Блок «психоаналитическая ориентация» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Блок «психоаналитическая ориентация»

2020-08-21 164
Блок «психоаналитическая ориентация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЛОК «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

 

 

Общая характеристика психоаналитической ориентации в социальной психологии

 

Две группы соц-психологических проблем теоретически осмысливаемых с позиций психоанализа:

 

1. собственно социально-психологические проблемы (относятся проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов)

2. социально-психологические теории и проблемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами (широкий блок традиционных психоаналитических исследований, сложившихся на границе между социальной и общей психологией и тд)

Мы остановимся в основном на анализе теорий, внедряющих психоаналитические тенденции в разработку отдельных социально-психологических проблем.

ü динамической теории группового функционирования В. Байона,

ü теории группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда,

ü трехмерной теории интерперсонального поведения В. Шутца.

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам 3. Фрейда, «Массовая психология и анализ человеческого Я» и др.

ü тут интерес у нормальной личности а не к патологии + тенденция к выходу за границы собственной психологии личности.

 

Известно, что важнейшим путем к объяснению личности невротика для Фрейда было обнаружение психологических механизмов функционирования такой первичной группы, как семья. В дальнейшем эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе.

 

ü Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей.

ü Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером.

ü В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка – оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу.

ü В случае нарушения связей с лидером группа распадается.

ü Лидер никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом – Я.

ü Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однозначно позитивных чувств по отношению к нему – как механизм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером.

ü Регрессивное групповое поведение, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зависимостью членов группы от него.

 

Проблема личности и общества в концепциях А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена

30-х годах XX

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм:

ü Бессознательных процессов + внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

Основные идеи неофрейдизма

Распространение психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни - соединение психоанализа Фрейда с социологическими теориями.

 

Лидеры неофрейдизма — Хорни, Салливен, Фромм — критика некоторых фундаментальных утверждений Фрейда и акцентирование роли социальных и культурных детерминант.

 

ü перенос центра тяжести на исследование межличностных отношений.

 

Причина неврозов - тревога у ребенка при столкновении с враждебным ему миром, позже + невозможность для индивида достичь гармонии с структурой современного общества.

Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

 

Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Основные положения:

ü Главное понятие – стиль жизни (Закладывается в детстве)

ü Адлер создал теорию «Компенсации».

Суть: ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.

Предметом этой теории - целостность психической жизни личности.

Основные задачи:

1.    Изучение компенсации неполноценности личности;

2.    Формирование социально полезного стиля жизни.

 

ü личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

Принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности,

 

ü неполноценность – рез-тат дефекта в любой жизненной сфере

ü Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценн., вырабатывая свой уникальный стиль жизни

 

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса – показатель психического здоровья, недоразвитие – причина неврозов.

 

Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни:

 управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

 

ü Возникновение неврозов - ошибочный стиль жизни и недостаточным развитием социального интереса.

В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни.

 

 

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни

Предметом данного направления является невротическая личность.

Основные задачи:

1.    Исследование формирования невротической личности;

2.    Различение здоровой и невротической личности;

3.    Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.

 

Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

- Решающим фактором развития личности - социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.

 

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

 

Избегание мыслей

 

Культура порождает тревожность, вследствие чего, люди выстроили те или иные способы защиты. Чем тяжелее невроз, тем более выражены защиты.

 

 БАЗАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕВРОЗОВ.

Хорни полагает, что для понимания развития невроза необходимо обратиться к детству.

Критика

1. не указали длительность фаз,

2. никакими наблюдениями нельзя выделить переменные, которые влияют на динамику группы и которые влияют на способ разрешения внутригрупповых противоречий.

 

Теория интерперсонального поведения В.Шутца

Принципиальной основой теории – постулат что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства.

 

Постулаты работы (1958 г):

· Постулат о трех потребностей - у каждого из нас есть 3 потребности: во включении ( Включение он понимает, как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими), контроле ( Межличностная потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях.), в любви ( потребность нравиться и быть лю­бимым). Как достигать - зависит от нашего детства. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим.

