Антропометрические показатели развития детей (масса, рост, окружность головы, окружность груди) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Антропометрические показатели развития детей (масса, рост, окружность головы, окружность груди)

2020-08-20 133
Антропометрические показатели развития детей (масса, рост, окружность головы, окружность груди) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антропометрические показатели развития детей (масса, рост, окружность головы, окружность груди)

Антропометрические показатели измеряют:

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Антропометрические (соматометрические признаки).

Масса тела:(средняя)

m.новорожденного 3-3,2 кг

m. в 1 год примерно увеличивается в 3 раза –примерно 10 кг.(первый месяц + 800 гр, во 2 + 750, каждый последующий месяц на 50 гр меньше чем в предыдущий)

до 7 лет – формула m тела в год + (2 кг * кол. лет).

Старше 7 лет дети прибавляют в весе не равномерно и зависит от индивидуальных особенностей организма.

  Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

Рост(L) новорожденного =47-52 см.

 В 1 год +25 примерно 75 см.

L в 1 год + (5 * кол. лет)- формула до 7 лет

Старше 7 лет изменяются не равномерно,особенно мальчики могут вырасти на 15 см- 20 см(12-15 лет) рост идет до 20 лет.

У девочек рост прекращается в 16 лет (как пошли месячные)

Окружность головы.

Окр. гол.) новорожденного -34-36 см.

В 1 год +11 см.

Примерно к 5 годам 52-53 см.

Взрос. чел.прим. 55(53-60 см.)

Окр.груди.

Новорож.32-34 см.

В 1 год +12 см.

К 5 годам прими. 55 см.

Взр. 75 и больше (зависит от формы тела)

Все зависит от питания, здоровья и от вида спорта.

В результате роста и развития изменяются пропорции тела:

У новорож. большая голова, длинное тело(короткая грудь, длинный живот)

Короткие ноги,длинные руки.

В течение жизни:

Голова увеличивается в2 раза

Тело увел, в 3 раза

Руки увел, в 4 раза

Ноги увел, в 5раз

Внутренние органы которые изменяются не пропорцианально,пример слуховые косточки (в течение жизни не изменяются, сердце новорж. 20 гр, взрослых 180-340 гр., печень 150 гр. новорж., 3 кг –взрослый.)

Значение и строение нервной системы

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

Нейрон

Все органы нервной системы построены из нервных клеток, которые называются нейронами. Нейрон способен воспринимать и передавать информацию в виде нервного импульса.

Рис. 1. Строение нейрона.

Тело нейрона имеет отростки, которыми он связывается с другими клетками. Короткие отростки называются дендритами, длинный – аксоном.

Нейрон, виды нейронов. Возрастные особенности нервных клеток детей

Нейроны. Нервная система образована нервной тканью, в состав которой входят специализированные нервные клетки – нейроны и клетки нейроглии.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон (рис. 3.3.1).

Классификация нейронов

Структурной единицей нервной системы является НЕЙРОН (нервная клетка)

Типы нейронов:

1. Чувствительные(сенсорные)

2. Ассоциативные(вставочные переключающие связывающие)

3. Двигательные(эфферентные)

Функции нейронов:

Чувствительные – проводят информацию об ощущении (импульс) от поверхности тела и внутренних органов в мозг.

Ассациативные - анализируют информацию и вырабатывают решения

Двигательные - проводят импульс (команду)от головного и спинного мозга ко всем рабочим органам.

Нейрон состоит из тела (сомы) и отходящих от него отростков: аксона и дендритов. Каждая из этих частей нейрона выполняет определенную функцию.

Дендрит может быть от 1 до 1000 они воспринимают и передают информацию к телу клетки.

Тело клетки информацию перерабатывает

Аксон – он один может до 1.5 м. длиной образует наши нервы передает информацию ко всем органам.

У детей количесвто нервных клеток такое же как и у взрослого но они маленьких размеров и недоразвиты отростки.

Дендриты многие ещё не выросли и появляются к 3 годам.

Аксон должен передавать нервный импульс, у детей иногда он короткий и не достигает органа. До 3 лет он не покрыт миелиновой оболочкой поэтому скорость передачи возбуждения и ответная реакция у детей замедлены.

-нервы спинного мозга 1г жизни (они отвечают за движение)

-нервы идущие от позвоночника примерно к 3 г. покрываются оболочкой но некоторые нервы головного мозга покрываются оболочкой только к 12-14г.

