Глава 48. Производство в надзорной инстанции — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 48. Производство в надзорной инстанции

2020-07-03 120
Глава 48. Производство в надзорной инстанции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда

1. В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда первой инстанции, а также определения судов второй инстанции и постановления и определения нижестоящих надзорных инстанций. Ходатайство о таком пересмотре может быть принесено только после истечения сроков на кассационное (апелляционное) обжалование решений суда первой инстанции либо после вынесения решений судом второй и нижестоящих надзорных инстанций.

2. Закон ограничивает круг лиц, имеющих право на возбуждение ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора. Не наделены таким правом гражданские истцы и ответчики, представители общественности, участвующие в деле.

Не могут быть основанием для начала пересмотра в порядке надзора уголовных дел обращения граждан, не упомянутых в ст. 402 УПК, должностных лиц, общественных организаций и государственных органов, выступления в СМИ и т.д.

Закон не предусматривает возможности пересмотреть дела в порядке надзора по инициативе судьи или вышестоящего суда.

3. Полномочия осужденного, оправданного, потерпевшего на принесение надзорной жалобы не требуют специального подтверждения. Законные представители пользуются такими полномочиями на основании закона. Полномочия иных представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом, прилагаемым к жалобе. Полномочия адвокатов подтверждаются ордером, иные защитники представляют доверенность от лица, в чьих интересах обжалуются вступившие в законную силу судебные решения.

4. Право на подачу надзорной жалобы (представления) не ограничено во времени. Она может быть подана как в период отбытия наказания, так и после. По смыслу закона, в случае смерти осужденного надзорная жалоба может быть подана его законными представителями.

 

Статья 403. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление

1. В статье 403 детально определена подведомственность рассмотрения различными судами РФ надзорных жалоб и представлений.

2. Жалоба не может быть принята к рассмотрению в порядке надзора в вышестоящей надзорной инстанции, если она не прошла предусмотренную законом процедуру ее рассмотрения в нижестоящей надзорной инстанции.

Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не может принять к рассмотрению надзорную жалобу на приговор, определение и постановление районного суда, если аналогичная жалоба не была предметом рассмотрения в президиуме суда областного уровня либо по ней не принято решения об отказе в удовлетворении жалобы судьей областного суда, с которым согласился председатель областного суда.

3. По смыслу закона, суд надзорной инстанции, в который подана жалоба с нарушением подведомственности, возвращает ее лицу, принесшему жалобу, с указанием суда, в который она может быть направлена.

4. Жалобы, на вступившие в законную силу судебные решения, адресованные в иные государственные или общественные органы, не могут быть приняты к производству судом надзорной инстанции, если заявителем не заявлено ходатайство о направлении такой жалобы в суд для рассмотрения по существу.

 

Статья 404. Порядок принесения надзорных жалобы или представления

1. Надзорные жалоба или представление должны отвечать следующим требованиям. Содержание ее должно соответствовать нормам ст. 375 УПК. В жалобе должны быть указаны:

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подается жалоба (представление);

2) данные о заявителе с указанием его процессуального положения, места жительства или нахождения;

3) указание на судебное решение, которое обжалуется, и на суд, его постановивший или вынесший;

4) доводы лица, по которым он просит отменить или изменить судебное решение;

5) перечень прилагаемых к жалобе материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

В жалобе должно быть указано, желает ли заявитель участвовать в рассмотрении жалобы судом надзорной инстанции.

2. Надзорная жалоба может также содержать и иные ходатайства, связанные как с существом жалобы, так и с процедурными вопросами рассмотрения жалобы в надзорном порядке, в частности о времени рассмотрения дела, об отводе судей надзорной инстанции с изложением его мотивов и т.д.

3. В случае несоответствия жалобы (представления) указанным выше требованиям судья, рассматривающий жалобу, возвращает ее лицу, принесшему жалобу, с предложениями о приведении ее в соответствие с требованиями ст. 375 УПК.

4. Жалоба может быть подана в суд надзорной инстанции как лично заявителем, так и через его представителей либо направлена по почте.

