Постановка правильного вопроса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Постановка правильного вопроса

2020-08-20 90
Постановка правильного вопроса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После определения проблемы и заключения контрак­та человек может составить программу поведения свое­го Взрослого с помощью вопроса, соответствующего этой проблеме. Затем, в критический момент, когда может использоваться тип поведения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопрос активизирует Взрослого.

Если человек в ответ на критику всегда защищается, расстраивается или легко впадает в депрессию, то он мо­жет заключить контракт «Я буду учиться ценить критику». Когда возникает потребность отвергнуть критику, он мо­жет задать себе вопрос: «Интересно знать, в чем-то эта критика является справедливой?» или «Интересно знать, в чем-то она окажется неверной?»

Человек, стремящийся обычно занять позицию от­даления, может заключить контракт «Я буду высказы­ваться». Когда возникает потребность использовать прежний тип поведения, он может задать себе вопрос: «Какой ответственности я избегаю?», или «Что плохого в том, что я должен сказать?», или «Что самое худшее может произойти, если я выскажусь?».

Человек, который всегда стремится быть центром внимания, может заключить контракт «Я буду делить сцену с другими и иногда позволять им быть на ней главными». Когда же появится потребность снова стать Центром внимания, этот человек может поставить воп­рос: «Что я могу сделать или сказать такого, что все Должны видеть или слышать это?», или «Может быть, Достаточно?», или «Чему я сам могу научиться, посмот­рев на других или послушав кого-нибудь другого?».

271

Человек, Родительское состояние которого деспотически авторитарное, который отвечает отказом на большинство просьб, особенно на просьбы свои детей, может заключить контракт со своим Взрослым «Я буду выслушивать все просьбы и разумно отвечать на них».

Когда к нему обратятся с просьбой, он может акти­визировать своего Взрослого, спрашивая себя: «Поче­му бы и нет?» Если просьба действительно вредна для здоровья или безопасности ребенка, человек может вполне резонно и решительно ответить «нет». Если же такой опасности нет, то человек может сказать «да» оговорив необходимые условия и ограничения. Если следовать этой процедуре, то «да» или «нет» будут приходить из состояния Я Взрослого, даже когда это и воспитательный акт.

Когда человек часто отказывает себе, его внутрен­ний Ребенок постоянно отвечает на многочисленные запреты Родителя. Проявление удовольствия и веселья его внутренним Ребенком отвергается, и поэтому он может заключить контракт «Я буду позволять себе смеяться, любить и играть». Когда человек почувствует желание повеселиться, он может задать себе вопрос: «Почему бы нет?» Если для этого имеются разумные основания (а не рационализации), человек может отло­жить удовольствие на другое время. Если же их нет, он может позволить себе повеселиться и хорошо про­вести время.

Если Родитель личности излишне потакает желани­ям Ребенка и не раздумывая отвечает «да» на большин­ство побуждений (спиртное, наркотики, еда, сон и т.д.) или на приглашения других людей, то в этом случае че­ловек может заключить контракт «Я не буду говорить «да» себе или другим, если это приводит к деструктив­ному поведению». Он может поставить вопросы: «Дол­жен ли я делать это для себя?» или «Почему я должен причинять вред другим или позволять им причинять вред себе?»

Когда люди используют метод контракта-вопроса, чтобы активизировать Взрослого, они составляют свой собственный вопрос к контракту, «включающий» их интеллект и позволяющий более разумно оценивать си­туацию. Они не боятся принять ответственность за свои действия.

272

 

Изучение проекций

 

Опытные люди используют своего Взрослого для изучения отчужденных сторон своей личности с помощью проекций. Проекция — это распространенное явление человеческого поведения. Перлз пишет:

Проекция — это черта, установка, чувство или сторона по­ведения, которая действительно принадлежит Вашей лично­сти, но не воспринимается ею как таковая; вместо этого она приписывается объектам или личностям Вашего окружения и затем переживается как направленная на Вас от них, тогда как на деле все обстоит как раз наоборот...

Невротическая личность представляет и поддерживает картину отвержения, сначала своими родителями и затем сво­ими друзьями. В то время как такие притязания отчасти могут иметь основание, справедливо также и обратное, что невротик отвергает других за то, что они не соответствуют некоторым фантастическим идеалам или стандартам, которые он предъ­являет к ним. Однажды он проецирует свое отвержение на другую личность и может теперь без какого-либо чувства от­ветственности за ситуацию рассматривать себя как пассив­ный объект всех видов несправедливых лишений, недоброго обращения или даже преследования (15).

