Тема 3. Два основных условия и проблема выбора в экономике. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 3. Два основных условия и проблема выбора в экономике.

2020-08-20 84
Тема 3. Два основных условия и проблема выбора в экономике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДМИТРИЕВА Н. Ю.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное пособие для иностранных студентов

 СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Общие основы экономической теории...........................

Тема 1. Предмет экономической теории..........................................

Тема 2. Производство и ресурсы........................................................

Тема 3. Два основных условия и проблема выбора в экономике.

Тема 4. Основные экономические проблемы и типы

        экономических систем.................................................    

Тема 5. Сущность и функции рынка.................................................

Тема 6. Деньги: сущность и функции...............................................

Тема 7. Конкуренция и монополия...................................................

Тема 8. Формы предпринимательской деятельности.............

  Раздел 11. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 9. Предмет микроэкономики...........................................

Тема 10.   Спрос, предложение и рыночное равновесие........

Тема 11. Эластичность спроса и предложения....................

Тема 12. Поведение потребителя..............................................

Тема 13. Издержки производства.......................................

Тема 14.Совершенная конкуренция........................................

Тема 15. Несовершенная конкуренция...................................

Раздел 111. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 16. Предмет макроэкономики...............................................

Тема 17.Показатели национального объема производства.....

Тема 18.Совокупный спрос и совокупное предложение..........

Тема 19.Потребление и сбережение в макроэкономике............

Тема 20. Инвестиции и мультипликатор................................

Тема 21. Цикличность экономического развития.....................

Тема 22. Инфляция: сущность, причины и формы..................

ТЕМА 3. ДВА УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

 

Экономическую жизнь общества определяют два условия. Первое: потребности людей безграничны. Это означает, что желания потребителей приобрести товары и услуги не ограничивается ни во времени, ни в пространстве. Одни потребности удовлетворяются и тут же возникают другие. Для того чтобы жить, необходимо потреблять. Потребляются материальные и духовные блага, а также услуги.

Второе: экономические ресурсы - земля, труд, капитал с помощью которых производятся потребляемые продукты, ограничены. Различают  вещественные и личные (или людские) ресурсы. Вещественные ресурсы - это земельные угодья, сырье, машины, станки, оборудование, электроэнергия, лесные ресурсы, деньги, предназначенные для бизнеса и т.п. Понятно, что они ограничены. То же самое касается и людских ресурсов /личный фактор производства/ - труда и предпринимательской деятельности. Те ресурсы, которые уже используются в производстве, называются факторами производства. Различают четыре фактора производства: земля, труд, капитал, предпринимательская способность. Земля – это природные ресурсы. Труд – это физические и умственные способности человека, которые используются в производстве. Капитал – это инструменты, машины, оборудование. Предпринимательская способность – это инициативная деятельность по организации производства с целью получения прибыли.

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, ограничены, то производство не может удовлетворить все потребности общества. Таким образом, следует принимать решение - какие товары производить, а от каких отказаться. То есть, когда производственные возможности ограничены, можно увеличивать производство одних продуктов за счет сокращения других.

Представим это в таблице. Допустим, например, что существует выбор: выпускать обувь или доменные печи.

 

Вид продукта Альтернативы выпуска продукции
Обувь Доменные печи 0       1       2       3       4 10          9       7       4      0

    Построим на основе этих данных график. Допустим, что по горизонтали - количество выпускаемой обуви, а по вертикали - количество выпускаемых доменных печей. Тогда график будет иметь следующий вид:

 

    Кривая АВСДЕ - это кривая производственных возможностей. Каждая точка на ней представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Общество должно определить какую комбинацию этих продуктов оно может и желает произвести: больше обуви и, значит, меньше доменных печей, или наоборот - меньше обуви и больше доменных печей. Для тог, чтобы при данных ресурсах производить больше любой продукции, необходимо трудиться эффективно, экономить имеющиеся ресурсы.

 

Контрольные вопросы:

1.Какие два условия существуют в экономике?

2. Почему в экономике возникает проблема выбора?

3.Чем отличаются ресурсы от факторов производства? Назовите ресурсы и факторы производства.

4. Что такое граница производственных возможностей?

 

Литература:

1. Курс экономической теории  /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1994. С. 45 -57.

2. Курс экономической теории.  / Под ред. М.И. Плотницкого, А. Н. Тура. Мн.,1997. С. 37-52.

3. Макконнелл К.С., Брю С.Л. Экономикс. Т 1. М., 1992. С.38-49.

