Ассоциативный рисуночный тест. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ассоциативный рисуночный тест.

2020-08-20 1059
Ассоциативный рисуночный тест. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ.

Введение.

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В
отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая
система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно
действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

 

Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

В психологической лаборатории СИЗО-1 УИН Минюста России по Орловской области имеется десятилетний опыт работы с использованием методики Ассоциативно рисуночный тест (далее APT). Данная методика применялась нами в составе батареи психологических тестов для диагностики как сотрудников, так и осужденных.

 

Психометрические параметры теста.

 

Критериальная валидность АРТа осуществлялась методом контрастных групп. Использовались следующие группы испытуемых (см. приложения):

1. Сотрудники учреждений УИН Минюста России по Орловской области (331
человек):

офицеры, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания;

офицеры, уволенные на 1 году службы;

офицеры, все остальные;

сержантский состав, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания:

сержантский состав, уволенные на 1 году службы:

сержантский состав, все остальные.

2. Осужденные исправительных колоний, а также спецконтингент СИЗО-1 УИН
Минюста России по Орловской области (1093 человека):

- состоящие на профилактическом учете (кроме склонных к самоубийству), имеющие взыскания (165 человек);

- состоящие на профилактическом учете, как склонные к самоубийству. испытывающие трудности в адаптации (140 человек);

- бывшие в отпуске с выездом за пределы учреждения, пользующиеся правом передвижения без конвоя (144 человека);

-  состоящие в активе, имеющие относительно положительную

направленность (198 человек);

-  имеющие психические аномалии (150 человек);

- все остальные, так называемое «болото» (296 человек).

Для каждой из групп тестирования был получен характерный профиль.  

 

Оценка валидности теста.

 

В ходе проверки конструктивной валидности теста APT была выявлена устойчивая тенденция положительной связи результатов тестирования с результатами других личностных методик: MMPI, Айзенк (для взрослых) и Шмишек, Айзенк (для несовершеннолетних). Так, например, связь параметров АРТа со шкалами MMPI в женской колонии составляет 75-80%. Подобные результаты были получены при совмещении полученных данных психодиагностики и в других учреждениях УИН Минюста России по Орловской области.

Учитывая специфику проективных методик и трудности их валидизации, можно
признать тест APT удовлетворительно прошедшим проверку на конструктивную
валидность.

 

Надежность теста.

 

1. Ретестовая надежность определялась путем сравнения результатов тестирования, полученных в психологической лаборатории СИЗО-1, с данными психодиагностики тех же людей (сотрудников и осужденных) в колониях УИН по Орловской области по прибытию их для прохождения службы или отбывания наказания соответственно. Так, сравнение результатов теста APT несовершеннолетних в СИЗО, в карантине ВК, а также при предоставлении им различных льгот в ВК, позволяет проследить динамические характеристики личностных способностей данных осужденных. Здесь также можно отметить, что корреляция по методике APT в данном случае составляет 90-95%. Ни один психометрический тест (Шмишек, Айзенк и другие) не имеет такой высокой корреляции. Результаты по тесту Айзенка, например, для несовершеннолетних в СИЗО-1 и карантине ВК совпадают лишь на 30%.

2. Надежность теста APT зависит также от степени согласованности интерпретаций различными экспертами (например, психологом СИЗО и психологом ВК). С целью уменьшения ошибок по данному параметру психолог ВК ежемесячно выезжает в СИЗО-1 для совместной работы с психологом СИЗО-1.

 

Порядок работы с методикой.

 

Ассоциативный рисуночный тест разработан ВНИИ МВД (авторы Ю.Н. Кудряхов,
В.П.Голубев). Настоящая методика является сборным тестом, стимульный материал
которого составлен на основе методики Е. Вартегга (1939), теста срисовывания
восемнадцати форм и фигур Г.Дрюдомо.(1947), рисуночных тестов Мерисса (1950), Коха
(1957) и Баха (1961).