Люди могут проецировать любую положительную или отрицательную черту, которая отчуждена в их со­знании. Неосознанно они могут обвинять других в том, что те раздражены, в то время как в действительности сами испытывают раздражение. Они могут восприни­мать других как излишне впечатлительных и мягких, хотя в действительности за их внешностью людей с холодным сердцем скрывается способность к нежно­сти. Они могут заявлять, что супруг/супруга не любит их, хотя в действительности сами не испытывают люб­ви к своему супругу/супруге.

Некоторые игры, такие, как «Пятно», часто испол­няются человеком, который проецирует свои собствен­ные черты на другого. Вместо того чтобы принять чув­ства личной неполноценности, человек, играющий в эту игру, выступает в качестве Родителя и придирается к Другим, приписывая неполноценность им самим.

Люди, которые используют свои проекции, что­бы достигнуть самопознания, подвергают проверке свои обвинения и восхищения другими. Когда они восхищаются чем-то или обвиняют в чем-то, они приучаются спрашивать себя: «А не может ли эта

273

черта в действительности принадлежать мне?» с по мощью этого вопроса:

Женщина, которая заявляет «Никто не ценит ме­ня», может обнаружить, что она из тех людей, кто сам редко проявляет уважение к другим.

Друг, который восхищается: «Ты такой замеча­тельный — никто не может сделать то, что делаешь ты», может обнаружить способность делать то же.

Учитель, который часто говорит: «Это глупый ре­бенок», может обнаружить свою собственную глу­пость.

Мальчик, который жалуется: «Эта дверь всегда бьет меня», может обнаружить, что когда он выходит, то сам ударяет ногой по двери.

Мужчина, который заявляет: «Никто даже не слу­шает меня», может обнаружить, что сам никогда не слушает других.

Мужчина в группе интенсивных психотерапевти­ческих консультаций, который говорит: «Вы совсем не хотите открыться мне», может обнаружить, что сам не хочет быть открытым.

Женщина с подавленной сексуальностью, которая заявляет: «Мужчины всегда пристают ко мне», может обнаружить, что она сама проявляет интерес к муж­чинам.

 

Изучение сновидений

 

Подобно тому как люди могут изучать свои проек­ции, они могут изучать и свои сны. Перлз описывает сны как «самое непосредственное выражение челове­ческого существования» (16). Сны подобны дневной сценической деятельности, но управление и действие при этом не подвержены такому контролю, как в бодр­ствующем состоянии.

Гештальтметод скорее интегрирует сны, чем анали­зирует их. Интеграция может достигаться через созна­тельное переживание сна, через принятие ответствен­ности за существование каким-либо объектом, предме­том или персонажем из сновидения, через осознание сообщений, содержащихся в сновидении. Чтобы изу­чать сновидения, не обязательно разбирать весь сон.

274

Часто плодотворной оказывается работа с небольшими фрагментами сна.

Чтобы заново пережить сон, человек сначала рассказывает или записывает его как историю, которая происходит сейчас. Используя настоящее время, на­пример «Я иду по безлюдной дороге...», «Я сижу в са­молете...», человек включает все, что он переживал во сне, но не прибавляя при этом ничего из того, чего там не было в действительности.

Следующим шагом является диалог, который произ­носится вслух. Чтобы помочь началу диалога, каждый персонаж, предмет или событие сна спрашивают: «Что ты делаешь в моем сне?» Затем, идентифицируясь с каждым объектом своего сна, отвечают, начиная опи­сание от первого лица и используя настоящее время. Например, «Я яркая красная спортивная машина...», «Я коврик, расстеленный на полу...», «Я старая женщина, которая пытается подняться по лестнице...».

Каждый фрагмент сновидения, вероятно, скрывает сообщение о личности спящего. Когда содержание со­общения доходит до человека, он испытывает чувство, которое можно перевести как «Ах! Так это я и есть».

