Дополнение статьи 67 частью 2.1. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дополнение статьи 67 частью 2.1.

2020-08-20 126
Дополнение статьи 67 частью 2.1. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 1 статьи 67

 

Часть дополнена следующим положением:

«На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.»

 

Является ли предметом конституционного регулирования – полагаю, что да, поскольку возможно повлияет на систему и структуру гос. управления и вертикали власти

 

Почему вносится именно в конституцию – поскольку, возможно, затрагивает полномочия органов государственной власти субъектов РФ, а также в силу ч. 1 ст. 15 Конституции.

 

Ссылки на противоречащие НПА – теоретически ст.ст. 1, 5, 10 и 11 Конституции

 

Юридический смысл – в настоящий момент не регулируется законодательством. Смею предположить, что будет создан над субъектный институт управления территориями. Возможно, это попытка сделать государство унитарным.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 

Дополнение статьи 67 частью 2.1.

 

2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да, ч. 3 ст. 4 КРФ.

 

Почему вносится именно в конституцию – в силу ч. 1 ст. 15 Конституции, что бы была возможность преодолеть перспективное противоречие с международными договорами или актами о нашей границе.

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет

 

Юридический смысл – защита территориальной целостности. Запрет на отчуждение территорий и призывов к такому отчуждению.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 

Дополнение статьей 67.1.

 

Статья 67.1

 

1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да, статья в целом носит целеполагающий и декларативный характер. Можно сказать, что в ней закреплены дополнения к преамбуле конституции.

 

Почему вносится именно в конституцию – придание значимости, устранение пробелов.

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет

 

Юридический смысл

 

ч. 1 статьи - Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, а правительство Российской Федерации будет выполнять вместо правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим международным договорам.

— Нота МИД России, от 13 января 1992 г..

Разъяснение Ноты МИД России.

Права и обязанности не были переданы по акту приемо-передачи от СССР в пользу РФ, однако РФ продолжает их осуществлять.

 

Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

 

ч. 2 статьи – единство государства, то есть нет и быть не может двух государств в России, в части перечислено то, что его объединяет.

 

ч. 3 – закрепление в КРФ памяти подвига нашего народа подчеркивает его значимость для нас.

 

ч. 4 – ч. 2 ст. 7, ст. 38; закрепление в КРФ этого положения подчеркивает его значимость для нас и определяет важнейшую цель государственной политики.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ продолжение

 

Пункт "д" статьи 83 - изложен в новой редакции

 

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – изменение существующих положений, передача полномочий

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – передача части полномочий от Президента Федеральному Собранию (Госдуме). То есть ранее Президент назначал заместителей из кандидатур представленных Председателем Правительства Президенту, а теперь Председатель Правительства должен представить кандидатуры заместителей Федеральному Собранию (Госдуме), Госдума должна их утвердить, а затем Президент их назначает.

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Дополнение статьи 83 пунктом "д.1".

 

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – изменение существующих положений, передача полномочий

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – передача части полномочий от Президента Федеральному Собранию (Совету Федерации). То есть ранее Президент назначал заместителей из кандидатур представленных Председателем Правительства Президенту, а теперь Председатель Правительства должен представить кандидатуры заместителей Федеральному Собранию (Совету Федерации), Совфед (сенаторы) должен их утвердить, а затем Президент их назначает.

Итого, министров Силового блока утверждают сенаторы.

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Пункт "е" статьи 83 - изложен в новой редакции

 

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – изменение существующих положений, оптимизация.

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – ранее Председатель (КС РФ и ВС РФ) назначался по представлению Президента из числа судей, одобренных сенаторами, то есть происходило двойное одобрение. Теперь сенаторы сразу одобряют Председателя.

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Пункт "е.1" статьи 83 - изложен в новой редакции

 

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – изменение существующих положений, передача полномочий от СФ Президенту

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – ранее назначали сенаторы по представлению Президента, теперь Президент после консультаций с сенаторами.

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Дополнение статьи 83 пунктами "е.3" - "е.5".

 

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на  должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа  аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры  для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и  половины от общего числа аудиторов Счетной палаты;е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях  обеспечения согласованного функционирования и  взаимодействия органов  публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней  политики Российской Федерации и приоритетных направлений  социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – закрепление полномочий, создание нового органа (управления по управлению всеми управлениями в РФ – в скобках шутка)

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл

е.3. - Президент будет просить Федеральное собрание о прекращении полномочий;

е.4. – Президент представляет кандидатуры.

е.5 – создается новый орган, который будет обеспечивать то, что указано в пункте.

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Пункт "ж" статьи 83 - изложен в новой редакции

 

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – уточнение существующих положений,

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – на мой взгляд, он состоит в том, чтобы разграничить в Конституции предметы ведения СБ и Госсовета, что бы они не пересекались

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Пункт "и" статьи 83 - изложен в новой редакции

 

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий;

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – уточнение существующих положений,

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – уточнен смысл существования АП

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Дополнение статьей 92.1.

 

Статья 92.1 1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да.

 

Почему вносится именно в конституцию – статус Президента, прекратившего полномочия

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет,

 

Юридический смысл – Президент, прекративший полномочия защищен от преследования, кроме случаев, когда его лишили неприкосновенности в порядке ст. 93

 

Возможность двоякого толкования – нет.

 

Статья 93 - изложена в новой редакции

 

 

Часть 1 статьи 67

 

Часть дополнена следующим положением:

«На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.»

 

Является ли предметом конституционного регулирования – полагаю, что да, поскольку возможно повлияет на систему и структуру гос. управления и вертикали власти

 

Почему вносится именно в конституцию – поскольку, возможно, затрагивает полномочия органов государственной власти субъектов РФ, а также в силу ч. 1 ст. 15 Конституции.

 

Ссылки на противоречащие НПА – теоретически ст.ст. 1, 5, 10 и 11 Конституции

 

Юридический смысл – в настоящий момент не регулируется законодательством. Смею предположить, что будет создан над субъектный институт управления территориями. Возможно, это попытка сделать государство унитарным.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 

Дополнение статьи 67 частью 2.1.

 

2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да, ч. 3 ст. 4 КРФ.

 

Почему вносится именно в конституцию – в силу ч. 1 ст. 15 Конституции, что бы была возможность преодолеть перспективное противоречие с международными договорами или актами о нашей границе.

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет

 

Юридический смысл – защита территориальной целостности. Запрет на отчуждение территорий и призывов к такому отчуждению.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 

Дополнение статьей 67.1.

 

Статья 67.1

 

1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

 

Является ли предметом конституционного регулирования – да, статья в целом носит целеполагающий и декларативный характер. Можно сказать, что в ней закреплены дополнения к преамбуле конституции.

 

Почему вносится именно в конституцию – придание значимости, устранение пробелов.

 

Ссылки на противоречащие НПА – нет

 

Юридический смысл

 

ч. 1 статьи - Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, а правительство Российской Федерации будет выполнять вместо правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим международным договорам.

— Нота МИД России, от 13 января 1992 г..

Разъяснение Ноты МИД России.

Права и обязанности не были переданы по акту приемо-передачи от СССР в пользу РФ, однако РФ продолжает их осуществлять.

 

Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

 

ч. 2 статьи – единство государства, то есть нет и быть не может двух государств в России, в части перечислено то, что его объединяет.

 

ч. 3 – закрепление в КРФ памяти подвига нашего народа подчеркивает его значимость для нас.

 

ч. 4 – ч. 2 ст. 7, ст. 38; закрепление в КРФ этого положения подчеркивает его значимость для нас и определяет важнейшую цель государственной политики.

 

Возможность двоякого толкования – нет

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.