Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

2020-08-20 104
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словарь

 

Существительные – групповая комната, игровые уголки, спальня, приёмная, кухня, прачечная, спортивный зал, воспитатель, помощник воспитателя, учитель-логопед, музыкальный руководитель, повар, помощник повара, медсестра, прачка, заведующий.

Мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, юла, конструктор, игры.

Прилагательные – детский, уютный, заботливый, родной, любимый. Забавный, весёлый, резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный, мягкий, пушистый.

Глаголы – ходить, любить, беречь, играть, веселиться, варить, лечить. Играть, забавляться, беречь, убирать.

 

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

Д/у «Один-много»

Д/у «Назови ласково»

Д/у «Чего не стало?»                                                                                   

Составление рассказов о любимой игрушке по плану.

 

Развитие психических процессов

Д/у «Какой игрушки не хватает?»

Д/у «Четвертый лишний»

                                              

Развитие моторики рук

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять. 

 

На большом диване в ряд  (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят:        стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,      (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.      (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане        (Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.   стучат кулачками.)

 

Развитие дыхания, голоса

 «Вертушка», «Укачиваем куклу» А – А – А, «Паровоз гудит» У – У – У.

 

Мимическая гимнастика

Радость: «Пришли в детский сад»

Удивление: «Новые игрушки»

Огорчение: «Уронили мишку на пол»

Огорчение: «Зайку бросила хозяйка»                                                                                                          

 

Координация речи и движения, развитие общей моторики

На зарядку становись:

Вверх рука, другая вниз.

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей, движения.

Раз – вперёд наклонимся,

Два – назад прогнёмся

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём

И занятия начнём.

 

Раз, два, прыгай, мячик.   (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.)

Раз, два, и мы поскачем.  (Ритмичные прыжки на носочках,

Девочки и мальчики           руки на поясе.)

Прыгают, как мячики.

 

«ЛОШАДКА»

Я люблю свою лошадку,     (Поглаживание ладонью по голове воображаемой

Причешу ей шерстку гладко, лошадки, потом по спинке, по хвостику.)

Гребешком приглажу хвостик (Бег по кругу с высоким подниманием

И верхом поеду в гости.      колена, руки держат воображаемые поводья.)

 

Осень

Словарь

 

Существительные – осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад.

Прилагательные – хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный,         короткий, длинный.

Глаголы – идти, дуть, желтеть, опадать.

 

Развитие лексико-грамматических категорий, св. речи.

Д/у «С какого дерева листочек?»

Д/у «Назови ласково»

Д/у «Чего не стало?»

Д/у «Подбери признак»

Развитие психических процессов

Упр. «Что лишнее?»

Небылица: Две подружки ходят в сад. Что-то делают не так: если дождик                 

на дворе зонтик прячут поскорей.

Хитро смотрит старый пес. У него в глазах вопрос: «Листья плавают по лужам. На дворе наверно стужа».

Развитие моторики рук

Ветер северный подул:

«С-с-с-с», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-назад.)             

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,    (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным

А куда ему спешить?                  пальчиками обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:        (Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»              кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:     (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

— Ох!                                          (Один хлопок.)

И ушел.                                          (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

Развитие речевого дыхания, голоса.

Д/у «Подуй на листочки»

«Вдыхаем аромат леса» (вдох носом, пауза, подсчёт «раз», «два», «три»            выдох ртом).

Работа над силой голоса. «Заблудились мы в лесу, закричали мы: АУ» -сначала громко, потом тихо)                                                                                                                «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»

Мимическая гимнастика

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Словарь

Существительные – помидоры, огурцы, лук, морковь, капуста, свёкла,           картофель, кабачки, баклажан, репа, огород, поле, грядки, земля. Яблоко, груша, слива, персик, абрикосы, айва, виноград, лимон, мандарин, апельсин, дерево, сад.

Прилагательные – спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный,                оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый, круглый, румяный, лакомый, душистый.

Глаголы – расти, зреть, спеть, выращивать, убирать, заготавливать.