Одна женщина, описывая свой сон, где она была авторитарным начальником, обнаружила, что сама об­ладала суровым характером и не хотела менять его. Один мужчина, играя роль асфальтового катка из сво­его сна, обнаружил, что он переступал через других людей, если они становились у него на пути. В обоих случаях отчужденные стороны личности были «заново признаны своими» и тем самым интегрированы в еди­ное целое. Перлз предостерегает:

...если Вы работаете со сновидениями, то лучше заниматься этим с кем-нибудь, кто мог бы подсказать Вам, чего Вы стреми­тесь избежать. Понимание сновидения означает понимание то­го, где Вы избегаете очевидного. Единственный недостаток за­ключается в том, что другой человек может слишком быстро прийти на помощь и рассказать, что происходит с Вами, вместо того чтобы дать Вам возможность самим разобраться в себе (17).

 

Дни отчаяния

 

Человек, который активизировал Взрослого и начал видеть жизнь более реалистично, может обнаружить вещи, которые тяжело принять, например:

275

что работа зашла в тупик,

что супруг душевно болен,

что некоторые люди по-настоящему ненавидят друг друга,

что некоторые люди просто вредят друг другу,

что дети испытывают отчуждение от родителей,

что всегда необходимо расплачиваться,

что настоящая дружба встречается редко,

что большинство возможностей остаются нереализованными.

Кроме того, некоторые люди обнаруживают, что сказочная личность или необычайное событие, кото­рые, как они полагали, улучшат их жизнь, и не собира­ются появляться:

что они никогда не разбогатеют,

что благоприятная возможность не представляется дважды,

что удача не может все время «ждать за углом»,

что Красавица не обладает волшебной силой,

что не существует чудесной феи или волшебника,

что лягушка — это всего лишь лягушка, а не царевна.

Перед лицом такого осознания многие люди впада­ют в отчаяние, теряя надежду на то, что кто-то еще сможет их спасти. Возможно, впервые они начинают отчетливо понимать, что если им необходимо спастись, то они должны положиться на самих себя и укрепить свои собственные возможности, чтобы большую часть жизни планировать самостоятельно.

Хотя чувство отчаяния является болезненным, оно служит побуждением к тому, чтобы начать де­лать что-то иначе. С этого момента человек может 1) удалиться от общества и начать жизнь отшельни­ка в каком-нибудь уединенном месте, совершить преступление против закона или закрыться в номе­ре отеля; 2) попытаться устранить личные пробле­мы, «отключаясь» с помощью алкоголя или нарко­тиков, или совершить самоубийство; 3) избавляться от других людей, причиняя им боль — прогнать де­тей прочь, бросить мужа/жену или даже убить ко­го-нибудь; 4) ничего не делать и ждать; 5) стать

276

лучше и начать жить в реальном мире. Берн описывает это следующим образом:

В дальнейшем пациент должен взять на себя задачу жить в мире, где не существует Санта-Клауса. Затем он становится перед экзистенциальными проблемами необходимости, свобо­ды выбора и абсурдности существования, которые прежде до некоторой степени игнорировал, так как жил под влиянием иллюзий своего сценария (18).

Люди, которые решили жить в реальном мире и ко­торые поняли, что они рождены Выигрывать, согласны с Дизраэли, утверждавшим, что «жизнь слишком ко­ротка, чтобы быть незначительной».

 

Резюме

 

Состояние Я Взрослого имеет дело с объективной реальностью. Взрослый не зависит от возраста, но на него влияют образование и жизненный опыт личности. Когда активизируется состояние Взрослого, человек может собирать и перерабатывать информацию, пред­сказывать возможные последствия различных дейст­вий и принимать сознательные решения. Но даже ког­да решение принято Взрослым, оно не обязательно бу­дет точным, если ему не хватает информации. Однако использование Взрослого может помочь сократить чис­ло поступков, в которых он раскаивается, и увеличить вероятность успеха.

Когда существует внутренний конфликт или самораз­рушительное взаимодействие между внутренним Ребен­ком и Родителем, Взрослый может вмешиваться в него: он может судить, выносить решение, искать компромиссы и принимать новые решения для выражения внутреннего Ребенка. Он также может принимать или отвергать пред­положения Родителя на основе реальности и оценивания вероятности. Чтобы достичь такой интеграции личности, Взрослый должен добиться знания о состоянии Я Ре­бенка и Родителя. Этот процесс является частью про­цесса самопознания.