Если жалоба подается непосредственно в суд, канцелярия суда, по просьбе заявителя или его представителя, выдает документ, подтверждающий прием жалобы с указанием даты приема и количества листов, содержащихся в принятых материалах.

 

Статья 405. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора

1. В комментируемой статье реализован принцип невозможности поворота к худшему в отношении лица, подвергшегося уголовному преследованию, после вступления в законную силу приговора, определения или постановления суда.

Это относится как к судебным решениям судов первой и второй инстанций, так и к постановлениями судов надзорных инстанций.

2. Закон запрещает пересматривать в порядке надзора судебные решения в отношении осужденного в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного. К таким основаниям относятся: усиление режима отбывания наказания; вопросы, связанные с необоснованным применением амнистии; признание лица виновным по отдельным эпизодам преступления, по которым дело было прекращено, даже если это не влечет изменения квалификации деяний на более тяжкие составы и не усиливает наказания; назначение наказания по совокупности преступлений или приговоров и т.д.

Вместе с тем не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

3. Не может быть пересмотрен в порядке надзора оправдательный приговор либо определение или постановление суда о прекращении уголовного дела. Закон не предусматривает возможности для оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, обжаловать судебные решения ввиду несогласия с мотивами или основаниями оправдания или прекращения дела. Этим правом он мог воспользоваться в суде второй инстанции, решение которой об оставлении оправдательного приговора без изменения либо о прекращении уголовного дела является окончательным.

 

Статья 406. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления

1. Надзорное производство состоит как бы из двух этапов - рассмотрение надзорных жалоб (представлений) единолично судьей и их рассмотрение в судебном заседании судом надзорной инстанции, если судьей принято решение о возбуждении надзорного производства.

2. Днем поступления жалобы (представления) считается день передачи жалобы (представления) в канцелярию суда непосредственно заявителем или его представителем либо день поступления по почте. (Об исчислении сроков см. комментарий к ст. 128 УПК). Окончанием срока является день вынесения постановления судьей, рассматривающим жалобу (представление).

3. Закон не предусматривает возможности приостановления или продления срока рассмотрения жалобы (представления). Однако, поскольку закон говорит о времени рассмотрения жалобы, в случае истребования дела время со дня направления запроса до дня поступления дела в суд, по смыслу закона, не должно засчитываться в срок рассмотрения жалобы (представления).

4. По поступлении жалобы (представления) в суд она передается для рассмотрения судье. Рассматривать жалобы могут судьи судебных коллегий, включая судей - членов президиума суда, председатели судебных коллегий, не являющиеся одновременно заместителями председателя суда.

Председатели упомянутых в ст. 406 УПК судов и заместители Председателя Верховного Суда РФ не могут проводить первичное рассмотрение жалобы (представления), поскольку на них возложена функция проверки решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений).

Судья, ранее рассматривавший дело по первой или второй инстанции, не может рассматривать надзорную жалобу (представление) по этому делу.

5. Вопрос об истребовании дела судья решает по своему усмотрению, поскольку закон не регламентирует оснований для такого решения. В любом случае не может истребоваться дело, если судья установит, что жалоба (представление) содержит требования, которые не могут быть удовлетворены в соответствии с положениями ст. 405 УПК.

6. Установив, что жалоба (представление) ему не подведомственна, судья без вынесения постановления, возвращает жалобу (представление) лицу, ее принесшему, с указанием суда, которому подведомственно ее рассмотрение.

7. Постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) должно быть мотивированным, содержать ответы на доводы жалобы (представления). Копия постановления направляется лицу, принесшему жалобу.

Постановление судьи о возбуждении надзорного производства должно содержать указания на доводы жалобы, которые должны быть проверены в суде надзорной инстанции. Если по мнению судьи суд надзорной инстанции должен проверить обжалованное судебное решение, постановление в отношении иных лиц, не подававших жалобы, или же проверить обстоятельства, не упомянутые в надзорной жалобе, то на это также указывается в постановлении о возбуждении надзорного производства.

