Глава 4. Европейский регионализм — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 4. Европейский регионализм

2020-08-20 236
Глава 4. Европейский регионализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

После двух мировых войн Европа выбрала путь к экономической и политической интеграции, способствующей миру на континенте. Во второй половине ХХ века здесь сформировался один из трех мировых полюсов экономического и технологического развития. У истоков европейской интеграции стояли различные политические и общественные деятели. Уинстон Черчилль, выступая в Цюрихе 19 сентября 1946 года на церемонии вручения очередного почетного диплома, призвал к европейской интеграции: «Европейцы должны, насколько это возможно, переделать здание Европы, чтобы встроить его затем в международную структуру, способную обеспечить мир… Время не ждет. Воспользуемся передышкой, чтобы создать Соединенные Штаты Европы, Может быть, это будет называться иначе. Неважно. Главное начать сегодня же. Я вас умоляю: давайте двигаться в этом направлении!».

Продвижение ЕС на Восток

Расширение на Восток — политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.
Следую своему стратегическому курсу расширения на Восток, Европейский Союз подписал соглашение об ассоциированном членстве с большинством стран Центральной и Восточной Европы. Для этих целей созданы программы ФАРЕ и ТАСИС и предложен проект трансмодальных коридоров.
Программа ФАРЕ рассчитана преимущественно на страны Центральной Европы, находящиеся в первом эшелоне возможных кандидатов на вступление в ЕС. Программа предоставляет безвозмездную финансовую поддержку экономических преобразований и укрепления демократических обществ. Кроме технического содействия она способствует приобретению «накопленного опыта Сообщества», завершению рыночных реформ и реструктуризации экономики в целях создания необходимых условий для будущего членства в ЕС. Особый упор делается на стимулирование развития инфрастуктуры и межрегионального сотрудничества. Бюджет ФАРЕ в 90-е годы составил 14,5 млрд. долларов, из них в 1990 – 1995 гг. израсходовано 5,6 млрд. долларов.
Программа ТАСИС предназначена для содействия развития рыночной экономики и демократии в странах Содружества Независимых Государств путем безвозмездного предоставления ноу-хау. Программа была впервые обсуждена на заседании Европейского Совета в Риме в декабре 1990 года. Страны – члены ЕС решили оказать поддержку реформаторским шагам советского руководства путем передачи ноу-хау. В 1991 году были утверждены принципы оказания Европейским Сообществом экономической поддержки рыночным преобразованиям в советских республиках, а Европейская Комиссия назначена органом, отвечающим за управление Программой. В 1992 году новые независимые прибалтийские государства присоединились к программе ФАРЕ для стран Центральной и Восточной Европы. В 1993 году в число участников программы вошла Монголия. В 90-е годы на реализацию программы было выделено 5,6 млрд. долларов, из них 1/3 пришлась на Россию. Финансирование осуществлялось по следующим секторам:

  • сельское хозяйство;
  • энергетика,
  • реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора,
  • реформа государственного управления, социальные услуги и образование,
  • ядерная безопасность и окружающая среда,
  • транспорт,
  • телекоммуникации,
  • консультирование по вопросам политики и др.

Более половины финансирования по созданию телекоммуникаций, реорганизации государственных предприятий и развития частного сектора получила Россия. Наибольшее внимание в связи с Чернобыльской катастрофой было уделено ядерной безопасности в Украине и региональным программам.

Европейские транспортные коридоры. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной интеграции. Этот стратегический курс Европейского Союза обусловлен открывшимися перспективами для торговли и экономики, улучшения транспортного сообщения между Западом и Востоком Европы. В 1994 г. на острове Крит вторая Общеевропейская конференция определила девять приоритетных транспортных коридоров с учетом основных направлений перевозок грузов и пассажиропотоков.
Предполагаемая стоимость развития коммуникационных коридоров оценивалась примерно в 70 млрд. евро. Финансирование осуществляется за счет заинтересованных стран, международных финансовых организаций, частных инвестиций, программ ТАСИС и ФАРЕ. Проект планировалось реализовать к 2010 г. при условии достигнутого взаимопонимания заинтересованных стран. Реализация проекта требует создания преференциального режима в основных коммуникационных узлах, увеличения пропускной способности пограничных переходов, ускорения и синхронизации прохождения грузов и документации, совершенствование систем связи и подготовки персонала, принятия общих стандартов безопасности и многого другого.