Различные проблемы границ Я могут оказывать воз­действие на спонтанное использование личностью сво­их возможностей. Если границы Я слишком слабые, психическая энергия личности беспорядочно скользит из одного состояния Я в другое, заставляя личность ве-

277

сти себя непредсказуемым образом. Если границы о слишком жесткие, то психическая энергия «запирается в одном состоянии, исключая другие. Эта проблема ясно видна, когда личность постоянно использует толь­ко одно состояние Я и предпочитает действовать почти исключительно в состоянии Я Родителя, Взрослого иди Ребенка. Когда личность получает травму или накапли­вает отрицательные переживания, границам Я наносит­ся повреждение. В результате этого выплескиваются чрезмерные эмоции, которые возникают как реакция на безобидные воздействия. Ясное восприятие Взрос­лым текущей действительности может также «засо­ряться» Родительскими предрассудками и Детскими за­блуждениями.

Когда личность впервые достигает Взрослого осоз­нания, то ее часто охватывает отчаяние. Личность мо­жет реагировать на это неприятное чувство по-разно­му: отдаляясь от других людей, бросая работу, избавля­ясь от других людей, ничего не делая или достигая ис­полнительного контроля состояния Я Взрослого над со­бой и совершая поворот к ответственности за течение своей жизни.

То, что Взрослый является контролером, не означа­ет, что личность всегда находится в состоянии Я Взрос­лого. Это означает, что Взрослый допускает адекватное проявление всех состояний Я, так как каждое вносит свой вклад в целостность личности. Взрослый «обра­щен вовнутрь» и знает, когда потребности могут быть удовлетворены с большим удовольствием и когда их необходимо сдерживать или изменять, чтобы они были уместны в настоящий момент.

Для того чтобы Взрослый достиг исполнительного контроля, его нужно активизировать и использовать. Каждый имеет эту возможность, хотя некоторым мо­жет казаться, что это не так. Берн проводит такую ана­логию: «„.если в чьем-то доме не слышно радиоприем­ника, это не значит, что его там нет; просто приемник нужно включить и дать ему нагреться, и тогда его бу­дет слышно хорошо» (19).

Когда Ваше состояние Взрослого включается и на­правляется вовнутрь, оно может помочь Вам устано­вить курс Вашей жизни намного более разумно. Ста­рая польская пословица советует: «Если нет ветра, гре­бите».

278

 

Упражнения

 

Люди, которые осознают себя, понимают быстротечность жизни, так как знают о неизбежности смер­ти. Они делают свой выбор на основе того смысла, ко­торый хотят придать своей жизни.

1. Сцена смертного ложа (фантазия)

Найдите тихое место, где Вам не смогут помешать. Представьте, что Вы уже очень пожилой человек и на­ходитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед Вами. Закройте глаза. Спроецируйте Вашу жизненную драму на воображаемый экран перед Вами. Следите за ней с самого ее начала до настояще­го момента. Не спешите. После этого опыта рассмотри­те вопросы:

Какие воспоминания были для Вас наиболее бо­лезненными? Какие самыми приятными?

• Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл Вашей жизни?

• Испытали ли Вы сожаление о чем-либо? Если да, что Вы могли бы сделать иначе? Что Вы можете сде­лать иначе теперь?

• Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени?

• Не был ли Ваш выбор не осознаваем Вами ра­нее? Или, возможно, Вы просто боялись сделать его?

Вы обнаружили то, что Вы цените? Ваши ценно­сти оказались такими, какими Вы хотели?

Вы обнаружили что-либо, что Вы хотели бы те­перь изменить?

2. Ваш последний час (фантазия)

Теперь взгляните на Вашу жизнь с другой стороны. Вообразите, что Вам остался час жизни и Вы можете провести его с кем только угодно.

• Кого бы Вы хотели видеть около себя?

279

• Как и где Вы бы хотели провести этот последний час?

• Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему?

3. Освобождение от удара ловушки

Если Вы чувствуете, что Вы пойманы в ловушку или находитесь перед стеной, то есть не видите возмож­ных выборов или очевидных решений, попробуйте про­вести следующий мысленный эксперимент.

• Закройте глаза и вообразите, что Вы бьетесь голо­вой о высокую кирпичную стену, преграждающую Вам путь, пытаясь таким образом преодолеть это препятст­вие.

• Наблюдайте за собой, бьющимся головой о стену.

• Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг.

• Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например пролезть под стеной или попытаться обойти ее. Если Вам потребуется что-нибудь для помо­щи, вообразите это.

Если Вы считаете себя запертым в ловушке, совер­шите воображаемое перенесение в эту ловушку.

• Представьте, что Вы свернулись калачиком внутри нее. Что Вы чувствуете? Защищает ли она Вас от чего-нибудь или кого-нибудь?