Е. Вартегг рассматривает свой тест как психодиагностический и направленный, на выявление таких свойств личности, как эмотивность, воля, мышление, фантазия, характерологические особенности. Тест содержит восемь квадратиков на черном фоне, в каждом из которых начало какого-либо рисунка. Обследуемому предлагается нарисовать картинку в каждом из квадратиков так, как это кажется ему наиболее подходящим к исходному стимульному материалу. В основу интерпретации автор попытался положить учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова.

Тест К. Маховер "Нарисуй человека" является одним из наиболее известных и перспективных в современной психологии. В этом тесте испытуемому дают задание нарисовать человека. Интерпретация теста носит в основном психоаналитический характер.

Тест» срисовывания, разработанный Прюдомо, содержит в себе восемнадцать изображений, начиная с самых простых геометрических форм и вплоть до изображения фигур, животных, зданий и т.п. Он направлен на определение уровня развития и предоставляет возможность для прожективной интерпретации. При составлении схем интерпретации АРТа использовался также и анализ рисунков, разработанный в советской психологии в связи с применением методики пиктограмм, предназначенной для изучения памяти, а также теста "Несуществующее животное" М.Э. Дукаревич, предназначенного для выявления характерологических особенностей личности, ее направленности и самооценки.

С помощью методики APT можно выявить следующие свойства личности и поведения:

- специфику ориентировки в окружающей среде; 

- агрессию;

- особенности поведения и общения в группе;

-   особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций;

- актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола;

-  наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации;

-  качественные характеристики представления человека о самом себе.

 

Описание методики APT.

 

Обследуемому предлагают лист бумаги, разделенный на восемь прямоугольников-плоскостей для рисунков размером 6x4 см. В шести прямоугольниках находится исходный тестовый материал. В двух других рекомендуется сделать рисунки в соответствии с инструкцией.

В первом прямоугольнике (исходный стимульный материал - точка в правом верхнем углу) предлагается нарисовать все, что захочется.

Во втором прямоугольнике - нарисовать крокодила.   

В третьем прямоугольнике (стимульный материал - прямоугольник) - нарисовать слона в прямоугольнике.

В четвертом прямоугольнике - поставить свою подпись.

     В пятом прямоугольнике (стимульный материал - солнце в левом верхнем углу,
луна - в правом верхнем углу) - нарисовать все, что угодно.

В шестом прямоугольнике (стимульный материал - в левом нижнем углу берег, внизу вода, на берегу - дерево без листвы) - дорисовать рисунок по собственному усмотрению.

В седьмом прямоугольнике (стимульный материал - наклоненная фигура) - также нарисовать все, что угодно.

В восьмом прямоугольнике (стимульный материал - по две вертикальных и   горизонтальных, направленных друг к другу, дуги) - дорисовать рисунок.

Обследуемому указывается, что в каждом прямоугольнике желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал. Последовательность заполнения прямоугольников и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам как: что изображено на рисунке, какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом, какие мысли и чувства имеются у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли он построен, живет ли кто-нибудь в нем, если живет, то какие мысли, чувства проблемы беспокоят этих людей, чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься потом. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить - почему, жил ли кто-нибудь в этом доме раньше, в связи с чем эти люди теперь не живут там, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

 При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках.

Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в
контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить
гипотезы, возникающие в результате тестирования. В любом случае оценка рисунка
только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать
достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо
анализировать как одно целое. Гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти
подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги. Сильный нажим также может свидетельствовать и о склонности к энергичным действиям, уверенности в себе.

Ровный, умеренный по силе нажим может свидетельствовать об уравновешенности, самообладании, обдуманности действии, способности к глубоким привязанностям.