Впервые проект скоростных транспортных коридоров был разработан в конце 30-х годов в Третьем Рейхе. Ключом к колонизации восточных территорий должна была стать новая сеть автобанов, отличающихся от западноевропейских высокими скоростями. Три шестирядных автомобильных транспортных коридора проектировались в направлениях Берлин - Могилев - Уфа и Санкт-Петербург - Могилев - Киев - Винница - Одесса и Берлин - Винница - Теодорихсхафен (Севастополь). Планировалось проложить скоростную широтную железнодорожную магистраль Мюнхен - Винница/Жмеринка - Ростов-на-Дону. К 1994 г. должна была завершиться европеизация Московии и Украины на основе формирования транспортных коридоров. Автобан соединял Одессу и Крым с Берлином и Гамбургом. Другой автобан Санкт-Петербург - Киев - Винница - Одесса возрождал путь «из варяг в греки». Не случайно, на пересечении этих транспортных коридоров запад - восток и север - юг в районе Виннице во время Второй мировой войны было осуществлено строительство главного командного пункта на восточном фронте — ставки Гитлера «Вервольф» (Волчье логово).
Для современной Восточной Европы проект международных транспортных коридоров ЕС предоставлял реальную возможность мирохозяйственной интеграции. Однако упадок экономики и крупномасштабная коррупция в Восточной Европе сделали невозможным в обозримом будущем вступление в ЕС и реализацию проектов международных транспортных коридоров.

В 1991 г. в Лондоне был создан Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров Банка входят Европейское Сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. Банк осуществляет прямое финансирование крупномасштабных проектов с минимальной заемной суммой в 5 млн. евро, при этом доля участия не должна превышать 35 % от долгосрочной капитализации имеющейся компании. Банк осуществляет инвестирование в уставной капитал в различных формах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине двадцатого столетия. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса».
На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

Границы Большой Европы

После расширения Европейского Союза с 15 до 25 государств актуальной стала проблема определения границ Большой Европы, которая имеет три определения:

  • государства европейского континента, относящиеся преимущественно к христианской цивилизации;
  • государства-члены Совета Европы;
  • народы континента, отождествляющие себя с европейскими ценностями, историей и культурой.

В Большую Европу входят кроме ЕС Россия и другие страны, дискуссионным является включение в это пространство Южного Кавказа. В 2003 году Европейская комиссия опубликовала первые предложения по формированию Большой Европы и документ о стратегии европейской безопасности, где вводятся новые понятия «европеизации» и европейского соседства (табл. 4.1). Если в членство в ЕС оформляется юридическим и политическим актом, то в границах Большой Европы основной целью является «европеизация» политических, экономических и социальных отношений, фундаментом которой является либерально-демократическая идеология, не претендующая на гегемонию и предусматривающая сохранение многонационального и мультикультурного разнообразия.
Европейское соседство включает на юге отношения со средиземноморскими государствами Магриба и Машрека, связанные с остальным Ближним Востоком, включая государства Персидского залива. На востоке европейское соседство простирается к восточноевропейским государствам и Центральной Азии (бывшим союзным республикам).
Руководителем программы Большой Европы Майклом Эмерсоном (Центр европейский политических исследований в Брюсселе) предложена следующая схема Большой Европы и её соседей:

  • Европейский Союз,
  • Россия и другая Европа,
  • Большой Ближний Восток и
  • Северная Америка.

Европейский Союз образует с Россией и другими восточноевропейскими странами Большую Европу. Будущее Большой Европы зависит от диалога ЕС и России.
Большой Ближний Восток включает пространство исламского мира (за исключением Израиля) от Северной Африки до Центральной Азии, Персидского залива и Афганистана. Регион стал основным источником угрозы европейской безопасности, объединяя риски терроризма, торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными товарами, нелегальной миграцией, культурной и идеологической конфронтации.
Северная Америка (Соединенные Штаты и Канада), является заокеанским продолжение европейской цивилизации и имеет особо близкие отношения в границах англо-сакского мира с Великобританией. Запад не смог предложить Большому Ближнему Востоку, где доминируют недемократические режимы, приемлемые либерально-демократические ценности. Попытки внедрить «права человека» и другие западные ценности с помощью силы граничат с рассуждениями исламских фундаменталистов. В подходах к проблемам Большого Ближнего Востока имеются различия между ЕС и Соединенными Штатами, являющимися ведущим геополитическим игроком в регионе. Особенно наглядно это показала война в Ираке, приведшая к расколу между североатлантическими союзниками.
Предлагается создание новых субрегиональных средиземномрских сообществ Евро-Магриб и Евро-Машрик со штаб-квартирами, соответственно, на Мальте и Кипре. Требуется внимание Евросоюза к ЧЭС, где большинство стран декларируют европейский выбор. В арабской географии населенные арабами страны делятся на Магриб (Запад) и Машрик (Восток). Магриб включает средиземноморские арабские страны Северной Африки к западу от Египта. Машрик включает Египет и другие восточные арабские страны.