4. Экономическая теория.  / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.,1998. С. 46-71.

 

И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

2.Типы экономических систем и их основные признаки.

Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на вопросы: что производить, как должны быть произведены товары и услуги, для кого произведен продукт, сколько производить и способна ли система адаптироваться к изменениям.

В любой экономической системе стоит вопрос о том,  что производить. Как правило, это касается предметов первой необходимости (продуктов питания, промышленных товаров) и других товаров и услуг. В экономике постоянно решаются вопросы: увеличить производство предметов потребления или средств производства; увеличить производство сырья или готовой продукции? Решение этого вопроса зависит от уровня развития производительных сил и экономики, от природных условий, от традиций.

           Вопрос  как производить? определяет формы, способы, типы производства товаров и услуг. Бывают эффективные и неэффективные, экономичные и неэкономичные, интенсивные и экстенсивные способы производства товаров и услуг.

           Эффективные, экономичные, интенсивные способы производства товаров и услуг предполагают использование новых технологий, современную организацию производства, эффективное разделение труда.

   Неэффективное, экстенсивное производство - это регулярное вовлечение дополнительных ресурсов в производство для увеличения выпуска продукции.

Вопрос для кого производить? определяет способ распределения материальных благ. Либо в соответствии с доходами, получаемыми каждым из членов общества, либо уравнительно, соответственно решениям управляющих органов. С помощью этого вопроса решается проблема - кто должен пользоваться благами и услугами, извлекать из них полезность.

   Вопрос сколько производить?  Например, либо только для внутреннего потребления, либо и для торговли с другими странами. Количество продукции может производиться строго по соответствующим плановым нормам, либо в соответствии со спросом.

   Вопрос способна ли система адаптироваться? к изменениям техники, технологии производства также решается по-разному. Экономическая система может приспосабливаться к изменениям очень долго, либо очень быстро. Все зависит от экономической системы.

   Все пять вопросов решаются своеобразно в каждом типе экономической системы. Различают три типа экономических систем: традиционные, рыночные и командные.

 Первым типом экономических систем были традиционная система хозяйствования. Она была характерна для первобытнообщинного, феодального, рабовладельческого способа производства. Экономической формой производства для традиционных систем было натуральное хозяйство. Традиционные системы существуют и сейчас в развитых странах.

Признаки натурального хозяйства (традиционной системы):

- обособленность и замкнутость хозяйственных единиц; между производством и потреблением (тот, кто производит, тот и потребляет).

- неразвитая техника и технология, предающаяся из поколения в поколение.

- повторение процесса производства происходит в постоянных не изменяющихся размерах.

Чистое натуральное хозяйство встречается очень редко. Таким образом, вопрос что производить, в традиционных системах решается на основе привычек и обычаев. Это очень ограниченный круг товаров и услуг. Как производить? – на основе слаборазвитой техники и технологии. Для кого производить? - для всех членов данного коллектива поровну, часто с учетом потребностей каждого из них. Сколько производить? Этот вопрос -определялся естественными условиями. Адаптация к изменениям - очень длительный процесс.

2. В рыночном хозяйстве вопрос что производить? решается на основе потребительского выбора. Производитель решает что производить, на основе спроса потребителя.  Поскольку цель рыночного хозяйства – прибыль, то вопрос как производить решается на основе интенсивных технологий. Это дает возможность предпринимателю произвести более дешевый товар и получить прибыль. Каждый предприниматель стремится произвести товар так, чтобы затраты на его производство были меньшими, и продавая этот товар по рыночной цене, он может получить больше прибыли. Таким образом, стимулируется применение научно – технического прогресса.. Вопрос для кого производить? Для тех, кто больше заплатит. Вопрос сколько производить? Спрос определяет количество производимой продукции. Адаптация  быстрая, поскольку конкурентная борьба заставляет каждого приспосабливаться к изменениям в науке и технике.

 

1. 3. Командная экономика сохраняется еще в некоторых странах. Вопрос что производить? решается на основе плановых заданий. и предложений о потреблении населением товаров и услуг различных экономических подразделений. Вопрос как производить? как правило, это было экстенсивное производство, то есть постепенное вовлечение новых ресурсов, новых работников способствовало расширению производства, но этого можно было достичь, используя те же ресурсы более эффективно, не вовлекая новые.

Сколько производить? Соответственно нормативам, выработанным государственным планом. Для кого? практически уравнительное распределение. И адаптация к изменениям - очень длительный процесс, так как предприятиям это не было необходимо: цены были фиксированными и возможность получить больше прибыли, используя новейшие достижения, была мизерной, так как излишки отбирались государством.

