I .3. Принципы и подходы к реализации Программы. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

I .3. Принципы и подходы к реализации Программы.

2020-08-20 110
I .3. Принципы и подходы к реализации Программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При разработке программы соблюдались  следующие принципы:

· учет особенностей возрастного развития дошкольников;

· систематичность и последовательность, постепенная подача материала от простого к сложному, повторение усвоенных норм;

· интеграция содержания программы в образовательную рабочую программу группы и в разные виды деятельности;

· комплексность (комплексное выполнение различных здоровьесберегающих мероприятий наряду с валеологическим просвещением);

· педагогическое сотрудничество с семьями воспитанников.

 

При реализации программы используются следующие подходы:

- использование данных мониторинга состояния здоровья дошкольников, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

- разработка и коррекция образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. детей данной возрастной группы;

- дифференциация задач программы в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, создание среды для усвоения норм и правил каждым ребенком;

- вариативность в использовании разных форм, методов, средств реализации программы (фронтальные, индивидуальные формы, игровые методы, проблемные ситуации, проектная деятельность и т. д.);

- использование высокоэффективных технологий развития и воспитания, способствующих усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

I.4. Планируемые результаты.

 

Оценка уровня сформированности любого качества личности должна осуществляться в соответствии с четко определенными критериями и показателями. Проанализировав имеющиеся подходы к определению критериев сформированности валеологической культуры, эколого-валеологической компетентности (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, З.И. Тюмасева, Т.В. Дядюн и другие), определены компоненты валеологической компетентности, критерии, каждый из которых определяется показателями, представленными в соответствии с тремя уровнями.

Опираясь на исследования Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторского, И. А. Колесниковой, М.А. Иваненко, Ю.Е. Уфимцевой, и др. ученых, мы обозначаем валеологическую компетентность детей как интегративную характеристику личности.

Структура валеологической компетентности включает в себя следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный компонент;

- когнитивный компонент;

- поведенческий компонент;

- творчески-преобразовательный компонент.

 

 

Исходя из компонентов валеологической компетентности определяются планируемые результаты на конец обучения по программе:

· ребенок демонстрирует сформированную мотивацию к здоровому образу жизни и демонстрирует ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (мотивационно-ценностный компонент валеологической компетентности);

· ребенок владеет валеологическими представлениями и навыками (когнитивный и поведенческий компонент валеологической компетентности);

·  ребенок переносит знания о правилах здоровья в собственную жизнь (творчески-преобразовательный компонент валеологической компетентности).

Показатели и критерии валеологический компетентности.

Показатель: представления о здоровье, здоровом образе жизни, безопасном поведении (когнитивный компонент)

Критерии: - Полнота представлений (объем, количество). - Четкость, конкретность представлений (мера соответствия эталону и программе). - Самостоятельность в поиске и осмыслении информации эколого-валеологического характера. Уровни: - Высокий уровень (3 балла). Имеет представление о здоровье, объясняет способы сохранения здоровья, правила гигиены, негативные последствия вредных привычек. Знает и может объяснить правила безопасного поведения. - Средний уровень (2 балла). Имеет представление о здоровье, объясняет известные способы сохранения здоровья при помощи взрослого. Называет последствия вредных привычек. Знает и при помощи взрослого может объяснить правила безопасного поведения. - Низкий уровень (1 балл). Представление о здоровье отсутствует или неверное. Представления о способах сохранения здоровья, правилах поведения в природе и окружающей среде характеризуются недостаточностью объема, фрагментарностью, либо совсем отсутствуют.  