Развитие моторики рук

«Сколько грядок в огороде»                                                                                                                  В огороде у Федоры растут на грядках помидоры,                                                                                          А на грядке у Филата много разного салата.                                                                                       У бабушки Фёклы четыре грядки свёклы.                                                                                                                      У дядюшки Бориса очень много есть редиса.                                                                      У Маши и Антошки две грядки картошки.                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять – поможем урожай собрать.                                             

«У Лариски — две редиски»

У Лариски — две редиски.

У Алешки — две картошки.

У Сережки-сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

По очереди разгибают пальчики из кулачка, 

начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл.                                             Указательный с порога указал ему дорогу.                                                                            Средний пальчик – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.                              Безымянный поедает, а мизинчик – господинчик                                                                     В землю косточки сажает. 

Мимическая гимнастика

«Чистим и едим лук» Он горький, от лука слезятся глаза.                                   «Огородное пугало» Показать: вы испугались огородного пугала. 

Выразить удовольствие от приятного запаха яблока, апельсина.                             «Яблоко свалилось на голову»                                                                                             «Сладкое яблоко» Передать эмоциональное состояние: едите                                   сладкое яблоко, кислый лимон, сладкий виноград.

Словарь

    Существительные – белый гриб, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, опёнок,            мухомор, бледная поганка, шляпка, ножка, земляника, клубника, брусника, черника, малина, смородина, ежевика, клюква.

Прилагательные – съедобный, несъедобный, вкусный, ядовитый, полезный, лесной, ароматный, душистый, сладкий, кислый.

Глаголы – расти, собирать, искать, заготавливать, употреблять.

Развитие моторики рук

 «В лес идем мы погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке  отнесем. Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)   (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.) (Загибают пальчики, начиная с большого.)  

Мимическая гимнастика

Изобразить гриб – сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо, раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании – закрываются.

Дикие животные.

Существительные – животное, олень, оленёнок, оленята, заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата, лось, лосиха, лосёнок, лосята, Ёж, ежиха, ежонок, ежата, кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята, белка, бельчонок, бельчата, мышь, мышонок, мышата, волк, волчица, волчонок, волчата, лиса, лис, лисёнок, лисята, медведь, медведица, медвежонок, медвежата, лес, поле, нора, дупло, берлога, логово.

Прилагательные – млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный.

Глаголы – жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, нападать, догонять.

Д/у «Назови семью животных»

Д/у «Чей домик?»

Д/у «Сосчитай животных»

Д/у «Назови ласково»

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

«Лисёнок высматривает мышку» Прищурить глаза по очереди.

Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрая лиса, голодный, злой волк, проворная белочка, свернувшийся в клубок ёжик, косолапый медведь, зайка попавший лисе в лапы.

Перелётные птицы.

Лексика

 

Существительные – птица, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка, корм, кормушка, скворечник, стая, птенцы, лес, город, дерево, гнездо, юг, птицы, насекомые, червяк, гусеницы, ягоды, зимовка.

Прилагательные – дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные, водоплавающие.

Глаголы – высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, петь, щебетать, уничтожать.

Д/у «Птицы и их детёныши»

Упражнение «Будь внимательным» Дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха. Развитие связной речи (употребление сложноподчинённых предложений).

Воспитатель произносит названия трёх перелётных птиц и одной зимующей. Дети внимательно слушают и составляют предложения:

-Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелётные.

Д/игра «Летает – не летает»

Д/игра «Четвёртый лишний» (воробей, сорока, ласточка, голубь; лебедь, гусь, журавль, куропатка и т. д.)

Небылица: На кормушке во дворе много птичек в январе: стриж, снегирь и воробей, журавли и соловей.

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

Изобразить радость аистов, других перелётных птиц, увидевших разные края, после возвращения из дальних странствий.

Словарь

Существительные – Родина, Россия, Русь, Отечество, Отчизна, страна, государство, край, столица, мать, матушка, люди, народ.

Прилагательные – любимый, родной, прекрасный, огромный, необъятный, бескрайний, богатый, красивый, могучий, беззащитный, весёлый, грустный, милый.

Глаголы – любить, беречь, хранить, защищать, сохранять (богатство), работать, трудиться

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

«Любящие родители» - удовольствие, радость.

