СеМь зОлОтыХ ПринЦиПОв дОшкОльнОй ПедагОгики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

СеМь зОлОтыХ ПринЦиПОв дОшкОльнОй ПедагОгики

2020-08-21 1970
СеМь зОлОтыХ ПринЦиПОв дОшкОльнОй ПедагОгики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

зона ближайшего развития (збр)

Лев Семенович выготский

Согласно Выготскому Л. С., правильно орга- низованное обучение — обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка и «ведет» за собой развитие. Зона ближайшего развития (ЗБР) характеризу- ется содержанием, которым ребенок спо-

собен овладеть, подражая действиям взрослого. Важно подчеркнуть, что ЗБР — это область, создаваемая взрослым, внутри которой ребенок дей- ствует разумно и осмысленно. ЗБР представляет собой особое простран- ство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры. Наличие ЗБР сви- детельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

главный вывОд

 

обучение в рамках Программы — это развивающее обучение в зоне ближайшего развития ребенка. оно определяется со- держанием предлагаемых взрослым задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но способен выполнить в совместной с взрослым деятельности. Развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

 

Принцип культуросообразности

Константин Дмитриевич Ушинский

Согласно принципу культуросообразности К. Д. Ушинского, своеобразие каждого на- рода обусловлено его историческим раз- витием, географическими и природными условиями и воспитание образованного человека и гражданина должно начинать-


ся со знания своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. Применение принципа культуросообразности в Программе ориентиру- ет педагогов на учет национальных ценностей и традиций, что создает условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обра- зование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

главный вывОд

 

воспитание и обучение ребенка должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных тради- ций, а один из главных критериев отбора программного мате- риала — его воспитательная ценность.

 

деятельностный подход

алексей николаевич Леонтьев

В Программе реализуется деятельност- ный подход, представленный в работах А. Н. Леонтьева и его коллег (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Он выражается в том, что психика ребенка развивается в разнообразных спе-

цифических детских видах деятельности, таких как: игровая, изобрази- тельная, конструирование, исследовательская, проектная, общение и т.д.

главный вывОд

обучение должно строиться на базе характерных для до- школьного возраста видах деятельности. Ребенок раз- вивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным и инте- ресным для него делом.

 

 

Периодизация развития

Даниил Борисович Эльконин

Согласно теории периодизации психиче- ского развития детей, в развитии ребенка выделяются своеобразные периоды, опре- деляемые типом ведущей деятельности и соответствующими психологическими особенностями.


Психическое развитие ребенка происходит неравномерно, и плавные пе- риоды развития завершаются «кризисом», скачком, когда ребенок перехо- дит на новый возрастной этап развития. Для каждого возрастного периода оптимальной является такая организация образовательного процесса, ко- торая осуществляется с опорой на ведущий вид деятельности.

главный вывОд

Программы дошкольного образования должны строиться

 

с учетом возрастных возможностей детей с опорой на ведущий вид деятельности.

 

амплификация детского развития

александр владимирович Запорожец

Согласно концепции детского развития А. В. Запорожца, в основе детского разви- тия должна лежать амплификация. Ампли- фикация — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских видов деятельно-

сти (игра, конструирование, изобразительная деятельность и др.), а также общения со сверстниками и с взрослыми. Применительно к психическо- му развитию ребенка, А. В. Запорожец противопоставлял амплификацию искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в до- школьника, дошкольника в школьника и т.д.

Амплификация детского развития способствует формированию тех психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

главный вывОд

авторы Программы, признавая уникальность дошкольного детства, как важнейшего этапа в общем развитии человека, ориентируются на обеспечение предельно полного прожи- вания детьми дошкольного детства как самоценного, значи- мого самого по себе этапа жизни каждого ребенка. Работа

в Программе ведется по линии обогащения (амплификации) детского развития, т. е. избегая искусственного ускорения или замедления социальной ситуации развития ребенка, максимально насыщается специфическими для дошкольного

 

возраста видами активности, среди которых особая роль отво- дится игре как ведущему виду деятельности.


развивающее обучение

василий васильевич Давыдов

Развивающее обучение в системе Элько- нина-Давыдова ориентировано на по- нимание ребенком обобщенных отно- шений и причинно-следственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка в процессе

специфических детских видов деятельности при освоении культурных средств развиваются мышление, воображение, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

главный вывОд

 

Педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопле- ние знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.

 

Пространство детской реализации (Пдр)

николай Евгеньевич веракса

В качестве главного условия развития дет- ской личности Программой предусма- тривается социальная поддержка детской индивидуальности. Для этого разворачи- вается «пространство детской реализации» (Н. Е. Веракса).