Показатель: владения навыками здоровьесбережения

(поведенческий компонент)

Критерии: - Готовность совершать позитивные действия природоохранного и здоровьсберегающего характера в реальной и вербальной ситуациях. - Самостоятельность и активность в действиях. Уровни: - Высокий уровень (3 балла).  Самостоятельно (без напоминания) соблюдает правила поведения в окружающей социальной среде, владеет способами оказания элементарной помощи (предложить лечь, сообщить взрослым), навыками гигиены (охотно занимается физическими упражнениями, закаливанием, без напоминания взрослого посещает оздоровительные процедуры, самостоятельно регулирует воздух в соответствии с температурой воздуха и т.д., опрятен. - Средний уровень (2 балла). Ребенок затрудняется в установлении связи своего организма с окружающей средой. Подчиняется требованию взрослого о соблюдении правил поведения в окружающей социальной и природной среде, но инициативы в ведении здорового образа жизни не проявляет; владеет навыками гигиены. - Низкий уровень (1 балл). Навыки здоровьесберегающего и осторожного поведения на улице сформированы недостаточно, требования взрослых по ведению здорового образа жизни игнорируются, необходим постоянный контроль со стороны взрослого.

Показатель: мотивация к зож и ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих(ценностнно-мотивационный компонент)

Критерии: -  Наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций. - Умение определять состояние здоровья человека. - Потребность в бережном отношении к своему здоровью и коружающих люде. Уровни: - Высокий уровень (3 балла). Ребенок адекватно реагирует на многообразие и специфичность форм природных объектов, явлений с помощью речи, мелодий, поведения, ярко выражает свои чувства и заботливое, бережное отношение к другим. Желание оказывать помощь, заботиться; совершать действия здоровьесберегающего характера в вербальной и реальной ситуациях. Потребность в «пропаганде» здорового образа жизни среди сверстников. - Средний уровень (2 балла). Выражает чувства к некоторым простейшим сочетаниям форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы, выбор средств ограничен (одно, два). Ответственность за собственное здоровье носит декларативный характер. - Низкий уровень (1 балл). Ребенок практически эмоционально безразличен к восприятию объектов и явлений природы, выражает чувства негативным поведением, суждениями. Не испытывает ответственности за свое здоровье, отдает предпочтение позиции «лучше болеть».  

Показатель: (творчески-преобразовательный компонент)

Критерии: - Гибкость знаний: умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения проблем. - Быстрота: способность высказывать идеи и решений задач за минимальный срок. - Оригинальность: способ-ность порождать новые нестандартные идеи. Воображение: способность выстраивать мыслительные конструкты, проекты и опыты. - Ответственность: способ-ность иметь свою точку зрения и отвечать за свои мысли и поступки в области охраны здоровья человека. Уровни: - Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно замечает проблемные ситуации и находит новые неожиданные их разрешения, быстро реагирует на изменяющиеся условия среды, мысленно конструирует возможные позитивные и негативные последствия собственной здоровьесберегающей деятельнос-ти. - Средний уровень (2 балла).  Ребенок разрешает проблемные ситуации по указанию или напоминанию взрослого, предлагает способы их разрешения. - Низкий уровень (1 балл). Ребенок пассивен в процессе познания природного мира, овладения навыками здорового образа жизни. Он не предлагает способы разрешения проблем, не способен спрогнозировать последствия своей деятельности.

С целью выявления уровня сформированности начал валеологической компетентности у дошкольников проводится обследование детей при помощи комплекса методов. Исследуются ответы и поведение детей не только в вербальной ситуации, но и в реальной, поскольку большой объем знаний, усвоенных ребенком, вовсе не гарантирует валеологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к здоровью.

Уровни сформированности когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов выявляются в ходе индивидуальной беседы, обсуждения художественных произведений, анализа продуктов детской деятельности (рисунки на тему «Чистая и грязная река», «Здоровый и больной ребенок», при анализе продуктов детской деятельности учитываются комментарии детей по поводу собственного творчества), сочинение и продолжение эколого-валеологических сказок, при разрешении вербальных проблемных ситуаций, выполнении творческих и диагностических заданий, составлении рассказов по картинкам.

Для изучения уровня сформированности поведенческого компонента начал валеологической компетентности детей дошкольного возраста, используются такие методы: наблюдение, дидактические и подвижные игры, разрешение проблемных ситуаций.

