Сказания и представления о бессмертных — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сказания и представления о бессмертных

2020-08-21 76
Сказания и представления о бессмертных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В народной среде очень популярными были сказания о бессмертных, живших или появлявшихся на время среди обычных людей, которым поклонялись как божествам. Особой любовью и почтением пользовались так называемые «восемь бессмертных» - Чжунли Цюань, Чжан Голао, Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Хань Сян, Цао Гоцзю, Лань Цайхэ и Хэ Сяньгу.

Есть в китайской (даосской) мифологии повествования о Басянь или Пасянь - о восьми героях, ставшими символом удачи и бессмертия, достижение которого - результат постижения дао («пути»).

Первым из них, стал ученик основателя учения дао Лао-Цзы, - Ли Тегуай («железная клюка»). Став бессмертным, он совершил путь к священной горе. Возвратившись, он обнаружил свое нечаянно сожженное кем-то тело. И пришлось ему, к его великому сожалению, войти в тело бродяги. Бродяга умер от голода и был хром. Как не хотел он продолжать свое существование в этом убогом теле, которое вызывало у Ли сильное отвращение! Но учитель Лао смог убедить Тегуая оставаться живым, подарив ему железную клюку.

Второй из бессмертных, которого приобщил к даосскому учению уже Ли Тегуай, - Чжунли Цюань. Расколовшая стена его жилища, раскрыла ему наставления о бессмертии, следуя которым, он его достиг. Вняв наставлениям, Чжунли на облаке взлетел на небо, где стал вестником для богов. На изображениях Чжюнли Цюань предстает всегда толстым, длиннобородым и лысым.

Наиболее популярен среди бессмертных - основатель множества сект в Китае - Люй Дунбинь. Его путь в горы, как повествуется в мифах, стал следствием вещего сна о тщетности всего земного.

Люй Дубинь взял на небо своего ученика, ставшего бессмертным, - Хань Сян-цзы. Люй показал ему там дерево (персик), на котором росли плоды бессмертия.

Бессмертного Тан Ханя отличало то, что его всегда изображали либо с персиком в руках, либо с флейтой или букетом цветов.

Следующий бессмертный, брат императрицы Цао (эпоха Сун) - Цао Гоцзю. Чтобы вести подвижнический образ жизни, он однажды покинул императорский двор и ушел в горы.

Еще одним вечно живущим героем из мифов нам предстает старец Чжан Голао. Он живет во времена правления императрицы У (Танская династия).

Бессмертный Лань Цайхэ представляется китайцам в образе девушки, или мужчины, женоподобного вида, в руках которого корзина с цветами и фруктами [ 2, с. 283].

Еще одна легенда гласит, что все началось с трагедии в доме храбреца по имени Хоу И, жившего в древности. Он отважно вступал в бой с силами зла и не раз спасал людей от всяких невзгод. За это один старый монах преподнес ему «эликсир бессмертия». Но Хоу, поразмыслив, решил не пользоваться им. Он предпочел остаться в своем времени с друзьями, рядом с любимой красавицей женой Чан Э.

Но Чан Э решила вкусить запретный плод и как то, оставшись одна дома, попробовала «эликсир бессмертия». Так она оказалась на Луне в чертогах небесного императора.

Вернувшись домой и не обнаружив жены, Хоу выбежал в сад. Там светила огромная яркая Луна. Вглядевшись, Хоу обнаружил силуэт прекрасной женщины на серебристом фоне небесного светила. Это была Чан Э. Еще там был заяц, готовивший в ступе эликсир бессмертия.

«Значит, она не погибла, - подумал он с облегчением. - Значит, есть надежда, что мы когда нибудь встретимся!» [3, с. 49].

Согласно мифам Древнего Китая, на горе Куньлунь росло дерево бессмертия. На нем зрел плод, и тот, кто его съедал, жил вечно. Оно, как и другие деревья, дарующие долголетие, цвело и приносило плоды только один раз за несколько тысяч лет. Из этих плодов готовилось снадобье бессмертия, которое хранилось у богини Сиванму - Владычицы Запада. Счастливец, проглотивший его, мог жить вечно. Но добраться до вершины горы Куньлунь, где жила богиня Сиванму, было непросто. Подножие горы окружала пучина реки Жошуй - Слабая вода. Достаточно было перышку упасть на воду, и оно сразу тонуло, а лодка с людьми и подавно. Куньлунь окружали огнедышащие горы. Огонь в них горел не переставая и днем и ночью, и все, что попадало туда, сгорало. Ни один человек не достигал заветной цели, и лишь стрелку И удалось преодолеть все препятствия и получить от богини Си-ванму снадобье бессмертия. Протягивая стрелку И тыкву-горлянку с волшебным снадобьем, Владычица Запада сказала: «Этого достаточно, чтобы вам с женой получить бессмертие. Если все содержимое примет один человек, то он сможет вознестись на небо и стать божеством. Если его выпьют два человека, то они станут бессмертными на земле».