 

Рис. 3.3.1 А – строение нейрона, Б – строение нервного волокна (аксона)

 

Он состоит из тела (сомы) и отходящих от него отростков: аксона и дендритов. Каждая из этих частей нейрона выполняет определенную функцию.

Тело нейрона покрыто плазматической мембраной и содержит
в нейроплазме ядро и все органоиды, характерные для любой
животной клетки. Кроме того, в ней имеются и специфические образования – нейрофибриллы.

Нейрофибриллы – тонкие опорные структуры, проходят в теле
в различных направлениях, продолжаются в отростки, располагаясь в них параллельно мембране. Они поддерживают определенную форму нейрона. Кроме того, они выполняют транспортную функцию,
проводя различные химические вещества, синтезирующиеся в теле нейрона (медиаторы, аминокислоты, клеточные белки и др.), к отросткам. Тело нейрона выполняет трофическую (питательную) функцию по отношению к отросткам. При отделении отростка от тела (при перерезке) отделенная часть через 2–3 дня погибает. Гибель тел нейронов (например, при параличе) приводит к дегенерации отростков.

Аксон – тонкий длинный отросток, покрытый миелиновой оболочкой. Место отхождения аксона от тела называется аксонным холмиком, на протяжении 50–100 микрон он не имеет миелиновой
оболочки. Этот участок аксона называется начальным сегментом, он обладает более высокой возбудимостью по сравнению с другими участками нейрона. Функция аксона – проведение нервных импульсов от тела нейрона к другим нейронам или рабочим органам. Аксон, подходя к ним, разветвляется, его конечные разветвления – терминали образуют контакты – синапсы с телом или дендритами других нейронов, или клетками рабочих органов.

Дендриты короткие, толстые ветвящиеся отростки, отходящие в большом количестве от тела нейрона (похожи на ветви дерева). Тонкие разветвления дендритов имеют на своей поверхности шипики, на которых оканчиваются терминали аксонов сотен и тысяч нейронов. Функция дендритов – восприятие раздражений или нервных импульсов от других нейронов и проведение их к телу нейрона.

Величина аксонов и дендритов, степень их ветвления в различных отделах ЦНС различна, наиболее сложное строение имеют нейроны мозжечка и коры головного мозга.

Нейроны, выполняющие одинаковую функцию группируются, образуя ядра (ядра мозжечка, продолговатого, промежуточного мозга и др.). Каждое ядро содержит тысячи нейронов, тесно связанных между собой общей функцией. Некоторые нейроны содержат в нейроплазме пигменты, придающие им определенный цвет (красное ядро и черная субстанция в среднем мозге, голубое пятно варолиева моста).

Классификация нейронов. Нейроны классифицируются по нескольким признакам:

1) по форме тела – звездчатые, веретенообразные, пирамидные и др.;

2) по локализации – центральные (расположены в ЦНС) и периферические (расположены вне ЦНС, а в спинномозговых, черепно-мозговых и вегетативных ганглиях, сплетениях, внутри органов);

3) по числу отростков – униполярные, биполярные и мультиполярные (рис. 3.3.2);

4) по функциональному признаку – рецепторные, эфферентные, вставочные.

Рис. 3.3.2

Рецепторные (афферентные, чувствительные) нейроны проводят возбуждение (нервные импульсы) от рецепторов в ЦНС. Тела этих нейронов расположены в спинальных ганглиях, от тела отходит один отросток, который Т-образно делится на две ветви: аксон и дендрит. Дендрит (ложный аксон) – длинный отросток, покрыт миелиновой оболочкой, отходит от тела на периферию, разветвляется, подходя к рецепторам.

Эфферентные нейроны (командные по Павлову И.П.) проводят импульсы из ЦНС к органам, эту функцию выполняют длинные аксоны нейронов (длина может достигать 1,5 м.). Их тела располагаются
в передних рогах (мотонейроны) и боковых рогах (вегетативные нейроны) спинного мозга.

Вставочные (контактные, интернейроны) нейроны – самая многочисленная группа, которые воспринимают нервные импульсы
от афферентных нейронов и передают их на эфферентные нейроны. Различают возбуждающие и тормозящие вставочные нейроны.

