На службе у Венецианской республики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

На службе у Венецианской республики

2020-08-20 103
На службе у Венецианской республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Царица Адриатики!» Так величали Венецию. Но произошли великие географические открытия, морские торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантический океан, прокатился смерч турецких завоеваний, и могущество Венецианской республики постепенно стало ослабевать. К началу XVII столетия она уже утратила значение мировой державы, свою былую мощь. Однако среди мелких итальянских государств-монархий Венеция по-прежнему занимала исключительное и выдающееся положение. Она одна сохранила статут буржуазной республики, перед натиском иностранных интервентов отстояла свою независимость и не склонилась перед властью папы и Ватикана.

Венеция была свободным городом с развитой, кипучей общественной жизнью, демократическим укладом с огромным по тем временам населением - почти в 150000 человек, значительную часть которого составлял трудовой люд. По сравнению со всей прочей Италией в Венеции был самый высокий уровень жизни. Венецианцы гордились своим отечеством, были пламенными патриотами и не жалели сил для обороны свободы и независимости. В 1622 году венецианский посланник в Риме, в ответ на предостерегающие упреки папы, недовольного связями Венеции с протестантскими государствами, сказал: «Нужно же людям защищать себя, как они могут; ничто нам так не дорого, после веры, как свобода и мы хотим отстаивать ее любым путем до последнего вздоха». И то были не слова. Когда с середины XVI века иезуиты распространили свою власть по всей Италии и в стране начала свирепствовать инквизиция, Венецианская республика не допустила распространения у себя этой моровой язвы. Именно под давлением народа венецианский сенат принял решение о запрещении пребывания иезуитов на территории своего государства. «Пропадите вы пропадом!» - кричали венецианцы вдогонку иезуитам, покидавшим город.

Развитое самосознание, настойчивость в борьбе за земное (а не «потустороннее»!) благополучие породило у граждан Венецианской республики горделивую поговорку: будем сперва венецианцами, а потом уже - христианами!

Подобные общественные условия оказались плодоносной почвой для развития искусства. Венеция завоевала славу не только одного из прекраснейших городов мира, но и подлинной сокровищницы искусства, проникнутого идеями жизнеутверждения и веры в человека,

Великолепные архитектурные сооружения - дворцы венецианских богачей, библиотеки, правительственны здания, церкви, сплошь облицованные резным мрамором, отделанные скульптурой, окаймляют каналы и площади города. Ажурная сеть легких, изящно изогнутых мостиков, предназначенных только для пешеходов, соединяет 118 островков, на которых раскинулся город. Все это отражается в колеблющейся воде каналов и мнится - город всплывает над лагуной, овеянный синевой неба и солнечным сиянием.

А внутри дворцов и церквей - великолепное «неистовство» живописи, мозаики, резьбы по дереву и мрамору, скульптуры. Полотна и фрески Тициана, Веронезе, Тинторетто как бы раздвигают стены, унося зрителей в мир, сотворенный гением художника.

В Венецию непрерывным потоком устремлялись путешественники, иностранцы, влекомые желанием подивиться городом мрамора и воды, городом, который «среди моря встал».

Но, быть может, не менее удивительна и притягательна была музыкальная жизнь центра Венецианской республики. Пожалуй, именно она побудила приезжих из чужеземных стран назвать Венецию «раем всяческих наслаждений».

В Венеции издавна сложился обычай каждое значительное общественное событие - политическое ли, военное ли, даже приезд иноземных послов - отмечать пышными празднествами, которые сопровождались массовыми шествиями, плясками, песнями, инструментальной музыкой, иллюминацией. В безудержном народном веселье, изобилуя всевозможными выдумками, бесконечными музыкальными забавами, протекали ежегодные карнавалы*. (* Карнавал - массовое народное гулянье театрализованного характера - проходил в период с начала января до середины марта). Многочисленные религиозные праздники обставлялись торжественно и помпезно. Мощное звучание хоров, оркестров, органов было непременным атрибутом церковных торжеств. Музыка и песни доносились и с бесчисленных гондол и парусных лодок, сновавших по каналам, музыка слышалась из растворенных окон и балконов домов горожан. Торжественные собрания ремесленных цехов, празднества рыбаков, связанные с морским промыслом, - все это также сопровождалось песнями и игрой на музыкальных инструментах.