 

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность основных экономических проблем?

2. Как решаются основные экономические проблемы в традиционной экономике, в рыночной экономике, в командной экономике?

3. Почему фирмы заинтересованы в снижении издержек производства в рыночной экономике?

4. Почему в командной экономике нет необходимости быстро адаптироваться к изменениям в технике и технологии?

 

Литература:

1.Курс экономической теории /Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн., 1997. С.57 -68.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1. М., 1992.. Гл. 5.

3. Муталимов М.Г. Основы экономической теории. Мн., 2002. С. 94-108.

4.Экономическая теория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1998. С.71-95.

5.Экономическая теория  / Под ред. Л.Н. Давыденко, А.И.Базылева. Мн., 2002. С. 34 - 45.

 

Теоретическая модель рынка

Следует различать понятие «рыночная система хозяйствования» и «рынок». Рыночная система хозяйствования является довольно широкой категорией. Она включает анализ субъектов хозяйствования, законов, механизмов, системы связи между хозяйствующими субъектами. Рынок более узкая категория, касающаяся только сферы обмена. Это отношения между людьми по поводу купли – продажи. Рыночная же система хозяйствования охватывает и производство, и распределение, и обмен, и потребление. В литературе часто отождествляют эти понятия. В дальнейшем мы также будем их отождествлять.

        Существует очень много определений рынка:

1. Это отношение между товаропроизводителями по поводу купли-продажи.

2. Это система связей между обособленными товаропроизводителями по поводу купли-продажи.

3.  Упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели, чтобы определить их цену и количество.

4.  Такая организация хозяйства, при которой индивидуальные производители взаимодействуют посредством обмена с целью решения трех основных экономических проблем: что? как? и для кого производить?

Для того чтобы охарактеризовать рыночную экономику, необходимо определить ее признаки, которые и будут представлять собой теоретическую модель.

1. Субъекты и объекты рынка. В рыночные связи вступают обособленные частной собственностью производители. Частная собственность – главный признак рынка. Производители – не единственный субъект рынка. Вторым является потребитель.

Существует и другое определение субъектов рынка - это  население, бизнес и государство.

Третий уровень классификации субъектов - это промышленное предприятие, банки, магазины, биржи, фермерские хозяйства, различные фонды и так далее.

Объектами рынка является все, что продается и покупается: товары и услуги, ценные бумаги, земля, образование и так далее.

 

2. Система связи между продавцами и покупателями на рынке осуществляется по эквивалентной и возмездной основе. Возмездность означает то, что продавец должен возместить израсходованные ресурсы при продаже товара и получить прибыль. Эквивалентность - это уточняющий возмездность показатель: продавец должен возместить ровно столько, сколько затратил.

3. Для рынка характерна   конкурентная борьба. Конкуренция стимулирует уменьшение затрат труда, улучшение качества продукции.

4. Рынок работает на основе законов спроса и предложения, убывающей и возрастающей раздачи, предельной полезности, денежного обращения и др.

5. Функционирование рынка невозможно без вмешательства государства. Но это вмешательство должно быть ограниченным.

6. Цены в рыночной системе формируется свободно, под воздействием спроса и предложения.

7. Рынок характеризуют свобода передвижения капиталов, трудовых ресурсов и информация.

 

Функции рынка

    Первая функция - информационная: именно на рынке предприниматели узнают о спросе, новых достижениях в своей отрасли, а потребители о ценах, о видах производимой продукции и так далее.

    Третья функция - стимулирующая. Рынок заставляет предпринимателей снижать затраты на производство, использовать научно-технический прогресс, улучшать организацию производства с тем, чтобы  снизить цену на свою продукцию и получить больший доход, опередив конкурентов.

    Поскольку  в условиях рынка труд работника оплачивается в зависимости от его результатов, то стимулируется также и высокая трудовая активность.

    Третья функция - регулирующая. Перелив капиталов из одной отрасли в другую дает возможность для изменения пропорций общественного производства, для оптимального соотношения между сферами и отраслями производства.

Четвертая функция воспроизводственная. На рынке работник приобретает все необходимые предметы потребления, которые служат его воспроизводству как работника и как человека. В условиях рынка осуществляется и воспроизводство на каждом отдельном предприятии, поскольку оно приобретает на рынке оборудование, сырье, материалы.

    Противоречия рынка – это те негативные последствия, которые всегда присутствуют в рыночной экономике.

