Вопрос о чтении и пении в храме. Еще раз о посте — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вопрос о чтении и пении в храме. Еще раз о посте

2020-08-21 85
Вопрос о чтении и пении в храме. Еще раз о посте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

О посте см. выше.

Вопрос: За богослужением сейчас в основном культура пения партесная, чтение скоростное. Я иду на службу в храм в напряжении, как сейчас будет звучать, как будут читать, и у меня замирает внутри: уйти или остаться? Как с этим быть? Служба 4 часа. Читают кафизмы, я ничего не понимаю. Что мне делать?

Слава Богу, что у Вас что-то сжимается (то есть, что – не безразличны).

На этот счет у святого праведного Алексия Мечева была мысль (передается своими словами), что, когда в храмах хорошее чтение и пение, это дает настроение, а надо приобретать устроение.

Устроение, доминирующее состояние, основанное на каких-то системах навыков. Такой человек может молиться и в лагере, и в тюрьме, и в лесу, и в храме. А у человека, у которого жизнь зависит от настроения, он может молиться только, когда все благоприятно. Когда что-то непонятно, можно про себя произносить: «Господи, помилуй». Всё равно богослужение как-то действует на человека. Можно даже «Господи, помилуй» соединить с дыханием. Четки, если вы не в подряснике, на людях желательно не носить, можно вместо четок использовать дыхание, не спеша втягивать воздух в себя (речь не идет о какие-то дыхательных техниках). Те, кто пытается в аскетизме видеть аналогии с техникой дыхания йогов, не понимают смысла Иисусовой молитвы. Просто не спеша втягивая воздух, очень спокойно говорите: «Господи», а потом выдыхаете: «помилуй». И у вас образовывается какой-то ритм, и что-то с Божией помочью может начать становиться понятным.

Здесь нужно сосредоточиться на том, что у вас есть. Если вы будете сосредотачиваться на партесном пении, всю службу проведете в некотором сопротивлении самой службе. Дело не в том, что мы всегда должны сосредотачиваться на том, что есть, и никогда не думать о том, чего у нас нет. Мы тогда ни к чему не будем стремиться. Все ситуации уникальные, они должны быть разумными. Здесь вы ничего не можете изменить. Здесь только слушать, что есть, пытаясь сохранить свой ум. Всё равно Господь вас посетит. Мне один священник рассказывал, что в городском соборе, где всегда было битком, так как это один из самых больших соборов, пришла женщина, которая была очень гневливая и со всеми ругалась. И такое чудо произошло – прямо из алтаря вышел луч света и эту женщину как бы окутал. Конечно, мы всем этим видениям верить не должны никогда. Но после того, как это чудо произошло, у женщины появился на сердце какой-то мир, и она в кратчайшее время со всеми помирилась, со всеми у нее нормализовались хороши отношения. Причем в кратчайшие скроки, а раньше человек был невыносимый в общении. Такой случай произошел даже в переполненном соборе. Поэтому, может быть, и у вас в какой-то момент родится понимание, появятся люди, которые будут стремиться к правильной духовной жизни, и на каком-то этапе начнут организовывать все на более правильных началах.

Один монах сказал хорошие слова, что «люди ходят в храм, чтобы внутреннее умиротворение найти, если они найдут, то они готовы и два, и три часа стоять». Но если служба профанируется, где-то сокращается даже до полутора часов, и ничего непонятно, всё наскоро, все спешат, певчим неинтересно, то и пропадает интерес у прихожан, и люди и полтора часа не смогут выстоять. Говорят даже, что бедные и несчастные православные христиане могут читать только короткие брошюрки. С этим трудно согласиться. Почему православные христиане не читают сейчас современных книг? Потому что они не описывают, может быть, сути подлинной реальной духовной жизни, и поэтому их неинтересно читать. Автор пишет о том, что интересно ему, и не пытается помочь людям организовать их жизнь. Людям же нужны книги, написанные не с позиции примитивных детских историй, а имеющие отношения к их жизни. Существует представление, что христианам надо давать что-то простое, что они ничего не понимают. Если же книга будет иметь отношение к реальной жизни, сложную историю, то прочитают и толстую книжку. Даже на скучный разговор не по делу жалко потратить пять минут. Когда же он полезен и для вас, и для собеседника, то и три-четыре часа не будет празднословием.

Также и с богослужением, если оно будет правильным, уставным, людей это не будет пугать. Люди на послушании в монастырях не могут присутствовать на всем богослужении, поэтому, например, после полунощницы идут на послушание или приходят попозже.