Жена стрелка И, прекрасная и коварная У Чанъэ, решила обмануть мужа и, выкрав у него тыкву, приняла все волшебное снадобье одна, чтобы стать богиней.

Став богиней, У Чанъэ поселилась на луне в холодном и пустынном лунном дворце. Там был только белый заяц, который круглый год толок в ступке снадобье бессмертия. И чем дольше У Чанъэ жила в лунном дворце, тем все печальнее становилось ее одиночество. Мысли ее часто возвращались в мир людей. У Чанъэ раскаялась, ей очень хотелось вернуться домой, признать свою вину, попросить у мужа прощения. Но все было тщетно, и ей ничего другого не оставалось, как жить вечно в лунном дворце, никогда не спускаясь на землю.

Лишь много лет спустя на луне появился еще один человек, также как У Чанъэ стремившийся некогда к бессмертию. Это был У Ган, который за свои проступки был послан богами в лунный дворец срубить коричное дерево: он рубил дерево, а оно вновь срасталось, и ему не удавалось срубить его целую вечность… [4, с. 217]

Многие китайские императоры увлекались поисками снадобья бессмертия. У-ди, император династии Хань (правил с 141 по 88 год до н.э.) окружил себя магами и кудесниками, которые должны были изготавливать одним им ведомые составы и тайные снадобья. У-ди мечтал найти чудотворную росу, которой якобы питались бессмертные, или добыть чудесные персики, отведав которые можно приобщиться к вечной жизни.

Другой китайский император, Сюань-цзун (713 - 756 гг.) отправился к своим царственным предкам намного раньше положенного срока только потому, что имел неосторожность принять эликсир бессмертия, изготовленный его придворным лекарем.

Рассказывают, что при династии Хань был в Хуайнани князь Лю Ань, увлекавшийся учением о бессмертных. Он настолько постиг учение о Дао (Пути), что сделал сам пилюли бессмертия, принял одну и средь бела дня поднялся на небо. Пилюли свои он оставил дома в глиняной чаше, их склевали куры и съели собаки и вмиг исчезли [4, с. 220].

Только с неба доносилось кудахтанье да тявканье собак в облаках. Эта легенда любопытна, но и только. Ведь из «Исторических записок» Сыма Цяня известно, что хуайнаньский князь Лю Ань покончил с собой, потому что кто-то донес на него, обвинив в измене. Он испугался наказания и перерезал себе горло.

Знаменитый китайский историк Сыма Цянь (135 - 86 гг. до н.э.) в своих «Исторических записках» писал:

«Со времени государей Вэй-вана, Сюань-вана и Яньского Чжао-вана посылались в море люди, чтобы отыскать священные горы Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. По преданию, они находятся в Бохае, и кто доберется туда, найдет там святых и лекарство бессмертия. Издали они подобны тучам, когда же приблизишься, горы уходят в воду; хочешь подплыть, но ветер гонит прочь; так никто и не добрался до гор. Не было среди властителей такого, кто бы не мечтал о них» [4, с. 218].

Наиболее подготовленные экспедиции на поиски островов бессмертных снаряжались в царствование императора Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.). Это был император, который объединил страну и начал строительство Великой Китайской стены, оградившей Поднебесную империю от кочевников. Флотилия из двадцати громадных кораблей под командованием Су Шу, неся три тысячи юношей и девушек, а также большое число различных работников, слуг и мастеровых, была направлена императором Цинь Шихуанди в Восточное море к островам бессмертия.

Шли дни, недели, месяцы. От Су Ше не поступало никаких вестей. Многие часы император проводил на берегу, всматриваясь в неясный горизонт. Но корабли так и не вернулись. Поговаривали, что экспедиция Су Ше нашла все-таки острова бессмертных и, выпив волшебный эликсир бессмертия, все 3000 ее участников навечно остались на чудесных островах, не захотев возвращаться в Поднебесную империю. Китайские же историки придерживались несколько иного мнения. В одной из старинных хроник читаем: «Су Ше отправился в плавание, но открыл земли, замечательные своим миролюбием и плодородием.Тамон поселился, стал королем и не вернулся обратно» [1, с. 8].

