На приходе о чем можно говорить — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

На приходе о чем можно говорить

2020-08-21 96
На приходе о чем можно говорить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чем, например, отличается хорошее учебное заведение от посредственного? В посредственном заведении человеку позволяют делать, что он хочет, сидеть в телефоне на уроке, не выполнять домашнего задания, все через «пень-колоду», и оттуда не выходят хорошими специалистами. А в хорошем заведении с вами как с «сидоровой козой», но зато из вас получается специалист, который потом может решать реальные вопросы. Может и отправиться в тайгу, там построить дом, запустить завод, собрать самолет. И помня об этом, мы понимаем тогда и христианские книги про связь со Христом. В эти цели очень хорошо встраивается учение о нейрофизиологии. Более подробный цикл лекций об академике Ухтомском в беседах «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма».

Тогда жизнь становится интересней, насыщенней, и главное, есть, что обсуждать. Почему некоторые беседы на приходах угасают? Потому что часто обсуждают только праздники. Праздники – это хорошо, но, с другой стороны, если вы уже в церкви 15 лет, и вы уже знаете смысл праздника Вход Господень в Иерусалим, когда, соответственно, батюшка собирает прихожан, всем уже в принципе все известно. А если бы на приходах, хотя бы раз в неделю люди собирались на беседу о связи со Христом, тогда было бы интересно и прихожанам, и священнику обсудить, что препятствует сохранению этой связи: занятость ли на работе, проблемы ли с детьми. И каким образом воспитывать и самому при этом оставаться христианином? И получается постоянное правильное развитие, и человек не застаивается. Многие прихожане, к сожалению, застряли на этом уровне. Пришел, причастился, «делом, словом, помышлением, каюсь», прочитал правило, и в целом трудно понять, в чем дальнейшая христианская жизнь выражается. Человек не может сформулировать, в чем главные пункты его веры, в чем спасение.

 

О духовном руководстве и том, как могут выглядеть встречи с прихожанами, см. в лекциях:

 

«МИССИОНЕР. Его личный путь и отношение к другим».

«Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека» (часть 1, часть 2).

 

Спасение

 

Давайте сформулируем, в чем спасение человека.

Один из слушателей: «Трудиться во Славу Божию, ходить в храм, читать молитвы, верить в то, что Бог есть, просить о помощи Бога».

Спасение начинается еще при нашей жизни, спасение в вечности является развитием жизни настоящей. Многие палачи, которые участвовали в репрессиях, заканчивали семинарии и знали про веру. И многие прихожане у нас в храме остаются во славу Божию убираться, но если зайдёте неправильно одетый турист, они его тут же и «припечатают». И, соответственно, человек остался во славу Божию поработать, а любви не проявил. И также с верой. Многие верят, но это не мешает при этом ругаться, завидовать, плести интриги. Соответственно, в вечность мы можем войти только с тем багажом, который воспитали в себе здесь. Надо понимать, что и труд во славу Божию, и вера нам помогают совершать правильный выбор, совершать правильные действия, которые влияют на формирование нашего внутреннего ядра. И если это ядро будет соответствовать тому, что написано в Евангелие, соответственно, нашим доминирующим состоянием будет внутренний мир. Где-то это будет нарушаться, но мы будем это выправлять. С этим состоянием мы переходим в вечность.

См. подробнее в главе «Цель и смысл христианской жизни» из первой части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (в сносках указаны ссылки на источники, в которых жизнь вечная рассматривается как продолжение и развитие жизни настоящей).

Подробнее развитие некоторых мыслей см. в главе «Православное учение о загробном возмездии» из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».

О влиянии страстей на вечную участь см. главы «В чем суть такого явления, как посмертное воздаяние?», «Правда ли что Священное Писание ничего не говорит о употреблении наркотиков и прочих ПАВ?» из второй части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества». И главу «Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ). Почему принимать наркотики – это плохо?» в части первой той же статьи.