С целью изучения объема и точности представлений детей о себе как живом организме, о потребностях и условиях их удовлетворения, о здоровом образе жизни проводятся  индивидуальные беседы с детьми.

Для выявления представлений ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма используются следующие диагностические задания:

- Вербальная проблемная ситуация: в прохладную погоду мальчик вышел на улицу, снял шапку, расстегнул курточку.

- Проблемная ситуация для выяснения понимания дошкольниками влияния состояния окружающей среды на здоровье человека. Дошкольникам предлагается рассмотреть три сюжетных картинки. Сюжет картинок одинаков, изображено: завод, река, на берегу сидит человек, без прорисованного лица, но на первой картинке из трубы завода идет черный дым. На второй картинке можно заметить, как в воду спускаются отходы. Третья картинка говорит о благополучии состояния окружающей среды. Дошкольникам дается задание: прикрепить улыбающееся лицо к здоровому, по их мнению, человеку. Предлагается мотивировать свои действия.

Сформированность практических навыков ухода за человеком, бережного отношения к своему здоровью выявляется с использованием метод наблюдения за деятельностью детей в группе, во время прогулок и экскурсий.

По результатам обследования определяется уровень валеологической компетентности. С учетом положений математической статистики, используемой при расчете оценочных шкал, определяется значимость каждого показателя в баллах (от 1 до 3). Баллы, полученные по всем критериям, суммируются. По итогам подсчета каждый ребенок может получить от 4  до 12 баллов. В зависимости от количества баллов выделяются три уровня сформированности  валеологической компетентности ребенка.

Низкий уровень (от 4 до 5 баллов) - критический уровень характеризуется отсутствием интереса к здоровью; наличием фрагментарных или ошибочных валеологических представлений. Отсутствует активная позиция и самостоятельность в заботе о собственном здоровье.

Ребенок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представление о факторах вреда и пользы для здоровья. Ребенок не осознает зависимость здорового образа жизни и влияния окружающей среды. Ребенок не способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок не проявляет инициативу. Ребенок не проявляет самостоятельность.

Средний уровень (от 6 до 8 баллов) - допустимый уровень развития начал валеологической компетентности детей характеризуется наличием у ребенка объема знаний и представлений о здоровье человека. Он называет последствия вредных привычек, знает и при помощи взрослого может объяснить правила безопасного поведения. Здоровьесберегающая деятельность ребенка часто носит ситуативный характер. Правила здоровьесберегающего поведения знает, выполняет по требованию взрослого. Инициативы в ведении здорового образа жизни не проявляет.

Представления ребенка о человеческом организме и о ЗОЖ связаны с его личным опытом и носят конкретно-ситуативный характер; он трактует понятие «здоровье» как состояние человека, когда он не болеет; имеет элементарные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представления о влиянии на здоровье факторов окружающей среды, о возможных причинах заболеваний. Ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; не осознает зависимость здоровья от окружающей среды. Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для этого ему требуется эмоционально стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы единичные представления о человеческом организме, здоровом образе жизни. Ребенок проявляет инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет. Ребенок проявляет самостоятельность на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

Высокий уровень (от 9 до 12 баллов) - оптимальный уровень характеризуется наличием полных, системных и конкретных знаний и представлений ребенка о здоровье, правильных и безопасных способах поведения в окружающей среде, которые проявляются в убеждении о необходимости следования правилам и нормам здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Ребенок проявляет интерес к усвоению новых знаний, стремится к самостоятельному их поиску.

Ребенок имеет некоторые представления о человеческом организме, о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Ребенок осознает значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, значения для здоровья и ЗОЖ некоторых факторов окружающей среды. Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен, самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Представления ребенка о человеческом организме, ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Ребенок проявляет инициативу при подготовке и проявлении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения. Ребенок проявляет самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность

Данные по определению уровня валеологической компетентности у детей каждой возрастной группы учитываются в анализе работы по программе за год с целью оптимизации групповой и индивидуальной работы на следующий год.

