского. Памятник усадебно-паркового искусства позднего барокко. Северо-восточная окраина города, где заканчивается ул. Тимирязева
Монастырь базилианок Построен в первой половине 18–19в из кирпича на месте старого сгоревшего деревянного монастыря. В архитектурном облике отражены особенности стиля переходного от барокко к классицизму Ул. Новозамковая, 3
Дом вице-администратора Памятник архитектуры стиля переходного от барокко к классицизму. Построен во второй половине 18 в. В настоящее время размещен центральный исторический архив Пл. Ленина, 2
Табачная фабрика Построена в 1860-е гг из кирпича. Владельцем был акционер Шарашевский. С 1947 г. используется Гродненским тонкосуконным комбинатом. Ул. Мостовая, 39
Здание пивоваренного завода Построено в 1877 г. из кирпича. Памятник промышленного строительства Ул. Мостовая, на правом берегу р. Неман
Железнодорожный вокзал Построен в 1868 г. из кирпича. В Великую Отечественную войну разрушен. В1948 г. восстановлен. Образец эклектичной архитектуры Ул. Буденного
Владимирская церковь Построена в 1896 г. из кирпича (арх. И. К. Плотников). Памятник архитектуры псевдорусского стиля. Ул. Победы, 5
Церковь Построена во второй половине 19 в. из кирпича. Памятник архитектуры позднего классицизма Антоновское кладбище
Церковь Построена на рубеже 19–20 вв. из кирпича как лютеранская. Теперь в здании архив Государственный Гродненской области. Памятник псевдоготической архитектуры Ул. 1 Мая, 5
Застройка ул. Советская (бывшая Доминиканская) Застроена каменными домами. Сохранила конструктивные и стилевые принципы и приемы строительства конца 19-начала 20 в. Ул. Советская
Застройка ул. Ожешко Сформировалась в 1760–1780 е гг. в 19 в построен дом вице-губернатора, женская гимназия, 19-начало 20в. Покровская церковь, каменные жилые дома Ул. Ожешко
Водонапорные башни Построены в конце19-начале 20 вв. из кирпича. Высота 22 м. образец хозяйственных строений, в которых сочетается производственная функция и выразительный архитектурный облик Ул. Свердлова, 2
Городской особняк Построен в конце 19 в. из кирпича. Используется медучреждением Телеграфный переулок, 15а
Застройка ул. Замковая Сохранились жилые дома 19 в (№9,11,12,13,14,16, 17). Прослеживаются особенности архитектуры классицизма Ул. Замковая
Народный дом Построен в 1904 г. из кирпича, арх. Н. Романов, инж. Л. Лаганда. Памятник гражданской архитектуры эклектического направления Ул. Дзержинского, 1
Дома врачей Построены в начале 20в. по индивидуальным проектам. Образец архитектуры стиля модерн. Ул. Ленина, 22 Ул. Студенческая, 6
Здание окружного суда Построено в начале 20 в из кирпича Ул. Советская. 31
Здание реального училища Образец архитектуры неоклассицизма. Построен в 1907 г. из кирпича. В настоящее время административное здание. Ул. 1 Мая, 3
Здание сельского земельного банка Образец архитектуры стиля модерн. Построен в 1913 г.из кирпича, арх. Б. Осроумов Пересечение ул. Ленина и Карбышева
Жилой дом по ул. Советской Построен в 1914 г. из кирпича. В настоящее время расположена библиотека им. Карского Ул. Советская
Административное здание 1971 г. арх. Давыденок. Пл. Ленина 2/1
Здание областного драмтеатра Построен в 1977–1984 гг. из кирпича и сборного железобетона (арх. Г. Мачульский и А. Пархуто) Пересечение ул. Мостовой и Новозамковой
Крытый рынок Построен в 1976 г. из кирпича и железобетона. Образец торговых строений нового типа. Ул. Полиграфии стов, 6
Дом техники 1982 г., арх. В. Бажко, В. Преображенский Ул. Горького, 76
Парк Румлево Парк пейзажного типа. Создан во второй половине 19 в. В центре стоял усадебный дом (не сохранился). Памятник садово-паркового искусства Юго-восточная окраина жилого микрорайона Принеманский-2

 

Охарактеризуем более подробно некоторые из перечисленных памятников архитектуры.