Возрастные особенности. Нервная система формируется на 3-й неделе эмбрионального развития из дорсальной части наружного зародышевого листка – эктодермы. На ранних стадиях развития нейрон имеет большое ядро, окруженное небольшим количеством нейроплазмы, затем оно постепенно уменьшается. На 3-м месяце начинается рост аксона по направлению к периферии и когда он достигает органа, тот начинает функционировать еще во внутриутробном периоде. Дендриты вырастают позднее, начинают функционировать после рождения. По мере роста и развития ребенка увеличивается количество разветвлений
на дендритах, на них появляются шипики, что увеличивает количество связей между нейронами. Количество образующихся шипиков прямо пропорционально интенсивности обучения ребенка.

У новорожденных количество нейронов больше, чем клеток нейроглии. С возрастом количество глиальных клеток увеличивается
и к 20–30 годам соотношение нейронов и нейроглии составляет 50:50. В пожилом и старческом возрасте количество глиальных клеток преобладает в связи с постепенным разрушением нейронов).

С возрастом нейроны уменьшаются в размерах, в них уменьшается количество РНК, необходимой для синтеза белков и ферментов.

Возрастные особенности.

Ц.н.с. Развита у детей плохо,хотя к моменту рождения полностью сформирована.

Соматическая н.с. развита хорошо,ребенок чувствует боль, холод, тепло, выражен. Движения.

Вегетативная н.с. до 5 месяцев –работает только симпатический отдел,поэтому все функции в орг. Ребенка ускорены. С 5 месяцев вступает паросимпатический отдел,но они уравниваются только к 7 годом.

При нарушении равновесия симпат. И паросимпт. Отделов возникает вегетативнососудистое дистания.

5. Понятие рефлекс. Безусловные и условные рефлексы
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

· Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.

· Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.

· Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.

· Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример:

мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Общая характеристика

Головной мозг – это один из составляющих органов центральной нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Состоит он из 25 миллиардов нейронов, которые представлены в виде серого вещества.

1. Стволовая часть г/м

-продолговатый мозг

-мост

-средний мозг

-промежуточный мозг

   2.Большие полушария

   3. Мозжечок

Функции отделов головного мозга:

1. Продолговатый мозг выполняет рефлекторные и проводниковые функции. Рефлекторные функции связаны с работой органов дыхания, пищеварения. Там находятся центры защитных рефлексов- кашель чихание рвоты. В г/м различают 5 отделов.

2. Мост – связывает кору полушарий со спинным мозгом и мозжечком, выполняет проводниковую функцию.

3. Мозжечок – образован двумя полушариями с наружи покрыт корой из серого вещества под которой находится белое вещество. Средняя часть- червь соед.полушария отвечает за координацию равновесия и оказывает влияние на мышечный тонус.

4. Средний мозг. Соединяет все отделы г/м. там находятся центры тонуса скелетных мышц,первичные центры зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов, эти рефлексы проявляются в движении глаз, головы в сторону раздражителей.

5. Промежуточный мозг. Различают 3 части: таламус,надбугорную область (эпиталамус) и гипотоламус. В таламусе расположены подкорковые центры всех видов чувствительности сюда приходит возбуждение от органов чувств. В гипоталамусе содержатся высшие центры регуляции автономной нервной системы он контролирует постоянство внутренней среды организма. Здесь находятся центры аппетита, жажды,сна, терморегуляции нейроны гипоталамуса вырабатывают нейрогармоны осуществляющие регулярные работы эндокринной системы.. В промежуточном мозге находятся и эмоциональные центры- центры удовольствия, страха,агрессии. Входит в состав ствола мозга.

6. Передний мозг. предоставлен большими полушариями соединены мозолистым телом. Кора человека нсчитывает от 14 до 17 млрд. нервных клеток расположеных в 6 слоев толщина коры 2-4 мм.

Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая борозда отделяет височную долю. В коре различают зоны:

-чувствительные

-двигательные

-ассоциативные

Чувствительные зоны отвечают за анализ информации.

Затылочная зона –за зрение

Височная –за слух обоняние и вкус,

теменна я- за кожную и суставно-мышечную чувствительность(моторика пальцев рук)

Для человека характерна функциональная ассиметрия полушарий левое полушарие отвечает за обстрактно-логическое мышление, там же находятся речевые центры.

Правое полушарие- за образное мышление, музыкальное и художественное,творчесвто.