Всё должно быть динамичным. Люди сейчас неспособны растянуто петь. У нас на Московском подворье пытались сделать Соловецкое пение, чуть протяжное, но люди в центре Москвы привыкли к более динамичному пению. На Московском подворье всё в темпе, всё понятно, все слова не сжевываются.

Можно произносить про себя «Господи, помилуй» не спеша, только не быстро, тогда вы всю службу все равно будете молиться. Все равно что-то останется, и мир в душе появится. Опять же, нам не столько надо оценивать у кого какое пение, сколько самим стремиться к духовной жизни.

Если у человека есть внутренняя жизнь, он не сможет опустить эту кафизму, ему потом плохо будет. И если для человека Псалтирь ничего не значит, конечно, он может и не почувствовать потери.

Сокращать, по мысли патриарха Сергия (Страгородского), можно (он писал о проповеди иноверцам), но при условии, что оставшееся – понятно. Так же как и наше правило, пусть будет не такое большое, но с чувством, со старанием. Пусть это будет три поклона, но именно с покаянным чувством, а не как физкультура.

Как говорил митрополит Антоний Сурожский (своими словами передается): христианам комфортно быть там, где совершается Литургия, быть защищенными благодатью, но иногда приходится быть и среди безбожного мира. Поэтому, возвращаясь на свое место (в миру), наша роль – свет Христов нести дальше.

Есть общая тенденция, что многие люди воспринимают все по-обрядовому и поэтому отпадают от церкви и разочаровываются. Душа жаждет какого-то духовного пути, какого-то напряжения, а сейчас наоборот люди от напряжения стараются избавиться. Человек как бы слышит в своей адрес: ты такой немощной, поститься не надо, пост придумали монахи.

Но есть, например, 69-е правило святых апостолов (есть и другие): «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон,или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Человек, который постится, учится преодолевать свои хаотичные стремления. Соответственно, разрешить человеку не поститься, всё равно, что сказать: «ты унываешь, ну и сиди дальше в депрессии». Или дистрофик пришел на тренировку, чтобы как-то укрепить мышцы, а тренер ему говорит: «Зачем тебе заниматься? – ты же дистрофик, иди, полежи на скамеечке, чайку попей, расслабься». Человек потому и уходит иногда.

Хотя бы в нашей жизни мы должны стараться к этой связи стремиться. Тогда наша внешняя жизнь преобразится, и может быть, этот вопрос снимется. Вы поймете, что не очень существенно для вас, в частности, как читают и поют, если вы живете со Христом, при любом внешнем раскладе вы не теряете самого главного. Если главного нет, и нет даже намека на главное, тогда, конечно, совсем плохо. Люди же на Соловках, в лагерях, в камерах совершали богослужение, молились каким-то образом. Если главное в душе появится, всё остальное станет на свои места, потеряет свою остроту, актуальность, эти вопросы отпадут. Конечно, нужно развиваться, нужно ставить вопросы на общецерковном уровне, но вы уже не будете ощущать какого-то ущерба в вашей жизни, потому что появится внутренняя опора.

 

Вопрос о родственниках

 

Вопрос: Скажите, есть люди, знакомые и родственники, которые в храм не ходят. Я, вроде, за них молюсь, а они говорят: «А мы тебя об этом не просим».

А зачем Вы говорите, что за них молитесь? Не надо сообщать, что вы молитесь за других.

Иногда люди сами не понимают, что говорят. То, что человек говорит в критической ситуации, важные слова пред лицом смерти, не под действием паники, этому еще можно придать значение. Часто в нас говорит гордыня. Человек, который, например, нищ, голоден, но он не хочет, чтобы ему кто-то помогал, из последних сил будет упираться, что в помощи не нуждается, что он в силах, у него замечательная работа, дома – полный холодильник. Часто идет какое-то озлобление. Многие люди сами не знают, что хотят, они запутались по жизни. Какая-то обида есть на людей, на Бога. Это свойство греховной жизни. Обратите внимание, что когда человек согрешает, сам отпадает от Бога, ему кажется, что «это Бог меня бросил».

У преподобного Антония Великого есть мысль насчет того, что «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредить». Когда мы – добры, то находимся в общении с Ним, когда же становимся злыми, то становимся отверженными от Него. Наши грехи «не попускают Богу возсиять в нас, с демонами же мучителями соединяют». Если же молитвами и благими делами мы врачуем пребывающее в нас зло, что «опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения»[8].

То есть Господь, как источник жизни, жизнь дает каждому, кто обратится. Когда сам человек замыкается в эгоизме, уходит в греховную жизнь, он просто становится неспособен воспринимать эту благодать и ощущает внутри себя, что все плохо. Он, словно маленький ребенок, который убежал из дома в лес, и там ему холодно и голодно. Происходит это вовсе не потому, что Бог гневается на человека.