• Придумайте несколько способов выбраться из Ва­шей ловушки. Теперь выберитесь из нее.

• После того как Вы покинете Вашу ловушку, пред­ставьте, что Вы сидите снаружи ее, под деревом.

• Посмотрите вокруг. Посмотрите на Вашу ловуш­ку, затем на окружающий мир.

Если Вы чувствуете, что находитесь перед стеной или заперты в ловушке, не прислушивайтесь к старым запи­сям, которые говорят, что «взрослые так себя не ведут».

• Постройте для себя стену из картона, газет или т.п. Ударьтесь головой об нее. Оглянитесь. Нет ли бо­лее простого пути наружу?

• Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и надвиньте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покинь­те ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружа­ющий Вас мир.

Затем спросите себя:

280

• Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку?

• Если это так, то что это дает мне?

• Как это влияет на других?

• Какие позиции я укрепляю в себе?

• Какие ярлыки я собираю, поступая таким образом?

• Как это соответствует моему сценарию?

• Это то, что я действительно хочу для себя? Теперь прекратите «биться об одну и ту же ситуа­цию» и оглянитесь вокруг.

4. Проверка постоянного Родителя, постоянного Взрослого и постоянного Ребенка

Подумайте: может ли так быть, что Вы слишком часто бываете в состоянии Я Родителя и/или ведете себя неуместно в этом состоянии?

• Не обвиняют ли Вас в том, что Вы думаете за дру­гих, отвечаете за них, никогда не даете им проявить са­мостоятельность, раздаете всем советы, поучаете?

• Вы читаете проповеди, пропагандируете или при­нуждаете других?

• Тщательно проверьте группы, с которыми Вы свя­заны.

• Есть ли какая-либо тема для разногласий в каж­дой группе или большинство ее членов имеют единую точку зрения?

• Могли бы Ваши родители принадлежать к этим группам?

• Высоко ли ценится или подавляется творческое мышление в этих группах?

• Каких общих взглядов придерживаются группы, в которые Вы входите?

• Если Вы стремитесь принадлежать к благотворитель­ным группам, спросите себя, действительно ли они реша­ют проблемы или только говорят о них. Они подходят к проблемам только с одной стороны или с разных?

• Ваши группы зависят от решений, которые Вы принимаете?

• Вы советуете им, что делать? Поощряете мыслить и действовать самостоятельно?

281

• Как часто Вы говорите другим «должны», «обязаны» и «Вам следует»? Вы говорите это в состоянии3» Взрослого или Родителя?

• О каких предметах Вы говорите с возмущением по нескольку раз?

• Может ли так случиться, что Вы выражаете чужое мнение, не обдумав и не проверив его?

Подумайте: может ли так случиться, что Вы слишком часто бываете в состоянии Я Взрослого и /или ве­дете себя неподобающим образом в этом состоянии?

• Не кажетесь ли Вы себе чрезмерно рассуждаю­щим, слишком рациональным, неспонтанным и похо­жим на автомат большую часть времени?

• Вы постоянно имеете дело с обработкой данных и редко проявляете Родительские взгляды или Детскую непосредственность?

• Вы всегда рационально используете деньги, никог­да не «шикуете» или слишком балуете кого-нибудь по­дарками, о которых они всегда мечтали?

• Вы много работаете и с трудом выпрашиваете время для отдыха или Вы ничем не заняты?

• Вы входите только в профессиональные группы — группы, которые собираются в основном для обмена информацией?

• Теперь вспомните своих близких друзей. В их число входят те, с кем Вас связывают деловые от­ношения?

• В компании Вы всегда говорите о своих профес­сиональных интересах или находите укромный угол и листаете журналы?

• Не обвиняют ли Вас в том, что Вы «невеселы» или «совсем не заботитесь о детях?»

• Нет ли у Вас склонности быть «машиной-компью­тером», перерабатывающим информацию и находящим решения?

• Не используете ли Вы своего Взрослого для раци­онализации — для оправдания своих недостатков и предрассудков?

• Не используете ли Вы его для того, чтобы настаи­вать и сохранять мнения Родителя, которые некогда были слишком пугающими для Вас, чтобы сознательно их проверить?

• Не используете ли Вы своего Взрослого для того, чтобы помогать своему Ребенку управлять другими или

282

чтобы приводить ему «хорошие» доводы для исполне­ния игр?

