Глава 1. Теоретические аспекты коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Теоретические аспекты коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков

2020-08-21 149
Глава 1. Теоретические аспекты коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

противостояние подростковый навык творческий

Современная социокультурная ситуация, характеризующая многоплановый и неоднозначный процесс трансформации российского общества, побуждает к пристальному рассмотрению вопроса о социализации подрастающего поколения и его интеграции в социум, к поиску путей, обеспечивающих эффективность этого процесса, выявлению факторов, осложняющих его протекание. В таких условиях повышается актуальность исследований как самого процесса социализации, так и отдельных его аспектов и механизмов, в частности, - социальной адаптации подростков, которые, осваиваясь в современном социуме, нередко оказываются в ситуациях деструктивного влияния тех или иных социальных факторов, групп и отдельных представителей социума.

Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы, и это может зависеть от того, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией [34]. Об этом писали Д.И.Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, X. Ремшмидт. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Манипулятивное поведение в психологии рассматривалось такими исследователями, как Э. Фромм, Э. Берн Д. Джонгвард, В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, Е.Л. Доценко и др.

В силу сказанного представляется актуальной задача подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у молодых людей навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям.

Здесь нам кажется необходимым обосновать, почему в нашей работе мы отдали предпочтение термину «противостояние».

В толковом словаре русского языка противостояние охарактеризовано как способность сопротивляться действию чего-либо, сохраняя устойчивое положение.

В то же время, сопротивление - это способность оказывать противодействие каким-либо воздействиям, изменениям, а противодействие - это действие, препятствующее другому действию, направленному против него [31, 32].

Таким образом, следуя логике толкового словаря, мы можем сказать, что противостояние включает в себя и сопротивление, и противодействие.

С другой стороны, если за основу брать лексическое значение слов, то эти понятия не тождественны. Противостояние подразумевает сохранение устойчивого положения, стабильность. В нашем случае - это способность не поддаваться на какое-либо негативное влияние.

Противодействие - это принятие каких-либо активных мер, действий. Может показаться, что именно это понятие нам надо было взять за основу нашей работы. Но ведь для того, чтобы противодействовать, надо занимать устойчивое положение. Без уверенности в себе, осознании своей силы невозможно активно действовать, На наш взгляд, в первую очередь надо научить подростков именно противостоять негативным влияниям.

Актуальность проблемы предопределяет цель нашего исследования - изучение возможностей коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума.

Объектом исследования является противостояние негативному влиянию социума у подростков.

Предметом исследования является процесс развития у подрастающего поколения навыков противостояния негативным влияниям социума в коллективной творческой деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе. С помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования.

При написании данной работы мы ставим следующие задачи:

. Изучить теоретический материал, представленный по данной теме.

. Раскрыть сущность основных понятий, используемых в работе.

. Рассмотреть специфику методики коллективной творческой деятельности.

. Разработать и апробировать комплекс коллективных творческих дел, направленных на формирование у подростков навыков противостояния негативным влияниям социума.

. Выявить эффективность реализованного комплекса коллективных творческих дел.

Для достижения поставленных целей нам кажется целесообразным использование следующих методов:

. Сравнительный анализ теоретического материала в аспекте рассматриваемой темы.

. Анкетирование

. Тестирование

. Наблюдение

. Беседы

. Педагогический эксперимент.

Количество работ, посвященных проблеме противостояния подростков негативному влиянию социума и возможностям развития навыков этого противостояния, свидетельствует о ее недостаточном освещении. Как правило, все моменты, рассматриваемые нами в работе, освещаются исследователями независимо друг от друга.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы попытались систематизировать и обобщить имеющийся теоретический материал в рамках заявленной темы.

Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса коллективных творческих дел, направленных на развитие у подростков навыков противостояния влияниям социума. Данный комплекс может быть использован в деятельности клубов по месту жительства, в деятельности педагогов и специалистов по работе с молодежью.


Заключение

 

Социальный мир создается людьми. Он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них - закон всеобщего социального влияния. Индивид может ощущать и осознавать его воздействие, но может и не догадываться о его существовании. Большинству подростков кажется, что они совершенно свободны от всякого общественного влияния, их поведение является результатом исключительно собственных решений и воли.

Основная проблема заключается не в том, чтобы освободиться от социального влияния - это занятие заведомо бесперспективное, более того, опасное, а в том, чтобы научиться распознавать и контролировать социальное влияние.

