Глава 3. Сравнительный анализ политико-правовых взглядов философов Т. Гоббса и Дж. Локка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 3. Сравнительный анализ политико-правовых взглядов философов Т. Гоббса и Дж. Локка

2020-08-20 188
Глава 3. Сравнительный анализ политико-правовых взглядов философов Т. Гоббса и Дж. Локка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Культ разума сочетался с популярностью сенсуализма и эмпиризма в теории познания. Философы-просветители подвергали критике действующие политические системы, провозглашали идеи прав и свобод человека. Они стремились к идеям построения общества без ссылок на авторитеты, на основе здравого смысла. Провозглашалось, что власть должна принадлежать народу, цель государства — защита прав человека[18].

Поставив перед собой задачу объяснить суть возникновения и происхождения государства, Томас Гоббс начинает его с «естественного», догосударственного состояния. Начинает он свои рассуждения по поводу естественного состояния человеческого рода c тезиса о природном равенстве людей в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей вытекает, таким образом, равенство надежд на достижение целей. А поскольку два человека не могут обладать, например, одной какой-либо вещью, то неизбежно возникновение вражды между ними.

В учении о естественном праве, изложенном в «Двух трактатах о государственном правлении» Д. Локка, были обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения[19].

Оба философа Т. Гоббс и Дж. Локка, рассуждая о государственном устройстве, брали за основу концепцию «общественного договора», где государство рассматривалось как добровольное соглашение граждан. Они построили государство для отстаивания своих естественных прав и свобод: права на жизнь, свободу, собственность. Только авторы теории «общественного договора» по-разному интерпретировали природу взаимоотношений, так как они возникают между государством и индивидом. По Гоббсу, гарантом мира и согласия выступает абсолютная государственная власть в форме монархии, которая опирается на общественный договор. Власть суверена принуждает людей материализовать естественные и гражданские законы. Т. Гоббс также отрицал и наличие политических прав у народа. Дж. Локк же утверждает, что государство - это прежде всего гарант прав и свобод граждан, а интересы личности являются более важными, чем общественные или государственные. Способом ограничения государственной власти Локк предлагает разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Суверенитет народа превосходит идею государственного суверенитета. В этом обществе человеку гарантируют все естественные права, в частности право владения собственностью.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сравнивая политико-правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, автором были проанализированы учебная и научная литература, периодические издания, интернет-ресурсы.

Локк стал основателем философского направления эмпиризм, идея которого была «все знания выводятся из наших чувств», в то время как Гоббс опирался на материализм. Оба философа полагали, что гражданское общество возникло из естественного состояния в результате общественного договора. Однако если у Т. Гоббса естественное состояние людей характеризуется как «война всех против всех», «война каждого против каждого», то у Дж. Локка естественное состояние — это «состояние мира, доброй воли, взаимной помощи и безопасности». Гражданское общество Т. Гоббса — это всемогущий Левиафан, стоящий на страже государственных интересов и наделенный абсолютной властью. У Дж. Локка гражданское общество — это своеобразный третейский судья, обеспечивающий справедливость, порядок и защиту собственности. Идеалом гражданского общества-государства у Т. Гоббса была абсолютная монархия, а у Дж. Локка — конституционная монархия, в основе которой лежал принцип разделения властей[20].

Однако стоит отметить, несмотря на различие во взглядах, философы стояли у истоков формирования современных представлений об обществе. В основе их интерпретации гражданского общества лежала идеология либерализма, ориентированная на реализацию прав и свобод личности, господство закона. Томас Гоббс доказывал, что обеспечение блага народа и забота о мире – это прерогатива государства и монарха. Джон Локк обосновал идею того, что граждане сами должны бороться за свои права.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.