ПДР (пространство детской реализации) обеспечивает развитие лич- ности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь само- стоятельного творческого поиска. Для этого взрослый должен уметь под- держивать инициативу ребенка на всех этапах:

‹ заметить проявление детской инициативы;

‹ помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;

‹ способствовать реализации замысла или проекта;

‹ создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению, способство- вать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный ре- зультат;

‹ помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окру- жающих.


Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждо- го ребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гумани- стический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверж- дается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.

главный вывОд

 

Создание ПДР (пространство детской реализации) — необхо- димое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка. Педагог должен уметь поддерживать ини- циативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности.

 

 

 

цЕли и задачи рЕализации ПрограММЫ

главная Цель дОшкОльнОгО ОбразОвания

Главная цель российского образования была сформулирована в май- ском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

 

 

Эта цель является и всегда являлась главной целью программы

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «о националь- ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».


Для достижения этой цели в пятом (инновационном) издании про- граммы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» была решена очень важная и ак- туальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. При этом были сохранены все основные преимущества Программы: эф- фективность, доступность, применимость в массовом детском саду даже в условиях перенасыщенности групп и ограниченном финансировании. Главное нововведение пятого (инновационного) издания Програм-

мы — это нацеленность на создание ПДР (пространство детской реализа- ции) — поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Пятое (инновационное) издание Программы предоставляет дошкольным организациям и воспи- тателям больше возможностей, стимулирует к творчеству.

 

ОснОвные ПринЦиПы и ПОлОжения, реализОванные в ПрОграММе

Опираясь на вышеперечисленные научные концепции, программа

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» реализует следующие основные принципы и положения:

‹ Обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том чис- ле развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответствен- ности ребенка;

‹ Реализует принцип возрастного соответствия — предлагает содер- жания и методы дошкольного образования в соответствии с психологически- ми законами развития и возрастными возможностями детей;

‹ Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости —соответствует основным положениям возрастной пси- хологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;

‹ Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточно- сти — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточ- ном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;

‹ Объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

‹ Построена на принципах позитивной социализации детей на осно- ве принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

‹ Обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошколь- ными группами и между детским садом и начальной школой;


‹ Реализует принцип индивидуализации дошкольного образова- ния, что означает построение образовательного процесса с учетом инди- видуальных особенностей, возможностей и интересов детей;

‹ Базируется на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникально- сти, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициати- вы детей в различных видах деятельности;

‹ Предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

‹ Реализует принцип открытости дошкольного образования;

‹ Предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспи- танников;

‹ Использует преимущества сетевого взаимодействия с местным со- обществом;

‹ Предусматривает создание современной информационно-обра- зовательной среды организации;

‹ Предлагает механизм профессионального и личностного роста пе- дагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 

ОснОвные задачи вОсПитателя

Содержание и механизмы, заложенные в программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстети- ческого и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Но даже самая прекрасная Программа сама по себе не может обеспе- чить оптимального развития детей — многое зависит от искусства воспи- тателя. Поэтому перед воспитателем ставится ряд первоочередных задач, которые нужно решать для достижения поставленной цели.

Развивающие занятия. При проведении занятий использовать совре- менные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать на занятиях материал, со- ответствующий духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

 

Сохранение интереса детей и их активное участие в занятии.


Эмоциональное благополучие. Постоянно заботиться об эмоциональ- ном благополучии детей, что означает теплое, уважительное, добро- желательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потреб- ностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного до- стоинства и т.п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасно- сти, был уверен, что его здесь любят, о нем позаботятся.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Дети с удовольствием ходят в детский сад, радуются встрече со сверстниками и воспитателями.

Справедливость и равноправие. Одинаково хорошо относиться ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психо- физиологических и других особенностей.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Дружелюбное отношение детей друг к другу независимо

от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологи- ческих и других особенностей.

Детско-взрослое сообщество. Проводить специальную работу над созданием детско-взрослого сообщества, основанного на взаим- ном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей).

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

активное и заинтересованное участие детей в реализации совместных проектов и общегрупповых событий, наличие

в группе традиций, совместных правил, умение детей хорошо взаимодействовать и самостоятельно договариваться друг

с другом.

Формирование ценностных представлений. Объединение обуче- ния и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у до- школьников таких качеств, как:

‹ патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения;

‹ уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уваже- ние к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым лю- дям и пр.;

‹ традиционные гендерные представления;

‹ нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»).


             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Проявление у детей таких качеств, как справедливость, за- бота о тех, кто слабее, чувство гордости за свою страну, за ее достижения, стремление быть полезным членом сообщества, умение поступиться личными интересами в интересах общего дела.

ПДР (пространство детской реализации). Постоянная работа над соз- данием ПДР, что означает:

‹ поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла;

‹ предоставление свободы выбора способов самореализации, под- держка самостоятельного творческого поиска;

‹ личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка инди- видуальности, признание уникальности, неповторимости каждо- го ребенка;

‹ уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;

‹ создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;

‹ помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Проявление детьми инициативы и самостоятельности в раз- личных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.