Мама и папа укачивают любимого сыночка (дочку). Сначала мама качает, нежно прижимая к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму с ребёнком и сам тоже тихонько покачивается. Мама передаёт ребёнка папе. Теперь папа качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Хороводная игра «Береза»

Я – человек. Семья.

Словарь

Существительные – мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, туловище, ноги, грудь, спина, живот, пальцы, ногти, шея, глаза, уши, нос, рот, зубы, язык, голос, речь, вкус, обоняние, зрение, слух.

Прилагательные – высокий, низкий, умный, глупый, добрый, злой, смелый, трусливый, трудолюбивый, здоровый, счастливый.

Глаголы – говорить, смотреть, слышать, видеть, двигаться, расти, жить.

Развитие моторики рук

Братец, принеси дрова! - Заболела голова!

-Средний, ты наколешь дров? - Я сегодня не здоров!

-Ну а ты натопишь печку? – Ох болит моё сердечко!

-Ты, меньшой, свари обед. – У меня силёнок нет!

-Что же, сделаю всё сам, но обеда вам не дам!

-Голодать готовы? – Мы уже здоровы.

Мимическая гимнастика

Выразить мимикой своё состояние. Вам говорят ласковые слова – приятно, ругают – неприятно. Мама не пустила гулять – расстроены, пришёл друг в гости – радостны.

Закрывать по очереди глаза: «Спи глазок, спи другой. Засыпай правый глаз, засыпай левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

Словарь

Существительные – сандалии, тапочки, босоножки, туфли, ботинки, сапоги, кроссовки, кеды, валенки, платье, рубашка, шорты, брюки, комбинезон, сарафан, куртка, кофта, пальто, плащ, свитер.

Прилагательные – удобный, мягкий, тёплый, лёгкий, кожаный, резиновый, шерстяной, шёлковый, тёплый, удобный, кожаный, нарядная, повседневный.

Глаголы – надевать, обувать, ухаживать, беречь, надевать, носить, ухаживать, беречь, снимать, убирать.

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

Передать эмоции: радость, восхищение, печаль.                                                                         Показать: вы радуетесь покупке новой одежды,                                                                       удивляетесь необычному наряду,                                                                                                  восхищаетесь новым костюмом мамы;                                                                             печалитесь, нечаянно порвав одежду.  

Упражнение «ПОМОЩНИКИ».

 

 

Словарь.

Существительные – мебель, стол, стул, ножки, сиденье, спинка, шкаф, дверцы, кровать, матрас, диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо, дерево, пластмасса, обивка, кухня, коридор, кабинет.

Прилагательные – деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый, мягкий, твёрдый, удобный, кухонный, столовый, платяной, обеденный, столовая, гостиная, детская, спальня, ванная.

Глаголы – сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

Выразить состояние боли. Забиваем гвоздь в табурет и нечаянно стукнем по пальцу.

Состояние радости: купили новую мебель.

Упражнение «СНЕЖНАЯ БАБА».

Предметные картинки по теме.

К. Чуковский «Мойдодыр».

 

Словарь

Существительные – чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, чашка, блюдце, вилка, нож, ложка, солонка, маслёнка, хлебница и др. продукты, холодильник, магазин, масло, сыр, творог, молоко, сметана, кефир, мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, рыба, птица, хлеб, булки, баранки, пряники, печенье, торты. Сухари, овощи, фрукты, соль, сахар, специи, продавец.

Прилагательные – лёгкий, стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный. Продуктовый, молочный, мясной, овощной, рыбный, хлебобулочный, кондитерский, вкусный, полезный, необходимый.

Глаголы – пить, есть, готовить, употреблять, чистить, хранить, беречь, мыть, убирать, покупать, готовить, употреблять, хранить.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?».

Упражнение «ЧАЙНИК».

Развитие моторики рук

Речевая игра «Продукты».

Проговаривание рифмовки вместе с детьми, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку – четыре хлопка).

Мимическая гимнастика

Удивление: «Соленый чай»

Выразить мимикой своё огорчение – разбили чашку. Радость – купили новую посуду.

Неудовольствие – много грязной посуды. Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Зима. Лес зимой.

Словарь

Существительные – зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель.

снег, снежинка, снегопад, хлопья, крупка, сугроб, метель, вьюга, мороз, узор. Ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, кормушка, корм, помощь.