Подумайте: может ли так быть, что я слишком часто бываю в состоянии Я Ребенка и/или веду себя неподходящим образом в этом состоянии?

• Вы позволяете управлять Вами во многих областях?

• Другие думают за Вас, отвечают за Вас, подавляют Вас, дают Вам советы, часто приходят Вам на помощь и ставят Вас на место?

Проверьте группы, в которых Вы участвуете.

• Они собираются преимущественно для веселья?

• Для ниспровержения или критики авторитетов?

• Для того чтобы посоветовать Вам, как строить свою жизнь?

• Вы отступаете, приходите в отчаяние, чувствуете себя бессильным перед возникшими проблемами или перед принятием решений?

• Вы постоянно обращаетесь к другим за одобрени­ем, критикой или поддержкой?

• Вспомните десять самых близких своих друзей. Не объединяет ли их нечто общее? Это Ваши приятели по развлечениям? Не играют ли они для Вас роль ро­дителей?

• Вы часто говорите «Я не могу» вместо того, чтобы сказать «Вы этого не хотите»?

5. Портрет Ваших состояний Я

Используя окружности разных диаметров, нарисуй­те портрет своих состояний Я, каким по большей части Вы воспринимаете себя. Ваш портрет может выглядеть подобно тому, как это показано на рис. 43.

 

Рис. 43

283

• Вы видите себя человеком, имеющим любимое состояние Я?

• Не меняется ли Ваш портрет при смене обстанов­ки? На работе? Дома? В институте? На вечеринке? Где-нибудь еще?

• Не меняется ли он с определенными людьми? С начальником? Подчиненными? Супругом/супру­гой? Детьми? Друзьями? С кем-нибудь еще?

• Теперь попросите детей, супруга/супругу, друга, родственника и/или коллегу по работе нарисовать, как они воспринимают вас? Заметили ли Вы какие-нибудь различия.

После того как Вы нарисовали Ваши портреты, ка­ким Вы сами себя воспринимаете и какими Вас воспри­нимают другие, спросите себя:

• Они удовлетворяют меня? Если нет, что необхо­димо изменить?

• Какие контракты мне необходимо заключить? Ка­кие вопросы Взрослого мне необходимо поставить?

6. «Засорение» Вашего Взрослого

Один эффективный метод избавления от «засоре­ния» Вашего Взрослого от предубеждений Родителя и заблуждений Ребенка заключается в изменении Ваших утверждений на противоположные.

«Засорение» от Родителя

• Напишите четыре прилагательных, которые Вы ис­пользуете, когда говорите о людях различного пола, национальности, возраста, религии, образования, клас­са, происхождения.

Мужчины ___________________________

Женщины __________________________

Евреи___________________________________

Нехристиане___________________________

Черные _____________________________________

Белые ________________________________________

284

• Вы располагаете достаточными и точными сведе­ниями, чтобы проверить Ваши утверждения, или какое-то событие побудило Вас принять такую позицию? Слухи? Средства массовой информации?

• Теперь измените Ваши высказывания на противо­положные тем, которые Вы применили. Что Вы

«Засорение» от Ребенка

• Вы часто используете слова, свидетельствующие о том, что Вы ожидаете сказочную личность или нео­бычайное событие? Такие, как:

Когда (если только) он/она изменится...

Когда (если только) я женюсь... | Когда (если только) я разведусь...

Когда (если только) я найду хорошую работу...

Когда (если только) дети подрастут...

• Вы часто используете слова, которые говорят о том, что Вы думаете о себе определенным обра­зом и ничего не можете в себе изменить? Такие,

как:

Я такой беспомощный, что...;     

Я такой глупый, что...

Я такой подавленный, что...

Я такой робкий, что...

• Какую позицию наиболее часто Вы занимаете в отношении себя? Я такой... что...

• Теперь измените несколько Ваших утверждений |на противоположные, например:

Он/она может никогда не измениться, поэтому...

Я такой сильный, что...

Я такой... что...

После того как Вы рассмотрели возможные «засорения» от Родителя и Ребенка, задайте себе следую­щие вопросы:

• Удовлетворяет ли меня то, что я обнаружил?

• Что мне необходимо оценить заново?

• Что мне необходимо изменить?

• Какие контракты мне необходимо заключить?

• Какие вопросы Взрослого необходимо поста-I вить?