Нацеленность на дальнейшее образование. Развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование положи- тельной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Форми- рование отношения к образованию как к одной из ведущих жизнен- ных ценностей.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Дети любознательны, задают много вопросов, проявляют ин- терес к школе, желание в будущем учиться в школе.

Региональный компонент. В организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое свое- образие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Дети проявляют интерес и уважение к родному краю, имеют представление об его основных достопримечательностях.


Предметно-пространственная среда. Использовать все возможности для создания современной предметно-пространственной среды в со- ответствии с требованиями программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Каждый ребенок может найти себе занятие по своим интересам (дети свободно ориентируются в пространстве группы, знают, что где лежит, имеют свободный доступ ко всем материалам и пр.).

Взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляется эффек- тивное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе:

‹ обеспечивается открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, сво- бодный доступ родителей в пространство детского сада;

‹ обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);

‹ обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения ком- петентности родителей в вопросах развития и образования, охра- ны и укрепления здоровья детей;

‹ обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях до- школьного образовательного учреждения и семьи.

             критерии ПравильнОсти действий ПедагОга                                                   

Меняется формат взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.

 

 

 

оЖидаЕМЫЕ образоваТЕльнЫЕ рЕзульТаТЫ (цЕЛЕвЫЕ оРиЕнТиРЫ)

Как уже было обозначено ранее, главная цель дошкольного об- разования — «воспитание гармонично развитой и социально- ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».


Но как достичь «гармоничного развития»? Для обеспечения «гармонич- ного развития» ребенка, в первую очередь, необходимо обеспечить един- ство задач воспитания, развития и обучения.

Воспитание — это формирование первичных ценностных пред- ставлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, па- триотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверен- ности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образо- ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здо- ровому образу жизни и пр.).

Развитие — это развитие общих способностей, таких как познаватель- ный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы (когнитив- ные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулиро- вать свое поведение и настроение (регуляторные способности).

Особо хотелось бы сказать о развитии специальных способностей и ода- ренностей, то есть о тех способностях человека, которые определяют его успехи в конкретной деятельности, для осуществления которой необхо- димы специфического рода задатки и их развитие. К таким способностям относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные и пр. Программа «ОТ РОЖ- ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» одна из немногих программ дошкольного обра- зования, где наряду с развитием общих способностей решается задача по поддержке и развитию специальных способностей детей.

Обучение — это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правиль- но организованные занятия.

Конечно, такое деление до некоторой степени условно, так как в до- школьном возрасте любое взаимодействие с ребенком содержит в се- бе и воспитательный, и обучающий, и развивающий эффект. Единство воспитания, обучения и развития составляет основу дошкольного об- разования.

 

ОбразОвательные результаты в дОшкОльнОМ вОсПитании

Образовательные результаты, по определению, это результаты, достигнутые в процессе образовательной деятельности. Для целей


дошкольного образования будем их классифицировать следующим об- разом:

Мотивационные образовательные результаты — это сформиро- ванные в образовательном процессе первичные ценностные представ- ления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критиче- ское мышление.

Универсальные образовательные результаты — это развитие об- щих способностей (когнитивных — способности мыслить, коммуника- тивных — способности взаимодействовать, регуляторных — способности к саморегуляции своих действий).

Предметные образовательные результаты — это усвоение конкрет- ных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

Более подробно эти понятия раскрываются в табл. 1.

Такой подход к пониманию образовательных результатов не по- зволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов (ЗУН — знания, умения, навыки), но требу- ет комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей (когнитивных, коммуникативных, регуляторных) с опорой на сформи- рованные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.

В такой парадигме достижение предметных результатов (знания, умения, навыки) является не целью, а материалом для развития ребенка, а ценностные представления задают требуемое направление для проявле- ния инициативы и самореализации.

Достижение обозначенных образовательных результатов обеспечива- ется соблюдением «семи золотых принципов» дошкольного образования, изложенных в целевом разделе:

 


сПеЦифика дОшкОльнОгО вОзраста

Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ре- бенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника до- стижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федераль- ных государственных образовательных стандартах дошкольного образова- ния употребляется более корректный термин — «целевые ориентиры».

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидае- мые образовательные результаты следует рассматривать как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначаю- щие направленность воспитательной деятельности взрослых.

В соответствии с ФГОС ДО ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основа- нием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, педагоги не должны требовать от детей достижения конкретных образовательных результа- тов. Но этот факт вовсе не отменяет необходимости для самого педагога удерживать ожидаемые образовательные результаты именно как целевые ориентиры, задающие вектор работы с детьми.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна- ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен- ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, ожидаемые образовательные результаты (целе- вые ориентиры) Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе.