Прилагательные – холодный, белый, пушистый, морозный, сильный. Зимующие, дикие, ловкие, юркие, проворные, пёстрые, быстрые, беззащитные.

Глаголы – замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать. Зимовать, замерзать, голодать, искать, чирикать, ворковать, кормить, сыпать, помогать, жалеть.

Упражнение «У КОРМУШКИ».

Д/у «Подбор определений к словам зима, мороз» 

Д/у «Подбери слово» - родственные слова.

Небылица:

Санки вытащила Света – на дворе наверно, лето? Или осень? Или снег?                          

Поскорее дай ответ!

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно», «Ой, как зябнут ножки».

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.

Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Новый год.

Словарь

Существительные – праздник, начало, веселье, ёлка, игрушки, украшения, маски, костюмы, маскарад, хоровод, танцы, Дед Мороз, Снегурочка, волшебство, чудеса, желания, подарки.

Прилагательные – весёлый, шумный, радостный, долгожданный, зимний.

Глаголы – ждать, готовиться, веселиться, радоваться.

Однокоренные слова

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

Выразить своё настроение на празднике: радуемся подаркам, огорчаемся, что праздник кончился.

Передать гневную интонацию Деда Мороза:

Дед Мороз проспал в постели,

Встал сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Зимние забавы

Словарь

Существительные – снеговик, каток, фигурное катание, фигурист, тренер, хоккеист, клюшка, шайба, коньки, лыжи, палки, лыжник, лыжня, биатлон, спуск, трамплин, слалом, фристайл, горка.

Прилагательные – весёлый, шумный, радостный, долгожданный, зимний.

Глаголы – лепить, кататься, спускаться, скользить, нагрянуть, укрыть, укутать, засыпать, заморозить, остудить, заколдовать, нарядить, утеплить, расчистить, замерзнуть.

Развитие моторики рук

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.) Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.) Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.) С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.) Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Мимическая гимнастика

Покажите мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром
землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Д/игра «Подскажи словечко»

«Есть всего один ответ, кто-то знает, кто-то нет»

«У медвежонка мама медведица, а у китёнка?»

Развитие моторики рук

Д/и с мячом

Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мячик!

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает, только брату отдаёт.

Брат у брата мяч берёт.

Мячик мой  не отдыхает, между пальцами гуляет.

С верху левой, снизу правой я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь.

Мимическая гимнастика

Изобразить мимикой черты животных (голодный злой волк, добродушный весёлые тюлень, белого косолапого медведя, сову, высматривающую добычу, огромного кита, пускающего столб воды)

Физкультминутка

Есть иголки у ежа,

Бивни, ласты у моржа,

Ушки длинные у зайки,

Крылья сильные у чайки.

У лисы – пушистый хвост,

У слона – огромный рост! 

Словарь

Существительные – транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт, колёса, кузов, кабина, двери, сиденье, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух, груз, пассажир, работа, водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Прилагательные – пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

Глаголы – ехать, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить, приехать, уехать, отъехать.

Развитие моторики рук

«Машина»

У машины есть мотор, есть колёса.

В ней шофёр.

Только я в машину сяду –

Вмиг домчит, куда мне надо! 

«Поезд»                                                      «Лодочка»

Еле-еле, еле-еле от вокзала поезд едет.  Вот плывёт тихонько

Средь лесов и средь полей                       Лодочка по речке.

Мчится поезд всё быстрей.                      На волнах от вёсел

                                                                    Пузырьки – колечки.

Мимическая гимнастика

Изобразить внимательного шофёра и вежливых пассажиров, ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.

Подвижная игра «САМОЛЕТ».

Подвижная игра «ТЕПЛОХОД».

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

НАША АРМИЯ

Существительные – армия, войска, солдат, танкист, артиллерист, лётчик, пограничник, матрос, моряк, десантник, парашютист, корабль, танк, самолёт, земля, Родина.

Прилагательные – сильный, смелый, отважный, храбрый, зоркий, наблюдательный, внимательный, умный, находчивый, добрый, мужественный.

Глаголы – охранять, беречь, защищать, стрелять, воевать, летать, стеречь.

Развитие моторики рук

«Вертолёт» Быстро лопасти крути! Вертолёт лети, лети! 

