Трансграничное сотрудничество и еврорегионы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Трансграничное сотрудничество и еврорегионы

2020-08-20 615
Трансграничное сотрудничество и еврорегионы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трансграничное сотрудничество — форма мирохозяйственной интеграции, получившая особое распространение в Европе. Трансграничное сотрудничество способствует свободному перемещению товаров, услуг, капитала и людей. К внедрению этой формы мирохозяйственной интеграции необходимо подходить дифференцированно с учетом уровня экономического развития и социокультурных особенностей регионов.
Трансграничный регион — сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством. В Западной Европе наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества получили еврорегионы, пограничное сотрудничество и международные транспортные коридоры. Путь к единой Европе проходит через пограничные территории, где наиболее отчетливо проявляются социокультурные рубежи.
Еврорегионы — приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности. Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством.
Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации — исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих еврорегионов расположены столица Европейского Союза — Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества.

В западноевропейских странах идея еврорегионов исторически использовалась для преодоления относительной социально-экономической отсталости приграничных регионов по отношению к центру. В дальнейшем, по мере развития процессов европейской интеграции, еврорегионы стали рассматриваться как необходимый инструмент строительства Европейского Союза. В настоящее время еврорегионам отводится важная роль в создании благоприятных условий для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Как уже отмечалось выше, юридической основой деятельности еврорегионов является внутреннее законодательство сотрудничающих стран, Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980). Однако, как показал опыт стран ЦВЕ, еврорегионы практически не работают, если отсутствуют межгосударственные соглашения по вопросам приграничного сотрудничества между заинтересованными странами.
По мере продвижения еврорегионов на восток континента стали более размытыми правовые формы этого понятия. Под еврорегионом понимают «общее соглашение о партнерстве», «сообщество с правами юридического лица», «сообщество по интересам», «общественную организацию» и т.д. Если в Западной Европе еврорегионы имеют консолидированный бюджет и получают дополнительное финансирование от Европейского Союза, то в странах ЦВЕ испытывают большие трудности при формировании общих бюджетов.
В Западной Европе уже сложился единый механизм внутригосударственного согласования при вступлении территориальных общин в еврорегионы. Поэтому местные власти принимаю соответствующие решения самостоятельно. Центральные власти в лице министерств экономики, юстиции, иностранных и внутренних дел координируют их деятельность в соответствии с национальным законодательством. Но даже в условиях развитых правовых отношений в начальный период формирования еврорегионов возникают существенные трудности из-за разных уровней экономического развития, дисбаланса в вопросах занятости и производства, этнокультурных и языковых барьеров. Особенно эти проблемы актуальны для стран ЦВЕ.
Осуществление идеи ликвидации государственных границ в Европейском Союзе открывает приграничным регионам с многонациональным населением особые возможности и новые перспективы для всестороннего развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В результате естественного и непосредственного общения друг с другом формируется их европейское самосознание. Поэтому еврорегионы призваны осуществлять приграничное сотрудничество на основе принципа субсидиарности. Это защищает территориальную общину от чрезмерной бюрократизации.
Рассмотрим типичные еврорегионы Западной Европы. В 1991 году было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн — Вестфалия и Нижняя Саксония (ФРГ) и Королевством Нидерланды. На основании этого документа в 1993 году было создан немецко-нидерландский Целевой союз «Европейский регион Рейн — Вааль», в состав которого вошли немецкие и нидерландские города и общины, сообщества общин и другие публично-правовые объединения (всего 45 юридических лиц). Этот Союз стал правопреемником основанного в 1978 году Сообщества «Еврорегион Рейн — Вааль». Таким образом, за два десятилетия постепенно были осуществлены три стадии интеграции с учетом выявленных недостатков. Приграничное сотрудничество нового Целевого союза осуществляется в следующих областях:

  • экономическое развитие;
  • образование;
  • транспортные коммуникации;
  • территориальное планирование;
  • культура и спорт;
  • туризм и отдых;
  • защита окружающей среды и утилизация отходов;
  • охрана природы и уход за садово-парковыми ансаблями;
  • социальная сфера;
  • здравоохранение;
  • защита от природных катастроф;
  • телекоммуникации;
  • общественная безопасность и порядок.

Хотя перечень задач и компетенции еврорегиона в основном совпадают с принятыми типовыми и рамочными соглашениями, еврорегион отдает приоритет одной из наиболее острых для индустриальных территорий экологическим проблемам, включая утилизацию отходов. Еврорегион имеет консолидированный бюджет, взнос в который зависит от численности населения входящих в Союз городов и общин.

