Тема 9.1 Сочинение художественными образами. Импровизация — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 9.1 Сочинение художественными образами. Импровизация

2020-08-20 88
Тема 9.1 Сочинение художественными образами. Импровизация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 9.1 Сочинение художественными образами. Импровизация

Вступление. Историческая справка.

Одной из характерных черт современной музыкальной педагогики является использование творческого музицирования в музыкально-педагогических целях. Еще в начале ХХ века выдающиеся музыканты-просветители Б.Яворский и Б.Асафьев придавали решающее значение творческой, сочинительской работе детей, их умению импровизировать.

Импровизация в переводе с латинского означает неожиданно, внезапно, без подготовки. Импровизация — это сочинение музыки прямо во время исполнения

Импровизация зародилась в глубокой древности, в играх, представлениях скоморохов, фокусников. Со временем, импровизация проникла в профессиональное искусство. Обучение фантазированию считалось высшей целью клавирного искусства. Во времена И.С. Баха импровизировали почти все. Импровизатор рассматривался как композитор высшего типа. Обучение импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и теории музыки. Можно привести множество примеров использования искусства импровизации. Например, в итальянской опере начала 17 века и далее, многие колоратурные партии сочинялись композиторами специально с расчетом на импровизационный талант артиста. Импровизацией являлись и каденции к инструментальным концертам. Позднее, на концертах именитых музыкантов импровизация являлась обязательной частью программы. Концертирующему музыканту предлагалась мелодия, которая в присутствии публики превращалась в вариации, фантазии, парафразы. Позже, в 19 веке, это искусство отошло в тень и вскоре оказалось почти утраченным.

Отсутствие навыков импровизации у большинства «академических» музыкантов объясняется системой музыкального образования, где с первых шагов доминирует воспитание ученика-исполнителя.

Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков, сейчас начинает свое возрождение. Такая направленность должна определять систему работу на всех ступенях подготовки музыкантов.

Шатковский Григорий Иванович — педагог-новатор, разработавший уникальную систему развития музыкального слуха и развития творческого потенциала личности. Обобщив опыт многих мировых педагогов, собрав воедино основные базисные принципы. Вывел методологическую систему творческого, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

По предлагаемой методике практически все дети могут научиться художественному творчеству, в том числе импровизации. По его системе дети учаться импровизировать в различных жанрах, стилях, формах.

«Ступенькой» к импровизации является композиция. Если импровизация требует одновременно мгновенного решения сразу двух задач — композиторской и исполнительской, то композиция дает возможность последовательного их решения — сначала сочинить, а потом исполнить.

Если в процессе сочинения можно останавливаться, обдумывать, что-то исправить, переделывать, то в импровизации все это недопустимо. Желательно работу методически выстроить так, чтобы композиция предшествовала импровизации.

Сочинение музыкальной темы

Первой задачей в композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. Для этого необходимо знать определенные правила:

1. Минимум средств — максимум выразительности Звуков — как можно меньше, красоты и смысла — как можно больше. Каждый звук несет определенную смысловую нагрузку, «живет», «дышит», «действует»

2. Единство ритма. Один ритмический рисунок (ритмическое ядро) пронизывает тему от начала до конца, варьируясь и развиваясь. Нарушение данного правила ведет к ритмической пестроте

3. Единство интонации. Тема вырастает из одного интонационного зерна. В музыкальной теме может быть не одна, а несколько интонаций, но одна из них явно превалирует, все другие из нее вытекают, являются ее вариантами

4. Повторность музыкальных построений. Отдельные элементы темы — мотивы, фразы, предложения - повторяются либо без изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера (варьирование, секвенция).

5. Неповторимое своеобразие. В каждой мелодии должна быть своя особенность, своеобразная прелесть, красота.

Для детей младшего возраста те же правила даются в упрощенном варианте. При сочинении мелодии будем стремится к тому, чтобы::

ñ звуков было меньше, а красоты и смысла больше

ñ «музыкальные слова» повторялись

ñ в мелодии было свое «выразительное лицо».

Сочинение стихов

Комплексный подъод к раскрытию одного и того же образа. На каждую тему дети рисуют. Сочиняют стихи, рассказы. Сказки, мелодии. Первые шаги с стихосложении: дается начало какого-либо стихотворения, необходимо его закончить. Позднее. Дается тема или одна фраза

Сочинение на заданную тему

Темы сочинений разнообразные: времена года, пейзажи, характерные сценки, описания внутреннего состояния человека.