В древнекитайских мифах и сказаниях много внимания уделяется поиску разнообразных снадобий и эликсиров бессмертия. Так, рассказывалось, что далеко на Западе, у священной горы Куньлунь, на которой растет дерево бессмертия (плоды которого смог добыть только один стрелок И), жило шесть шаманов, которые собирали волшебные травы около дерева и готовили из них эликсир бессмертия.

Рассказывалось и о волшебном грибе жоучжи, который приносил людям долгую жизнь и отдалял старость. У Чэнъэнь в романе «Путешествие на Запад» называет эти грибы плодами женьшеня и описывает, как ими питался свиноподобный Чжу Бацзе [4, с. 217].

В книге же Гэ Хуна «Бао Пу-цзы» в главе «Снадобья бессмертия» утверждается, что чудесные грибы жоучжи есть не кто иные, как карлики ростом семь-восемь вершков. Встречу с ними нельзя упускать. Надо при помощи колдовства молча обойти их сзади ковылящей походкой и схватить. Затем необходимо содрать с карлика целиком кожу и проглотить его. Вскоре после этого можно надеяться средь бела дня вознестись на небо.

Во многих необычайных странах за морями, согласно китайским мифам, жили люди, обладавшие бессмертием или долголетием. Например, на востоке, в стране Цзю-ныцзыго - Стране благородных, жили долголетние, которые употребляли в пищу приготовленные на пару цветы муцзинь - красные, фиолетовые и белые. В Южной пустоши жил чернокожий народ бессмертных - бусыминь. В этой стране была гора Юаньцю - Круглый холм. На горе росло дерево бессмертия ганьму - «сладкое дерево». Достаточно было съесть его плод, чтобы стать бессмертным. Под горой протекал Чицюань - Красный источник. Глоток воды из этого источника давал долголетие. Поэтому люди там жили, не зная смерти. В Западной пустоши находилась страна Саньмяньиби - Страна трехликих и одноруких. По преданию они были бессмертными. Существовала еще страна Хужэнь, жители которой были с человечьими лицами и рыбьими туловищами и могли подниматься на небо и спускаться на землю. Они или жили бесконечно долго, или были бессмертными.

Самой любопытной страной, где жили бессмертные, можно считать страну Уци - Страну людей без потомства в Северо-Западной пустыне. Люди в этой стране не разделялись на мужчин и женщин. После смерти их тела закапывали в землю, но сердце у них продолжало биться. Через сто двадцать лет они оживали и выходили наружу, чтобы снова наслаждаться радостями жизни. За жизнью у них следовала смерть, за смертью - жизнь, а сама смерть была долгим сном, поэтому их можно считать бессмертными. Страна Уци процветала, хотя потомства у ее жителей не было [4, с. 219].

Но самой знаменитой страной бессмертных являлись пять священных гор: Дюйюй, Юаньцэяо, Фанху, Инч-жоу и, особенно, Пэнлай.

Горы эти плавали в Восточном море и поддерживали их пятнадцать громадных черных черепах - по три на каждую плавучую гору. На вершинах этих священных плавающих гор высились золотые дворцы с лестницами из белого нефрита. В этих дворцах жили бессмертные. Повсюду там росли нефритовые и жемчужные деревья, на которых созревали плоды, которые были хороши на вкус, и те, кто их ел, становились бессмертными. На одном из этих островов, утверждало предание, бьет источник вина цвета нефрита. Выпивший этого вина обретает бессмертие.

Когда люди на земле узнали, что недалеко в море возвышаются столь прекрасные и таинственные горы, у жителей которых хранится лекарство, дающее бессмертие, многие захотели побывать там. Эта легенда, в конце концов, стала известна правителям и властителям, которые начали снаряжать один за другим большие корабли, снабжали их провиантом и посылали даосов в море к священным горам, стремясь любыми средствами заполучить самую большую в мире драгоценность - снадобье бессмертия. Этот волшебный эликсир пытались достать в период Борющихся царств (IV-III вв. до к. э.) Вэй-ван и Сюань-ван, правители царства Ци, Чжас-ван, правитель царства Янь, Цинь Шихуанди - Первый циньский император (259-210 гг. до н.э.), ханьский император У-ди (141-88 гг. до н.э.) и многие, многие другие. Но все безуспешно. Все они умерли, как обычные люди, так и не раздобыв снадобья бессмертия и даже не увидев очертаний священных гор [6, с. 218].

 

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.