285

7. Изучение Ваших проекций

Другие часто служат для нас зеркалом. Когда Вы смотрите на кого-нибудь, то можете увидеть в нем се­бя самого. Изучение Ваших проекций является полез­ным методом самопознания.

Вообразите кого-нибудь, кто Вам особенно не нра­вится.

• Что Вам не нравится в этом человеке?

• Не знаете ли Вы других людей с такими чертами? Они также не нравятся Вам?

• Теперь представьте, что Вы обладаете этими же чертами. Представьте себя в действии.

• Делайте то, что делают люди, которые раздража­ют Вас. Поступайте так, как они.

• Теперь спросите себя: «Может ли так быть, что я сам веду себя подобным образом или что эти черты принадлежат мне самому?»

Теперь представьте кого-нибудь, кто особенно вос­хищает Вас.

• Что Вам нравится в этом человеке?

• Вы знаете других людей, которые обладают по­добными чертами? Вы также восхищаетесь этими людьми?

• Далее, представьте, что Вы говорите, ходите, ве­дете себя так же, как и те, кто восхищает Вас. Пред­ставьте, что Вы обладаете их чертами,

• Теперь задайте вопрос: «Может ли так быть, что я обладаю этими способностями и чертами?» В течение недели составьте два списка.

• В одном записывайте все, в чем Вы обвиняете других (она отвергает меня, он глуп, мой муж/жена волочится за кем-нибудь, она всегда сердита, он нена­видит меня и т.д.).

• В другом отмечайте все, что вызывает у Вас вос­хищение (она такая нежная, он смышленый, моя же­на/муж всегда делает полезные замечания, он пре­красно обращается с детьми, она очень изящно одева­ется и т.д.)-

• В конце недели проверьте Ваши списки. Не види­те ли Вы каких-нибудь шаблонов?

• Теперь поставьте вопрос: «Может ли так быть, что я?..»

286

Например, «Может ли так быть, что я отвергаю Мэри лишь потому, что полагаю, будто она отвергает меня?», «Может ли так быть, что я хотела бы избежать этого брака и поэтому обвиняю Дика в том, что он желает этого?».

8. Изучение Ваших сновидений

Многие люди утверждают, что не помнят своих снов. Если Вы считаете так же, то держите карандаш и бумагу рядом, около кровати, и записывайте свои сны сразу же, как проснетесь. Каждый сон содержит сооб­щение. Чтобы раскрыть сообщение, которое содержит Ваш сон, Перлз предлагает следующее упражнение:

Запишите сновидение и составьте список всех деталей Ва­шего сна. Запишите каждого человека, каждую вещь, каждое настроение и затем постепенно постарайтесь стать каждой из этих деталей сна. Проигрывайте их, действительно превраща­ясь в каждую из них. По-настоящему станьте этой вещью; чем бы она ни была — станьте ею. Используйте свое волшеб­ство. Превратитесь в эту безобразную лягушку или во что-ни­будь, что было там, — в неодушевленные предметы, живые су­щества, демона — и прекратите думать. Затем, взяв каждый из этих персонажей сна, дайте им столкнуться друг с другом. За­пишите сценарий. Под «записью сценария» я имею в виду ди­алог между двумя противоположными ролями. Вы обнаружи­те, особенно если Вы приняли подходящие противоположно­сти, что они всегда начинают со спора друг с другом (20).

• После того как Вы поработаете над сном или фрагментом сна, как предлагает Перлз, спросите себя: «Не уклонялся ли я от чего-либо во сне? Не убегал ли? Не прятался ли? Не мог сдвинуться с места или закри­чать? Что еще?»

• Если это так, не напоминает ли мне это то, чего я избегаю в настоящей жизни?

9. Метод решения проблем

Если у Вас есть проблемы, которые необходимо решить, — такие, как найти работу, изменить стиль Поведения, улучшить семейные отношения, — акти-визируйте Вашего Взрослого, используя следующие приемы. Некоторые из них могут не подходить ко

287

всем проблемам, но по крайней мере рассмотрит» их в процессе.

1. Определите проблему и запишите ее (Вы можете обнаружить, что то, что Вы считали главной пробле­мой, вовсе таковой не является).

2. Каковы мнения, осведомленность и поведение Вашего Родителя по отношению к этой проблеме?

• Напишите, что каждый из Ваших родителей ска­зал бы или сделал бы в связи с этой проблемой.