Для развития речи необходимо развивать руки ребенка(пальцы) так как возбуждение теменное доли переходит в лобную долю которая отвечает за речь(расшнуровывать, расстегивать)

Внешнее торможение

Внешнее торможение развивается в случае, если в центральной нервной системе возникают разной силы очаги возбуждения. Тогда более сильное возбуждение тормозит более слабое. Сильное возбуждение является внешним по отношению к слабому, внешним по отношению к какому-либо рефлексу. Отсюда происходит название этого вида торможения.

К примеру, если подопытным животным, у которых выработан условный рефлекс на прием пищи во время зажигания лампочки, дать посторонний звук или резко изменить интенсивность освещения, то рефлекс на зажигаемую лампочку угасает или даже исчезает. Новые раздражители тормозят ответную реакцию. Точно также болевые раздражения, наносимые подопытным животным, боли внутренних органов тормозят пищевые условные реакции.

Подобные явления внешнего торможения наблюдаются и у человека. Например, волнения после сообщения о неприятностях. Сами неприятности подавляют положительные эмоции, связанные с приемом пищи, угнетают выделение пищеварительных соков, исчезает аппетит.

Внутреннее торможение

Внутреннее торможение возникает при неподкреплении условного раздражителя. Оно возникает внутри дуги условного рефлекса, поэтому и называется внутренним.

Например, если выработать условный рефлекс — пищевую реакцию на звонок, а в дальнейшем давать звонок и не подкреплять его пищей, то пищевая реакция на него угасает и даже исчезает. Возобновление подачи пищи восстанавливает условный рефлекс, происходит растормаживание.

Торможение условных рефлексов происходит и в тех случаях, когда изменяют условные раздражители (например, раздаются звуки разной частоты), вводят дополнительные раздражители или удлиняют время между сигналом подачи пищи и самой подачей. Следовательно, условные сигналы на пищу, если они выдерживаются, не вызывают торможения и выполняют положительную роль.

Если изменяется качество сигнала (тональность) или он дополняется другим сигналом, или удлиняется время между сигналом и приемом пищи, то развивается внутреннее торможение. Сигналы же выполняют отрицательную роль по отношению к выработанному ранее рефлексу.

Внутреннее торможение было изучено И.П.Павловым и его учениками.

Первая сигнальная система

Сигнальная система – это все процессы в нервной системе, которые направлены на восприятие, анализировании информации и формирование ответной реакции организма. Первую сигнальную систему по Павлову можно описать как деятельность коры мозга, которая направлена на рецепторное восприятие внешних раздражителей, таких как тепло, звук, боль и других. Через эту систему формируются условные рефлексы, которые закрепляются в течение жизни и не передаются по наследству. Знаменитые собаки Павлова, которые при появлении света начинали выделять слюну, так как после этого сразу им несли еду. Этот рефлекс выработался через длительное повторение, с рождения его не существовало вовсе.

Вторая сигнальная система

Вторая же система это наша речь, язык. Слово для нервной системы будет тем же самым, что и реальное описываемая действительность. То есть благодаря словам, у человека появляется условный рефлекс. Допустим, на слово море человек отреагирует так же, как на реальное море. Эта особенность присуща именно человеку, появившаяся благодаря социализации и общественную труду для лучшей коммуникации между индивидуумами. Во время работы и обучения у человека формируются временные нейронные связи в мозгу, которые могут перерасти в постоянные при длительном повторении. Они воспринимают сигналы от разных предметов, явлений и преобразуют их в словесное значение.

Именно поэтому условный рефлекс у человека может проявляться после словесного раздражителя, допустим «горячая картошка». И животные могут воспринимать слова, формируя условные рефлексы, но без понимания самого слова. То есть дальше цепочки «слово – предмет» у собак не зайдёт.

Значение сигнальных систем

За счет первой системы возможен какой-либо ответ на внешние раздражители, если холодно, то можно сильнее укутаться в плед, заварить себе горячего чая. Если жарко, то открыть окно, выключить батарею, снять с себя одежду, принять холодный душ и так далее. То есть чувства, ощущения играют роль в этой системе.

Вторая же система более глубокая и обширная. Абстрактное мышление получилось именно через неё. Например, говоря слово «мебель» никто не думает о конкретном стуле или столе, а о совокупности. Человек использует мышление для постановки целей, выбору определенного пути осуществления их. Мышление является главной частью человека как вида, через него формируются, накапливаются и распространяются мысли, знания. Тут можно увидеть абстрактность и обобщение внешнего мира, что очень помогает в его изучении и преобразовании.