Гродненский Старый замок – исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков. Замок расположился на крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен, которые не сохранились до нашего времени. К восточной стене замка между двумя башнями примыкал двухэтажный дворец, архитектура которого имела готические черты. В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергался коренному переустройству итальянским архитектором Скотто из Пармы. Новым был подход к решению замка – он задуман как дворцово-замковый комплекс в формах архитектуры ренессанса. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик. Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

По соседству со Старым замком расположен Гродненский Новый замок – бывший королевский дворец – построен в 40–50-х годах XVIII в. дрезденскими архитекторами Матеушем Даниэлем Пёпельманом, Иохимом Христианом Яухом и Яном Фредериком Кнёбелем. Дворец в плане представляет букву «П», имеет обширный парадный двор и главный корпус в глубине. Оба замка – Старый и Новый – связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. В 1952 году восстановлен и реконструирован.

В качестве объекта архитектурно-градостроительных экскурсий представляет интерес ряд гродненских памятников гражданской архитектуры. Охарактеризуем архитектурные особенности некоторых из них.

На Городнице, в районе бывшей мануфактуры А. Тизенгауза, сохранились до наших дней постройки второй половины XVIII в. Это – жилой дом для мастера (ул. Ожешко), бывшие учебные заведения – так называемая медицинская школа (академия), музыкальная школа, несколько административных зданий (район площади Ленина и ул. Ожешко) и парк (некогда ботанический сад). Другие старинные постройки Городницы были разрушены во время первой и второй мировых войн.

Сохранившийся одноэтажный жилой дом с мансардой – образец типового малометражного жилья с новой для тех времен конструкцией. Он построен с применением различных строительных материалов. Боковые и задняя стены здания выполнены из брусьев; главная фасадная стена выложена из кирпича и оштукатурена. Таким образом обеспечивалась монументальность жилой застройки вдоль улицы. Разнообразие домам придавали фигурные фронтоны. Строительство домов осуществлял И. Мёзер. Деятельность этого мастера, несомненно, наложила отпечаток на архитектуру построек, но решающую роль оказали традиции местного массового городского строительства.

Значительное место в ансамбле Городницы отводилось учебным заведениям. Здесь находились специальные школы ветеринаров, землемеров, строителей, счетоводов, медиков, музыкантов и т.д.

Построенное в 70-х годах XVIII в здание медицинской школы – сочетание среднего трехэтажного объема и одноэтажных боковых крыльев, в целом образующих симметричную композицию. План школы имел черты, типичные для учебного заведения: по сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. В сложном объемно-пространственном построении здания, живописном силуэте, формах и деталях преобладают черты барокко. Сейчас здание значительно изменено.

Здание музыкальной школы, или музыкального флигеля, построенное в 70–80-х годах XVIII в., кроме учебных целей было предназначено для концертов с посещением публики. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий, общежитие для учащихся и жилые комнаты преподавателей были в мансарде. Изогнутая форма плана здания (почеэтому его часто называли «кривая официна») была продиктована соображениями формирования архитектурного ансамбля площади на Городнице. Однако ансамбль не был завершен и «кривая официна» оказалась без композиционной поддержки соседними постройками. Весь облик здания, начиная от абриса плана, характерен для архитектуры барокко с его напряженными скульптурными формами.

Жилой дом начала XIX в. (ул. Замковая, 16) расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Большая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда.

В результате многочисленных ремонтов и переделок планировка дома утратила первоначальный характер. Но архитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается строгостью и простотой. В архитектуре дома заметно прямое влияние русского классицизма конца XVIII – начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: растительные лепные гирлянды над проездом во двор; своеобразная форма наличников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в народных постройках и небольших монастырских зданиях).