Слабая линия, множественность, слабых штрихов неровность линий ("паутинообразный" их характер) свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств. Неровный характер линий, слабый нажим свидетельствует также об импульсивности, порывистости, впечатлительности неуравновешенности вспыльчивости, способности расстраиваться из-за пустяков. Уровень работоспособности такой личности может изменяться, приспосабливаясь к различным условиям жизни, работоспособность тестируемого может в критические моменты достигать наивысшего напряжения, сменяясь периодами полного или почти полного бездействия.

Очень слабая, неровная линия свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к постоянным колебаниям, неспособности решиться на что-либо определенное. Возможно наличие страхов и опасений, часто не имеющих под собой реальной почвы.

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в прямоугольнике изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным или же сюжет дается с помощью графических символических линий (стрелка, пунктиры) то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической

гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентрический характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации ("я стою на берегу реки", "я смотрю на звезду", "так я провожу время ночью, а так днем", и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

При анализе рисунков следует обращать внимание на характер работы
обследуемого с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две
крайние позиции. В первом случае обследуемый активно "работает" с исходным
стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он
совершенно "не работает" с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит
свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений
промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе
с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в
реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы
окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия.
Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру,
погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается
эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при
опросе необходимо подробнейшим образом выяснить эти причины. Успешная
интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как
единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть
объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику
человека.       

 

Заключение.

 

Методику APT наиболее целесообразно использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некоторые его характерологические особенности, а главное - личные проблемы.

Тест является ориентировочным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем применения других психодиагностических методик.

Особая ценность методики заключается в том, что она дает возможность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от окружающих. Методика проста в употреблении, позволяет в относительно короткий промежуток времени (10-15 минут) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывают у обследуемого никаких опасений и реакций «ухода».

Проективная методика APT, по нашему мнению, удачно дополняет применяемые нами методы психодиагностики, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

В заключение хочется сказать, что данные, полученные с помощью проективных методик, не должны быть приняты как окончательные (это относится к психометрическим тестам), они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в трудно объективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.

 

Начальник психологической лаборатории СИЗО-1

УИН Минюста России по Орловской области

майор вн. службы                                                                                 И. Суворов

Начальник психологической лаборатории ИК-6

УИН Минюста России по Орловской области

капитан вн. службы                                                                              О. Силаева

3.03.2003


ПРИЛОЖЕНИЯ

Офицеры, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания.

 

  ВК ИК-2 (1)   ИК-5 ИК-6 СИЗО (3) Всего (4)
Ориентация в среде, в какой степени учитываются элементы окружающего мира в своем поведении:                             - рисунок никак не связан с точкой;  - точка замечена, но в рисунке не используется;  - точка используется как абсолютно самостоятельный элемент;  - точка используется непосредственно, но не является центральным смысловым элементом;                          - точка - смысловой центр рисунка.   0 1 0 0   0     0 2 0 1   0 0 3 0 1   0
Наличие агрессивных тенденций:  - наличие прямых символов агрессии (открытая пасть, зубы, когти, агрессивная поза и т.д.);  - отсутствие прямых символов агрессии.   0   1     1   2 1   3
Поведение в социальной группе:    - слон выходит за рамки;            - слон не выходит за рамки.    -  слон нарисован сбоку;       -  слон нарисован сзади.   1 0 1 0     3 0 2 1 4 0 3 1
Самооценка:  - подпись внизу  - подпись в центре;  - подпись вверху.   0 0 1     0 1 2 0 1 3
Субъективное отношение к неоднозначности жизненных ситуаций: - разделение пространства рисунка (день-ночь и т.д.); - объединение пространства рисунка; - рисунок не связан со стимульным материалом.   0 0 1     3 0 0 3 0 1
Отношения с лицами противоположного пола: - корабль движется от берега;         - корабль движется к берегу;      - корабль отсутствует.              - наличие агрессивных проявлений (молния, самолет и т.д.);    - отсутствие агрессивных проявлений.   1 0 0 1 0     2 1 0 2 1   3 1 0 3 1
Поведение в конфликтной ситуации:  - елка спиливается, срубается и т.д;  - елка подпирается чем-либо, человеком; имеется корневая система;  - ракета, улетающая в небо;                  - стимульный материал не учитывается;  - елка украшается чем-либо.   0 0   0 1 0     2 0   1 0 0 2 0   1 1 0
Автопортрет (экстраверт- интроверт):  - одушевленное лицо;  - животное;  - неодушевленный предмет;                   - кукла.   0 0 1 0     2 0 0 1 2 0 1 1

 


Офицеры, уволенные на 1 году службы.