В.Д. Менделевич утверждает, что «любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Подросток становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться» [13, с. 80]. Подросток, осознающий ценность и неповторимость собственной личности, свои способности и возможности находит силы и возможности противостоять любой зависимости. Но вся проблема заключается в том, что ему необходимо помочь в этой непростой борьбе, создать условия для самопознания.

Подростки с низким уровнем самооценки и уверенности в себе в большей степени подвержены влиянию со стороны социума. У них отсутствует критичное и осмысленное отношение к окружающей действительности. В.М. Бехтерев писал, что внушение входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа - критику. Поэтому так важно работать с подростками в направлении развития этого сторожа. В основу этого развития мы положили комплекс коллективных творческих дел. Для нас было важно изучить возможности коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума.

В процессе реализации комплекса мы предложили подросткам насыщенный информационный блок, который подкреплялся практической отработкой новых образцов поведения. И новое поведение отличалось независимостью, уверенностью, самостоятельностью принимаемых решений.

Любое внешнее воздействие на подростка становится эффективным лишь тогда, когда оно внутренне принимается. Кроме того, подросток не только воспринимает воздействия среды и воспитания, но и сам активно творит себя, исходя из условий окружающей среды и внутренних потенций своей личности [15, с. 3]. Подростки, участвующие в реализации комплекса коллективных творческих дел, полностью приняли предложенную деятельность. Созданные условия, предполагающие наличие взаимодействия, творческого полета мысли, возможности для самораскрытия, позволили большинству подростков «сотворить» себя заново, посмотреть на себя с другой стороны и почувствовать собственную силу и независимость от влияний внешнего окружения.

Подводя итог, мы можем сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе, а с помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования оказалась верной, что подтверждают эмпирические данные.


Библиографический список

 

1. Абросимова, Е.И. Коллективные творческие дела [Текст] / Е.И. Абросимова // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 37-41.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375с.

.   Баженов, В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников [Текст] / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с.

.   Беляева, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха [Текст] / Л.А. Беляева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №4. - С. 12-14.

.   Бондырева, С.К. Наркотизм (природа и преодоление) [Текст]: Учебное пособие / С.К Бондырева, Д.В. Колесов.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 432 с.

.   Воспитательная работа с учащимися вне школы [Текст] / Под ред. Л.М. Николаевой. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

.   Высоцкая, Н.В. Подростки XXI века. Психолого- педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст] / Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова, Т.А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.

.   Капустина, Н.М. Методические рекомендации по проведению коллективных творческих дел [Текст] /Н.М. Капустина. - Киров, 1987. - 44 с.

.   Капустина, Н.М. Опыт использования методики коллективной творческой деятельности [Текст] /Н.М. Капустина. - Киров, 1991. - 76 с.

.   Крылова, Н. Пространство свободы [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. - 1999. - №5. - С. 18-22

.   Кутногорская, А.А. Воспитание успешно, если оно системно [Текст] / А.А. Кутногорская // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 77-79.

.   Лаврова, К.Н. Улица. Компания. Подросток [Текст] / К.Н. Лаврова. - М.: Знание, 1987. - 64 с.

.   Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов [Текст] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. - 240 с.

.   Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.,1981

.   Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1979. - 40с.

.   Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

.   Поляков, С.Д. Технология КТД [Текст] / С.Д. Поляков // Классный руководитель. - 2000. - №6. - Стр. 63-69.

.   Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

.   Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 46с.

.   Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144с.

.   Саенко, Л.С. Планирование и организация КТД [Текст] / Л.С. Саенко // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 18-24.

.   Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде [Текст]. - Вологда: ТПФ «Граффити» 2007. - 200с.

.   Семечкин, Н.И. Психология социального влияния [Текст] / Н.И. Семечкин. - СПб.: Речь, 2004. - 304с.

.   Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ [Текст] / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. - М.: ВАКО, 2004. - 272 с.

.   Сиялова, А.А. Повышение социально-психологической грамотности подростков [Текст] / А.А. Сиялова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №5. - С. 22-24

.   Сказка о тебе и других: Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей» [Текст] / Под ред. А.А. Михеевой - М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005. - 128 с.

.   Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

.   Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.

.   Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с.

.   Шейнов, В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Ось-89, 2002. - 720с.

