Глава 6. Уголовного судопроизводства со стороны обвинения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 6. Уголовного судопроизводства со стороны обвинения

2020-07-03 76
Глава 6. Уголовного судопроизводства со стороны обвинения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 37. Прокурор

1. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. А пункт 31 ст. 5 УПК определяет, что прокурором в Кодексе называются - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

2. В ходе досудебного производства прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, которая заключается в полномочиях, указанных в ч. 2 комментируемой статьи. Реализация этих полномочий и есть осуществление уголовного преследования, которое в итоге находит свое выражение в форме выдвижения против конкретного лица обвинения в совершении преступления.

3. Прокурор сейчас не просто надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел, а сам принимает по данному вопросу окончательное решение, оценив данные о поводах и основаниях для возбуждения дела (см. комментарий к ст. 146 УПК РФ).

4. Прокурор наделен широким кругом полномочий, позволяющих ему не просто осуществлять общее руководство расследованием, но и направлять его ход. Так, письменные указания прокурора обязательны для дознавателя и в большинстве случаев для следователя (ч. 4 ст. 41 и ч. 3 ст. 38 Кодекса).

5. Следователь может обжаловать вышестоящему прокурору любые действия (бездействие) и решения надзирающего прокурора, но при этом не исполнить может лишь решения и указания прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, серьезно затрагивающих конституционные права граждан (предусмотренных п. 2-11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.

6. Если дознаватель или следователь в ходе судопроизводства допускают нарушения требований УПК, прокурор вправе отстранить их от дальнейшего производства расследования. При этом надо учитывать, что в п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК речь идет лишь о серьезных нарушениях.

7. У органа дознания прокурор вправе изъять любое дело для передачи следователю, но передавать дело от одного следователя к другому прокурор может лишь среди подчиненных ему следователей прокуратуры.

Что касается других органов расследования, то прокурор вправе перераспределять уголовные дела не между конкретными следователями (это компетенция начальника следственного отдела - ст. 39 УПК), а именно между органами предварительного расследования. В то же время он может передать дело в следственное подразделение прокуратуры, поручив расследование конкретному должностному лицу.

8. Руководство расследованием прокурор осуществляет как прямыми указаниями, так и в процессе согласования возбуждаемых перед судом ходатайств следователя и дознавателя, при утверждении их постановлений о прекращении производства по делу, при рассмотрении отводов и самоотводов и т.д.

9. По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела (см. гл. 31 УПК РФ). Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, что обвинительное заключение утверждено прокурором.

10. Часть 5 ст. 37 УПК РФ предоставляет прокурору право отказаться от осуществления уголовного преследования. Однако при этом надо учитывать, что прокурор хотя и важный участник судопроизводства со стороны обвинения, но не единственный. Поэтому суд в этом случае должен руководствоваться постановлением Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г.

 

Статья 38. Следователь

1. Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Предварительное следствие, безусловно, является основной формой расследования. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел (см. комментарий к ст. 151). Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями.

2. Принято считать, что следователь процессуально самостоятелен. Однако эта самостоятельность не абсолютна. Более того, комментируемый УПК значительно сузил самостоятельность следователя. Так, он теперь должен согласовывать с прокурором свое решение о возбуждении дела. Однако закон позволяет следователю оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что указания прокурора, за небольшим исключением, обязательны для следователя. Если следователь не согласен с ними, то может обжаловать вышестоящему прокурору, но выполнить все равно обязан. Исключение из этого правила содержится в этой же части комментируемой статьи. Часть 4 рассматриваемой статьи предоставляет вышестоящему прокурору право выбора: либо отменить указание нижестоящего прокурора либо поручить производство расследования другому следователю (с учетом особенностей п. 8 и 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Причем буквальное толкование упомянутых ч. 3 и 4 позволяет сделать вывод, что такое решение прокурор может принять в любом случае обжалования следователем поведения надзирающего прокурора.

4. Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий обязательны для органа дознания. При этом следователь лишь формулирует задачу, а организация ее исполнения - функция органа дознания. Орган дознания сам определяет, кто конкретно будет производить требуемые действия. Следователь может обратиться к органу дознания (письменное обращение адресуется руководителю) с просьбой оказать содействие при осуществлении процессуальных действий.

В материалах уголовного дела обязательно должно сохраняться данное поручение, иначе все произведенные органом дознания следственные действия будут считаться незаконными, а полученные в результате доказательства утратят свое значение.

5. Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 3181-1 "Об оперативно-розыскной деятельности" следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть для этого выполнены.

6. Производство оперативно-розыскных мероприятий органом дознания осуществляется самостоятельно. Вместе с тем если подозреваемый установлен, то дальнейшие мероприятия по нему оперативные работники могут проводить лишь по поручению или с разрешения следователя. Если же совершившее преступление лицо не установлено, то розыскные мероприятия оперативно-розыскное подразделение осуществляет самостоятельно.

7. Статья 38 не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. Однако ст. 152 УПК обязывает выполнять поручение следователя в 10-дневный срок. При этом следует иметь в виду, что выполнение поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст. 38, нередко предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не укладывающуюся в рамки десятидневного срока. В этом случае лицо, исполняющее поручение, должно по истечении 10 дней сообщить о проделанной работе и продолжить выполнение задания. Срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

8. Ныне действующий УПК отнес фигуру следователя к стороне обвинения. Однако это не означает, что он должен собирать только доказательства вины подследственного. Осуществляя уголовное преследование, он должен в первую очередь руководствоваться принципами судопроизводства (гл. 2 УПК), в том числе презумпцией невиновности и необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав и свобод.

9. Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу.

 

Статья 39. Начальник следственного отдела

1. Начальник следственного отдела в соответствии с п. 18 ст. 5 УПК - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение. При этом надо учитывать, что руководители следственных подразделений различных ведомств кроме процессуальных полномочий наделены и административными. То есть между начальником следственного отдела и следователем одновременно с уголовно-процессуальными существуют административные отношения "начальник-подчиненный". Смешение этих правоотношений недопустимо, и в отношениях между следователями и начальниками следственных подразделений должны строго соблюдаться правила о процессуальной самостоятельности следователя по вопросам, указанным в законе.

2. Начальники следственных подразделений различных правоохранительных органов осуществляют ведомственный процессуальный контроль за производством предварительного следствия, проводимого подчиненными им следователями. В свою очередь деятельность руководителей следственных подразделений (их заместителей) указанных органов поднадзорна прокурорам.

3. Содержащийся в комментируемой статье перечень процессуальных прав руководителей следственных подразделений по контролю за производством предварительного следствия является исчерпывающим.

4. При несогласии следователя с указаниями руководителя следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для назначения судебного заседания или о прекращении дела, о производстве следственных действий, допускаемых только по судебному решению, следователь вправе представить дело надзирающему прокурору с письменным изложением своих возражений (ч. 4 комментируемой статьи). Вместе с тем, хотя комментируемая статья и не содержит таких положений, следователь может обратиться за помощью к вышестоящему лицу со статусом начальника следственного отдела.

5. Начальник следственного подразделения, осуществляя контроль за расследованием преступлений, не обладает процессуальной самостоятельностью следователя и не вправе приостановить исполнение указаний прокурора. В случаях, когда начальник следственного подразделения осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, он пользуется полномочиями следователя (ст. 38) в полном объеме.

6. Считая решения и действия следователя неправильными, начальник следственного отдела дает соответствующие письменные указания. Самостоятельно отменить он вправе лишь необоснованное постановление о приостановлении предварительного следствия, а в остальных случаях при нежелании следователя самостоятельно исправить ошибку начальник следственного отдела может лишь ходатайствовать перед прокурором об отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя.

