Глава 1. Основные положения учения о государстве Томаса Гоббса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Основные положения учения о государстве Томаса Гоббса

2020-08-20 110
Глава 1. Основные положения учения о государстве Томаса Гоббса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдающийся английский философ, политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) был одним из ярких теоретиков естественного права и представителем договорной теории происхождения государства. Главный труд философа – «Левиафан», в нем выдвигает концепцию общественного договора, которая должна обосновывать идею централизованного, абсолютистского государства[1].

В «Левиафане» доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по Божьему соизволению; с другой стороны, Гоббс использовал теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютная власть суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания любой формы правления, какая бы ни одержала верх в то время.

«Левиафан» обычно считают сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и «машине», а завершаются пространными рассуждениями насчет того, какой должна быть «истинная религия». Доктрина Т. Гоббса строится на основе специфического понимания человеческой природы[2].

Томас Гоббс в своем политико-правовом учении противопоставлял естественное состояние и государство, считая, что равенство людей в их физических и умственных способностях включает также и их равные возможности навредить друг другу посредством сочетания в человеческой природе трех основных причин войны - соперничества, недоверия и любви к славе. По его мнению, это непременно приводит к переходу от естественного состояния во всеобщую непрекращающуюся «войну всех против всех».

«Война всех против всех» («Bellum omnium contra omnes») или «война каждого против своих соседей» – это такое изначальное состояние общества, при котором существует всеобщая вражда и непрекращающееся насилие. В естественном состоянии нет общей власти, а значит, нет ни закона, ни справедливости. Каждый человек в естественном состоянии имеет «право на все», т.е. проявляется его естественная свобода и естественное право.

В первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Homo homini lupus est» — «Человек человеку волк»). Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями[3].

Взаимное ограничение своей свободы, то есть своих естественных прав, выражается в виде соглашения, гарантирующего им безопасность, мир и порядок. Это взаимное самоограничение своих естественных прав называется общественным договором[4].

Понятие общественного договора (в буквальном переводе социальный контракт) впервые появилось в трудах таких мыслителей как Томас Гоббс («Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1651 г.) и Жан-Жак Руссо («Об общественном договоре», 1762 г.)[5].

«Общественный договор - это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему право управлять собой при условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия»[6].

Результатом этого общественного договора является переход людей из естественного состояния «этнос» в искусственное состояние гражданства – народ. Следовательно, с точки зрения Т. Гоббса, люди объединяются для того, чтобы выйти из состояния «войны всех против всех», заключая общественный договор в качестве вынужденной меры[7].

Государство возникло из так называемого естественного состояния войны всех против всех путем заключения между людьми общественного договора, основывающегося на отказе каждого от своей свободы в пользу государственной власти. Государство напоминает Гоббсу человека огромных размеров, называемого Левиафаном. Левиафан – это морское библейское чудовище, тело которого покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках – символы государственной власти[8].

Государство в представлении Гоббса - сосредоточение физической силы в одном человеке (суверене). А разделение государственной власти (ветви власти) ослабляет государство, т.к. «царство, разделенное в самом себе, не может сохраниться». Главное свойство государственной власти – государственный абсолютизм - служит выполнению его изначальной функции[9].

Следует подчеркнуть, что Т. Гоббс также отрицал и наличие политических прав у народа. Однако не исключал, что у индивидов нет обязанностей перед правителем, не имеющим силы их защитить. Благо народа и забота о мире – основной закон государства и основа естественного права[10].

Таким образом, Гоббс открыто декларировал государственный абсолютизм, а из трех форм правления (монархия, аристократия и демократия) наилучшей считал именно монархию, где власть передавалась по праву наследования (наследственная). Только монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой: он может казнить или привлечь к наказанию за нарушение договора, который люди заключили в целях самосохранения[11].

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.