Обе системы непрерывно взаимодействуют и дополняют друг друга. На базе первой системы появилась вторая, которая совершенствует первую и так по кругу. Допустим, если не закрепить слово (вторая сигнальная система) в опыте, чувствах (первая сигнальная система), то и понять его очень трудно. Инстинкты, которые генерируются в первой системе, обуздываются и берутся под контроль второй системой, что очень удобно в текущем обществе, где важно сдерживать свои желания сексуального характера, например. Никто не ест еду с прилавка, не заплатив за неё.

Павлов делил людей по соотношению этих систем друг к другу. При доминировании первой из человека получится человек искусства. Усиленное восприятие слуховых и зрительных центров делает человека более чувствительным и тонким. При преобладании второй системы человек становился мыслителем, ученым, как Павлов, например. Если же первая и вторая одинаково сильно проявляются, то такой человек получается всесторонне развитым, самым обычным, среднестатистическим человеком. Однако, бывает, что обе системы настолько переразвиты, что человек становится гением, Павлов таковым считал Леонардо Да Винчи.

Важны ли сигнальные системы

Важность сигнальных систем сложно переоценить. Вся история человечества держится именно на них. Межличностное взаимодействие невозможно без речи и языка, как и любое воздействие на внешнюю среду. Определенно, сигнальные системы необходимы для дальнейшего развития человека и окружающей среды.

Речь, периоды развития речи

Речь- это высшая функция нервной системы. Это механизм интеллектуальной деятельности и это средство общения между людьми.

Виды речи:

Устная речь (слышимая),

Произносимая (слух или про себя),

 Видимая или письменная     

Условия

1. Нормальное психическое развитие

2. Жизнь среди людей

3. Слух

4. Артикуляционный аппарат (губы, зубы,язык,голосовые связки, носовая полость,твердое и мягкое нёбо)

Периоды развития речи:

1. От рождения до 2х лет.В 2-3 мес. Должно быть гуленье произношение гласных звуков (звуки нёбные,гортанные) в 5-7 мес. Детский лепет к гласному присоединяется согласный. Важно чтобы ребенок видел лицо взрослого его губы и мог подрожать.

  2. К 1 году ребенок должен произносить 5-10 слов но понимать примерно 50-100 слов. Сенсорное восприятие речи опережает моторную речь. (понимание речи это сенсорное а моторное –это умение говорить.)

3. К 2 –годам словарный запас 300-400 слов и простые предложения. Слова коверкает и многие звуки не произносит.

4 К 2-3-4 годам должен говорить1200-1400 слов но при этом не произносит букву «Л и «Р»» шипящие путает слоги меняет местами буквы.

5. К 4-7 годам словарный запас -4000 слов. Ребенок должен освоить фонетику (все звуки).Использовать предлоги, местоимения. Должен быть правильный грамматический слой речи.В основном заканчивается речь, дальнейшее развитие это пополнение словарного запаса(письменная речь)

 

 

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Этапы речевого развития.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений. Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

 

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3. Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра... до лампы... тогда я буду большой». Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

 

Нарушения речи

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

 Внутриутробные патологии. Родовые травмы. Послеродовые патологии. Генетическая предрасположенность. Неблагоприятные социально-бытовые условия.Родовые травмы:

1.Педагогическая запущенность. Когда взрослый не подталкивает ребенка к активной речи.

2.Речевые расстройства:

нарушения звука произношения могут быть:

  врожденные –уздечка на языке, картавость заячья губа,волчья пасть)

б)- приобретенные (аденоиды, гайморит, ангина, отсутсвие передних зубов, шипилявит)

в)-нарушение темпа и ритма речи (заикание. испуг)

г) воспитание ребенка животными

д) утрата слуха (глухонемые)

Профилактика нарушения речи: Проверять ребенка на слух, читать сказки, стихи соответствующему возрасту, должно быть пересказывание, развивать руки (моторику пальцев)

Нарушения речи

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации. Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной). Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходим в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

16. гигиенические требования к проведению сна, прогулок, занятий

Зрительный анализатор.

Зрительный анализатор - совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимного расположения.

1) Глаз – орган зрения, воспринимающий световые раздражения. Периферический отдел анализато


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.