31. <http://www.ozhegov.org/words/28342.shtml>

.   <http://slovorus.ru/index.php>

.   <http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp>

.   <http://www.psychology.spb.ru/students/gretsov/gretsov2.htm>

.   http://azps.ru/handbook/p.html


Приложение 1

 

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы. Выберите один из возможных пяти вариантов ответов:

очень часто - 4 балла;

часто - 3 балла;

иногда - 2 балла;

редко- 1 балл;

никогда -0 баллов (поставьте баллы напротив утверждения).

Заранее спасибо за сотрудничество!

Суждения

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Многие меня ненавидят.

3. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

4. Я боюсь выглядеть глупцом. -

5. Внешний вид других куда лучше, чем ной.

6. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

7. Я часто допускаю ошибки.

8. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

9. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

10. Я слишком скромен.

11. Моя жизнь бесполезна.

12. Многие неправильного мнения обо мне.

13. Мнене с кем поделиться своими мыслями.

14. Люди ждут от меня очень многого.

15. Людине особенно интересуются моими достижениями.

16. Я слегка смущаюсь.

17. Я чувствую,что многие люди не понимают меня.

18. Я часто напрасно волнуюсь.

19. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

20. Я чувствую себя скованным.

21. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

22. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

23. Как жаль, что я не так общителен.

24. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

25. Я думаю о том, чего ждут от меня окружающие.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 25 суждениям. Сумма баллов от 0 до 20 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 21 до 40 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 41 до 100 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Приложение 2

 

Диагностика сформированности навыков уверенного поведения и склонности к конформизму (ТЕСТ Прихожан, А.М.)

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Отметьте в каждом вопросе один вариант ответа. Пожалуйста, будьте предельно честны. Спасибо за сотрудничество!

1. Вы узнали, что ваш приятель говорит о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч

2. Большая часть класса сбегает с контрольной, уговаривая вас тоже сбежать. Ваша реакция:

а) уйду, потому что не хочу отставать от товарищей

б) не поддамся на уговоры

3. При входе в автобус или троллейбус вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете

б) молча пытаетесь пробиться вперед

е) ждете, пока все войдут и тогда, если получится, заходите сами

4. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

а) нет

б) да

5. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других

6. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ

д) благодарите за похвалу

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность

7. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду

д) даете ему отпор

Приложение 3

 

Изменение диагностируемых показателей до и после экспериментального изучения возможностей КТД в развитии навыков противостояния негативному влиянию

 

Имя

До эксперимента

После эксперимента

    Самооценка Уверенность Конфликтность Самооценка уверенность Конфликтность
1 Даша П. низкий средний высокий низкий средний средний
2 Оля А. средний низкий высокий средний средний средний
3 Дима Р. средний низкий высокий средний средний высокий
4 Алена О. низкий очень низкий высокий средний низкий высокий
5 Ксюша В. средний высокий низкий средний высокий низкий
6 Андрей С. высокий средний средний высокий высокий средний
7 Лена Т. низкий низкий средний низкий средний средний
8 Ваня К. средний высокий низкий средний высокий низкий
9 Даша К. низкий низкий высокий низкий средний средний
10 Илья М. высокий средний высокий высокий высокий средний
11 Таня Р. низкий средний высокий средний средний высокий
12 Олеся Я. высокий очень высокий низкий высокий очень высокий низкий
13 Антон Ж. низкий средний средний средний средний средний
14 Катя Г. средний средний средний средний высокий средний
15 Оля С. высокий средний высокий высокий средний средний
16 Сережа В. низкий низкий средний низкий средний средний
17 Света Л. высокий очень высокий средний высокий очень высокий средний

 

Введение

противостояние подростковый навык творческий

Современная социокультурная ситуация, характеризующая многоплановый и неоднозначный процесс трансформации российского общества, побуждает к пристальному рассмотрению вопроса о социализации подрастающего поколения и его интеграции в социум, к поиску путей, обеспечивающих эффективность этого процесса, выявлению факторов, осложняющих его протекание. В таких условиях повышается актуальность исследований как самого процесса социализации, так и отдельных его аспектов и механизмов, в частности, - социальной адаптации подростков, которые, осваиваясь в современном социуме, нередко оказываются в ситуациях деструктивного влияния тех или иных социальных факторов, групп и отдельных представителей социума.