II. Содержательный раздел.

II.1. Тематическое планирование.

    Программа включает в себя 5 взаимосвязанных и взаимозависимых блоков:

1. Блок формирования у детей интереса к валеологической науке и мотивации и способности переносить знания о здоровье, здоровом образе жизни, профилактике заболеваний и безопасном поведении в повседневное поведение.

Реализуется за счет организации интересных для детей форм образовательных ситуаций, применения современных педагогических технологий (проекты, игры-путешествия и т.д.), что в свою очередь мотивирует детей к переносу знаний в повседневное поведение.

2. Блок формирования у детей системы знаний по санитарии и гигиене.

Определение алгоритмов культурно-гигиенических мероприятий, режима дня; обучение детей следить за внешним видом; выполнять элементарные санитарно-гигиенические мероприятия по уходу за одеждой и обувью (сушка, протирание обуви), навыки поведения за столом; умение сопоставлять соблюдение гигиенических правил с профилактикой некоторых заболеваний.

3. Блок формирования у детей системы знаний по основам экологии человека.

Знания о воздействии на организм человека условий среды, взаимосвязей человека и природы, воздействия на среду и ее защиту, медико-биологические аспекты взаимодействия, а также прогнозирование будущих изменений с целью сохранения здоровья и оптимизации среды.

Знания о позитивных и негативных факторах (положительные и отрицательные поступки), влияющих на состояние здоровья человека, причины возникновения заболеваний.

4. Блок формирование у детей системы знаний по анатомии, физиологии, психоло-гии и социологии.

Знания об анатомо-физиологическом строении человека (о внешнем строении, о частях тела и их назначении, функциональные возможности; знание о внутренних органах человека, образующих дыхательную и пищеварительную системы, знание костно-мышечной системы человека, ее назначение; значение нормального функционирования от различных внешних и внутренних факторов).

Социально-психологические знания и умения: знание о психологических состояниях человека (чувства, эмоции, настроение); умение описать свое состояние физическое и психологическое, умение определять настроение и самочувствие других людей.

5. Блок формирования у детей системы знаний по основам медицины и профилактики.

Понятия «здоровье», «болезнь», «организм». Знания о приёмах профилактики различных заболеваний, мерах их предупреждения (знание приемов и способов профилактики инфекционных кишечных заболеваний, ОРЗ, профилактики травм, профилактики кожных заболеваний).

Знание о профилактической ценности лечебных трав.

Безопасное поведение с медицинскими приборами и лекарствами.

Примерная тематика занятий.

 

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Мой организм. Образ я. Здоровье и болезнь. Правила поведения за столом. Полезная и вредная еда. Здоровье зубов. Как одеваться чтобы не болеть. Чистота и здоровье. Наша кожа. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Помощники здоровья – врачи. Как устроен человек. Части тела. Красивая осанка. Верхние и нижние конечности. Зачем мы занимаемся физкультурой. Как ухаживать за собой. Зачем мы едим. Какая пища полезней. Язык, вкусовые ощущения. Откуда берутся болезни. Осторожно – лекарства! Функциональные возможности орга-низма. Органы чувств, внутренние органы. Почему я вижу. Моё зрение. Почему я слышу. Как я распознаю запахи. Нос и уход за ним. Как мы дышим. Режим дня. Зачем мы спим. Эмоции и здоровье. Наши поступки. Полезные и вредные привычки. Наука валеология. Здоровье и окружающая среда (социальные, экологические факторы). Профилактика заболеваний (гигиена, оздоровление, закаливание). Витамины и здоровый организм. Спорт – это здорово! Лечебная природа. Зеленая аптека. Сохрани свое здоровье сам. Правила здоровья.

 

Перспективно-тематическое планирование Программы по возрастным группам представлено в Приложении № 1.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.