Опять же, Евангелие нам ничего не навязывает, просто констатирует факт, если будешь жить по заповедям, будешь милостивым, будешь блаженным, даже в условиях гонений. Будешь гоним за имя Христово – будешь блажен. Опять же блаженство не в чувствовании. Если какие-то страсти разрушают твою связь с Богом, ты начинаешь разлагаться еще здесь, а в вечности это все усугубится. И нужно расти, двигаться, если мы гневаемся, то не оправдывать себя, например, усталостью. Может быть, действительно, устал, и погода плохая, и общая истощенность, и отсутствие отдыха, всё это влияет. Но когда мы свой случай рассматриваем, нам не очень-то полезно об этом вспоминать, потому что мы очень легко начнем себя оправдывать. Когда нам надо другого оправдать, здесь можно сказать, что он просто устал, погода повлияла. Нам лучше смотреть по существу, как гнев формируется, потому что если мы не будем оправдываться, будем бороться, есть шанс, что мы пойдем в сторону его преодоления. Если будем себе повторять, что устали, то никогда с мертвой точки не сдвинемся. Нужно направить работу мозга в правильном ключе, чтобы свою внешнюю реальность сопоставлять с христианским вероучением, и преображать всю жизнь. Не только участвовать в богослужебной жизни церкви, а вообще всю жизнь, от пробуждения до засыпания и ночного времени суток, преобразить в какой-то разумный христианский путь.

 

Вопрос о празднословии

 

Вопрос: Как поменьше болтать? Никак не могу справиться с празднословием.

Празднословие часто связано с нашим внутренним опустошением, потому что мы можем себя более-менее сдерживать, когда у нас есть внутренняя интенсивная духовная жизнь. Когда читаем Псалтирь, Евангелие, и вообще эту связь со Христом пытаемся сохранить, тогда на фоне внутреннего мира, когда мы начинаем много говорить, мы чувствуем, что что-то теряем. А когда душа опустошена, мы ищем, чем себя заполнить, побольше брюхо набить едой, либо поболтать. Нам кажется, что если мы поболтаем, нам станет легче, но легче не становиться, потому что мы еще больше усиливаем внутреннюю хаотичность. Когда мы испытываем свою совесть, надо тоже отмечать, что «опять 40 минут поговорили не по делу». Мы не должны, как купцы, только по бизнесу вести разговоры, можно и поговорить, и утешить, но исходить из целей и задач. Вроде, мы подошли человека утешить в скорби, когда умер близкий. Утешили, а потом опять на «круги своя»: начинаются пустые разговоры. И мы должны, когда испытываем свою совесть, замечать момент, где разговор перешел из конструктивной стадии в стадию хаотизированную.

Один человек рассказывал, как он для себя приобретал жизненный опыт. Однажды его пригласили поужинать, и после этой ситуации он понял, что надо всегда спрашивать: куда? Он редко ходит по каким-то заведениям, люди приглашали неплохие, но для них это была норма, человек же, который рассказывал, не привык к подобным заведениям. Они оказались в ресторане, а в смежном помещении, где был караоке-бар, дефилировали полуголые нетрезвые женщины. Когда сделали заказ, то эти женщины стали «проплывать» мимо. Ситуация складывалась не очень здоровая, но деваться было некуда. На будущее же стало ясно, что следует интересоваться – куда ехать. Затем завязалась оживлённая беседа, пообщались, выяснили все вопросы, но потом встреча с конструктивного русла перешла в хаотизированное. Начались обсуждения «десяти самых глупых ограблений», стали смотреть ролики по ютубу, пошли бессмысленные разговоры. Съели суши, затем заказали «суши от шефа-повара», казалось, утолили голод, но потом добавили еще новую порцию еды, от которой появилась только тяжесть. В общем, получилась только пустая трата времени. Он рассказывал: «Когда я вернулся к себе, осадочек остался».

Когда встречаешься с малознакомыми людьми, надо обозначить, что у тебя всего час свободного времени, поесть, посидеть, пообщаться. Заранее определяешь время, и, если люди хотят что-то важное рассказать, они постараются в этот час уложиться. А если видишь, что конструктивный разговор себя не исчерпал, что есть дальнейшая тематика, тогда можно задержаться, «знаете, у меня были какие-то дела, но я их на завтра перенесу и могу еще посидеть». Но если начнется «беспредел», то можно будет собраться и уйти.