В 1996 году в Майнце было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн — Вестфалия, Рейнланд—Пфальц (Германия), регионом Валлония и Немецкоязычным сообществом Бельгии. Таким образом был создан прецедент, когда одно и тоже территориальное сообщество может входить в разные еврорегионы. Данное соглашение направлено на более тесную консолидации немецких и французских приграничных территориальных общин. Не случайно, в соглашении оговорена возможность присоединение к еврорегиону Французского сообщества Бельгии.
Рабочее сообщество муниципальных образований еврорегиона Эйфель — Арденны включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Св.Вит (Бельгия) и общину Клерф (Люксембург). Членство в еврорегионе является открытым для всех без исключения других общин и коммунальных органов района Эйфель — Арденны.

В 1987 году был создан совместный орган приграничного сотрудничества «Совет Лемана», включающий департаменты Франции и кантоны Швейцарии, расположенные вокруг озера Леман (Женевского озера). Особенность еврорегиона, отраженная в принятой Конвенции, обусловлена сохранением единого уникального природного объекта, поощрением развития и обустройства природного бассейна озера с учетом его особенностей. Это обусловило основные сферы деятельности еврорегиона:

  • водное хозяйство;
  • транспортные коммуникации,
  • производство и транспортировка энергии;
  • лесное хозяйство и экономика сельского хозяйства горных районов;
  • защита естественной среды озер, рек, лесов и природных ландшафтов;
  • защита и улучшение условий жизни;
  • социально-экономическое развитие городов и сельских районов;
  • развитие сферы обслуживания, туризма и бальнеологии;
  • профессиональное обучение и повышение квалификации;
  • здравоохранение и исследовательские учреждения медицинского профиля;
  • культура и культурное наследие обмен деятелями культуры;
  • социальные проблемы населения приграничных районов.

15 февраля 1995 года был создан еврорегион СаарЛорЛюксРейн на основе образованного в 1988 году коммунального рабочего сообщества КОМРЕГИО. Штаб-квартира еврорегиона расположена в Люксембурге, но моежет быть перенесена по решению членов правления в любое другое место. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Великого Герцогства Люксембург, Лотарингии, земли ФРГ Саар, западных районов земли ФРГ Рейнланд-Пфальц, а также районов Бельгии, граничащих с Великим Герцогством Люксембург. Среди целей и задачей еврорегиона выделяются следующие:

  • взаимный обмен опытом и информацией, особенно в части территориального планирования и реализации совместных проектов с учетом специфики приграничного сотрудничества;
  • обмен информации о планировании и результатах осуществления коммунальных проектов;
  • оказания своим членам консультативных услуг;
  • представление проектов в соответствии с принципом субсидиарности;
  • содействие обмену сотрудниками административного управления и повышения их квалификации в сфере приграничного сотрудничества;
  • организации работы по укреплению в сознании проживающих на территории еврорегиона населения идеи о необходимости приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество распространяется на все сферы деятельности, входящие в компетенцию коммунальных органов власти. членом еврорегиона может стать любая административно-территориальная единица, другие местные коммунальные организации, если они заявят о своем согласии с его целями. Размер ежегодного членского взноса устанавливается Советом еврорегиона, но не может превышать сумму в 2000 ЭКЮ на одного представителя.
Высшим органом еврорегиона является Генеральное собрание (Совет еврорегиона). Число представителей устанавливается по численности населения территории. Количество жителей в 20 тысяч человек дает право на одного представителя. Однако общее число представителей не может быть более четырех человек. Ведущий союз на коммунальном уровне или аналогичное объединение местных властей может назначать до десяти представителей. Совет еврорегиона несет ответственность по всем вопросам в соответствии с принятым Уставом.

Правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии в 1996 г. подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Бад-Вюртенберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Агрови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств. В соглашении рассмотрены правовые условия различных форм сотрудничества, включенный в Европейскую рамочную конвенцию 1980 года. Можно сказать, что создан самый крупных западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте.
Опыт создания еврорегионов в западноевропейских странах свидетельствует о поэтапности этого процесса, тщательного экономико-правового обоснования на пути к созданию общеевропейского дома. После падения «железного занавеса» началось продвижение еврорегионов на восток континента. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества, что обусловлено рядом причин.
В 1994 году был создан еврорегион «Ныса», включивший приграничные районы и гмины Чехии, Германии и Польши. В рамочном соглашении о сотрудничестве выделяются следующие направления совместной деятельности:

  • сотрудничество в области территориального планирования;
  • улучшение состояния окружающей среды;
  • подъем развития экономики и выравнивание жизненных стандартов;
  • строительство и развитие инфраструктуры в соответствии с приграничными потребностями;
  • сотрудничество в аварийных ситуациях;
  • туризм и культурный обмен;
  • воздействие на улучшение межчеловеческих отношений;
  • сотрудничество в гуманитарной и социальной областях;
  • рассмотрение жалоб граждан.