• Прислушайтесь к речи родителей в Вашей голове. Запишите то, что они считают необходимым, обяза­тельным и т.д. Теперь запишите, чего они избегали, а также их невербальные сообщения.

3. Далее, рассмотрите чувства, установки и осве­домленность Вашего Ребенка по отношению к этой проблеме.

• Запишите Ваши чувства, которые связаны с дан­ной проблемой. Это ярлыки или настоящие чувства?

• Не играете ли Вы в какую-нибудь игру в связи с этой проблемой?

• Соответствует ли эта игра Вашему конструктивно­му, деструктивному или непродуктивному сценарию? Не исполняются ли при этом какие-либо манипулятивные роли?

4. Оцените приведенные выше сведения Родителя и Ребенка с помощью Вашего Взрослого.

• Какие установки Родителя мешают решению про­блемы? Какие установки Родителя помогают Вам в ре­шении проблемы?

• Какие чувства и адаптации Ребенка мешают реше­нию проблемы? Какие чувства и адаптации Ребенка по­могают Вам решить проблему?

• Какое решение было бы приятно Вашему Родителю? Будет ли оно подходящим или деструктивным для Вас?

• Какое решение было бы приятно Вашему Ребен­ку? Будет ли оно подходящим или деструктивным для Вас?

5. Представьте различные пути решения проблемы. Не отвергайте никакую идею. Вместо этого используй­те Вашего Маленького Профессора и «мозговую ата­ку». Привлеките все свои способности, какие только сможете, даже если некоторые покажутся смешными.

6. Затем рассмотрите внутренние и внешние источ­ники, необходимые для каждого решения, при помощи

288

 «мозговой атаки». Эти источники являются доступными? Они являются подходящими?

7. Оцените вероятность успеха каждой альтернати­вы. Отбросьте те, которые являются невозможными.

8. Выберите две или три наиболее вероятные. На основе фактов и творческого воображения примите Ваше решение.

9. Осознайте чувства, которые вызовут Ваши решения.

Решения, которые оставляют «хорошие ощущения», могут удовлетворять все состояния Я. Решение, которое оставляет у Вас неприятные чувства, может заставлять Ва­шего Родителя и/или Ребенка сопротивляться ему и в дей­ствительности быть вредным для Вас или окружающих или может просто оказаться неправильным.

10. Заключите контракт, необходимый для того, чтобы исполнить решение. Поставьте соответствующие вопросы Взрослого, которые подходят к Вашему контракту.

11. Приведите в действие Ваше решение. Если это возможно, испытайте его в малом. Затем двигайтесь вперед с большей энергией.

12. Оцените сильные и слабые стороны Вашего пла­на по мере осуществления. Сделайте необходимые по­правки.

13. Радуйтесь своим успехам. Не впадайте в уны­ние при неудачах. Изучите их и начинайте снова. Об­думайте утверждение Джона Дьюи: «Личность, которая по-настоящему мыслит, учится на своих неудачах точно так же, как и на своих успехах».

Когда принимают решения Проигрывающие, то обычно, если дела идут плохо, они перекладывают ви­ну на других. Когда решения принимают Выигрываю­щие, они принимают ответственность за свои решения независимо от того, оказались они правильными или ошибочными.

 

 

АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО

 

Человек в конечном счете сам решает за себя!

И в конце концов, любое образование должно быть

направлено на воспитание способности принимать решения.

Виктор Франкл

 

Достижение автономии является конечной целью трансакционного анализа. Автономия означает владе­ние собой, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов поведения, не относящихся к делу или неуместных «здесь и теперь».

Каждый обладает способностью достичь определен­ной автономии. Но, несмотря на то что автономия явля­ется исконным правом человека с рождения, мало кто в действительности достигает ее. Берн пишет:

Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он научается, — делать то, что ему говорят, и он про­водит остальную часть своей жизни, делая это. Так что его пер­вое порабощение — порабощение родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой лишь право выбирать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией автономии (1).

Люди испытывают иллюзию автономии, когда пола­гают, что изменили свой сценарий, а в действительно­сти они лишь изменили декорации, роли, костюмы и т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имею­щий родительские предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с религиозным рве­нием обращать других в своих последователей. Смена обстановки может создавать у человека иллюзии сво­боды, хотя в действительности это — порабощение ро­дительскими предписаниями, только замаскированное.

Подобным же образом женщина со сценарием «Красавица и Чудовище» может верить, что освобож-

290


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.