Также надо учиться испытывать свою совесть, анализировать схемы разговоров, которые были. Всегда есть момент, когда мы переступаем какую-то черту. Есть анекдот: у мужчины были тараканы, он спрашивал, как избавиться от них. Ему посоветовали встать посередине комнаты и указать на дверь, сказав: «Уходите», но при этом не смеяться. Он так и сделал, понурые тараканы стали уходить, но один маленький тараканчик жалобно смотрел, строил рожицы, мужик не выдержал, улыбнулся, и тараканы обрадовались: «Он пошутил», и бросились обратно. Так бывает, мы попразднословили, разошлись, и вдруг человек разворачивается, говорит слово, и разговор продолжается еще часа на два.

Был и другой анекдот. Женщины просидели в одной камере 15 лет в тюрьме, освободились, вышли за ворота и 40 минут проговорили, и только потом разошлись по домам.

Мы должны фиксировать, что разговор был закончен, уже расходились и снова я что-то подумал. Тут нужно внутренне молиться, можно прочитать перед началом разговора строчку из псалма 140-го «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих..» или хотя бы Иисусову молитву, или «Господи, вразуми, что мне сказать».

То есть к вам идет человек с вопросом, сразу читаете «Господи, вразуми, что мне сказать» и хотя бы одну Иисусову молитву. А если человек этот от вас требует ответы, можно сделать вид, что задумались, сказать: «Сейчас, секундочку подумаю», и помолиться, хотя бы Иисусовой молитвой.

Если направляетесь на встречу, можно прочитать «Царю Небесный», и вы увидите, что, если перед разговором помолился, то разговор идет совершенно в другом ключе, удается сказать по делу, немногословно, есть какие-то вразумления. А когда мы эти секунды хотим сократить, говорим не помолившись, то получается, что ситуация усугубляется. Что-то резко ответили, или человек не понял с первого раза, или он стал «кипятиться», стали его успокаивать, но успокаивать агрессивно, «что ты кипятишься?»

И в итоге хотели разговор побыстрее закончить, а он все завязывается и завязывается, всё дольше и дольше. В целом это связано с общим опустошением. Не зря святые отцы связывали дерзость и празднословие с пресыщением, когда набитое брюхо, оно не только к молитве глухо, но и поговорить много хочется. И это даже не болтовня, в которой хотя бы есть какая-то тема, а тут какая-то вялотекущая шизофрения, от одной темы к другой, без смысла, без пользы.

 

Вопрос о осуждении

 

Спрашивали про осуждение. Осуждение – тоже некая доминанта. Это некий укрепившийся навык смотреть на жизнь под определенным углом. И соответственно, если мы боремся по принципу доминанты, тормозим себя, стремимся восстановить какое-то правильное отношение к реальности, то с годами осуждать будем меньше.

В цикле «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма» есть отдельная беседа про осуждение: «Осуждение и последствия осуждения (распад картины мира, нарушения сознания). См. также цикл Обращение к полноте, беседу 1.4».

Один человек рассказывал, как видел бегущего в храм мальчика из коррекционной школы с особенностями развития: нетвердая походка, в развалку, плохое зрение. Над такими всегда смеются дворовые мальчишки, потому что выглядел он смешно и забавно. И внутренне у человека возникла некая издевка, говорил, что первая реакция была: мол, увалень бежит и как это смешно.

А с другой стороны, он постарался как-то затормозить эту реакцию и посмотреть на человека другими глазами. И ему вдруг так ситуация увиделась: этот человек в своем стремлении прекрасен, несмотря на физические особенности, спешит перед отплытием с острова или перед другими делами, успеть приложиться к мощам. И то, что он так себя понуждает, несмотря на свою физическую форму, которая не как у здорового человека, в этом его стремлении очень много красоты.

