Импровизация былинного напева — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Импровизация былинного напева

2020-08-20 195
Импровизация былинного напева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При знакомстве с жанрами музыкального фольклора учащие начальной школы слушают и исполняют былины. На уроках развития речи дети читают отрывки из былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. На уроках музыки учитель знакомит их с былинами напевами, с образами сказителей-гусляров, запечатленных в музыке русских композиторов (Баян в опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, Садко в одноименной опере Н.Римского-Корсакова, слепые гусляры в опере «Снегурочка»), а также в произведениях русских художников (В. Васнецов, К. Васильев).

Можно предложить учащимся следующее задание:

Прочитай выразительно, не спеша, нараспев начало былины о Добрыне Никитиче. Найди в тексте слова, на которых, по-твоему, могут звучать переборы старинного русского инструмента гуслей. Напевая слова былины, исполни аккомпанемент к ней на воображаемых гуслях.

«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание».

 

 

РАЗЫГРЫВАНИЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

На доске записаны слова одной из народных песен, например «Как у наших у ворот». Предложите детям выразительно прочитать текст песни, определить ее характер, настроение действующих лиц. Затем предложите придумать мелодию первых фраз каждого куплета. Какими интонациями – песенными, танцевальными или маршевыми – можно передать содержание песни? Можно провести индивидуальную работу, при которой каждый исполнитель-сочинитель будет петь свою мелодию для каждого запева, а припев песни будет исполнять весь класс.

Импровизацию-цепочку обычно начинает учитель, учащиеся ее про­должают. Наиболее интересные в мелодико-ритмическом отношении импровизации рекомендуется разучить и исполнить всем классом. Завершить разучивание песни можно разыгрыванием ее по ролям: солист – от автора, девочки поют за муху, за стрекозу, мальчики – за комара-музыканта, за муравья. Исполнение сопровождается характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Разыгрывание народной песни, как правило, выполняют небольшими группами по 4-5 человек. Каждый участник группы сочиняет или одну фразу, или подголосок, или инструментальное сопровождение. В этом случае рекомендуется отказаться от точно фиксированного исполнения припева. Таким образом, возникает коллективная импровизация, «собирание» песни по цепочке.

По мере освоения учащимися импровизаций в народном стиле, а также приобретения навыков двухголосного пения полезно включать в процесс детских импровизаций сочинение подголосков разного типа: выдержанные звуки (в верхнем или в нижнем регистре), подголосок с самостоятельным мелодическим движением, терцовое двухголосие.

Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «Вставала ранешенько», «На горе-то калина», «Ходила младешенька» «Как пошли наши подружки», «Я с комариком плясала», «Я посею ли, млада-младенька», «В сыром бору тропина», «Я по лугу гуляла», «Во кузнице» и др.

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Инсценирование известных народных сказок, сочинение несложных партий их действующих лиц продолжает линию развития навыков вокальных импровизаций, к которым естественным образом мыкают импровизации пластические и инструментальные.

Предложите ребятам послушать начало русской народной сказки «Теремок», вспомнить и прочитать диалоги ее действующих лиц:

 

От автора:     Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 

После того как сказка будет выразительно прочитана детьми по ролям, предложите им сочинить небольшие мелодии-темы, музыкальные характеристики каждого персонажа: Мышки, Лягушки, Зайца, Волка, Медведя. Пусть ребята задумаются над тем, какими голосами будут петь их герои, какие интонации наиболее точно раскроют их характеры, какие движения будут сопровождать появление каждого нового действующего лица на сцене музыкального театра. Чтобы игра в музыкальный театр соответствовала жанру, необходимо определить и состав оркестра – инструменты, которые будут сопровождать вокальные импровизации.

Постановку музыкального спектакля «Теремок» можно осуществить на последнем, обобщающем уроке четверти, подготовив coвместно на уроках изобразительного искусства и труда несложные детали костюмов – шапочки, маски и т.п.

Аналогичным образом озвучивают народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» (русские), «Варежка» (украинская) и др.

Поводом для создания вокально-пластических импровизаций могут быть фрагменты народных праздников и обрядов – Рождественское колядование, Масляничные гуляния, встреча весны, хороводы на Троицын день или Ивана Купалу т. п.

 

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

(И.А. Агапова, М.А. Давыдова)

 

Импровизация, как указано в словаре, – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Если мы обратимся к истории музыкального искусства, то обнаружим, что импровизация была достаточно популярна в разное время. Так, в сольных инструментальных концертах пианистов XVII-XVHI веков финалы сочинений – каденции – принято было импровизировать. Во времена венских классиков композиторы даже специально не дописывали каденции, предоставляя исполнителю право завершить ее. Непревзойденным мастером импровизации, по словам современников, уже с детских лет был юный Моцарт. Композитор Бетховен сумел преодолеть строгость великого маэстро Моцарта тем, что предоставил его вниманию импровизацию на заданную тему. В XIX веке венгерский композитор и пианист-виртуоз Ференц Лист покорял современников и как импровизатор.