Вместе с тем, по сложившейся практике, в этом постановлении не должно содержаться рекомендаций о том, какое решение должен принять суд надзорной инстанции, а также содержаться анализа доказательств.

8. Председатель областного и приравненных к нему судов вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении жалобы (представления). По смыслу закона названные лица (см. п. 4 ст. 406) имеют такие полномочия только в отношении постановлений судей суда, в котором работают указанные лица.

Закон не содержит запрещения пересматривать решения судьи по инициативе упомянутых в ч. 4 ст. 406 УПК руководителей суда, однако, исходя из того, что инициатива в возбуждении процесса надзорного производства является исключительным правом лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 402 УПК, постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы (представления) может быть отменено только по их инициативе, в случае несогласия с доводами, содержащимися в постановлении судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

9. Отказ председателя суда областного звена, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей в отмене постановления судьи, отклонившего жалобу или представление, оформляется письмом, которое направляется заявителю.

10. Под судом надзорной инстанции, в который судьей или председателем суда направляется надзорная жалоба (представление) на рассмотрение, следует понимать суд, непосредственно вышестоящий по отношению к той инстанции, чье решение оспаривается. В связи с этим судья Верховного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, рассматривая жалобу (представление) на судебные решения, перечисленные в ч. 1 ст. 403 УПК, если они не были предметом рассмотрения в президиумах судов, перечисленных в этой части УПК, передают надзорные жалобы (представления) на рассмотрение в эти президиумы.

11. Отказ одного из заместителей Председателя Верховного Суда РФ в удовлетворении жалобы (представления) на постановление судьи, отказавшего в надзорном пересмотре дела, не препятствует Председателю или другому заместителю проверить аналогичную жалобу (представление).

 

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

1. Срок рассмотрения надзорной жалобы (представления) судом надзорной инстанции начинает истекать со дня вынесения постановления о возбуждении надзорного производства.

2. Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным. Под иными лицами, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой (представлением), возможность участия которых в судебном заседании в надзорной инстанции предусмотрена ч. 2 ст. 407 УПК, следует иметь в виду потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков. Они могут защищать свои интересы как лично, так и через своих представителей.

3. В случае отказа лица, подавшего жалобу или представление, от своих требований надзорное производство подлежит прекращению, если такой отказ поступил до начала рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Закон не предусматривает права вышестоящего прокурора заявить об отказе от требований, изложенных нижестоящим прокурором в надзорном представлении.

4. Суд, назначив дело к слушанию, обязан представить лицам, упомянутым в ч. 2 ст. 407 УПК, возможность ознакомиться с надзорной жалобой (представлением). Такое ознакомление возможно как путем вручения копии документа, так и путем непосредственного ознакомления в суде с текстом жалобы (представления).

5. В качестве докладчика дела может выступать любой судья суда, в котором действует надзорная инстанция, включая судью, вынесшего постановление о возбуждении надзорного производства, кроме судей, ранее участвовавших в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций. По смыслу закона также не может быть докладчиком судья, выносивший ранее постановление об отказе в возбуждении надзорного производства, поскольку им уже была изложена позиция о необоснованности доводов жалобы (представления).

6. Вопросы докладчику могут задавать только судьи суда надзорной инстанции. Прокурор и иные лица, участвующие в деле, такого права не имеют в силу своего процессуального положения, но в своих выступлениях они вправе выразить несогласие с содержанием выступления судьи-докладчика либо обратить внимание суда на обстоятельства, которые он не изложил.

7. В части 5 ст. 407 УПК говорится о предоставлении прокурору слова для поддержания внесенного им представления. Однако не исключается возможность выступления в поддержку представления иного прокурора, имеющего полномочия на участие в суде, полученные от вышестоящего прокурора. Если дело рассматривается по жалобе, прокурор вправе до выступления заявителя и иных лиц, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, высказать свое мнение по доводам жалобы.