«Смелый капитан»   

Я на мостике стою и бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,  качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали и от качки все упали.

За канат держусь я крепко, вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал, чуть с мосточка не упал.

Мимическая гимнастика

«Сосредоточённость»

Командир сидит за столом, внимательно изучает карту.

 «Я – грозный боец».

ПРОФЕССИИ НАШИХ МАМ

Словарь

Существительные - профессия, работа, учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, кондуктор, маляр, штукатур, дворник.

Прилагательные – нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный.

Глаголы – учить, варить, строить, воспитывать, убирать, лечить, продавать, контролировать, водить, строить, штукатурить, танцевать, петь, убирать.

Развитие моторики рук

Чистоговорки.

Ткёт кто-то ткани на юбку Тане.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба

Мимическая гимнастика

Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями:

Радость от построенного дома. Огорчение, боль – слесарь ударил по пальцу. Удивление – швея потеряла иголку. Злость - рассердилась на человека сломавшего вещь (игрушку).

Упражнение «МАЛЯРЫ».

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Предметные картинки по теме.

Е.Успенский «Детский врач» (из альбома «Детям о професси­ях»).

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников». В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

 

Мамин праздник

Словарь

 

Существительные – женщина, мама, бабушка, дочь, сестра, внучка, забота, помощь, труд, отдых, праздник, подарок, цветы, радость, уют, любовь, доброта, теплота, забота, нежность, уважение.

Прилагательные – родной, любимый, заботливый, трудолюбивый, гостеприимный, хозяйственный, хлебосольный, восхитительный, нежный, ласковый, стройный, полный, умный, строгий, требовательный.

Глаголы – любить, уважать, заботиться, беречь, растить, воспитывать, учить, готовить, варить, стирать, убирать, вязать, шить, печь, жарить, читать.

Развитие моторики рук

 

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвёл.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла.  

Мимическая гимнастика

Изобразить маму (огорчённую, печальную, радостную)

Комнатные растения

Словарь

Существительные – растение, росток, земля, вода, солнце, листья, стебель, корень, цветы, бутоны, азалия, амариллис, традесканция, хлорофитум, колеус, примула, фиалка, кактус, герань, папоротник, фикус, черенки.

Прилагательные – комнатный, широкий, узкий, длинный, прямой, зелёный, красный, синий, белый, жёлтый, теплолюбивый, светолюбивый, нежный.

Глаголы – садить, ухаживать, поливать, рыхлить, обтирать, опрыскивать, наблюдать, расти, любоваться, украшать, радовать.

Мимическая гимнастика

Показать радость цветка от встречи с весной. Ему тепло и приятно, он подставляет листочки, лепесточки солнышку.

Показать, как цветочки огорчились, испугались, когда их забыли полить.

Подводное царство.

Словарь

Существительные – рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва, мальки, икринки, продукты, река, уха, аквариум, туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя, водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.

Прилагательные – речные, аквариумные, хищные.

Действия – вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.

Развитие моторики рук

Д/игра «Подуй на рыбку».

Мимическая гимнастика

«Радость» - купили рыбок в аквариум.

«Огорчение» - рыбка погибла.

«Кот высматривает рыбку в пруду»

«Удивлённая рыбка»

Подвижная игра «Аквариум»

Весна

Словарь

Существительные – весна, оттепель, вестники, пробуждение, солнышко, капель, сосулька, проталина, ледоход, ручей, лужа, почки, подснежник, грачи, гнездо, насекомые.

Прилагательные – голубой, чистый, тёплый, первый, длинный, зелёный, звонкий, хрупкий.

Глаголы – пригревать, таять, журчать, набухать, прилетать, вить, выводить, появляться, расцветать.

Развитие моторики рук

 «Наши алые цветки раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головками качают.   

Мимическая гимнастика

Выразить радость людей от встречи с весной.

Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

«Медведь в берлоге» Пригрело солнышко, снег растаял,   вода попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

Словарь

Существительные – корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, коза, козёл, козлёнок, собака, щенок, кот, кошка, котёнок, петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, индюк, индюшонок, гусь, гусёнок. Сарай, хлев, ясли, коровник, птичник, птицефабрика. животное, олень, оленёнок, оленята, заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата, лось, лосиха, лосёнок, лосята, ёж, ежиха, ежонок, ежата, кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята, белка, бельчонок, бельчата, мышь, мышонок, мышата, волк, волчица, волчонок, волчата, лиса, лис, лисёнок, лисята, медведь, медведица, медвежонок, медвежата, лес, поле, нора, дупло, берлога, логово.

Прилагательные – домашний, забавный, преданный, полезный, водоплавающий, густой, пушистый, тёплый, быстрый, задиристый, млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный.

Глаголы – зимовать, питаться, кормить, поить, ухаживать, разводить, щипать, клевать, бегать, плавать, ходить, кричать, блеять, крякать, гоготать, мычать, хрюкать, лаять, жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, нападать, догонять

Развитие моторики рук

Мальчик с пальчик,

Где ты был?

- Долго по лесу бродил!

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.    

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА».

Мимическая гимнастика

Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить её сочувствие.

Плачет киска в коридоре.

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

«Лисёнок высматривает мышку» Прищурить глаза по очереди.

Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрая лиса, голодный, злой волк, проворная белочка, свернувшийся в клубок ёжик, косолапый медведь, зайка попавший лисе в лапы.

Развитие моторики рук

Любим спортом заниматься, будем очень мы стараться.

Мяч бросать и принимать, метко вдаль его кидать.

Ловко прыгать на скакалке, ног своих совсем не жалко.

Приседать и вновь вставать, руки быстро поднимать.

Наклоняться вправо, влево, всё мы делаем умело!    

Упражнение «Летчик»

Мимическая гимнастика

Изобразить космического пришельца, прилетевшего на Землю. (Радостного, удивлённого, злого, грустного – покидает Землю)

Словарь

Существительные – птица, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка, корм, кормушка, скворечник, стая, птенцы, лес, город, дерево, гнездо, юг, птицы, насекомые, червяк, гусеницы, ягоды, зимовка.

Прилагательные – дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелётные, водоплавающие.

Глаголы – высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, петь, щебетать, уничтожать.

Д/игра «Летает – не летает»

Д/игра «Четвёртый лишний» (воробей, сорока, ласточка, голубь; лебедь, гусь, журавль, куропатка и т. д.)

Небылица: На кормушке во дворе много птичек в январе: стриж, снегирь и воробей, журавли и соловей.

Развитие моторики рук

Мимическая гимнастика

 

Изобразить радость аистов, других перелётных птиц, увидевших разные края, после возвращения из дальних странствий.

 

Развитие моторики рук

«Весенние заботы»

Хорошо весной, я знаю! Я с друзьями птиц встречаю,

Лодочки в ручьи пускаю, с папой грядки я копаю,

С мамочкой цветы сажаю. 

День Победы

 

Лексика

 

Существительные – Родина, Россия, Отечество, страна, победа, война, врач, граница, беда, боец, воин, солдат, народ, ветераны, фронтовики, герои, подвиг, память, награда, мир.

Прилагательные – смелый, бесстрашный, любимый, сильный, трудный, почётный, мужественный, опасный, долгожданный, счастливый.

Глаголы – беречь, охранять, любить, защищать, заботиться, строить, жить, радоваться, воевать, погибать, помнить.

Развитие моторики рук

«Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик.

И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.

Весной нежно согревает щёчки, щёчки, щёчки.

А потом на носик ставит точки, точки, точки.

Золотят веснушки деток, очень нравится им это.

Насекомые

Лексика

Существительные – насекомые, бабочка, комар, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук, улей, дупло, нора, муравейник, кокон, куколка, крылья, голова, усы, лапки, цветы, пыльца, корм, польза, вред, мёд.

Прилагательные – вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые, летающие, ползающие, кусающиеся.

Глаголы – летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.

Развитие моторики рук

Игра «ЖУКИ».

Проговаривание скороговорок.

 «На лозе оса, а в лозе коза»

Мимическая гимнастика

Изобразить радостную пчелу, собирающую нектар с цветов.

Огорчение – медведи разорили у пчёл ульи.

Удивление – какая красивая бабочка!

Словарь

 

Существительные – групп


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.