Тема 4.1. Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 4.1. Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации

2020-08-21 98
Тема 4.1. Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Транспорт – самостоятельная отрасль экономики. Он относится к сфере материального пр-ва и к инфраструктуре (сфера услуг – пассажирский транспорт). Это кровеносная система хозяйственного комплекса. В отличие от промышленности, транспорт не потребляет сырья, зато использует много топлива. Транспортные связи – основа территориального разделения труда.

Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Транспортные сети бывают нескольких типов:

1) радиальные (магистрали расходятся лучеобразно от 1 или нескольких центров). Пример ярко выраженной централизации – железнодорожная сеть во Франции, которая относится к одноцентровому радиальному типу (все дороги ведут в Париж). В РФ такой сетью характеризуется московский регион. В Германии – многоцентровой тип железнодорожной сети.

 2) ортогональные (крест-накрест) – одновременное развитие широтных и меридианальных направлений (Урал)

 3) древовидные – характерны для слаборазвитых стран (в РФ такая сеть представлена в Сибири и на Дальнем Востоке)

Главные показатели работы транспорта:

1) грузооборот – произведение количества перевезенных грузов и расстояния (т/км)

2) Пассажирооборот – (пасс./км)

3) Объем перевозок грузов (Т)

4) Объем перевозок (отправлений) пассажиров (к-во пасс.)

Виды транспорта:

1) по пропускной способности трасс (количество транспортных средств в ед. времени)

2) по способности перевозить различные грузы

3) по скорости сообщения (от трубопроводного до воздушного)

4) по трудоемкости (тот же рейтинг)

5) по технико-экономическим показателям, надежности, по объему и удельному весу перевозок.

 

                  Железнодорожный транспорт

 

Преимущества: не зависит от времени года и погоды, потенциально высокая скорость (хотя обычно 30 км/ч), обеспечивает массовые перевозки, относительно невысокая себестоимость.

По перевозкам грузов и грузонапряженности ж/д РФ занимают 1-е место в мире, по плотности сети – одно из последних. В европейской России преобладает радиальное расположение ж/д, сходящихся в Москве.

                                   

 

Автомобильный транспорт

 

Удобен для перевозки грузов и пассажиров на короткие расстояния. В городах этим видом транспорта осуществляется 80% перевозок.

 

 

                     Трубопроводный транспорт

 

Относительно новый вид транспорта (появились в начале 20 в). Газ, нефть, нефтепродукты передаются на огромные расстояния со средней скоростью 12 км/час. Себестоимость низкая.

 

                       Морской транспорт

 

1)Малый каботаж (перевозки между портами одного бассейна)

2) Большой каботаж (разные бассейны)

Российский торговый флот – один из старейших в мире, развивался параллельно с военным.

Преимущества: себестоимость перевозок в 2 раза дешевле ж/дорожных и в 20 раз дешевле автомобильных. Морские суда имеют большую единичную грузоподъемность (поезд перевозит грузы весом 2-3 тыс. тонн, крупные океанские суда – десятки тыс. тонн, танкеры – более 300 тыс. т.). Затраты на строительство судов расчете на единицу перевозимого груза меньше, чем на других видах транспорта. Пропускная способность морских путей неограничена, расходы топлива – минимальные.

Недостатки: зависимость от погодных условий (шторм, лед на севере).

Раньше экспорт осуществлялся через южные моря (Черное, Азовское), а импорт – через северные (Балтийское и т.д.). Сейчас в РФ 4 крупные судостроительные верфи, из них 3- в СПб (Северная, Адмиралтейская, Балтийский завод).

50% морского флота РФ старше 15 лет. Под залог старых судов банки не выдают кредитов, поэтому конкурентоспособность российских судов на мировом фрахтовом рынке упала.

Порты мелководные и не могут принимать крупные суда. Круглогодично перевозки осуществляет Азово-Черноморский бассейн (не замерзает). Порт Новороссийск может принимать супертанкеры, располагает глубоководными причалами.

Экспортные перевозки: нефть, руда, уголь, металл, лес, строиматериалы.

Импорт: зерно, руда цветных металлов, сахар, машины и оборудование, трубы для газопроводов, тропические фрукты.

Балтийский бассейн. Крупнейший порт - СПб.

Экспорт - нефть, лес, металлы, импорт - машины, оборудование, продовольствие, бытовая техника, обработка лесных грузов, пассажирские перевозки.

Каспийский бассейн – порты Астрахань, Махачкала. Перевозят нефть, зерно, рыбу, хлопок, шерсть, стройматериалы.

Дальневосточный бассейн (Берингово, Охотское, Японское моря, часть Северного морского пути – моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское). В основном экспорт в Японию. По перевозкам пассажиров – 2 место в РФ после Азово-Черноморского бассейна. Порты: Владивосток, Находка (незамерзающий), Петропавловск- Камчатский, Магадан. Восточный – новый крупнейший порт, связан с Транссибирской и Байкало-Амурской магистралями, обеспечивает транзит грузов между Западной Европой и Тихоокеанским регионом.

Северный бассейн (моря Северного Ледовитого океана – Белое, Баренцево, Карское). Порты Мурманск (незамерзающий), Архангельск осуществляют перевозки с помощью атомных ледоходов.

Порты в Прибалтике, на Украине, в Грузии (Клайпеда, Одесса, Батуми) имели важное стратегическое значение, теперь их работу выполняют российские порты.

 

                       Речной транспорт

 

Работа сезонная (большинство рек замерзает), направление грузовых потоков не совпадает (реки текут с юга не север и наоборот, а грузы перевозятся с запада на восток и наоборот). Но себестоимость низкая, т.к. используются естественные пути (в отличие от железных дорог).

 

                           Воздушный транспорт

 

В 80-е гг. Аэрофлот был крупнейшей авиакомпанией мира, был оснащен современными самолетами. Сейчас самолеты устарели, сервис и безопасность сомнительные, тарифы высокие. Негативно влияет на экологию: за 1 час полета реактивный самолет сжигает 15 т. топлива, выбрасывает 66 т. продуктов сгорания, которые сохраняются в атмосфере 2 года, потребляет 625 т. воздуха.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.