Мини-рассказы, в ход которых включена импровизация — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Мини-рассказы, в ход которых включена импровизация

2020-08-20 213
Мини-рассказы, в ход которых включена импровизация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей – в нужных местах вставить свои примеры вокальных импровизаций. Вот варианты таких рассказов.

4. 1Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться –... (в местах точек – вокальные примеры детей). В лесу они услышали пение кукушки –... и стук дятла –... Закапал дождик –... А потом тучки ушли, и запел соловей –...

5. Настало утро, пропел петушок –... Часы пробили шесть часов –... Стало слышно, как пастух заиграл на рожке –... Коровы начали собираться в стадо и мычать –...

6. Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице –... – и пешком пошли по улице –.... Когда они пришли к другу, то каждый из детей поздравил его – …

 

Потом они танцевали разные танцы: вальс –... и польку –... А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой. Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел себе колыбельную песенку –...

Подспорьем для этого упражнения может оказаться книга с нужными иллюстрациями: какой голос будет у каждого из ее героев?

Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Вот какие условные этапы этой работы можно выделить при овладении детьми начальными умениями.

5. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.

Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание «серенький зайчик». Перед тем как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам: 1

- Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как двигается? Какой, по-вашему, него будет характер?

- А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика?

- Теперь попробуем спеть слова «серенький зайчик».

 

Показанные детьми распевы будут разными, но важно затем сделать анализ услышанных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии – с легким, подвижным характером.

После подобного разбора детям уже привычнее будет сосредоточиться на втором словосочетании – «неуклюжий хомячок». Разбор этого словосочетания идет по уже предложенному ранее плану. А затем, если позволит время, можно сравнить контрастность импровизаций на заданные темы.

6. Активные действия со словами

В этом разделе подразумевается уже самостоятельный распев фразы, в которой обозначено действие, и сочинение ее логической интонации. Для этого детям предлагаются контрастные сочетания, где герои пребывают в определенном поступке. Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы «Вот улитка ползет», а затем – «Вот олень, он бежит». В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа «Засвистела птичка весело на ветке» и «Бедная лягушка вымокла в болоте».

7. Сочинение мелодий в заданном музыкальном жанре

Такие вокальные импровизации удобно отрабатывать в соответствии с изучаемыми согласно школьной программе примерами основных музыкальных жанров – марша, двух танцев (польки и вальса) и песни. Обычно с этими жанрами дети знакомятся на первых уроках музыки. Сочинение мелодии в заданном жанре удобно выполнять на слоги: тра-та-та – марш, а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м – песня.

Детям бывает нетрудно подобрать собственное сопровождение к таким импровизациям на шумовом музыкальном инструменте.

Жанр напева может определяться и стихотворным двустишием, дающим «спецнастрой» на импровизацию. Вот примеры для такой работы с учащимися.

 

Полька.

Полька, полька, иолечка,

Два притопа, три прыжка.

        

Встань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками, потанцуй-ка с нами.

Вальс.

В плавном вальсе вместе с нами

Закружилось все вокруг.

 

Плавно снежинки летят,

Танцует весь день снегопад.

 

Бабочки сели в траву отдыхать.

А отдохнув, понесутся опять.

Марш.

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим.

 

Опять несет нас паровоз,

Мы слышим звонкий стук колес.

 

По небу голубому

Проехал грохот грома.

Песня.

Мама доченьку качала,

Тихо песню напевала.

 

На крыльце сидели деночки-подружки.

И с утра до ночи пели нам частушки.

 

На елке свечки мы зажжем

И хороводы заведем.

 

Темы для мелодий разных характеров могут быть внутри одного жанра: песня – колыбельная, частушка, хороводная. Это требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.

8. Работа с использованием стихов

Такая работа начинается с разучивания слов; далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.

Вот возможные тексты для импровизации.

 

Солнце радостно смеется, па дворе звенит капель.

Стоят морозы на дворе, звенят березы в серебре.

Наша печка греет жарко, жар струится от костра.

Лепили мы снеговиков, замерзли руки от снежков.

 

Стихотворные и литературные тексты отбираются по следующим принципам:

- лаконизм и яркость в изображении художественного образа;

- художественная и педагогическая ценность;

- возможность использования жизненного опыта ребенка;

- напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы, удобный текст);

- разнообразие характера;

- доступность самостоятельного повторения.

Основой для импровизаций могут стать известные поэтические циклы детских авторов, например, «Игрушки» А. Барто. Даже начальные сроки некоторых стихотворений из этого цикла уже определяют заданность характера музыкальной импровизации: «Спать пора, уснул бычок», «Наша Таня громко плачет», «Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик...», «Самолет построим сами» и др. А в цикле «Живая азбука» С. Маршака на каждую букву алфавита названы имя и профессия, например: «Ева ездит в цирке на коне верхом».

Из сборника стихов С. Маршака также сделан ряд следующих подборок:

 

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

 

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил как долотом.

 

Флот плывет к родной земле.

Флаг на каждом корабле.

 

Внутри некоторых стихотворных строчек встречается даже по два художественных образа, что помогало учащимся разнообразить создаваемые мелодии.

 

Едут девочки в санях,

Лаковых, узорных.

А мальчишки на конях,

Серых или черных.

 

Мельник на ослике ехал верхом.

Мальчик за мельником плелся пешком.

 

Жили-были грозный царь

И веселый чеботарь.

 

(В данном примере всегда приходится объяснять ребятам значение последнего слова: «чеботарь» означает «сапожник»).

 

Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться,

Если ножки есть?

 

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья.

 

Король по склону едет

Над морем на копе.

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.

 

Читатель, наверное, уже обратил внимание, что в некоторых четверостишиях присутствует по два контрастных художественных образа (например, мальчики – девочки, король – чайки и др.). Безусловно, что наличие двух художественных образов в одном стихотворении диктует и непременную смену характера для импровизации. Так, музыка девочек может быть танцевальной, а мальчиков - более четкой, решительной; характер музыки короля – маршевый, а чаек – вальсовый и т.д.

Вот несколько текстов для использования их при ритмико-двигательной импровизации.

Обычно в этом случае тексты предварительно разучиваются для исполнения хором на один определенный мотив, предложенный учителем. Дети определяют художественный образ, заданный в тексте, и его особенности, момент главного логического ударения в стихотворении. Например, мелодия попевки про медведя должна быть низкой по регистру, грузной, а контрастная ему тема зайки - легкой, «прыгающей».

Ритмические движения, сопровождающие их исполнение, показываются в импровизации.

Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят,

Крылья сложили назад.

 

Когда я буду маленький,

В комочек я сожмусь.

Когда я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

 

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

 

Мы боксеры, мы штангисты,

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря,

Всюду есть у нас друзья.

 

Спал птенец и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Повернулся, оглянулся,

Прыгнул вверх и полетел.

Ритмико-двигательные импровизации бывают интересны для школьников, если они проводятся в русле педагогического приема «Ты - учитель». Один из учеников выходит к доске и под хоровое сопровождение одноклассников показывает, какие движения могут быть соотнесены с конкретным произведением.

Эффективным в данном случае также оказывается прием, который называется «Зеркало»: солист (учитель или один из учеников) выходит к доске и во время пропевания текста показывает движения. Задача класса – повторить движения солиста.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.