Вопрос: Как можно помочь такому человеку, кроме того, как помолиться?

 

Это уже новый пласт вопросов. Как в рукопашном бою, если вас атакуют, а вы спрашиваете: «Мне вправо или влево уходить?» Вот когда вы года два или три потренируетесь, вам становится понятно. Помочь? Иногда что-то ласковое сказать, иногда что-то сделать, но это вам становится понятно, только когда вы больше узнаете. В этом состоит смысл образования, что человек вначале изучает общие характеристики объектов, металлов, а потом ему дают задание построить мост через бурную речку. И он в самостоятельный проект включает свои извилины. На основании изученных знаний он уже вносит какой-то уникальный смысл. Нам нужно духовно расти, тогда потихоньку с Божией помощью начнет становится понятным, как общаться с «сложными» людььми.

У нас есть цикл лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам», пункты 3, 4, 5 о зависимых родственниках. Сейчас речь идет не о зависимых родственниках, а о сложных родственниках.

Некоторые мысли из лекций – в статье «Преодоление зависимого поведения», в части второй – «Родственникам, близким».

Когда люди теряют внутреннюю опору в жизни, кажется, что Бог их бросил, и возникает обида на Бога, и когда кто-то начинает ходить в храм, это вызывает неприязнь.

Человек пьет водку, его уволили с работы за прогулы, а виноват, мол, во всем почему-то Бог. Или, например, начинают говорить, что, мол, ваш Бог жестокий, кругом происходят войны, умирают дети.

Как правило, так говорят люди, которые в жизни сами никому ни разу не помогли. Люди, которые действительно помогали детям, они никогда такие слова не скажут, потому что они на реальность смотрят по-другому. С теми людьми, которые не готовы эти вопросы обсуждать, вы и не обсуждайте. В тайне за них молитесь. Самим надо двигаться, и тогда вы сумеете, и слово нужное сказать, и промолчать в какой-то момент, сможете что-то сделать правильно, у вас появится уже какое-то чутье на ситуацию, внутренний камертон. Если вы не будете никак духовно расти, не будете проводить над собой работу, то этого внутреннего чутья не появится, будете вынуждены искать простые примитивные советы, чтобы на них опереться. В целом не ошибается только любовь. Если вы в отношениях с родственниками руководствуетесь любовью, есть шанс, что вы не ошибетесь. Если вы будете пытаться их смирять, учить жизни, или еще что-то, рано или поздно что-то сделаете не так, скажите не так.

Вопрос о самооценке

 

Вопрос: Если молодой человек находится в подобном состоянии, и у него очень низкая самооценка. Для него всё не то и всё не так.

Сам термин «низкая самооценка» – это в каком-то смысле ложный термин, заимствованный из мира популярной психологии, он не отражает сути вещей, только запутывает. Самоощущение человека складывается из множества факторов. Когда вся совокупность наименовывается одним словом, то может родиться ошибочное представление о возможности достижения совокупного «результата» одним каким-то простым действием.

Человек, например, ни к чему положительному не стремится. Один психиатр высказывал мысль, что как мы воспринимаем себя и как мы относимся к миру – это два вектора одного и того же процесса. Если ты ненавидишь мир, соответственно будешь чувствовать себя внутри. Хочешь чувствовать себя хорошо, люби этот мир.

Современные молодые люди наплевательски относятся к миру, к людям, но в целом хотят ощущать себя хорошо. Для них создаются всякие тренинги по повышению самооценки. Чтобы испытать внутренний мир, нужен большой труд над собой, а люди хотят добиться этого терапевтической акробатикой, хваля себя перед зеркалом.

См. цикл лекций «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», пункт 1d. «Отвращение к себе и вопрос о самооценке (очень кратко)».

Подробнее – в первой части одноименной статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Также см. в цикле «Обращение к полноте», пункты 5.1 и 5.2.

 

Вопрос: В данном случае как раз наоборот: он себя принижает.

Все надо разбираться в ситуации, часто это бывает обратной стороной гордости. Есть такие принижающие себя девушки: вскакивает на носу прыщик, и они убеждены, вследствие своего эгоизма, что все мальчики, которые учатся в институте, только и заняты тем, что разглядывают ее прыщики, обсуждают их на переменах. Эти люди на самом деле тщеславны. Горделивые – обратная сторона – очень стеснительные. Есть скромность, а есть стеснительность. Стеснительность – часто обратная сторона тщеславия. У человека в сознании есть некий образ идеального «я», что он смелый, решительный, к 20 годам он должен стать топ-менеджером в известной компании. В реальности ничего этого не достигаешь, у тебя страх и робость. А страх и робость – рабочие состояния, с которыми надо дальше работать, бороться.