Выдающуюся роль в музыкальной жизни Венеции играл собор св. Марка, расположенный в центре города на самой большой и красивой площади. Сравнительно невысокий, раскинувшийся многоглавым шатром, он поражает прихотливым переплетением черт, присущих романской, византийской и мавританской архитектуре. Празднично нарядный, щедро украшенный, переливающийся разноцветной мозаикой, золотом, бронзой, мрамором, собор св. Марка рассматривался не только как культовое сооружение, но как символ венецианской государственности, как символ величия адриатической республики. Недаром собор, со времени воздвижения в начале IX века, был подчинен не клерикальным властям, а непосредственно дожу - главе венецианского государства.

Отсюда исключительная пышность, торжественность богослужения в соборе св. Марка, достигавшаяся прежде всего великолепным музыкальным оформлением. Собор располагал первоклассной хоровой капеллой, двумя органами, установленными на возвышениях один напротив другого. На них можно было играть одновременно и поочередно. Они чаровали слух мощью и мягкостью звучания. Музыка в соборе находилась под неусыпным наблюдением и покровительством правителей города, которые заботились о пополнении капеллы голосистыми и хорошо обученными певчими, следили за тем, чтобы органистами были лучшие музыканты Италии, а во главе хора и всего музыкального коллектива стоял бы высокоодаренный композитор. Все эти ведущие должности соборной капеллы заполнялись по конкурсу.

Пожалуй, музыке в соборе придавали даже большее значение, чем богослужению как таковому. Существовал специальный указ, по которому не в меру ретивые священники, начинавшие богослужение, не дождавшись окончания игры органиста, подвергались денежному штрафу.

С последних лет XVI века в музыкальном обиходе собора св. Марка наряду с органами появляются и другие музыкальные, инструменты - медные духовые, скрипка. Вскоре было разрешено заменять духовые инструменты одними скрипками и виолами. Соборные композиторы, и раньше сочинявшие крупные хоровые полифонические произведения с сопровождением органов, теперь получили возможность создавать сложные вокально-инструментальные «духовные концерты». Выдающиеся венецианские композиторы Габриели - Андреа (ок. 1510 или ок. 1520-1586) и Джованни (1557-1612), служившие в соборе св. Марка, на всю Италию прославились своими многохорными полифоническими сочинениями с участием ярко и сочно звучащего оркестра. Их музыка - пылкая, темпераментная, полная динамических нарастаний и контрастов, ослепительных тембровых сопоставлений, ликующих возгласов и лирических распевов - проникнута светским жизнелюбием, столь характерным для всего искусства Венеции.

Если музыке так называемых церковных композиторов присущ был явно мирской характер, то сочинения композиторов, писавших в светских жанрах, отмечены еще большим стремлением к воплощению эмоционального богатства человека. Именно в Венеции особое развитие получили драматический мадригал и ранние образцы самостоятельной инструментальной музыки.

На первый взгляд может показаться странным, что в Венеции, насквозь пропитанной музыкой - и народной, и профессиональной, - вплоть до 30-х годов XVII века не существовало музыкальной драмы. И это в то время, когда не только Флоренция и Мантуя, но уже и Рим, Парма и некоторые другие города ставили у себя оперные спектакли. Вероятно, задержку проникновения оперы в Венецию можно объяснить тем, что на заре своего существования оперное искусство культивировалось только в придворных театрах, как своего рода «забава» высшей просвещенной аристократии. В республиканской Венеции подобные формы бытования оперы были неприемлемы. Должны были возникнуть какие-то иные, но для этого требовалось время.