Таблица 4.1.
Характеристика Большой Европы и европейских соседей

Большие пространства и государства Количество государств Население (млн. человек) Национальный доход, млрд. долларов США, 2001 г.
Большая Европа      
Европейский Союз 25 450 8500
Прочие страны Западной Европы, ЕЭП/ЕАСТ и карликовые государства 8 12 443
Кандидаты на вступление в ЕС 3 96 219
Другие государства Юго-Восточной Европы 5 24 43
Европейские государства СНГ 7 225 331
Непризнаваемые сепаратистские образования 4 3  
Всего 52 810 9508
       
Большой Ближний Восток      
Средиземноморье 10 174 255
Персидский залив, Ирак, Иран 9 135 590
Центральная Азия, Афганистан 6 83 41
Всего 25 392 886
       
Северная Америка      
США   291 10383
Канада   31 714
Всего   322 11097


Европейский Союз является привлекательным для малых стран регионом экономического благополучия под «ядерным зонтиком» США. После расширения на восток ЕС приблизился по базовым показателям Соединенных Штатов (табл. 4.2). Хотя Европейский Союз по территории вдвое меньше, чем США, в нем проживает на 170 млн. человек больше. По прогнозам из-за старения населения этот разрыв практически исчезнет к 2050 году. Европа приблизилась по экономической мощи к Америке и уступает по ВВП всего 1,5 трлн. долларов. Евросоюз является мировым лидером в области внешней торговли и прямым иностранным инвестициям. Объединенная Европа превратилась в крупнейший потребительский рынок в мире (с учетом покупательной способности населения). ВВП на душу населения у новых членов уступает среднему европейскому уровню и колеблется от 35% (Латвия) до 77 % (Кипр) от ЕС-15. В Польше зарегистрирован самый высокий уровень безработицы (19,1 %). Стоимость рабочей силы в Латвии почти в десять раз меньше среднеевропейского уровня.

Таблица 4.2.
Характеристика Европейского Союза

  Население, млн. чел. ВВП, млрд. евро (2002) ВВП на душу населения (ЕС-15 = 100 %) Безработица, 2003, % Стоимость рабочей силы в час, 2000, евро
ЕС-15 380,8 9169 100 8,0 22,2
ЕС-25 454,9 9613 91 9.0 19,1
           
Польша 38,2 202 41 19.1 4,5
Чехия 10,2 78 62 8,0 3,9
Словакия 5,4 26 47 16,6 3,1
Венгрия 10,1 69 53 5,9 3,8
Словения 2,0 23 69 6,4 9,0
           
Эстония 1,3 7 40 9,5 3,0
Литва 3,4 15 39 11,7 2,7
Латвия 2,3 9 35 10,5 2,4
           
Кипр 0,7 11 77 4,7 10,7
Мальта 0,4 4 69 8,8 -
           
США 291,4 11084 137 5,7 -

По данным журнала The Economist.

1 января 2007 года членами Евросоюза стали Румыния и Болгария, которые также не выполнили все требования по макроэкономическим показателям. Однако необходимость формирования восточных морских ворот в Черноморье оказалось для Брюсселя более приоритетной задачей.
Впервые в истории Евросоюза при приеме новых членов (ЕС-25 и ЕС-27) политические цели доминировали над экономической целесообразностью. В Западной Европе неоднозначно оценивают последствия расширения ЕС на восток. В качестве позитивных примеров европейской интеграции называют Ирландию, удвоивший ВВП в девяностые годы. Однако Греции не удалось резко ускорить экономическое развитие, ВВП страны увеличился за тот же период всего лишь с 84 до 112 млрд. долларов. Средства на реформировании экономики новых членов выделяются Евросоюзом и ложатся тяжелым бременем прежде всего на Германию, чей вклад в консолидированный бюджет ЕС превышает 20 %. В Германии, которая в прошлом была локомотивом европейской интеграции, сокращаются социальные программы, а 1,5 трлн. долларов вложенных в Восточную Германию не привели к выравниванию уровня жизни. Безработица в восточных землях составляет 20 %.
Одной из острых проблем Западной Европы является массовая миграция. Миграция азиатских и африканских рабочих началась после окончания Второй мировой войны, когда многие европейские страны из-за больших материальных и людских потерь испытывали дефицит рабочей силы. В конце двадцатого столетия в Европу ежегодно прибывало до одного миллиона иммигрантов, а удельный вес иностранцев в численности населения Западной Европы увеличился в девяностые годы с 8,6 до 10, 3%. *1
Во второй половине XX века только в Германию на временной или постоянной основе переселилось свыше 30 млн. человек, в 2000 г. в стране насчитывалось 7,3 млн. мигрантов (без учета принявших немецкое гражданство).
Особенно активно идет исламизация Европы, строятся многочисленные мечети, вокруг которых организуются исламские общины. Прослеживается тенденция перехода католиков и других христиан в исламскую веру. Ежегодно свыше ста тысяч европейцев переходят из христианства в ислам. Во Франции мусульман насчитывается около 8 млн., в Германии — 7 млн., а в Великобритании — 5 млн. человек. Всего в Западной Европе проживает примерно 25 –30 млн. мусульман.
После пятого расширения на Восток Брюссель выдвинул концепцию Европейского многомерного коммуникационного пространства (семь измерений):