 

  ВК ИК-2 ИК-5 (2) ИК-6 СИЗО Всего (2)
Ориентация в среде, в какой степени учитываются элементы окружающего мира в своем поведении: - рисунок никак не связан с точкой;                      - точка замечена, но в рисунке не используется; - точка используется как абсолютно самостоятельный элемент; - точка используется непосредственно, но не является центральным смысловым элементом; - точка - смысловой центр рисунка.     1 1 0 0   0     1 1 0 0   0
Наличие агрессивных тенденций: - наличие прямых символов агрессии (открытая пасть, зубы, когти, агрессивная поза и т.д.);                                                       - отсутствие прямых символов агрессии.     1   1     1   1
Поведение в социальной группе: - слон выходит за рамки;  - слон не выходит за рамки.     -  слон нарисован сбоку;      - слон нарисован сзади.     2 0 1 1     2 0 1 1
Самооценка: - подпись внизу;            - подпись в центре; - подпись вверху.                                  0 2 0     0 2 0
Субъективное отношение к неоднозначности жизненных ситуаций: - разделение пространства рисунка (день-ночь и т.д.); объединение  - пространства рисунка; - рисунок не связан со стимульным материалом.     2 0 0     2 0 0
Отношения с лицами противоположного пола:   - корабль движется от берега; - корабль движется к берегу;                      - корабль отсутствует.   - наличие агрессивных проявлений (молния, самолет и т.д.);   - отсутствие агрессивных проявлений.     1 0 1 1 1     1 0 1 1 1
Поведение в конфликтной ситуации: - елка спиливается, срубается и т.д; - елка подпирается чем-либо, человеком; имеется корневая система; - ракета, улетающая в небо;            - стимульный материал не учитывается;             - елка украшается чем-либо.     1 0   1 0 0     1 0   1 0 0
Автопортрет (экстраверт- интроверт): - одушевленное лицо;                                         - животное;                              - неодушевленный предмет;          - кукла.     0 0 1 1     0 0 1 1

 

 


 

Офицеры, все остальные.

 

  ВК (15) ИК-2 (50) ИК-5 (15) ИК-6 СИЗО (50) Всего (130)
Ориентация в среде, в какой степени учитываются элементы окружающего мира в своем поведении: - рисунок никак не связан с точкой; - точка замечена, но в рисунке не используется; - точка используется как абсолютно самостоятельный элемент; - точка используется непосредственно, но не является центральным смысловым элементом; - точка - смысловой центр рисунка. 1 3 5 3   3 7 4 5 3   31 4 3 1 6   1   7 6 5 4   28 19 16 16 16   63
Наличие агрессивных тенденций: - наличие прямых символов агрессии (открытая пасть, зубы, когти, агрессивная поза и т.д.); - отсутствие прямых символов агрессии. 4   11 21   29 8   7   19   31 52   78
Поведение в социальной группе: - слон выходит за рамки; - слон не выходит за рамки.   -  слон нарисован сбоку;   -  слон нарисован сзади. 2 13 15 0 3 47 48 2 8 7 13 2   7 43 47 3 20 110 123 7
Самооценка: - подпись внизу; - подпись в центре; - подпись вверху. 1 12 2 1 41 8 3 6 6   3 39 8 8 98 24
Субъективное отношение к неоднозначности жизненных ситуаций: - разделение пространства рисунка (день-ночь и т.д.); - объединение пространства рисунка; - рисунок не связан со стимульным материалом. 2 12 1 14 29 7 9 6 0   15 30 5 40 77 13
Отношения с лицами противоположного пола: - корабль движется от берега; - корабль движется к берегу; - корабль отсутствует.   - наличие агрессивных проявлений (молния, самолет и т.д.);   - отсутствие агрессивных проявлений. 1 14 0 0 15 4 38 8 7 43 4 8 3 4 11   4 42 4 8 42 13 102 15 19 111
Поведение в конфликтной ситуации: - елка спиливается, срубается и т.д; - елка подпирается чем-либо, человеком; имеется корневая система; - ракета, улетающая в небо; - стимульный материал не учитывается; - елка украшается чем-либо. 4 10   0 1 0 0 42   2 3 3 9 3   1 1 1   4 38   3 2 3 17 93   6 7 7
Автопортрет (экстраверт- интроверт): - одушевленное лицо; - животное; - неодушевленный предмет; - кукла. 12 3 0 0 27 5 14 4 2 0 8 5   25 7 12 6 66 15 34 15