    Во - первых, рынок не всегда может обеспечить такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы интересы общества. Рынок не в состоянии производить общественные блага (транспорт, образование, оборону, здравоохранение и т.д.), поскольку расходы на производство этих благ очень велики, а доходы от них не прибыльны.

Во – вторых, рынок рождает высокую интенсификацию труда, которая иногда не по силам работникам.

В – третьих, рыночная экономика развивается циклически, то есть подъемы производства чередуются со спадами. В результате подъемов растут цены, а в результате спадов растет безработица. 

В – четвертых, главная целевая функция предпринимателей - получение прибыли и отсюда понятно нежелание его следить за равновесием в окружающей среде. Любые средства хороши для постоянного увеличения прибыли.

В – пятых, в условиях рынка порождается социальная несправедливость, неравенство доходов.

 

     Принципы рынка:

1. Максимальная свобода экономических субъектов;

2. Полная ответственность предприятия за результаты своей хозяйственной деятельности;

3. Равноправие всех видов собственности и форм предпринимательской деятельности;

4. Конкуренция;

5. Свобода ценообразования;

6. Распространение рыночных отношений на все сферы хозяйственной деятельности;

7. Открытость экономики;

8. Ограниченное вмешательство государства.

 

 5.4. Условия перехода от командной экономики к рыночной.

1. Создание системы частной собственности. Рынок функционирует только на основе частной собственности. При этом частная собственность существует в самых различных видах. И все эти виды должны быть равноправны. Кроме того, должна существовать подвижность границ между различными видами собственности.

2. Свободное ценообразование. 3.Необходимо создать условия для накопления капитала и у населения и у бизнеса. Это возможно только на основе эффективной налоговой политики и государственных расходов.

3. Преодоление монополизма в экономике, существование эффективного антимонопольного законодательства и его реализация - это главное условия развития конкурентной борьбы.

    4. Реализация закона о банкротстве предприятий.

    6.Создание инфраструктуры рынка. Инфраструктура - это система, обслуживающая рынок (банки, биржи, информационные системы).

    7.Преодоление хронической дефицитности государственного бюджета, то есть превышение его доходов над расходами.

    8. Нормализация денежного обращения в том плане, что дополнительная эмиссия денег должна быть запрещена по какой бы то ни было причине.

Контрольные вопросы.:

 

1. Дайте определение рынка. В чем отличие понятий «рыночная система хозяйства» и «рынок»?

2. Что является объектами рынка, и каковы его субъекты?

3. На основе, каких законов работает рынок?

4. Назовите основные признаки рынка.

5. Что такое невидимая рука рынка?

6. Какие функции выполняет рынок?

7. Каковы противоречия рынка?

8. Какие условия необходимы для того, чтобы перейти от командной экономики к рыночной?

 

Литература:

1. Лемешевский И.М. Экономическая теория.  Мн., 2002. С. 423-451.

1. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1. М., 1992. С. 81-93,94-104.

2. Экономическая теория  /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.,1997. С.96-117.

3. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М.1998. С. 42-65.

4. Экономическая теория / Под ред. Л.Н. Давыденко. Мн., 2002. С. 93-103.

 

        ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ.

 

Конкуренция – это форма экономического соперничества между предпринимателями. Она направлена на завоевание ведущего положения на рынке и на получение максимальной прибыли. Конкуренты действуют в своих интересах.

                    Конкуренция имеет положительные и отрицательные стороны.                  Положительные стороны состоят в следующем:

1.Конкуренция способствует снижению затрат на производство товара, а значит и цен на него.

 2. Увеличивается количество предлагаемых товаров, и появляются новые товары.

3. Каждый конкурент стремится использовать достижения науки для того, чтобы опередить соперника.

4. Капиталы переливаются в другие, более прибыльные, отрасли и структура производства становится оптимальной.

     Отрицательные стороны состоят в том, что:

1.Субъекты экономики получают различные по величине доходы. То есть происходит дифференциация доходов.

2. Появляются предприятия банкроты, которые уже не могут существовать. И тогда увольняют работавших на них людей.

 3.Часто предприниматели используют не честные методы конкурентной борьбы.

Различают множество видов конкурентной борьбы. Во-первых, это внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями, которые выпускают одинаковые товары. Они стараются сделать их более дешевыми. Тогда их товары продаются быстрее, и они получают большую прибыль. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предприятиями различных отраслей. Они конкурируют между собой за более высокую прибыль.

