УрОвень актуальнОгО развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

УрОвень актуальнОгО развития

2020-08-21 205
УрОвень актуальнОгО развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Культура будущее


рис. 1. Структура образовательного процесса в дошкольном возрасте


 

заключЕниЕ

в связи с этим возникают совсем иные задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Согласно программе

«оТ РоЖДЕниЯ До ШКоЛЫ», педагоги должны учитывать, что ребенок — существо культуры, которое осваивает культур- ные нормы, адекватные социуму. Поэтому нельзя отказывать- ся от системы занятий, направленных на освоение идеальных форм и происходящих в пространстве ЗБР.

Однако нельзя ограничиваться только этим, иначе образование будет игнорировать интересы ребенка. Поэтому вторая задача, которая сто- ит перед педагогом, — обеспечить детскую реализацию за счет созда- ния особого пространства, в котором ребенок порождает новые про- дукты, а взрослый поддерживает его в этом.

Эти же задачи стоят и в семейном воспитании. Задача семьи — обеспе- чить возможность разворачивания пространства детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Так, участие детей в обсуждении се- мейных проблем с правом голоса повышает их уровень морального созна- ния, что говорит о важности поддержки пространства реализации (Walker, Taylor, 1991). В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников (Веракса Н. Е., Веракса А. Н., 2015).

Имеющиеся на этот счет данные позволяют говорить о разворачи- вании пространства детской реализации, начиная с раннего возраста. В качестве продуктов могут выступать идеи, предложенные ребенком для общего обсуждения, и детские произведения, воплощающие замы- сел ребенка и выполненные самостоятельно или с помощью взрослого. Выделение двух пространств: зоны ближайшего развития (ЗБР) и про- странства детской реализации (ПДР) позволяет говорить о существовании характерного для каждого из них типа общения. Общение взрослого и ре- бенка в ЗБР фактически направлено на то, чтобы ребенок освоил идеаль- ную форму, и представляет собой по сути дела инструктирование детей. Задача этого типа общения состоит в том, чтобы ребенок понял указания взрослого и подчинился логике структурных отношений, стоящих за си-

стемой научных знаний.

Пространство детской реализации требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен вслушиваться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь


ребенку не только его реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности. С построением пространства реа- лизации, на наш взгляд, связан поиск новых образовательных практик (Formosinho, Figueiredo, 2014).

Этот подход, связанный и с удержанием зоны ближайшего разви- тия на занятиях и построением пространства детской реализации, ха- рактеризует главное направление развития программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Таким образом, мы можем сказать, что развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т. е. в освоении культуры прошлого и участии в построении культуры бу- дущего.

Н. Е. Веракса,

доктор психологических наук, профессор


цЕЛЕвоЙ РаЗДЕЛ


ПоЯСниТЕЛЬнаЯ ЗаПиСКа

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПрОГрАММЫ

 

«оТ роЖдЕния до школЫ»

Программа «оТ РоЖДЕниЯ До ШКоЛЫ» (далее — Програм- ма) разработана в соответствии с Федеральным государствен- ным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГоС До) и доработана с учетом майских указов Президента (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204

«о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Программа продолжает лучшие традиции отечественного дошкольного образования и учитывает результаты современных отечественных и за- рубежных исследований в области дошкольной педагогики и психологии и последних исследований качества дошкольного образования.

Авторы программы основываются на научных положениях, разра- ботанных в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей.

Программа строится на принципе единства развития, воспитания и образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование является всеобщей формой детского развития.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» базируется на семи осново- полагающих принципах дошкольной психологии и педагогики. Эти прин- ципы настолько важны и всеобъемлющи, что мы совершенно обоснованно обозначаем их здесь как «Семь золотых принципов дошкольной педаго- гики». Причем, если первые шесть принципов это уже всемирно признан- ная классика отечественной науки, то седьмое положение о необходимости создания ПДР (пространство детской реализации) — это одно из новейших


открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и на развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение иннова- ционного результата, необходимого окружающим людям и обществу.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.