 

Статья 40. Орган дознания

1. Настоящий Кодекс предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. Согласно п. 1 ч. 1 этой статьи органами дознания являются органы внутренних дел и органы, наделенные правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень таких органов определяется исключительно Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

2. Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

3. Государственные органы и должностные лица, наделенные полномочиями органов дознания, осуществляют процессуальную деятельность наряду с основными функциями. Для органов дознания процессуальная деятельность производна от основных функций.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

4. К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

5. Милиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Милиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только милиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве милиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

6. Милиция подразделяется на криминальную милицию и местную милицию (общественной безопасности). Основными задачами криминальной милиции как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от расследования и суда.

7. Основными задачами местной милиции (общественной безопасности) как органа дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (см. ст. 8 и 9 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции").

8. При определении статуса начальника органа дознания в каждом конкретном случае огромное значение имеет ведомственная нормативная база.

9. Начальники органов дознания поручают проведение дознания и другой уголовно-процессуальной деятельности подчиненным дознавателям. Если говорить о системе органов внутренних дел, то в системе местной милиции (общественной безопасности) имеются подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их начальников. Последние осуществляют организационное руководство дознавателями и не обладают правами органа дознания.

10. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действует в качестве органа дознания с момента поступления к нему заявления (сообщения) о преступлении или непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, при наличии основания, возбудить уголовное дело.

В ведомственном порядке Министерством обороны РФ предусмотрен порядок, в соответствии с которым командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа подчиненных офицеров дознавателей, которые и осуществляют дознание, а равно другую процессуальную деятельность, относящуюся к компетенции органов дознания.

11. Органы государственной безопасности - это органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Их компетенция в качестве органов дознания ограничена производством по делам, подследственным следователям этого ведомства.

12. Таможенные органы РФ - это Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ (ст. 8 Таможенного кодекса РФ).

13. Кроме того, в исключительных случаях законодатель возлагает обязанность возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия на должностных лиц, указанных в ч. 3 ст. 40.

 

Статья 41. Дознаватель

1. Настоящий Кодекс наделяет дознавателя правами, сходными с правами следователя. Ранее на практике орган дознания, как орган расследования конкретного преступления, действовал обычно в составе двух субъектов: начальника учреждения и подчиненного ему должностного лица (или нескольких лиц), которому (или которым) он поручает производство дознания. Начальник учреждения выступал по уголовному делу в качестве начальника органа дознания, а должностное лицо, которому он поручил расследование, - в качестве лица, производящего дознание. При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания сохраняет за собой право контроля за действиями и решениями лица, производящего дознание.

2. Дознаватель - это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Дознаватель принимает дело к своему производству. Работая под контролем начальника органа дознания (его заместителя), он обладает определенной самостоятельностью.

Дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

3. Дознаватель вправе обжаловать указания прокурора и начальника органа дознания, но это не освобождает его от обязанности выполнить такие указания.

4. Процессуальные документы, составление которых отнесено к компетенции дознавателя, приобретают сразу же юридическую силу, но в некоторых случаях нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

5. При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника органа дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач (раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение возмещения причиненного преступниками ущерба и т.д.) по уголовному делу, за качество и сроки дознания.

 

Статья 42. Потерпевший

1. Юридическим фактом, с которым связано вступление потерпевшего в уголовно-процессуальные отношения, является не факт причинения ему вреда уголовно наказуемым деянием, а вынесение постановления о признании гражданина потерпевшим. Причинение же вреда преступлением, а точнее, наличие данных о причинении такого вреда, - это фактическое основание к вынесению постановления о признании гражданина потерпевшим. Поскольку законодатель связывает вынесение указанного постановления с причинением вреда уголовно наказуемым деянием, гражданин признается потерпевшим лишь при причинении вреда непосредственно преступлением (Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР Российской Федерации по уголовным делам. - М., Спарк. - С. 297). Положения ч. 1 ст. 42 в процессе применения необходимо увязывать с положением ст. 49 Конституции РФ, согласно которой факт совершения преступления устанавливает суд, в силу чего и наступление последствий преступления в виде причиненного вреда может признать только суд. Между тем, наделяя правами потерпевшего в уголовном процессе, законодатель тем самым исходит из того, что потерпевший может и должен активно участвовать на предварительном следствии и дознании в ходе исследования обстоятельств дела, а в суде даже является равноправной стороной состязательного процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Поэтому не случайно сложилась судебная и следственная практика признания гражданина потерпевшим при наличии доказательств, указывающих на причинение преступлением вреда гражданину.