И, соответственно, мир для человека, который учится не осуждать, раскрывается во всей полноте красоты. Мир – это не только темница и место ссылки, это осколки первозданной красоты. И тогда жизнь такого человека становится очень радостной, он видит много прекрасного и в этом находит утешение.

Ухтомский назвал такое свойство «доминантой юности», когда человек до самой старости способен радостно приветствовать жизнь. А старость начинается с брюзжания, с постоянного недовольства: «осенью слишком холодно, летом слишком жарко, люди стоят не так, здесь деревья растут неправильно». Есть песня современной группы «Триада» под названием «Все не так»: «Ой, да были на Карибах ваших, и там жарко, в Китае на китайском говорят, а так жалко». То есть человек приехал отдохнуть в Китай, а там говорят по-китайски, почему-то непонятно, всё не так, всё не то.

Там есть еще такой образ, что в мозгу, как по проводам, бежит ток. По сути, такая нейрофизиологическая конструкция, наш тип контакта с реальностью. Например, охранник готовит встречу президента, обращает внимание на горшки с цветами на окнах, смотрит на крыши с позиции, не может ли там разместиться снайпер, нет ли возможности в соседних дворах пристроить машину со взрывчаткой. У этого человека сейчас стоит такая задача, ему необходимо подобным образом рассуждать и обеспечить безопасность.

Наша задача – по-христиански оценивать мир. А человек, который осуждает, не может понять жизни. Единственное, что он видит, что кругом всякие глупцы, слепцы, идиоты, дураки, и жить в окружении таких людей очень некомфортно. Первый принцип борьбы со страстью – запретить себе об этом говорить, депрессия ли, осуждение ли, когда мы продолжаем об этом говорить, мы эту ситуацию только воспроизводим.

Подружки начинают кому-то «кости перемывать», надо понимать, что даже прибывая при разговоре, мы укрепляем текущий навык, привычку к осуждению. И не только с ними бороться, но и в реальной жизни попытаться эти моменты исключить, тогда с годами будет потихоньку всё это угасать. Поменьше по сторонам смотреть. У нас есть то, что нам Богом поручено. Если мы осуждаем, смотрим по сторонам, то мы свое рискуем не исправить, так как все свое внимание обращаем вовне.

Один историк говорил, что есть такая категория людей, как продавцы и таксисты, которые на любой вопрос, даже как организовывать государственное правление, тут же ответят. Один только что рукоположённый молодой епископ в Грузии размышлял, как непросто приходится Грузинскому Патриарху, тут на своем месте не знаешь, как решить проблемы. Когда же он сел в такси, и таксист начал высказывать свое мнении по поводу Патриарха, он даже не стал возражать. Так объяснил свою реакцию: Я даже не стал ничего отвечать, потому что было настолько смешно.

Человек абсолютно не знаком с этой жизнью, но с его позиции, все так просто, нажал на кнопку и получил результат. Здесь действует и наш эгоизм, когда нам кажется, что мы все поняли и все знаем.

Рассказывал один человек, который в одном крупном монастыре хотел стать насельником. Пришел в трапезную, а (выражаясь своими словами) там был беспредел, хаос полный. Он поначалу жаловался, но духовник дал ему совет: Да, там не очень все хорошо, но (выражаясь своими словами) всё как-то крутится-вертится. Если ты будешь на это внимание обращать, ты и то не исправишь, и свое не сделаешь. Поэтому сосредоточься на том, что ты можешь.

И он стал хорошо выполнять то дело, которое ему поручили. Через несколько месяцев его сделали начальником этой трапезной, и тогда он тут же все порядки изменил. Дело в том, что сначала там было все более-менее правильно, потом всё стало хаотизироваться, повара в основном женщины пожилые, для них печки с утра должны быть затоплены, вода в баках нагрета, овощи подвезены. А молодые парни, трапезарии, всё на них сгрузили и стали приходить позже. И соответственно, с утра дров нет, вода не нагрета, овощей нет, ничего нет, и женщин уже сходили с ума, и что-либо сделать было невозможно. А вот этот человек занимался своим делом, его поставили старшим, и он всё наладил.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.