Таким образом, исходя из положений Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, в еврорегионах на востоке континента делается упор на создание широкой «инфраструктуры» европейской интеграции, включая права человека.
Успешно осуществляется трансграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря, где реализуется проект рамочного соглашения ТАСИС - СБС (кооперационное приграничное сотрудничество). Создается трансмодальный транспортный коридор «северного треугольника Европы», объединяющего четыре столицы - Копенгаген, Осло, Стокгольм и Хельсинки. Его естественным продолжением на восток будет транспортный коридор из Финляндии в Россию. Общеевропейская конференция по транспорту (Хельсинки, 1997) выделила Баренцев/Евроарктический транспортный регион, включая строительство железной дороги Оулу-Архангельск и автостраду на Мурманск.
В соответствии с этими международными проектами и государственной политикой открытой экономики Финляндия превращается в коридор высоких технологий, капитала и идей для России. Финны обладают высокоразвитой информационной структурой, занимают ведущие места в мире по использованию Интернета и сотовых телефонов. Телекоммуникационная продукция является важной статьей дохода местной экономики. Для ускорения режима международных грузовых перевозок вводятся электронные таможенные декларации и накладные, передаваемые электронными средствами связи. Финляндия становится связующим звеном между ЕС и Россией, где Санкт-Петербург возрождается как главное «окно» в Европу.
После падения «железного занавеса» начали формироваться еврорегионы на восточных внешних границах ЕС с государствами Центральной и Восточной Европы и между последними. Здесь идея еврорегионов используется для преодоления их относительной экономической отсталости по отношению к центру и в целях поэтапной интеграции. По мере продвижения еврорегионов на восток наблюдается трансформация правового понятия и утрата важнейших функций. На Западе еврорегионы имеют консолидированный бюджет и получают дополнительное финансирование от ЕС, тогда как в Восточной Европе они испытывают большие трудности при

формировании общего бюджета и имеют ограниченные делегированные полномочия при решении вопросов делового сотрудничества.
Формирование региональной политики ЕС обусловлено сочетанием внутренних и внешних факторов развития. Если задача государственной власти заключается в проведении макроэкономической политики, формирования рыночной инфраструктуры и обеспечения социальной защиты граждан, то региональная политика основывается на экономических программах социально эффективных и экологически допустимых. Необходим поиск форм мирохозяйственной интеграции, среди которых важное значение приобретают региональные программы открытой экономики, совместное предпринимательство, свободные экономические зоны, приграничное сотрудничество и многие другие. Эффективность той или иной формы зависит от конкретного места и социального времени. Без этого бессмысленно говорить — какая из них лучше, а какая хуже. Оказавшись в другом социокультурном пространстве, самая лучшая форма может дать негативные результаты.
Опыт Западной Европы в проведении региональной политики свидетельствует о необходимости взвешенного подхода к децентрализации властных полномочий. На этом пути восточноевропейским странам предстоит принять меры по укреплению местного самоуправления. Содействие регионам через наднациональные интеграционные образования способствует более успешному преодолению территориальных диспропорций и формированию европейского самосознания.

Приграничное сотрудничество. В 1980 г. в Мадриде была принята Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Сближение европейских регионов основывается на типовых и рамочных соглашениях по приграничному сотрудничеству в экономической и социальной сферах. Это области территориального планирования, управления приграничными городскими и сельскими парками, местными общественными делами и др. Договаривающие стороны могут вносить изменения в типовые документы с учетом местной специфики. Конвенция признает практику создания организации со статусом и без статуса юридического лица. Предусматривается создание «многонациональной» организации со статусом юридического лица, признанного законами всех заинтересованных государств.
В соответствии с Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве ЕС осуществил программу ИНТЕРРЕГ, цель которой заключалась в нивелировании различий в экономическом развитии между приграничными регионами в странах Содружества. После падения «железного занавеса» была разработана аналогичная программа ИНТЕРРЕГ–2 для приграничных регионов стран Западной и Восточной Европы, а с 2000 г. начала функционировать программа ИНТЕРРЕГ – 3. Создан Европейский союз приграничных регионов (еврорегионов), способствующий совершенствованию трансграничного сотрудничества.
Дополнение Конвенции 1980 года новыми протоколами расширило формы сотрудничества. Стало возможным создание объединений на основе нескольких еврорегионов. Так, например, еврорегионы Баден-Вюртенберг, Рона-Альпы, Ломбардия и Каталония создали сообщество «Четыре мотора для Европы».

Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве выделят две категории типовых соглашений, уставов и контрактов о пограничном сотрудничестве:

  • типовые межгосударственные соглашения о приграничном сотрудничестве на местном и региональном уровнях;
  • рамочные соглашения, контракты и уставы, которые могут обеспечить основу приграничного сотрудничества между территориальными властями или сообществами.

Как показала практика, только два типовых межгосударственных соглашения о содействии приграничному сотрудничеству и региональным приграничным связям подпадают под исключительную юрисдикцию государств. Другие межгосударственные соглашения просто создают юридические рамки для заключения соглашений или контрактов между территориальными властями или сообществами, типы которых относятся ко второй категории.
Приведем перечень типовых межгосударственных соглашений:

  • о развитии приграничного сотрудничества;
  • о региональных приграничных консультациях;
  • о консультациях местных властей;
  • о приграничном сотрудничестве между местными властями на контактной основе;
  • о создании органов приграничного сотрудничества местных властей;
  • о межрегиональном и/или межмуниципальном сотрудничестве в экономической и социальной областях;
  • о межправительственном сотрудничестве в области территориального планирования;
  • о межрегиональном и/или межмуниципальном приграничном сотрудничестве в области территориального планирования;
  • о создании и управлении приграничными парками;
  • о создании и управлении приграничными сельскими парками;
  • о приграничном сотрудничестве в области повышения квалификации, информации, занятости и условий труда;
  • о поддержке приграничного или транснационального сотрудничества в области школьного образования;
  • о приграничном или межтерриториальном сотрудничестве по использованию земель пограничных рек.

Система межгосударственных соглашений нацелена прежде всего на четкое закрепление содержания, форм и границ, определяемых государствами для деятельности территориальных властей. Заключение межгосударственных соглашений между заинтересованными государствами способствует не только приграничному сотрудничеству местных властей, но, безусловно, полезно в целом для европейской интеграции.
Рассмотрим подробнее одно из перечисленных типовых соглашений — о межрегиональном сотрудничестве в экономической и социальных областях. На основе этого Соглашения создается совместная Комиссия, которой поручается изучить возможность осуществления совместных проектов, подготовить программу совместных действий в области регионального развития и урегулировать пути её осуществления. Комиссия рассматривает конкретные проекты и вырабатывает детали по его выполнению.
Количество мест в Комиссии распределяется поровну между Договаривающими Сторонами, каждая из которых в соответствии со своим национальным законодательством сама определит сбалансированное распределение мест своей делегации между территориальными властями (правительства, кантоны, земли, региональные и местные власти), подпадающими под данное соглашение. В соответствии со своей компетенцией Комиссия укомплектовывается профессионалами, назначаемыми центральной, региональными и местными властями каждой из Договаривающихся Сторон.
Комиссия проводит заседание по мере необходимости, и, как правило, не менее одного раза в год. Председательствование регулярно чередуется между сторонами. Комиссия при рассмотрении проектов может обращаться к экспертам. Финансирование работы Комиссии и её Секретариата покрывается расходами делегаций. Данное соглашение заключается на срок осуществления конкретных экономических или социальных проектов.
Обратимся к перечню основных рамочных соглашений, уставов и контрактов между местными властями:

  • о создании консультативной группы между местными властями;
  • о координации управления приграничными коммунальными делами на местном уровне;
  • о создании приграничных ассоциаций частного права;
  • о поставках товаров и предоставлении услуг приграничными местными властями (регулирование публичным правом);
  • о создании органов приграничного сотрудничества местных властей;
  • о межрегиональном и/или межмуниципальном сотрудничестве в экономической или социальной областях;
  • о межрегиональном и/или межмуниципальном сотрудничестве в области территориального планирования;
  • о создании и управлении приграничными парками;
  • о создании и управлении приграничными сельскими парками;
  • о развитии приграничного сотрудничества по защите населения и взаимной помощи в случае чрезвычайных ситуаций в приграничных зонах;
  • о транснациональном сотрудничестве между школами и местными сообществами;
  • о выработке программы для приграничных школ;
  • о приграничном или межтерриториальном сотрудничестве в области использования земель вдоль пограничных рек.