  • Общее пространство демократии и прав человека.
  • Пространство образования, культуры и науки.
  • Экономическое пространство.
  • Валютное пространство.
  • Транспортно-коммуникационное пространство и инфрастуктура.
  • Общее пространство свободы, безопасности и правосудия.
  • Пространство сотрудничества в области внешней безопасности.

Общее пространство демократии и прав человека формируется под воздействием Совета Европы, который, к сожалению, не всегда учитывает восточноевропейскую ментальность. Кроме Большой Европы предлагается геополитическая концепция большого пространства Евроатлантической цивилизации (Виталий Третьяков). Это пространство включает триаду Евросоюза, России и США. После распада СССР и атаки исламских фундаменталистов на США актуальной стала проблема создания Евро-Атлантического Союза. Цивилизация оказалась расколотой изнутри, а победа Запада над Восточной Европой — «пирровой». Раздел Евроатлантической цивилизации на собственный Запад и Восток (Россию) стимулировал прогресс и процветание Европы на протяжении семи веков и сделал цивилизацию самой конкурентоспособной в мире. Идейный вакуум, возникший после уничтожения коммунизма, заполняется в первую очередь исламом.

 

***
Современный европейский миропорядок определяется преимущественно геостратегическим партнерством Евросоюза и США, Евросоюза и России. Эти взаимосвязанные геополитические полюса характеризуются асимметричностью. Россия остается второй ядерной державой мира, тогда как ЕС находится под ядерным зонтиком США, на которые приходится 90% военного потенциала НАТО. В экономическом отношении ЕС значительно опережает Россию, но зависим от поставок энергетического сырья. В геостратегическом сотрудничестве ЕС и России кроме энергетического партнерства выделяются трансконтинентальные транспортные коридоры (ЕС — Транссиб, Север — Юг).

Резюме

Европейский регионализм основан на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества.
Европейская интеграция является длительным процессом, включая этапы создания таможенного, торгового, экономического и валютного союза.
В Восточной Европе идеи европейской интеграции и регионализма использовались как форма имитации экономических реформ, позволяющая временно эксплуатировать ожидание народом скорого пришествия богатой жизни. Использовалась в качестве булыжника в борьбе за власть на первоначальном этапе становления криминально-коррумпированной демократии.
В Восточной Европе при отсутствии реальных прав местного самоуправления, пограничным регионам с исключительно низким экспортным потенциалом и нерешенными социально-экономическими проблемами присваивается статус «еврорегионов». Это противоречит «Декларации о европейском регионализме», в которой заложены принципы экономической свободы местных общин (самоуправления) и субсидиарности.

 

Глава 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ

После двух мировых войн Европа выбрала путь к экономической и политической интеграции, способствующей миру на континенте. Во второй половине ХХ века здесь сформировался один из трех мировых полюсов экономического и технологического развития. У истоков европейской интеграции стояли различные политические и общественные деятели. Уинстон Черчилль, выступая в Цюрихе 19 сентября 1946 года на церемонии вручения очередного почетного диплома, призвал к европейской интеграции: «Европейцы должны, насколько это возможно, переделать здание Европы, чтобы встроить его затем в международную структуру, способную обеспечить мир… Время не ждет. Воспользуемся передышкой, чтобы создать Соединенные Штаты Европы, Может быть, это будет называться иначе. Неважно. Главное начать сегодня же. Я вас умоляю: давайте двигаться в этом направлении!».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.