Одной из отличительных особенностей подросткового возраста является интенсивное расширение пространства социального функционирования подростка, круга его знакомств и контактов, информационного поля. Как правило, этот возраст сопровождается ослаблением домашнего контроля, увеличением объема свободного времени, что, в свою очередь, способствует вхождению подростка в различные компании, субкультурные объединения. И каждый раз подросток сталкивается с необходимостью адаптироваться в то или иное социокультурное пространство. К сожалению, часто данный процесс не всегда является благоприятным для социализации подростка и сопровождается негативным воздействием, манипулированием, скрытым управлением. И ребенок не всегда готов к встрече с такими явлениями, к противостоянию их стихийному, а иногда и целенаправленному воздействию на его сознание и поведение, оставаясь перед ними беззащитным.

Защитные механизмы и умения сопротивляться манипуляциям в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы, и это может зависеть от того, что подростки не обладают достаточно устойчивой Я-концепцией [34]. Об этом писали Д.И.Фельдштейн, И.С. Кон, Э. Эриксон, X. Ремшмидт. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Манипулятивное поведение в психологии рассматривалось такими исследователями, как Э. Фромм, Э. Берн Д. Джонгвард, В. Каппони, Э. Шостром, В. Сатир, Е.Л. Доценко и др.

В силу сказанного представляется актуальной задача подготовки подрастающего поколения к противостоянию негативным социальным влияниям, развития у молодых людей навыков к такому противостоянию, что является одним из условий их успешной и позитивной социальной адаптации. В этом плане особое значение приобретает воспитательно-профилактическая работа с подростком, направленная на усиление его субъектности, критичности и избирательности во взаимодействии с социумом, развитие способности морально-психологического противостояния его негативным влияниям.

Здесь нам кажется необходимым обосновать, почему в нашей работе мы отдали предпочтение термину «противостояние».

В толковом словаре русского языка противостояние охарактеризовано как способность сопротивляться действию чего-либо, сохраняя устойчивое положение.

В то же время, сопротивление - это способность оказывать противодействие каким-либо воздействиям, изменениям, а противодействие - это действие, препятствующее другому действию, направленному против него [31, 32].

Таким образом, следуя логике толкового словаря, мы можем сказать, что противостояние включает в себя и сопротивление, и противодействие.

С другой стороны, если за основу брать лексическое значение слов, то эти понятия не тождественны. Противостояние подразумевает сохранение устойчивого положения, стабильность. В нашем случае - это способность не поддаваться на какое-либо негативное влияние.

Противодействие - это принятие каких-либо активных мер, действий. Может показаться, что именно это понятие нам надо было взять за основу нашей работы. Но ведь для того, чтобы противодействовать, надо занимать устойчивое положение. Без уверенности в себе, осознании своей силы невозможно активно действовать, На наш взгляд, в первую очередь надо научить подростков именно противостоять негативным влияниям.

Актуальность проблемы предопределяет цель нашего исследования - изучение возможностей коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума.

Объектом исследования является противостояние негативному влиянию социума у подростков.

Предметом исследования является процесс развития у подрастающего поколения навыков противостояния негативным влияниям социума в коллективной творческой деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе. С помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования.

При написании данной работы мы ставим следующие задачи:

. Изучить теоретический материал, представленный по данной теме.

. Раскрыть сущность основных понятий, используемых в работе.

. Рассмотреть специфику методики коллективной творческой деятельности.

. Разработать и апробировать комплекс коллективных творческих дел, направленных на формирование у подростков навыков противостояния негативным влияниям социума.

. Выявить эффективность реализованного комплекса коллективных творческих дел.

Для достижения поставленных целей нам кажется целесообразным использование следующих методов:

. Сравнительный анализ теоретического материала в аспекте рассматриваемой темы.

. Анкетирование

. Тестирование

. Наблюдение

. Беседы

. Педагогический эксперимент.

Количество работ, посвященных проблеме противостояния подростков негативному влиянию социума и возможностям развития навыков этого противостояния, свидетельствует о ее недостаточном освещении. Как правило, все моменты, рассматриваемые нами в работе, освещаются исследователями независимо друг от друга.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы попытались систематизировать и обобщить имеющийся теоретический материал в рамках заявленной темы.

Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации комплекса коллективных творческих дел, направленных на развитие у подростков навыков противостояния влияниям социума. Данный комплекс может быть использован в деятельности клубов по месту жительства, в деятельности педагогов и специалистов по работе с молодежью.


Глава 1. Теоретические аспекты коллективной творческой деятельности и негативного влияния социума на подростков


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.