· Постулат непрерывности отношений. По мнению Шутца, индивид в

· Постулат совместимости – мы всегда реализуем некоторый взаимный обмен, нам дают то, что нас устраивает и даем взамен то, что устраивает других.

1. Первый тип совместимости Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене.

2. Второй тип — инициирующая совместимость — обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого.

3. Наконец, реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей.

Основное различие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы, по его мнению, начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы.

 

БЛОК «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

 

 

Общая характеристика психоаналитической ориентации в социальной психологии

 

Две группы соц-психологических проблем теоретически осмысливаемых с позиций психоанализа:

 

1. собственно социально-психологические проблемы (относятся проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов)

2. социально-психологические теории и проблемы, теории пограничные, находящиеся на стыке социальной психологии с другими общественными дисциплинами (широкий блок традиционных психоаналитических исследований, сложившихся на границе между социальной и общей психологией и тд)

Мы остановимся в основном на анализе теорий, внедряющих психоаналитические тенденции в разработку отдельных социально-психологических проблем.

ü динамической теории группового функционирования В. Байона,

ü теории группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда,

ü трехмерной теории интерперсонального поведения В. Шутца.

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам 3. Фрейда, «Массовая психология и анализ человеческого Я» и др.

ü тут интерес у нормальной личности а не к патологии + тенденция к выходу за границы собственной психологии личности.

 

Известно, что важнейшим путем к объяснению личности невротика для Фрейда было обнаружение психологических механизмов функционирования такой первичной группы, как семья. В дальнейшем эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе.

 

ü Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей.

ü Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит, идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером.

ü В групповой психологии Фрейда ключевой фигурой оказывается лидер. Именно отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка – оно в определенном смысле детерминирует отношения членов группы друг к другу.

ü В случае нарушения связей с лидером группа распадается.

ü Лидер никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом – Я.

ü Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однозначно позитивных чувств по отношению к нему – как механизм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером.

ü Регрессивное групповое поведение, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зависимостью членов группы от него.

 

Проблема личности и общества в концепциях А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена

30-х годах XX

Идейным предшественником неофрейдизма считается А.Адлер. Его идеи подхватили и развили К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

Неофрейдизм:

ü Бессознательных процессов + внимание на социальное окружение и социальные достижения человека. Неофрейдизм К.Хорни исходил из ценности опыта раннего детства. Он оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

Основные идеи неофрейдизма

Распространение психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни - соединение психоанализа Фрейда с социологическими теориями.

 

Лидеры неофрейдизма — Хорни, Салливен, Фромм — критика некоторых фундаментальных утверждений Фрейда и акцентирование роли социальных и культурных детерминант.

 

ü перенос центра тяжести на исследование межличностных отношений.

 

Причина неврозов - тревога у ребенка при столкновении с враждебным ему миром, позже + невозможность для индивида достичь гармонии с структурой современного общества.

Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

 

Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Основные положения:

ü Главное понятие – стиль жизни (Закладывается в детстве)

ü Адлер создал теорию «Компенсации».

Суть: ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.

Предметом этой теории - целостность психической жизни личности.

Основные задачи:

1.    Изучение компенсации неполноценности личности;

2.    Формирование социально полезного стиля жизни.

 

ü личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

Принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности,

 

ü неполноценность – рез-тат дефекта в любой жизненной сфере

ü Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценн., вырабатывая свой уникальный стиль жизни

 

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса – показатель психического здоровья, недоразвитие – причина неврозов.

 

Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни:

 управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

 

ü Возникновение неврозов - ошибочный стиль жизни и недостаточным развитием социального интереса.

В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни.

 

 

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни

Предметом данного направления является невротическая личность.

Основные задачи:

1.    Исследование формирования невротической личности;

2.    Различение здоровой и невротической личности;

3.    Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.

 

Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

- Решающим фактором развития личности - социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.

 

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.