Общие сведения о радиокомпасных системах. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие сведения о радиокомпасных системах.

2020-08-20 243
Общие сведения о радиокомпасных системах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Радиокомпасная система включает в себя наземную радиостанцию и бортовой пеленгатор, называемый автоматическим радиокомпасом(АРК). В качестве радиостанций могут использоваться специально установленные для навигации приводные авиационные радиостанции(ПАР) или широковещательные радиостанции(ШВРС).

Название «приводная» сохранилось с времен 30-х годов, когда радиостанции устанавливались на аэродромах и использовались в основном для того, чтобы «привести» ВС на аэродром назначения. Сейчас они, конечно, используются не только для этого.

За рубежом приводные радиостанции обозначаются как NDB (non-directional beacon - ненаправленный радиомаяк).

Если радиостанция стоит на трассе или в районе аэродрома «сама по себе», то есть не входит в состав оборудования системы посадки, то ее называют отдельной приводной радиостанцией(ОПРС), рис.11. Но радиостанции используются и для захода на посадку. В состав системы посадки ОСП входят две радиостанции – дальняя (ДПРС) и ближняя (БПРС). Принципиальных различий между ОПРС, ДПРС, БПРС нет, они различаются только по их назначению и по мощности излучения (БПРС обычно работает на небольшой мощности и, следовательно, имеет небольшую дальность действия). За рубежом NDB, входящие в состав системы посадки, называют Compass Locator.

В соответствии со стандартами ИКАО приводные радиостанции должны работать на частотах от 190 до 1750 кГц. Они передают азбукой Морзе свой позывной. В Российской Федерации позывной состоит из двух букв (только БПРС передают одну букву, совпадающую с первой буквой позывного ДПРС). За рубежом позывной NDB обычно состоит из трех букв и только Compass Locator передают две буквы. Позывные служат для того, чтобы опознать радиостанцию, отличить ее от других.

При необходимости приводные радиостанции могут передавать и голосовую информацию. Например, если на борту откажут связные радиостанции, то пилот сможет получить информацию от диспетчера, прослушав ее с помощью АРК на частоте ОПРС (правда, подтвердить ее получение он не сможет – ведь АРК не включает в себя передатчик).

 

 

 

Рис.11. Приводная радиостанция.

Дальность действия приводных радиостанций (максимальное расстояние, на котором можно принимать сигналы) зависит от мощности передатчика радиостанции, чувствительности приемника и условий распространения радиоволн, например, состояния ионосферы. Обычно БПРС, поскольку они используются только для навигации в районе аэродрома, работают на пониженной мощности и их дальность действия порядка 50 км. ОПРС, устанавливаемые на трассах, а также ДПРС должны обеспечивать дальность не менее 150 км, но реально может оказаться и значительно больше.

Широковещательные радиостанции (ШВРС) – это не авиационные, а обычные радиостанции, которые могут передавать что угодно: музыку, новости и т.п. Их тоже можно использовать для навигации, если они работают на частотах, которые может принимать АРК. Причем, поскольку мощность их велика, то и дальность приема сигналов обычно больше – до 500 и более километров.

Приводные авиационные радиостанции могут обозначаться на аэронавигационных картах различными символами в зависимости от назначения и производителя карт. Наиболее часто радиостанция обозначается символом, представленным на рис. 12.

 

 

Рис. 12. Символ приводной радиостанции (NDB). Рис. 13. «Бокс» приводной         

                                                                                  радиостанции на маршрутной карте  

                                                                                  Джеппесен.

 

 

На карте возле каждого радионавигационного средства, в том числе, ОПРС, нанесен «бокс» - прямоугольник, содержащий данные, необходимые для использования этого средства. Обычно эти данные могут включать в себя (рис. 13):

- наименование радионавигационного средства (MIROVLYANKA),

- частота (1025 кГц);

- позывной (US);

- географические координаты (широта северная 53º45,0', долгота восточная 38º30,0').

Необходимо помнить, что в координатах на картах указываются десятые доли минуты, а не секунды.

Иногда позывные указываются не только буквами, но и азбукой Морзе.

Если радиостанция работает не круглосуточно, то на российских картах после позывного могут быть указаны буквы:

- п/п (период полетов). Это означает, что радиостанцию включают только тогда, когда в зоне ее действия пролетают ВС. В остальное время она выключена;

- п/з (по запросу). Радиостанция выключена, но по просьбе экипажа диспетчер может ее включить.

Если радиостанция работает постоянно, то никакие буквы не указываются или иногда указывается к/с (круглосуточно).

На зарубежных картах в случае, когда радиостанция работает не круглосуточно, перед значением частоты ставится «звездочка» (см. рис. 13). В этом случае режим работы станции можно посмотреть в Сборнике аэронавигационной информации.

Из-за того, что на различных картах (а иногда и на одной карте) символы обозначения ОПРС могут быть разными, более удобно определять наличие в данном месте на карте именно ОПРС (а не другого радиотехнического средства) не с помощью символов, а с помощью «бокса» по следующим признакам:

- частота лежит в пределах 190-1750 кГц;

- частота указана целымицифрами (в килогерцах), то есть отсутствует дробная часть

- позывной состоит из двух букв (этот признак характерен только для России).

Широковещательные радиостанции на российских картах обозначаются символом, приведенным на рис. 14. Указывается название радиостанции, частота и координаты. Позывные, конечно, не указываются, поскольку ШВРС передают радиопередачи, а не позывные. Если радиостанция работает не круглосуточно, то могут быть указаны часы работы (по всемирному координированному времени UTC) в зимний и летний период.

 

 

Рис. 14. Обозначение широковещательной радиостанции.

 

Бортовое оборудование радиокомпасной системы называют автоматическим радиокомпасом (АРК), а за рубежом – Automatic Direction Finder (ADF). Следует заметить, что слово «компас» используется в данном случае некорректно. Ведь компасами называют приборы для измерения курса, то есть направления продольной оси ВС. АРК курс не измеряет.

 

Автоматический радиокомпас.

Принцип работы радиокомпаса основан на направленном приеме радиоволн. АРК включает в себя следующие основные составные части:

- поворотную рамочную антенну;

- ненаправленную (шлейфовую) антенну;

- приемник;

- пульт управления;

- указатель курсовых углов.

Разумеется, в состав АРК входят и другие вспомогательные, но необходимые элементы: блок питания, антенный усилитель, коммутационная коробка и т.п.

 

 

 

Рис. 15. Пульты управления АРК-15 и АРК-9.

 

Режимы работы радиокомпаса. Рассмотрим режимы работы радиокомпаса (в скобках даны английские названия).

Режим «Компас» («ADF») является основным, в этом режиме работают как рамочная, так и ненаправленная антенны. Происходит определение направления на радиостанцию, которое отображается на указателе.

Режим «Антенна» («Antenna») предназначен для настройки АРК на частоту радиостанции. В этом режиме работает только ненаправленная антенна, следовательно, направление на радиостанцию не определяется. АРК работает как обычный приемник.

Режим «Рамка» («Loop») может быть использован для определения направления на радиостанцию «вручную». Работает только рамочная антенна, которую пилот может вращать с помощью переключателя «Рамка Л-П» (влево, вправо). Необходимо подобрать такое ее положение, которое соответствует минимуму слышимости сигнала.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.