Другим памятником архитектуры классицизма является дом бывшего вице-губернатора Максимовича по ул. Ожешко. Время его строительства – первые годы XIX в. При сложной планировке дома, вызванной неправильной конфигурацией, фасад его очень четкий. Двухэтажная постройка отличается традиционной для того времени симметричностью. В центре располагается своеобразный портик из четырех колонн, поднятых на пьедесталы. Между средними колоннами устроен проезд во внутренний двор.

Ценным ресурсом архитектурно-градостроительных экскурсий является культовая архитектура. На территории Гродно сконцентрировано большое число памятников архитектуры подобного рода, значимость которых определяется их высоким художественным уровнем, развитой объемной и силуэтной композицией.

Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе. Сохранившаяся в развалинах Нижняя церковь (середина XVIII в.) была соборным храмом гродненской крепости. Церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. Особенностью архитектуры Нижней церкви является декоративное убранство ее фасадов. Они украшены вставками из больших естественных камней-валунов. Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов.

Борисоглебская, или Коложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13X25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни размещены в определенной симметрии, но не строгой, что придает фасадам особую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическим заповедником.

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь в Гродно – выдающийся памятник архитектуры Белоруссии конца XVI–XVIII вв. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30X60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.

Первоначально главный фасад костела был очень прост; две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, здесь много сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны.

В убранстве интерьера костела широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Своеобразно оформление интерьера: многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, целиком выполненными из дерева. Эти декоративные элементы представляют собой большую художественную ценность.

Построенные в первой половине XVII в. Бригитский костел и монастырь в Гродно – архитектурный памятник барокко, который интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа «лямуса», служившее общежитием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из массивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде.

Крупнейший архитектурный комплекс Гродно – бернардинский костел и монастырь XVI–XVIII вв., играющий важную роль в панораме городского центра. На архитектуру архитектурного комплекса наложили отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко.

В архитектурных формах барокко построен гродненский францисканский костел в комплексе с монастырем 1635 г. В XVIII в., после пожара, костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Слева к нему примыкает колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна.

Интерес для туристов представляет гродненская церковь Рождества Богородицы с монастырским корпусом, построенная в первой половине XVIII в. итальянским архитектором И. Фонтаной III. Храм отличает необычайное завершение в виде двух башен с куполками и центрального купола, расположенных почти на одной оси. Архитектура памятника в целом барочная, но включает и приемы классицизма.

Гродно долгие годы был одним из главных центров польско-литовского еврейства. Главная синагога города полностью сохранила свой архитектурный облик. Улица, на которой она расположена, раньше называлась Жидовской. На месте сгоревшей в 1902 году деревянной синагоги (1578 года) было построено новое здание в неорусском стиле. Синагога была закрыта в 1940 году и передана еврейской общине в 1994-м.

Кирпичное трехэтажное квадратное здание накрыто двускатной крышей. Главный фасад фланкирован квадратными в сечении башнями, килеобразными завершениями и четырехскатными сомкнутыми куполами. Фасады богато декорированы профилировкой. Главный зал с боковыми низкими нефами занимает всю высоту объема. В центре стоит бима, столбы которой поддерживают крестообразные перекрытия с нервюрами. В восточной стене, в неглубокой пятигранной нише – алтарь, вдоль западной – галерея для женщин. Интерьер декорирован лепным окантованным орнаментом в готической трактовке

Одна из старейших синагог в Европе гродненская хоральная синагога занесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и является важным памятником истории еврейского народа.

Итак, в Гродно находится большое число памятников архитектуры. На улицах и площадях города-музея соседствуют постройки разных времен, составляющие удивительный и неповторимый облик города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (Лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений. Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами (ул. Комсомольская, Олега Кошевого и др.). Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.