Импровизация широко использовалась в вокальном фольклоре, особенно у русских исполнителей. Записи народных песен показали, что при исполнении куплетов одной и той же песни ее подголоски обычно импровизировались певцами.

Роль импровизации на школьном уроке музыки несколько скромнее. Это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и ее исполнение или оформление жестикуляции в заданном музыкой ритме, темпе и характере. Музыкальная импровизация может выражаться в разных видах - вокальном, инструментальном, двигательно-ритмическом.

Использование импровизации – перспективный прием для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы школьник сразу вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений: собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку – тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Практика показывает, что младшеклассники охотно занимаются импровизацией, особенно – вокальной. Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать пер­вичным навыкам этого - но силам учителю общеобразовательной школы. Попробуем рассмотреть, какие для этого можно использовать приемы.

Идеальный вариант – провести на импровизации все занятие. Когда каждый этап урока – вопросы, ответы, собеседования с ребятами по новому материалу и повторению старого и т. д. – ведется не проговариваясь, а пропеваясь. Именно так работал несколько лет один из авторов книги в своей экспериментальной группе.

Но для каждого дня форма «урок – музыкальная импровизация» является очень трудоемкой, поскольку требует большой нагрузки на голосовой аппарат педагога. Обычно мы советуем включать импровизацию в обычный урок как один из его компонентов.

Первые шаги в импровизации – приветствие, где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Но это не должно вызывать тревоги: начальный этап освоения навыков импровизации обычно строится на подражатель­ности учеников своему учителю. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения.

Для начала учитель поет свое приветствие на одной ноте на слова:

- Дети, добрый день. (Везде в импровизациях будут
нотные примеры.)

- В хоровом ответе дети повторяют высоту его интонации и ритмический рисунок:

- Добрый день, добрый день.

Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.

Второй вариант приветствия учитель поет в движении по нисходящему звукоряду (соль – до):

- Здравствуйте, ребята.

Ответ детей строится на нисходящем тоническом трезвучии:

- Здравствуйте.

Чтобы развить эмоциональный заряд, полученный от такого приветствия, его можно несколько продлить, добавив приветствие «по ролям». Тогда учитель еще дополнительно обращается, пропевая тот же мотив, сначала к девочкам со словами «здравствуйте, девочки», а затем – к мальчикам со словами «здравствуйте, мальчики». В каждом случае нужные группы детей поют прежний ответ: «Здравствуйте»,

Если сделать ответы на музыкальное приветствие учителя индивидуальными, по желанию школьников, то можно добавить к вокальной импровизации инструментальное сопровождение. Скажем, учитель «комментирует» свою фразу звоном треугольника, а дети – колокольчиков. Как правило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и будет являться первым шагом к инструментальной импровизации.

Музыкальное приветствие сразу вводит детей в нужный рабочий настрой, способствуя тому, что дети с первых шагов готовятся к предстоящей необычной деятельности.

Интересным для детей является «омузыкаленное» обо­значение окончания урока, когда прощание педагога с детьми и их ответ также поются, а не проговариваются. Например, учитель поет слова прощания на мотив нисхо­дящего звукоряда (соль - до):

- До свидания.

Ответ детей повторяет фразу педагога:

- До свидания.

Мотив прощания можно разнообразить, используя мелодии, только что изученные ребятами на уроке. Например, вот как естественно будет звучать тема хора «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», с которой школьники знакомятся в 1-м классе:

У ч и т е л ь. До свидания, ребята.

К л а с с. До свидания, учитель.

К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: «Как тебя зовут?»

Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.

После того как все дети произнесут нараспев свое имя, на следующих занятиях задание можно усложнить, потребовав «полного ответа» на просьбу учителя. Теперь ответ должен выглядеть так:

меня зовут + имя.

Следующий этап ответа:

меня зовут + имя + фамилия.

Эпизод «Знакомство» можно использовать на уроках в течение всей первой четверти первого класса. Целесообразно совместить его с некоторыми игровыми добавлениями.

Например, прием под названием «Эхо». Весь класс хором повторяет ответ одного школьника, формируя тем самым внимательность восприятия и интонационную чуткость. Или к распеву имени добавляются хлопки и звуки шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования длительностей. В качестве задания для самостоятельной работы можно порекомендовать ребятам подобрать «мелодию» своего имени на разновысотных инструментах - металлофоне, дудочке, фортепиано.

Первые попытки учащихся еще не представляют большой объективной ценности, но они имеют существенное значение для детского музыкального развития.

Вот другие задания, в которые включается вокальная импровизация. При этом вместе с умением импровизировать дети получают практику расширения вокально-певческого диапазона.

 

Диалог учителя и ученика

Педагог нараспев задает свои вопросы, а школьник так же нараспев обязан отвечать на них. Вопросы педагога могут быть «на свободную тему» (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему?) или касаться разбора прослушанного музыкального произведения (К какому жанру принадлежит эта музыка? Какой у нее характер? Кто ее исполняет?).

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.