2. Право потерпевшего на ознакомление с материалами уголовного дела с момента окончания предварительного следствия распространяется на все формы окончания предварительного расследования.

3. Рассматривая несоблюдение процессуальных прав потерпевшего в судебном разбирательстве как нарушение права на защиту его интересов, Верховный Суд РФ считает подобное игнорирование уголовно-процессуального закона одним из оснований к отмене приговора (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 1. - С. 7). Существенным нарушением закона, влекущим отмену приговора, признается неустановление судом конкретного размера ущерба, причиненного потерпевшему преступлением (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - N 1. - С. 15).

Нерассмотрение кассационной инстанцией кассационной жалобы потерпевшего, поданной последним в установленный законом срок на обжалование приговора, Верховный Суд РФ расценивает как существенное нарушение уголовно-процессуального закона (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 4. - С. 16).

О правах потерпевшего в суде присяжных см. комментарий к гл. 42.

4. Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично, - дача показаний. Но дача показаний - это не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осуществляется по правилам допроса свидетелей, он предупреждается об ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

О предмете показаний потерпевшего см. комментарий к ст. 78.

5. При наступлении последствий преступления в виде смерти потерпевшего правами, предусмотренными ст. 42, наделяются его близкие родственники.

О круге лиц, которые в соответствии с ч. 4 ст. 53 вправе участвовать в уголовном судопроизводстве вместо потерпевшего, см. п. 4 ст. 5.

6. При причинении потерпевшему преступлением имущественного ущерба он вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда. Пленум Верховного Суда РФ, считая допустимым рассмотрение в уголовном деле иска о компенсации потерпевшему морального вреда, причиненного преступлением, разъяснил, что при производстве по уголовному делу потерпевший вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, причиненного преступлением (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - N 3. - С. 8).

 

Статья 43. Частный обвинитель

1. Процессуальный статус частного обвинителя получает потерпевший, подавший заявление о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему разъясняются права, предусмотренные ст. 42 и 43 Кодекса.

2. По делам частного обвинения особое процессуальное значение имеет жалоба потерпевшего, являющаяся, как правило, единственным поводом к возбуждению уголовного дела и определяющая пределы судебного разбирательства. При приеме жалобы следует убедиться, содержатся ли в ней все необходимые для правильного ее разрешения данные.

3. Законодатель наделяет частного обвинителя правами, равными правам государственного обвинителя, указанным в ч. 4, 5, 6 ст. 246.

 

Статья 44. Гражданский истец

1. Направление деятельности гражданского истца в уголовном процессе является обвинительным по своему характеру.

2. Гражданским истцом может быть как физическое, так и юридическое лицо. В любом случае для получения этого процессуального статуса лицо или его представитель должны предъявить соответствующее требование.

3. Гражданско-правовое требование разрешено предъявить в период с момента возбуждения дела до завершения судебного следствия в суде первой инстанции. В отличие от гражданского судопроизводства иск в уголовном судопроизводстве не облагается пошлиной, а обязанность доказывания его лежит на госорганах.

4. На досудебном этапе требование о возмещении имущественного вреда рассматривает следователь. Усмотрев из материалов дела, что расследуемым преступлением причинен имущественный вред гражданину, предприятию, учреждению или организации, он разъясняет им или их представителям право предъявить гражданский иск (если они не сделали этого самостоятельно). При предъявлении гражданского иска в уголовном деле следователь выносит мотивированное постановление о признании лица гражданским истцом или об отказе в этом. Данное процессуальное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

5. Постановление (определение) о признании гражданским истцом сообщается гражданскому истцу, а при явке последнего ему разъясняются процессуальные права, предусмотренные ст. 44 Кодекса.