Варьирование мелодий

Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, применяя простейшие средства: смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов, а также придавая им черты разных жанров. Сочинение фактурных вариаций. При развитии музыкального материала двигаться от простого к сложному, но возможен и обратный ход = от сложного к простому.

Требования к импровизации

ñ Нельзя останавливаться. Во что бы то ни стало вести взное движение во времени на основе «железной» пульсации

ñ Нельзя действовать робко, боязливо

ñ Нельзя эксплуатировать одни и те же приемы и способы развития музыкального материала.

Творческое освоение теории

Все теоретические положения следует осваивать только через музыку и посредством музыки.

 

Подвала Валерий Давыдович — композитор, заслуженный деятель Украины, автор пособия «Давайте сочинять музыку» дл я1-2 и 3-4 классов.

Мир звуков очень близок ребенку. Играя, дети что-то напевают, импровизируют попевки. Ритмы. Однако без должного развития эти способны утрачиваются.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль, способствует эмоциональному и осмысленному отношению ребенка к музыке, раскрывает творческие возможности, вызывает интерес к занятиям. Творческая работа учащегося связана с самостоятельными действиями, психологически раскрепощает ребенка.

«Давайте сочинять музыку 1» - пособие для 1-2 классов.

Сборник состоит из 9 разделов, задания расположены в порядке возрастания

1. Импровизация по рисунку Рисунки даны как образцы, их можно заменять

2. Досочинение фрагментов песен:

ñ Придумайте к двум одинаковым повторным фразам различные окончания: к перовой — неустойчивое, ко второй — устойчивое

ñ Впишите окончание предложений в пустые такты

ñ По ритму данных слов сочините начало второй фразы

ñ Сочините вторую фразу — на каждый слог по звуку. Закончить на тонике

ñ В песенке-загадке сочинить предложение. Отгадать загадку и передать музыкой ее поэтический образ

ñ «Бычок». сл. А.Барто. В пропущенных тактах сочинить мелодию, представив, как бычок спускается по наклонной доске

ñ «Береза». сл. С. Есенина. Завершить каждое предложение, сохранив их образно-интонационный строй

Подбор второго голоса

Подбор баса и гармонии

6. Сочинение ритмического аккомпанемента (ритмическая оркестровка)

«Кенгуренок» Определить характер музыки, проставить темп, динамику. Составить ритмическую партитуру для нескольких ударных инструментов. Ритмическая партитура учит координировать отдельные элементы музыкального языка.

7. Формообразование

ñ «Песенка-загадка». Отгадав загадку, дайте песенке название. Последние 4 такта написаны не по порядку. Выстройте их так, чтобы они подходили по смыслу. Последние 2 такта используйте как вступление. Проставьте темп

ñ «Кот и мышка» Внимательно сыграйте и послушайте каждую в отдельности музыкальную фразу. Подберите их в соответствии с образным содержанием строк стиха. Определите, где должна происходить смена размера.

ñ «Колобок». Все действующие лица имеют свою музыкальную характеристику. Выучите фрагменты. Определите персонажи. Соберите пьесу. Обратите внимание, что колобок бежит и в начале повествования и после встречи с каждым зверем (рефрен). Другие темы появляются эпизодически — эпизоды. Получается пьеса, в которой музыкальные образы расположены по кругу (рондо). Необходимы внимание и фантазия.

Варьирование

Дана простая короткая тема. Представлено 11 образов ее всевозможных изменений — вариаций. В процессе варьирования изменяется размер, ритм, лад, добавляются вспомогательные. Проходящие и опевающие звуки. В результате получилась пьеса. В которой звучит одна тема каждый раз с новым настроением.

«Неоконченные вариации». На основе данной темы закончите начатые вариации, задуманные в виде различных музыкальных жанров

Сочинение второго голоса.

6. Имитация (Играйте октавные имитации к данным темам, одновременно сочиняя их продолжение. Завершайте построение каденциями)

Подбор гармонии

8. Модуляция. (Досочиняйте периоды. Транспонировав первое предложение в новую тональность)

9. Гармоническая секвенция. Каждую из данных гармонических последовательностей изложите в нескольких фактурных вариантах. К полученным аккомпанементам сочините мелодии, укажите темп и динамику исполнения.

