Тема 3. Физическая нагрузка, теоретические основы и условия оздоровительного воздействия на организм человека. Характеристика влияния на состояние здоровья отдельных мероприятий: (утренняя гимнастика, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей.
Значение физической нагрузки для развития, повышения выносливости и сопротивляемости организма. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей. Врожденные дефекты развития ОДА у детей и их учет в работе воспитателя. Приобретенные дефекты ОДА. Нарушения осанки: кифоз, лордоз, сколиоз. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Виды плоскостопия; симптомы, профилактика. Классификация физических упражнений. Физиологические изменения в организме при физической нагрузке – разминке, зарядке, активных играх. Тактика выбора упражнений с учетом развития организма дошкольника.
2
Тема 4. Обмен веществ и энергии в организме. Основные пищевые вещества, их пластическая и энергетическая ценность. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии в организме. Зависимость потребности в энергии и питательных веществах от возраста, пола и др. факторов. Пластические, энергетические и биологически активные вещества. Основные виды нарушения обменных процессов у детей: эндокринные нарушения, нарушения питания, нарушения общего характера. Гигиена питания: правила обработки продуктов перед употреблением в пищу; список продуктов, разрешенных к употреблению в ДОУ. Контроль качества питания, реализуемого в ДОУ.
2
Тема 5. Витамины и минеральные элементы, их биологическое значение. Причины и внешние признаки гипо- и авитаминозов у детей и способы их профилактики.
Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витаминоподобные соединения. Механизм действия на организм, влияние на рост и развитие ребенка. Симптомы гипер-, гипо- и авитаминозов и способы профилактики дефицита витаминов. Побочные эффекты применения витаминных препаратов. Витаминизация питания в ДОУ.
2
Тема 6. Сон. Значение сна. Гигиена сна. Организация сна в ДОУ.
Сон как спектр состояний центральной и вегетативной нервной системы. Теории сна как основа для организации здорового сна в ДОУ. Стадии сна и соответствующие им изменения в организме. Значение дельта-сна и «быстрого» сна. Потребность во сне, зависимость потребности во сне от типа темперамента, возраста, пола, рода активности ребенка. Расстройства сна. Сомнамбулизм, бессонница. Способы профилактики бессонницы. Гигиена сна.
2
Тема 7. Бодрствование. Психическая нагрузка, утомление, зависимость работоспособности и утомления от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Стресс. Отдых и восстановление.
Физиологические показатели состояния организма ребенка в состоянии бодрствования. Зависимость утомления и стрессоустойчивости от психодинамических характеристик ребенка. Показатели физической работоспособности, внимания. Специфика процесса утомления. Меры профилактики переутомления ребенка в ДОУ. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
2
Тема 8. Окружающая среда, ее компоненты и влияние на здоровье ребенка. Аллергия и ее профилактика.
Влияние окружающей среды на здоровье ребенка. Влияние температурных, шумовых, электромагнитных, факторов. Контакт организма с природными и синтетическими аллергенами. Понятие об аллергии. Типы аллергических реакций, профилактика и первая помощь при возникновении аллергии. Аллергические реакции немедленного и замедленного типа. Бронхиальная астма. Роль воспитателя в профилактике аллергических заболеваний у детей. Гигиена против аллергии.
2
Тема 9. Развитие ребенка (онтогенез). Психическое и физическое развитие. Оценка физического развития. Понятие о дизонтогенезе.
Возрастные анатомо-физиологические особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности состояния здоровья дошкольников. Оценка показателей физического развития ребенка: рост, вес, функциональные пробы, наличие хронических заболеваний, оценка рефлексов. Дистрофия и ожирение, акселерация и ретардация. Закономерности развития и старения. Кривые роста организма мальчиков и девочек, возрастные перекресты. Показатели психического развития ребенка и способы его оценки.