8. Закон не ограничивает усмотрением суда права на выступления осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего и его представителей. Однако гражданские истцы и ответчики могут выступать в заседании только с разрешения суда.

9. В комментируемой статье не содержится запрещения суду надзорной инстанции выслушать, по их просьбе, пояснения судей, ранее участвовавших в рассмотрении дела, по мотивам принятого ими решения. Такие пояснения, исходя из общих принципов судопроизводства, они могут дать только до выступления прокурора.

10. Если к надзорной жалобе (представлению) были приложены процессуальные документы, которых нет в деле, а также иные материалы (справки о состоянии здоровья, характеристики и т.д.), суд исследует их с участием прокурора и лиц, упомянутых в ч. 2 ст. 407 УПК, до выступления прокурора.

11. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума от их списочного состава. Решения, принятые меньшим составом президиума, не должны исполняться - они подлежат отмене, а надзорная жалоба (представление) - новому рассмотрению легитимным составом президиума.

12. Заседанием президиума руководит председатель, его указания по процедурным вопросам обязательны для участников заседания, он принимает меры по поддержанию порядка во время заседания. Санкции к нарушителям порядка принимаются по решению президиума.

13. После выступления стороны удаляются из зала заседания. Закон не предусматривает распространения на заседание суда надзорной инстанции режима тайны совещательной комнаты. Поэтому при обсуждении доклада и вынесения постановления (определения) суда надзорной инстанции могут присутствовать, по усмотрению суда, секретарь суда, судья-докладчик и другие лица.

14. По сложившейся судебной практике при заседании суда надзорной инстанции протокол судебного заседания, прилагаемый к делу, не ведется.

Однако, как правило, ведется протокол заседания президиума, в котором отражается состав суда, наименование дел, рассмотренных им в данном заседании, указываются стороны и другие участники процесса, присутствовавшие при рассмотрении дела. В протокол заносятся позиции участников процесса, выступавших в судебном заседании, по поводу требований, содержащихся в надзорной жалобе (представлении). Протокол подписывается председателем и секретарем президиума.

15. Установив в ходе слушания жалобы (представления), что дело подсудно суду вышестоящей надзорной инстанции, суд прекращает производство по делу. Если в ходе слушания суд надзорной инстанции установит, что дело подсудно нижестоящей надзорной инстанции, он вправе принять решение по существу надзорной жалобы (представления).

16. По сложившейся практике, по окончании голосования председатель президиума (председательствующий судебной коллегии Верховного Суда РФ) приглашает стороны и других участников процесса в зал судебного заседания и объявляет им о решении, принятом президиумом. Закон не предусматривает полного оглашения постановления (определения) суда надзорной инстанции, их текст может быть составлен после окончания судебного заседания.

 

Статья 408. Решение суда надзорной инстанции

1. Постановление (определение) суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем отражаются требования, которые содержатся в надзорной жалобе (представлении); доводы, по которым суд согласился с ними или отверг их; выводы суда надзорной инстанции.

2. Оставление надзорной жалобы (представления) без удовлетворения возможно в двух случаях: когда приговор суда первой инстанции, приговор суда апелляционной инстанции, определения и постановления надзорных инстанций, на которые поданы надзорные жалобы или принесено надзорное представление, являются законными и обоснованными; когда заявленные в жалобе (представлении) требования соответствуют закону, но их удовлетворение приведет к повороту к худшему в отношении осужденного (см. комментарий к ст. 405).

3. Отмена приговора, определения или постановления суда и всех последующих по делу решений с прекращением производства по делу может иметь место по различным мотивам: за отсутствием события или состава преступления, вследствие истечения сроков давности и по иным обстоятельствам, предусмотренным ст. 24 УПК; при наличии оснований, предусмотренных п. 1, 3-8 ч. 1 и ч. 3 ст. 27 УПК; в связи с отказом прокурора от обвинения в суде первой инстанции, если против этого не возражал потерпевший; в связи с установлением в суде надзорной инстанции обстоятельств, предусмотренных ст. 25 (примирение сторон) и 26 (изменение обстановки) УПК.