10. Выбор фактуры при сочинении.

11. Формообразование

Свободное сочинение темы.

Главное, учить тактично, не навязывая собственный композиторский стиль. Давать ученикам полную творческую свободу и лишь деликатно направлять детскую фантазию. На уроках никогда не звучит слово «нельзя»

Тема 9.1 Сочинение художественными образами. Импровизация

Вступление. Историческая справка.

Одной из характерных черт современной музыкальной педагогики является использование творческого музицирования в музыкально-педагогических целях. Еще в начале ХХ века выдающиеся музыканты-просветители Б.Яворский и Б.Асафьев придавали решающее значение творческой, сочинительской работе детей, их умению импровизировать.

Импровизация в переводе с латинского означает неожиданно, внезапно, без подготовки. Импровизация — это сочинение музыки прямо во время исполнения

Импровизация зародилась в глубокой древности, в играх, представлениях скоморохов, фокусников. Со временем, импровизация проникла в профессиональное искусство. Обучение фантазированию считалось высшей целью клавирного искусства. Во времена И.С. Баха импровизировали почти все. Импровизатор рассматривался как композитор высшего типа. Обучение импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и теории музыки. Можно привести множество примеров использования искусства импровизации. Например, в итальянской опере начала 17 века и далее, многие колоратурные партии сочинялись композиторами специально с расчетом на импровизационный талант артиста. Импровизацией являлись и каденции к инструментальным концертам. Позднее, на концертах именитых музыкантов импровизация являлась обязательной частью программы. Концертирующему музыканту предлагалась мелодия, которая в присутствии публики превращалась в вариации, фантазии, парафразы. Позже, в 19 веке, это искусство отошло в тень и вскоре оказалось почти утраченным.

Отсутствие навыков импровизации у большинства «академических» музыкантов объясняется системой музыкального образования, где с первых шагов доминирует воспитание ученика-исполнителя.

Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков, сейчас начинает свое возрождение. Такая направленность должна определять систему работу на всех ступенях подготовки музыкантов.

Шатковский Григорий Иванович — педагог-новатор, разработавший уникальную систему развития музыкального слуха и развития творческого потенциала личности. Обобщив опыт многих мировых педагогов, собрав воедино основные базисные принципы. Вывел методологическую систему творческого, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

По предлагаемой методике практически все дети могут научиться художественному творчеству, в том числе импровизации. По его системе дети учаться импровизировать в различных жанрах, стилях, формах.

«Ступенькой» к импровизации является композиция. Если импровизация требует одновременно мгновенного решения сразу двух задач — композиторской и исполнительской, то композиция дает возможность последовательного их решения — сначала сочинить, а потом исполнить.

Если в процессе сочинения можно останавливаться, обдумывать, что-то исправить, переделывать, то в импровизации все это недопустимо. Желательно работу методически выстроить так, чтобы композиция предшествовала импровизации.

Сочинение музыкальной темы

Первой задачей в композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. Для этого необходимо знать определенные правила:

1. Минимум средств — максимум выразительности Звуков — как можно меньше, красоты и смысла — как можно больше. Каждый звук несет определенную смысловую нагрузку, «живет», «дышит», «действует»

2. Единство ритма. Один ритмический рисунок (ритмическое ядро) пронизывает тему от начала до конца, варьируясь и развиваясь. Нарушение данного правила ведет к ритмической пестроте

3. Единство интонации. Тема вырастает из одного интонационного зерна. В музыкальной теме может быть не одна, а несколько интонаций, но одна из них явно превалирует, все другие из нее вытекают, являются ее вариантами

4. Повторность музыкальных построений. Отдельные элементы темы — мотивы, фразы, предложения - повторяются либо без изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера (варьирование, секвенция).

5. Неповторимое своеобразие. В каждой мелодии должна быть своя особенность, своеобразная прелесть, красота.

Для детей младшего возраста те же правила даются в упрощенном варианте. При сочинении мелодии будем стремится к тому, чтобы::

ñ звуков было меньше, а красоты и смысла больше

ñ «музыкальные слова» повторялись

ñ в мелодии было свое «выразительное лицо».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.