В основе процессуального акта о признании лица гражданским истцом присутствуют две группы оснований: а) уголовно-правовые основания - причинение имущественного вреда непосредственно преступлением, составляющим предмет предварительного расследования или судебного разбирательства; б) уголовно-процессуальные основания - наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение лицу имущественного ущерба уголовно наказуемым деянием. Когда законодатель предписывает следователю разъяснить лицу право на предъявление иска, а затем и вынести соответствующее постановление, он имеет в виду, что данные к этому должны найти отражение в материалах уголовного дела. Поэтому и указывает, что следователь все это делает "при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением..." (ч. 1 ст. 44). Такие "основания" могут быть сформированы у следователя на основании имеющихся доказательств.

6. Недооценка объекта конкретного преступления и его объективной стороны приводит к неправильным решениям органов предварительного расследования и судом в части признания лиц гражданскими истцами в уголовном деле. Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.

7. При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу (Сборник постановлений и определений Верховного Суда РСФСР. - 1974. - С. 471-472).

8. Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК. Верховный Суд РФ подчеркнул, что суд первой инстанции не вправе оставлять иск без рассмотрения, основываясь на том, что истцы не представили доказательств в подтверждение размера причиненного преступлением ущерба (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - N 1. - С. 15).

9. Рассмотрение требований гражданского истца в уголовном деле не сводится только к его доказыванию, осуществляемому по правилам уголовного процесса. Закон не препятствует решению ряда других процессуальных вопросов по правилам гражданского процессуального законодательства. Но это возможно постольку, поскольку предстоит решить иск, вытекающий из данного уголовного дела, а вопрос не урегулирован нормами УПК (Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1970. - N 1. - С. 11).

10. Гражданский истец имеет широкие возможности по обжалованию процессуальных актов органов расследования и прокурора, права гражданского истца на обжалование судебных актов ограничены: он может обжаловать решения суда лишь в части, касающейся гражданского иска.

По поводу возможности компенсации за причинение морального вреда, полученного в результате преступления, см. комментарий к ст. 42.

 

Статья 45. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

1. Представительство в уголовном процессе существует в двух видах: договорное и законное. Первое основано на договоре (соглашении) с юридической консультацией; второе - на родстве.

2. Круг лиц, которые могут представлять в уголовном судопроизводстве интересы потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, значительно уже по сравнению с защитником обвиняемого, подсудимого (ст. 49).

3. На стороне гражданина (потерпевшего, гражданского истца) в качестве законных представителей в уголовном судопроизводстве могут участвовать близкие родственники (п. 4 ст. 5) и законные представители (п. 12 ст. 5). В уголовный процесс они вовлекаются по постановлению мирового судьи.

4. Если гражданским истцом или гражданским ответчиком являются предприятия, учреждения, организации, в качестве их представителей, согласно Гражданскому кодексу РФ, могут выступать их руководители, а на основании доверенности - и другие должностные лица юридических лиц.

5. Участие в уголовном судопроизводстве законного представителя потерпевшего не исключает возможности допроса этого лица в качестве свидетеля.

6. Процессуальным документом, подтверждающим право адвоката на выполнение обязанностей по представительству интересов потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика является ордер юридической консультации. Допуск в уголовное судопроизводство родителей и других родственников осуществляется на основании документов, подтверждающих родственные отношения представителя и представляемого. Представительские функции других лиц подтверждаются документом, подтверждающим их должностное положение, или доверенностью.

7. Права представителя производны от прав представляемого. Объем правомочий представителя зависит от воли представляемого. Однако есть право, которое представитель потерпевшего не может получить, - право на дачу показаний вместо потерпевшего. В случае недееспособности потерпевшего, гражданского истца их права автоматически переходят к законным представителям.

8. О законных представителях и представителях несовершеннолетнего потерпевшего см. комментарий к ст. 42, 48 Кодекса.

Кроме лиц, указанных в ст. 45, законного представителя могут иметь и другие участники уголовного процесса - обвиняемые, подсудимые, подозреваемые, гражданский ответчик (см. ст. 46, 47, 54, 55).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.