4. Поскольку суд надзорной инстанции проверяет по надзорной жалобе как вопросы права, так и вопросы факта, то, установив, что исследованными в суде первой или апелляционной инстанции доказательствами не подтверждена вина осужденного либо доказательства, положенные в основу его осуждения, получены незаконным путем и его вина не подтверждена бесспорно иными доказательствами, суд прекращает дело за отсутствием в действиях осужденного состава преступления. Аналогичное решение суд надзорной инстанции принимает при недоказанности события преступления.

5. Отменяя судебные решения и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанции (п. 3-5 ч. 1 ст. 408 УПК), суд надзорной инстанции должен мотивировать причины отмены судебных решений и указать на недостатки, которые следует восполнить при новом рассмотрении дела. При этом предложения суда надзорной инстанции не могут быть прямо или косвенно направлены на ухудшение положения осужденного. В постановлении (определении) об отмене предыдущих судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение не может содержаться предложений, противоречащих принципу состязательности. Потому, если этого не просят стороны, нельзя предлагать нижестоящему суду провести дополнительно исследование тех или иных обстоятельств дела, назначить проведение экспертиз и т.д.

По той же причине суд надзорной инстанции не может делать предложения общего характера, рассчитанные на инициативные действия нижестоящего суда (например, расширить круг свидетелей, установить других участников преступления и т.д.).

6. В законе не решен вопрос о возможности отмены постановления (определения) нижестоящей судебной инстанции с направлением дела на ее повторное рассмотрение. Очевидно, если жалоба (представление) принесена по мотивам несогласия с решением нижестоящей надзорной инстанции по поводу оспариваемых судебных постановлений, то вышестоящая инстанция должна решать вопрос по существу, не возвращая дело на рассмотрение в нижестоящую надзорную инстанцию.

Однако, если надзорное решение обжалуется по мотивам процедурных нарушений, которые невозможно исправить в вышестоящей надзорной инстанции (например, президиум областного суда не известил осужденного о дне слушания дела, несмотря на его просьбу), то такое решение подлежит отмене с направлением дела на новое надзорное рассмотрение.

7. Изменения, вносимые в приговор, определение или постановление суда, могут быть различными: о снижении меры наказания, о применении менее строгой статьи УК, исключении из обвинения отдельных эпизодов обвинения, частичном прекращении дела и т.д. Надзорная инстанция вправе внести в обжалованное судебное решение изменения, не влияющие на квалификацию преступления, меру наказания, режим отбывания наказания (например, уточнение названия населенного пункта, фамилии, исправление арифметических ошибок).

8. Содержание определения (постановления) суда надзорной инстанции должно соответствовать требованиям ч. 1, 2 ст. 388 УПК, касающихся содержания кассационного определения.

9. Постановление (определение) суда надзорной инстанции, в соответствии с которым осужденный освобождается из-под стражи, подлежит немедленному исполнению, если он участвует в судебном заседании. В иных случаях копия постановления (определения) или соответствующая выписка из его резолютивной части подлежит направлению администрации учреждения для незамедлительного освобождения осужденного.

 

Статья 409. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу

1. Основаниями отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора могут быть либо нарушения уголовно-процессуального закона, либо неправильное применение уголовного закона, либо несправедливость приговора.

Более подробно об этих основаниях см. комментарий к ст. 381-383 УПК.

2. Поскольку эти статьи регламентируют производство в суде кассационной инстанции, их применение при надзорном рассмотрении дела имеет ряд ограничений.

Установив нарушение уголовно-процессуального закона, суд надзорной инстанции тем не менее в силу ст. 405 УПК не может отменить или изменить судебное решение, на которое подана жалоба или принесен протест, если это повлечет за собой ухудшение положения осужденного.

Отмена или изменение приговора, определения, постановления в суде надзорной инстанции ввиду неправильного применения уголовного закона могут иметь место только в том случае, если такое вмешательство в судебные решения не связано с необходимостью применения более строгого закона. Таким же образом, отмена и изменение судебных решений в суде надзорной инстанции по мотивам несправедливости приговора моут осуществляться только ввиду чрезмерной строгости наказания.