Государствам и местным властям предложен широкий выбор соглашений и договоренностей. Во многих западноевропейских странах такой фактический выбор уже существует. Предлагаемая система состоит из шести типов рамочных соглашений, договоров и законодательных актов, соответствующих различным уровням и формулам приграничного сотрудничества. В зависимости от состояния национального законодательства они могут использоваться сразу, либо их применение ставиться в зависимости от заключения межгосударственного соглашения. Система рамочных соглашений между местными властями находится в соответствии с типовыми межгосударственными соглашениями. Поэтому к каждому рамочному документу дается ссылка на межгосударственного соглашение. Это дает возможность интегрировать соглашения разных уровней. Естественно, приведенные образцы соглашений являются схематическими, поскольку невозможно учесть множество возникающих в конкретных случаях проблем. В правовых государствах Запада возможно принятие многих рамочных соглашений и без заключения межгосударственных соглашений. И, наоборот, в странах Центральной Восточной Европы, где правовое пространство еще находится в стадии формирования, многие рамочные соглашения между местными властями невозможны или малоэффективны без принятия соответствующего межгосударственного договора.
Рассмотрим применение одного из рамочных контрактов — на поставку и предоставление услуг приграничным местным властям. Такой тип контракта может использоваться местными властями при продаже, аренде, найме, поставке товаров, предоставлении услуг и эксплутационных концессий. Местные власти могут использовать контракты, регулируемы «публичным правом» и «частным правом». В рамочном документе оговариваются предмет контракта, правовой режим и финансовые условия, процедура разрешения споров и арбитража, условия изменения и прекращения контракта.
По мере необходимости в базовые правовые документы, регламентирующие принципы европейского регионализма, вносятся изменения и дополнения. Так, например, 9 ноября 1995 года в Страсбурге был принят Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, предусматривающий принятие новых мер, способствующих европейской интеграции. В протоколе №2 к Европейской рамочной конвенции территориальным сообществам или властям дается право активно сотрудничать не только с соседними сообществами других государств (приграничное сотрудничество), но также и с представляющими интерес неприлегающими зарубежными сообществами (межтерриториальное сотрудничество).
Приграничное сотрудничество чаще всего проявляется в следующих формах:

  • приграничной торговли;
  • производственной кооперации;
  • совместном строительстве и взаимопомощи в сооружении промышленных и других объектов;
  • использовании иностранных рабочих;
  • создании пограничной инфраструктуры;
  • установление преференциального режима на пограничных таможенных пунктах и транспортных узлах;
  • совместном использовании энергетических, водных и других природных ресурсов и предоставлении технической помощи;
  • передаче ноу-хау;
  • консалтинговых услуг;
  • социокультурном сотрудничестве диаспор;
  • туризме и курортно-рекреационном хозяйстве;
  • экологии (совместных работах по охране природной среды и радиационной безопасности);
  • обмене и помощи сельскохозяйственной техникой и в области селекции и др..

В современном мире усиление регионализма сопровождается возрастанием роли рубежных государств, расположенных на «краю» различных экономических пространств. Здесь особо выделяется группа стран, эффективно использующая рубежные функции между Восточной и Западной Европой (Финляндия, Турция, Кипр и др.). Финляндия является единственным членом Европейского Союза, непосредственно соседствующим с крупнейшей территориальной державой — Россией. Турция и Кипр используют свои преимущества периферийного положения по отношению к европейскому рынку.