Но что можно считать хорошими образовательными результатами в до- школьном воспитании? К каким конкретно результатам следует стремиться воспитателю? Понятно, что это коренным образом зависит от возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Например, проявление инициа- тивы у трехлетнего ребенка совершенно иное, нежели у шестилетнего.

Поэтому ожидаемые результаты освоения детьми Программы

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» будем подразделять на итоговые и проме- жуточные.


Таблица 1 ожидаемые образовательные результаты

(целевые ориентиры)

 

Мотивационные образовательные результаты Предметные образовательные результаты
ценностные представления и мотивационных ресурсы   знания, умения, навыки
• инициативность.   • Позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. • Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверен- ность в своих силах. • Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело. • Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим». • Патриотизм, чувство гражданской при- надлежности и социальной ответственно- сти. • Уважительное отношение к духовно- нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны. • отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. • Стремление к здоровому образу жизни. • овладение основными культурными способами деятельности, необходи- мыми для осуществления различных видов детской деятельности. • овладение универсальными пред- посылками учебной деятельно- сти — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.   • овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире. • овладение элементарными пред- ставлениями из области живой при- роды, естествознания, математики, истории и т. п., знакомство с произ- ведениями детской литературы. • овладение основными культурно- гигиеническими навыками, началь- ными представлениями о принципах здорового образа жизни. • Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, вы- носливость, владение основными движениями). • Хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок гра- мотности.

 

Универсальные образовательные результаты

  когнитивные способности коммуникативные способности регуляторные способности
• Любознательность.

• Умение общаться

и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятель- ности или обмену информацией.

• Способность действо- вать с учетом позиции другого и согласовы- вать свои действия с остальными участника- ми процесса.

• Умение организовы- вать и планировать совместные действия со сверстниками

и взрослыми.

 

• Умение работать

в команде, включая трудовую и проектную деятельность.

• Умение подчиняться правилам и социаль- ным нормам.

• целеполагание и планирование (спо- собность планиро- вать свои действия, направленные на до- стижение конкретной цели).

• Прогнозирование.

 

• Способность адек- ватно оценивать результаты своей деятельности.

• Самоконтроль и кор- рекция.

• Развитое воображение.
• Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить опти- мальные пути решения.
• Способность самостоя- тельно выделять и форму- лировать цель.
• Умение искать и выделять необходимую информацию.
• Умение анализировать, вы- делять главное и второсте- пенное, составлять целое из частей, классифициро- вать, моделировать.
• Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспе- риментировать, формули- ровать выводы.
• Умение доказывать, аргу- ментированно защищать свои идеи.
• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Ожидаемые итоговые результаты освоения Программы являют- ся целевыми ориентирами для воспитателя на этапе завершения деть- ми дошкольного образования. Промежуточные ожидаемые результаты освоения Программы являются целевыми ориентирами для воспитателя в каждый возрастной период освоения Программы.

Ожидаемые итоговые и промежуточные образовательные результа- ты освоения детьми программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» будут даны в содержательном разделе в подразделах для соответствующих возрастов при переиздании Программы.


 

оРГаниЗационнЫЙ РаЗДЕЛ


оРГаниЗациЯ ЖиЗнЕДЕЯТЕЛЬноСТи ДЕТЕЙ

 

 

 

ПриМЕрнЫй раСПорядок дня

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжи- тельность и разумное чередование различных видов деятель- ности и отдыха детей в течение суток. основным принципом правильного построения распорядка является его соответ- ствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Дошкольные образовательные организации различаются по времени пребывания детей и могут функционировать в режиме:

‹ кратковременного пребывания (до 5 часов в день);

‹ сокращенного дня (8–10-часового пребывания);

‹ полного дня (10,5–12-часового пребывания);

‹ продленного дня (13–14-часового пребывания);

‹ круглосуточного пребывания детей.

В таблице 2 представлена организация работы для детей 3–7 лет в дошкольных организацях с 12-часовым пребыванием детей. Для детей ясельного возраста (0–3 года) режимы даны в содержательном разделе.

Предлагаемый в Программе распорядок дня является примерным, его следует корректировать с учетом особенностей конкретной дошкольной организации: контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.

В летнее время распорядок дня следует изменять, с тем, чтобы де- ти больше времени проводили на свежем воздухе, имели возможность больше двигаться, получать необходимую им физическую нагрузку, иметь большой выбор занятий по интересу, в общем, чтобы летом они могли хорошо отдохнуть и оздоровиться. В частности, в теплое время года прием детей, утреннюю зарядку, часть занятий, вечерний круг лучше проводить на свежем воздухе.


Таблица 2 Примерный режим дня

 

 

Режимный момент

Младшая группа (3–4 года)

Средняя группа (4–5 лет)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.