Вернемся, однако, к Монтеверди. Одержав блистательную победу на конкурсе на замещение вакантной должности капельмейстера собора св. Марка (на первом же испытании он решительно превзошел всех других претендентов), композитор с детьми и слугой отправился из Кремоны в Венецию. Едва они проехали Мантую, как подверглись нападению бандитов. Монтеверди был начисто ограблен и лишь с трудом добрался до цели своего путешествия.

Впрочем, Венеция заставила его скоро забыть об этом злоключении. Композитора окружили почетом, уважением, заботливым вниманием. Ему сразу же положили такой оклад, о котором он и мечтать не смел, будучи на службе у мантуанского герцога. На протяжении последующих лет жалование композитора непрерывно увеличивалось и достигло суммы, которой не получал ни один из наиболее знаменитых его предшественников на посту руководителя капеллы св. Марка! И все это делалось исключительно по инициативе правителей Венеции, не упускавших возможности подчеркнуть, что они дорожат и гордятся Монтеверди. Наконец-то отступили в прошлое вечные материальные треволнения. Композитор получил возможность работать не думая о завтрашнем дне, спокойно растить и воспитывать сыновей.

В этих условиях гений Монтеверди раскрывается еще более полно и могуче, творческая деятельность становится еще более интенсивной. Прежде всего республика возложила на композитора художественное руководстве капеллой, которая состояла из его помощника (как правило, отличного регента и достойного композитора), двух органистов, трех десятков певцов и примерно двадцати пяти оркестрантов. По тогдашним масштабам капелла св. Марка представляла собой весьма крупный артистический коллектив, и Монтеверди не жалел ни сил, ни времени, чтобы не только поддерживать, но и неустанно повышать его художественный уровень, расширять репертуар. Он был требователен, взыскателен, но справедлив и пользовался у музыкантов непререкаемым авторитетом.

Далее в обязанности Монтеверди входило сочинение музыки для исполнения в соборе по случаю больших и малых религиозных праздников и в связи с торжественными государственными церемониями. За тридцать лет работы на посту капельмейстера собора св. Марка он создал огромное количество месс, мотетов, псалмов, гимнов и других духовных сочинений. Увы, большая их часть не сохранилась или рассеяна в виде разрозненных манускриптов в нотохранилищах разных городов. Но и того, что дошло до нас, достаточно, чтобы судить о выдающемся полифоническом мастерстве композитора, об одинаково совершенном владении им как стилем a cappella, так и блестяще-концертным стилем вокально-инструментальной полифонии.

И в духовной музыке Монтеверди остается глубоко светским художником, влюбленным в земную жизнь. Биение живого человеческого сердца слышится в его Церковных сочинениях, напоенных пылкими и страстными мелодиями, остродраматическими созвучиями, волевыми, энергичными ритмами. Монтеверди не останавливается перед тем, чтобы ввести в сферу музыки, предназначенной для исполнения в церкви, дух оперного драматизма, выразительные приемы, характерные для оперы, светской кантаты, драматического мадригала. Исполнение его произведений в соборе, св. Марка приобретало значение настоящих концертов, привлекавших многотысячную аудиторию.

Деятельность Монтеверди не ограничивается работой в соборе. Ведь всем лестно иметь произведение, сочиненное великим маэстро, или присутствовать на концерте, который проходит под его управлением! И потому он непрерывно получает от различных монастырей, духовных школ, академий и даже частных лиц заказы на сочинение разного рода произведений. Регулярно три раза в неделю (по средам, пятницам и воскресеньям) дает концерты для высших должностных лиц республики, руководит частными светскими капеллами, периодически выступает в разных церквах Венеции, во дворцах посланников и т. д. День его загружен до предела. И тем не менее он находит силы непрерывно творить в самых различных жанрах - светских и духовных, и не только для Венецианской республики, но и для придворных капелл и театров других городов. То было подлинное пламенение монтевердиевского гения, воодушевленного широким общественным признанием.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.