Продвижение ЕС на Восток

Расширение на Восток — политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.
Следую своему стратегическому курсу расширения на Восток, Европейский Союз подписал соглашение об ассоциированном членстве с большинством стран Центральной и Восточной Европы. Для этих целей созданы программы ФАРЕ и ТАСИС и предложен проект трансмодальных коридоров.
Программа ФАРЕ рассчитана преимущественно на страны Центральной Европы, находящиеся в первом эшелоне возможных кандидатов на вступление в ЕС. Программа предоставляет безвозмездную финансовую поддержку экономических преобразований и укрепления демократических обществ. Кроме технического содействия она способствует приобретению «накопленного опыта Сообщества», завершению рыночных реформ и реструктуризации экономики в целях создания необходимых условий для будущего членства в ЕС. Особый упор делается на стимулирование развития инфрастуктуры и межрегионального сотрудничества. Бюджет ФАРЕ в 90-е годы составил 14,5 млрд. долларов, из них в 1990 – 1995 гг. израсходовано 5,6 млрд. долларов.
Программа ТАСИС предназначена для содействия развития рыночной экономики и демократии в странах Содружества Независимых Государств путем безвозмездного предоставления ноу-хау. Программа была впервые обсуждена на заседании Европейского Совета в Риме в декабре 1990 года. Страны – члены ЕС решили оказать поддержку реформаторским шагам советского руководства путем передачи ноу-хау. В 1991 году были утверждены принципы оказания Европейским Сообществом экономической поддержки рыночным преобразованиям в советских республиках, а Европейская Комиссия назначена органом, отвечающим за управление Программой. В 1992 году новые независимые прибалтийские государства присоединились к программе ФАРЕ для стран Центральной и Восточной Европы. В 1993 году в число участников программы вошла Монголия. В 90-е годы на реализацию программы было выделено 5,6 млрд. долларов, из них 1/3 пришлась на Россию. Финансирование осуществлялось по следующим секторам:

  • сельское хозяйство;
  • энергетика,
  • реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора,
  • реформа государственного управления, социальные услуги и образование,
  • ядерная безопасность и окружающая среда,
  • транспорт,
  • телекоммуникации,
  • консультирование по вопросам политики и др.

Более половины финансирования по созданию телекоммуникаций, реорганизации государственных предприятий и развития частного сектора получила Россия. Наибольшее внимание в связи с Чернобыльской катастрофой было уделено ядерной безопасности в Украине и региональным программам.

Европейские транспортные коридоры. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной интеграции. Этот стратегический курс Европейского Союза обусловлен открывшимися перспективами для торговли и экономики, улучшения транспортного сообщения между Западом и Востоком Европы. В 1994 г. на острове Крит вторая Общеевропейская конференция определила девять приоритетных транспортных коридоров с учетом основных направлений перевозок грузов и пассажиропотоков.
Предполагаемая стоимость развития коммуникационных коридоров оценивалась примерно в 70 млрд. евро. Финансирование осуществляется за счет заинтересованных стран, международных финансовых организаций, частных инвестиций, программ ТАСИС и ФАРЕ. Проект планировалось реализовать к 2010 г. при условии достигнутого взаимопонимания заинтересованных стран. Реализация проекта требует создания преференциального режима в основных коммуникационных узлах, увеличения пропускной способности пограничных переходов, ускорения и синхронизации прохождения грузов и документации, совершенствование систем связи и подготовки персонала, принятия общих стандартов безопасности и многого другого.

Впервые проект скоростных транспортных коридоров был разработан в конце 30-х годов в Третьем Рейхе. Ключом к колонизации восточных территорий должна была стать новая сеть автобанов, отличающихся от западноевропейских высокими скоростями. Три шестирядных автомобильных транспортных коридора проектировались в направлениях Берлин - Могилев - Уфа и Санкт-Петербург - Могилев - Киев - Винница - Одесса и Берлин - Винница - Теодорихсхафен (Севастополь). Планировалось проложить скоростную широтную железнодорожную магистраль Мюнхен - Винница/Жмеринка - Ростов-на-Дону. К 1994 г. должна была завершиться европеизация Московии и Украины на основе формирования транспортных коридоров. Автобан соединял Одессу и Крым с Берлином и Гамбургом. Другой автобан Санкт-Петербург - Киев - Винница - Одесса возрождал путь «из варяг в греки». Не случайно, на пересечении этих транспортных коридоров запад - восток и север - юг в районе Виннице во время Второй мировой войны было осуществлено строительство главного командного пункта на восточном фронте — ставки Гитлера «Вервольф» (Волчье логово).
Для современной Восточной Европы проект международных транспортных коридоров ЕС предоставлял реальную возможность мирохозяйственной интеграции. Однако упадок экономики и крупномасштабная коррупция в Восточной Европе сделали невозможным в обозримом будущем вступление в ЕС и реализацию проектов международных транспортных коридоров.

В 1991 г. в Лондоне был создан Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров Банка входят Европейское Сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. Банк осуществляет прямое финансирование крупномасштабных проектов с минимальной заемной суммой в 5 млн. евро, при этом доля участия не должна превышать 35 % от долгосрочной капитализации имеющейся компании. Банк осуществляет инвестирование в уставной капитал в различных формах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине двадцатого столетия. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса».
На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

Границы Большой Европы

После расширения Европейского Союза с 15 до 25


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.