3. Часть вторая комментируемой статьи регулирует основания отмены и изменения в порядке надзора определений и постановлений суда первой инстанции, а также определений и постановлений кассационных и надзорных инстанций.

4. Определение кассационной инстанции, постановление или определение надзорной инстанции подлежит отмене, когда ими допущено нарушение закона, повлиявшее на правильность и законность приговора либо предшествующего определения или постановления. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение в ту инстанцию, чье решение отменено.

Если предшествующими инстанциями оставлено без изменения незаконное или необоснованное решение суда первой инстанции, то они подлежат отмене, а решения суда первой инстанции - изменению или отмене.

Подлежат изменению те определения и постановления судебных инстанций, которыми внесены обоснованные изменения в решения нижестоящих судов, но вместе с тем не устранены полностью допущенные нижестоящими инстанциями нарушения требований законности и обоснованности судебных решений.

Если вынесенное надзорной инстанцией определение (постановление) внесло ошибочные изменения в приговор суда или определение кассационной инстанции либо если ею оставлены без изменения незаконные или необоснованные решения нижестоящих инстанций, то такое определение (постановление) подлежит отмене.

 

Статья 410. Пределы прав суда надзорной инстанции

1. Статья 410 УПК сохраняет так называемый ревизионный порядок рассмотрения дел судом надзорной инстанции. Он заключается в том, что суд надзорной инстанции не только обязан проверить доводы надзорной жалобы (представления), но и вправе проверить все производство по делу, в том числе по вопросам, не поставленным в жалобе (представлении).

При этом надзорная инстанция может при принятии решения, о котором ходатайствует лицо, подавшее жалобу (представление), использовать обстоятельства, на которые не ссылался автор жалобы (представления), либо принять решение о таких изменениях или отмене судебных решений, о которых лицо, подавшее жалобу (представление), не просило.

2. Принцип невозможности "поворота к худшему" в суде надзорной инстанции (ст. 405 УПК) распространяется не только на решения суда первой и второй инстанций, но и на решения суда надзорной инстанции. Поэтому вышестоящая надзорная инстанция, установив, что нижестоящая надзорная инстанция снизила меру наказания осужденному, применив более мягкий уголовный закон, или прекратила производство по уголовному делу, не вправе отменять его по мотивам необоснованного улучшения положения осужденного.

Равным образом подлежит отмене надзорное определение (постановление), если им допущено ухудшение положения осужденного.

3. Право суда надзорной инстанции проверять уголовное дело в отношении лиц, о пересмотре дела которых жалоба (представление) не приносилась, касается как тех осужденных, которые признаны соучастниками лица, в отношении которого подана жалоба (представление), так и других осужденных по делу.

4. Поскольку закон не оговаривает правил проверки дела в отношении лиц, по поводу которых жалоба (представление) не приносилась, процедура принятия такого решения должна вытекать из общих принципов УПК.

Чтобы не допустить нарушения права на защиту такого лица, надзорная инстанция должна поставить его в известность о намерении изменить (отменить) состоявшиеся в отношении него судебные решения и разъяснить его право выразить свое отношение к предлагаемому изменению судебных решений. Указанные ограничения не могут распространяться на случаи прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

5. Комментируемая статья предусматривает право, а не обязанность суда надзорной инстанции проверить дело в ревизионном порядке, в отношении как всех обстоятельств дела, так и всех осужденных по данному делу, поэтому принятие надзорной инстанцией решения по делу не ограничивает права осужденных по делу, в отношении которых надзорное решение не принималось, обратиться с надзорной жалобой в ту же инстанцию.

6. При возвращении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции возвращает его в следующие суды: в случае отмены решения суда первой инстанции и последующих судебных постановлений - в суд первой инстанции; в случае отмены определения кассационной инстанции или приговора апелляционной инстанции и последующих судебных постановлений - в суд второй инстанции. Указывая судебную инстанцию, в которую возвращается уголовное дело, суд надзорной инстанции называет конкретный суд, в котором должно быть рассмотрено дело. В решении суда надзорной инстанции может содержаться указание об обязательном рассмотрении дела в ином составе судей.