  Во-вторых, это совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция – это такой вид конкурентной борьбы, в котором участвует очень большое количество продавцов и покупателей. Каждый может предложить свой товар на рынке без ограничений. Ни один предприниматель не может назначить свою цену на товар. Он должен приспособиться к той цене на этот товар, которая уже сложилась на рынке. Несовершенная конкуренция означает, что на рынке работает ограниченное число продавцов и покупателей. Они могут повлиять на цену товара, установить свою цену. На таком рынке могут работать не все, а только те производители, у которых большие капиталы.

 Различают конкуренцию отдельных территорий, конкуренцию между потребителями, конкуренцию между производителями, конкуренцию секторов экономики.

 Существуют различные методы конкурентной борьбы. Это ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции производители стараются повышать или понижать цены в зависимости от того, кто покупает товар, в каком месте покупают товар, какого качества этот товар. При неценовой конкуренции производители: - улучшают качество товара;

- доставляют товар покупателю;

- используют рекламу, упаковку для того, чтобы его быстрее купили;

- продают товар в рассрочку, то есть покупатель расплачивается за товар частями через определенное время.

   Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе, предприниматели объединяются в более крупные предприятия. В этом случае возникает монополия. Монополия - это такое объединение предпринимателей, когда они стараются производить и продавать большую долю продукции на рынке. Они захватывают рынок и устанавливают очень высокие цены. Эти высокие цены позволяют получать монополистам монопольно высокие прибыли.

 Монополии возникают не только для того, чтобы победить конкурентов, но и потому, что для производства многих видов продукции нужны крупные капиталы.

Отрицательные стороны монополизма состоят в том, что в экономике значительно повышаются цены. Монополисты договариваются о ценах, и никто не может продавать продукцию по низким ценам. Предприятия-монополисты уже не увеличивают выпуск продукции, так как прибыль у них есть всегда. Монополия ограничивает конкурентную борьбу. Она воздействует на потребителя, навязывая определенный ассортимент потребляемых товаров.

Положительным моментом монополизации экономики можно назвать концентрацию ресурсов в руках небольшого количества производителей, что позволяет технически усовершенствовать производство.

  Формы монополистических объединений:

- картельное соглашение - здесь предприятия, входящие в объединение, сохраняют свою самостоятельность, но договариваются о разделе источников сырья, рынков сбыта, цен;

- синдикаты - это монополистические объединения, в которых сохраняется производственная самостоятельность, и фирмы объединяются в сфере сбыта путем образования единой сбытовой конторы. Сами фирмы, входящие в синдикат, уже продажей продукции не занимаются;

- трест - это форма монопольного объединения, характеризующегося потерей и производительной самостоятельности, и коммерческой. Трест возглавляет единая организация - совет управляющих, который регулирует производительную специфику каждого предприятия, входящего в трест и выполняет сбытовую функцию;

- концерн - это более крупное объединение по сравнению с трестом. Принципы хозяйствования здесь аналогичные. В концерн могут входить предприятия не одной отрасли, а многих.

Монополизм в экономике не желательное явление, поэтому государство создает преграды для монополии производителей в виде антимонопольного законодательства.

.

   

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение конкурентной борьбы.

2. Каковы положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы?

3. Какие виды конкурентной борьбы вы знаете?

4. В чем отличие совершенной конкуренции и несовершенной?

5. Каковы методы конкурентной борьбы?

6. Назовите причины монополизма в экономике. Почему монополизм имеет негативные последствия?

Литература:

1. Лемешевский И.М. Экономическая теория. Мн., 2002. С.460-475.

2.Экономическая теория. / Под ред., Л.Н. Давыденко. Мн.,2002. С. 153-165.

3. Экономическая теория.  / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2001. С. 56-60.

4. Экономическая теория. / Под ред. Н.И.Базылева, С.И. Гурко. Мн., 1999.

5. Современная экономика  / Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов н /Д, 1996. С.112-118, С.127-138.

.

РАЗДЕЛ МИКРОЭКОНОМИКА

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Продавец и покупатель, встречаясь на рынке, пытаются согласовать цену и объем продаж (покупок). Продавец стремится завысить цену, а покупатель ее снизить. Однако товар или услуга могут быть проданы (куплены) тогда, когда на рынке совпадают и цена покупателя, и цена продавца (равновесная цена). Потребитель соглашается купить столько продукции, сколько хочет продать продавец (равновесный объем). В этом случае устанавливается рыночное равновесие и формируется равновесная цена (Ре) и равновесный объем производства (Qe).