Сержантский состав, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания.

 

  ВК (3) ИК-2 (2) ИК-5 (9) ИК-6 СИЗО (21) Всего (35)
Ориентация в среде, в какой степени учитываются элементы окружающего мира в своем поведении: - рисунок никак не связан с точкой; - точка замечена, но в рисунке не используется; - точка используется как абсолютно самостоятельный элемент; - точка используется непосредственно, но не является центральным смысловым элементом; - точка - смысловой центр рисунка. 1 0 0 2   0 0 1 1 0   0 4 4 0 1   0   3 12 3 3   0 8 17 4 6   0
Наличие агрессивных тенденций: - наличие прямых символов агрессии (открытая пасть, зубы, когти, агрессивная поза и т.д.); - отсутствие прямых символов агрессии. 3   0 1   1 6   3   14   7 24   11
Поведение в социальной группе: - слон выходит за рамки; - слон не выходит за рамки.   -  слон нарисован сбоку;   -  слон нарисован сзади. 2 1 3 0 1 1 2 0 6 3 7 2   12 9 16 5 21 14 28 7
Самооценка: - подпись внизу; - подпись в центре; - подпись вверху. 0 2 1 0 1 1 2 1 6   3 10 8 5 14 16
Субъективное отношение к неоднозначности жизненных ситуаций: - разделение пространства рисунка (день-ночь и т.д.); - объединение пространства рисунка; - рисунок не связан со стимульным материалом. 3 0 0 1 1 0 6 3 0   12 7 2 22 11 2
Отношения с лицами противоположного пола: - корабль движется от берега; - корабль движется к берегу; - корабль отсутствует.   - наличие агрессивных проявлений (молния, самолет и т.д.);   - отсутствие агрессивных проявлений. 1 2 0 0 3 0 1 1 1 1 3 3 3 5 4   6 11 4 14 7 10 17 8 20 15
Поведение в конфликтной ситуации: - елка спиливается, срубается и т.д.; - елка подпирается чем-либо, человеком; имеется корневая система; - ракета, улетающая в небо; - стимульный материал не учитывается; - елка украшается чем-либо. 2 0   0 1 0 0 1   0 0 1 6 1   1 0 1   10 3   4 3 1 18 5   5 4 3
Автопортрет (экстраверт- интроверт): - одушевленное лицо; - животное; - неодушевленный предмет; - кукла. 3 0 0 0 0 0 2 0 0 1 6 2   7 3 5 6 10 4 13 8

 

 


АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ.

Введение.

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В
отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая
система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно
действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

 

Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

В психологической лаборатории СИЗО-1 УИН Минюста России по Орловской области имеется десятилетний опыт работы с использованием методики Ассоциативно рисуночный тест (далее APT). Данная методика применялась нами в составе батареи психологических тестов для диагностики как сотрудников, так и осужденных.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.