А человек видит свои недостатки, не соответствует идеалу, который в своем сознании сконструировал, и порождает в себе самоугрызение. Либо начинает выкладывать в социальные сети, какой он смелый, прекрасный, улыбающийся. И потом боится, что в реальной жизни кто-нибудь узнает, что он не такой улыбчивый, и начинает людей избегать.

Здесь надо страх, робость побеждать, не сидеть в этом чувстве бесконечной саморефлексии. Саморефлексия – это бич нашего времени. Можно себя анализировать, как мы говорили, – испытать свою совесть, но не сидеть бесконечно в этой саморефлексии. Решили, значит, надо идти делать. Да, есть конструктивная рефлексия, помогающая найти ошибку и принять решение, как ее устранить. Но есть и «без-конца-прожевывание-без-глотания».

Конструктивная рефлексия, если ее так можно называть, в аскетической традиции называется испытанием совести.
О испытании совести см. главу «Что делать, если по причине многолюдства нет возможности говорить о своих грехах подробно? Ежедневное испытание совести» из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».

Также пункт 11 «Кратко о тирании. Испытание совести. Советоваться с духовным отцом» в цикле лекций «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мозга” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».

Если нужно, например, примириться, то человек, который бесконечно рефлексирует, подошел, сделал два шага на пути к примирению, почувствовал дискомфорт – остановился. И он постоянно пребывает в какой-то нерешительности, в каком-то замирании.

Он сверхчувствителен к разных импульсам, на которые где-то и обращать внимания не стоит. В их потоке тонет, и хаотизированные импульсы начинают управлять его поведением.

Разницу между конструктивным и неконструктивным подходом можно понять, если выстроено целостное мировоззрение.

 

См. ответ «Ощущения, сензитивность (обостренная чувствительность, мнительность, погруженность в ощущения, ориентация на них, а не на Истину)».

Пункт 9.4 «История военнослужащего. Отличия вслушивания в себя в Православии от эзотерических практик. Переход за черту – катастрофа» из цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 4).

Пункт 11c. «Расстановки по Хеллингеру (1. Отличие эзотерических подходов от христианских взглядов. 2. Вопрос о достоверности внутреннего опыта)» из цикла «Мозаика идей: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека».

 

Когда у нас масса дел, вы, наверное, обращали внимание, если не паниковать, работать, то потихоньку все сделаешь. А когда начинается саморефлексия, «почему меня не предупредили», «дали работу, а заранее не обговорили», «в известность не поставили», ты сам себе делаешь только хуже и сам себя грызешь. Людям не хватает какой-то здоровой деятельности, просто взять и начать что-то делать.

 

Такое самоуничижение не является покаянием. Так же и Настасья Филипповна придумала себе, что она такая, недостойная любви благородного человека. Вот, князь Мышкин руку и сердце предлагает. Нет, придумала себе, что не может такого, как она его назвала, «младенца» сгубить. В итоге всех и измотала.

Или как в фильме «Операция «С новым годом»», где инвалида играл Маковецкий: «Вам-то хорошо, у вас только перелом и ушиб, а у меня…» И вот, как говорится: «человек сам себя заболел», то есть, когда человек начинает долго лечиться, он «сам себя заболевает».

Он считает, что немощный, ничего сделать не может, встать не может, землю копать не может, выучить ничего не может. Хорошо, если удается дать «счастливый пинок», или начальник дает «счастливый пинок», когда мы ничего не можем, либо промысел Божий, либо жена мужу, либо муж жене. Женщины мыслят не сколько логикой, и это иногда заводит их в кризисную ситуацию, но иногда и помогает, потому что в действительно кризисной ситуаций мужчины начинают паниковать, не видят рационального выхода, как справиться, – у них опускаются руки. Женщины понимают, что надо действовать, даже если ничего непонятно. И вот она дает мужу «счастливый пинок», что надо всё равно действовать.

Слушать, развиваться, читать, ставить перед собой вопросы, отвечать, падать, вставать и так становиться постепенно человеком. Нет единого рецепта, как стать человеком. В Православии, в преданиях святых отцов нам дан некий путь, идя по которому, мы рано или поздно выходим на эту столбовую дорогу. Современная психотерапия, в которую влезает человек, бесконечное хождение на консультации, как раз его и погружают в постоянную саморефлексию о том, что какой ты есть, то и является искомым. То есть ты – центр мира. Человек решает, что он сам хорош, и в итоге незачем меняется.

См. цикл «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», пункты 20–25.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.