    Графически равновесие - это точка пересечения кривых спроса (D) и предложения (S), которая дает нам координаты равновесной цены и равновесного объема.                                           P D      S

    Равновесие - это ситуация на рынке,

когда происходит купля-продажа

излишек
товара. Это мгновенная ситуация, к которой

стремится каждый из субъектов экономики.         P1

Но равновесие постоянно нарушается и                PE

дефицит
снова  восстанавливается.                                   P2

                                                                                                              Q

 

Предположим, что рыночная  цена установилась выше равновесной. В этом случае спрос будет низким, а предложение высоким. На рынке возникает излишек продукции. Для того, чтобы достичь равновесия, производитель должен снизить цену. Если она устраивает потребителя, то он приобретает товар и  равновесие восстанавливается

    Если цена устанавливается ниже равновесной, то на рынке возникает дефицит продукции, поскольку по низкой цене спрос высокий, а предложение низкое. Покупатели согласны заплатить более высокую цену, и она поднимается. Это  приводит к восстановлению равновесия.

    На равновесие оказывают воздействие неценовые факторы, которые приводят к изменению равновесной цены и объема. Варианты таких изменений можно рассмотреть графически:

 

P                                P                            P                                  P

   D        S            D S     S1        D S S1                    S S1                          

                                                                                    D1

                      D1                                                                                                           D

                                                                                                                     D1

                    Q                       Q                          Q                            Q

      1.                         2.                          3.                            4.

 

1. Если D растет, S- const, то Ре -  растет, Qc - растет.

2. Если D-const, S растет, то Pе    - растет  , Qe  уменьшается.

3. Если D растет, S растет, то Ре - const, Qe - растет

4. Если D уменьшается, S растет, то РЕ - растет, Qe - const.

Существуют и другие варианты.                        P

Рассмотренное выше равновесие является статическим, но существует понятие  различных периодов равновесия. Можно рассмотреть равновесие в краткосрочном, долгосрочном  и мгновенном периодах.

Графически это можно представить                                           D1

                                                                               S2      S1   D     Q

следующим образом.

    Предположим, спрос увеличился под влиянием какого-либо из неценовых факторов.

1. В мгновенном периоде цена резко возрастает, а объем производства остается на том же уровне. Это происходит потому, что в настоящий момент невозможно произвести дополнительную продукцию, которую требуют покупатели. Вид кривой предложения  представляет собой вертикальную линию (S1).

2. В краткосрочном периоде начинают действовать переменные факторы, реагирующие на изменения в спросе. Можно, например, доставить товар. Предложение частично приспосабливается к изменившейся ситуации. Цена поднимается не очень высоко, и предлагается больше продукции. Кривая предложения (S2) становится более пологой.

3. В длительном периоде кривая предложения становится совсем пологой (S3). Производство приспосабливается к изменившемуся спросу. Цена практически не изменяется, а объем производства значительно растет.

     Выше предполагалось, что равновесие существует при единственном сочетании объема и цены. Однако есть специфика в равновесии на отдельные товары. Например, на рынке труда возможно формирование двух точек равновесия. Графически варианты можно представить следующим образом:

 

 

P                                                                                  

 


               S

 


                  D

                                  Q                                                                              

 

Контрольные вопросы:

!. Когда формируется равновесная цена и равновесный объем продаж?

2.Что такое рыночное равновесие?

3. Когда на рынке возникает дефицит продукции?

4. Когда возникает излишек продукции?

5. Как изменяется равновесная цена и равновесный объем продаж, если на спрос и предложение действуют неценовые факторы?

6.Что характерно для рыночного равновесия в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах?

 

Литература:

1. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1999. С.76-152.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т.1. С. 61-75.

3. Лемешевский И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч.2.).  Мн., 2003. С.62- 92.

4. Экономическая теория / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Г. Муталимов и др. Мн., 2000. С. 200-255.

 

РАЗДЕЛ МАКРОЭКОНОМИКА

        

 

ТЕМА 21. МУЛЬТИПЛИКАТОР

 Увеличение или уменьшение инвестиций может привести к многократному, большему, чем первоначальное изменение инвестиций, увеличению или уменьшению ВВП – это мультипликационный эффект. Экономисты показали, что при росте инвестиций, например, в 2 раза прирост ВВП будет происходить в  больших размерах - в 3-4 раза.

  Мультипликатор – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз изменяется ВВП, под воздействием изменения инвестиций.

MR = изменение ВВП / изменение инвестиций.

Если предположить, что ВВП увеличился на 400 единиц, а инвестиции – на 100 единиц, то мультипликатор будет равен 4.

    Механизм дейс


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.