7. Указания суда надзорной инстанции обязательны при повторном рассмотрении дела. Однако эта инстанция не может давать указания, направленные на ухудшение положения осужденного либо влекущие нарушения принципа состязательности и равноправия сторон.

8. Требование к суду надзорной инстанции (п. 1 ч. 7 ст. 410 УПК) о невозможности устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им, в равной мере относятся как к случаям отмены обжалованных судебных постановлений, так и к случаям изменения решений нижестоящих судов.

Что касается требований, содержащихся в п. 2 и 3 ч. 7 и ч. 8 комментируемой статьи, то они относятся к случаям отмены решений судов нижестоящих инстанций и направления дел на новое судебное рассмотрение.

 

Статья 411. Рассмотрение уголовного дела после отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции

1. Новое рассмотрение дела, после отмены судебного решения в порядке надзора, производится по общим правилам судопроизводства, предусмотренным гл. 33-40, 42 и 45 УПК. Вместе с тем такое рассмотрение имеет существенные особенности, связанные с ограничениями, предусмотренными для рассмотрения дел в порядке надзора.

2. При новом рассмотрении дела суд не вправе ни при каких условиях применить закон, усиливающий ответственность осужденного, или назначить ему более строгое наказание, поскольку принцип невозможности поворота к худшему в надзоре распространяется и на посленадзорное повторное рассмотрение дел.

3. Суды первой и второй инстанции, рассматривая дело после отмены судебных решений судом надзорной инстанции, вправе проводить рассмотрение только в той части, которая была отменена надзорным постановлением (определением).

4. Суд при новом рассмотрении дела обязан выполнить указание суда надзорной инстанции. Если выполнение указания в силу объективных обстоятельств невозможно, то это должно быть отражено в материалах нового рассмотрения с указанием причин невозможности выполнения указания суда надзорной инстанции.

5. Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела после частичной отмены предыдущего приговора, может быть обжалован только в части, которая ранее была отменена судом надзорной инстанции. В части, оставленной без изменения судом надзорной инстанции, приговор обжалованию не подлежит.

 

Статья 412. Внесение повторных надзорных жалоб или представлений

1. Повторной надзорной жалобой (представлением) следует считать жалобу (представление), принесенную по тому же делу, в отношении того же осужденного и по тем же основаниям, что и жалоба (представление), ранее оставленная без удовлетворения.

Не может считаться повторной жалоба (представление), принесенная в отношении другого осужденного по тому же делу, если в отклоненной жалобе в отношении него вопрос не ставился.

2. Жалоба, принесенная по тому же делу, в отношении того же лица, но по другим правовым основаниям, чем отклоненная жалоба, не является повторной жалобой в смысле ч. 1 ст. 412 УПК, если только судом надзорной инстанции поднятый в ней вопрос не был решен в ревизионном порядке (ч. 1 ст. 410 УПК). Например, в отклоненной жалобе ставился вопрос о нарушении права на защиту осужденного, а во вновь поступившей жалобе оспаривается юридическая квалификация его действий.

3. Не может рассматриваться как повторная жалоба, направленная в тот же суд, но адресованная председателю суда, с ходатайством об отмене постановления судьи об отклонении надзорной жалобы.

4. Отказ одного из заместителей Председателя Верховного Суда РФ отменить постановление судьи Верховного Суда РФ об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) не является препятствием для другого заместителя Председателя Верховного Суда РФ либо Председателя Верховного Суда РФ принять решение об отмене постановления судьи и направлении надзорной жалобы (представления) на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции.

5. При принесении и рассмотрении новых жалоб (представлений) могут приводиться как мотивы, послужившие основанием для первоначальных жалоб (представлений) и отмены первоначальных судебных решений, так и любые другие мотивы.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.