Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-08-20 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Медико-биологические и социальные основы
здоровья»
Для направления подготовки:
44.02.01 – «Дошкольное образование»
Направленность (профиль) – « Дошкольное образование»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
«12» января 2015 г.
Пятигорск 2015
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пятигорского государственного лингвистического университета |
Красовская С.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Медико-биологические и социальные основы здоровья». – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. - 53 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки / специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»и содержит: наименование дисциплины (модуля), перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, ее объем в зачетных единицах с указанием часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них часов и видов учебных занятий, перечень основной и дополнительной учебной литературы, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся, ресурсов сети "Интернет", информационных технологий необходимых для освоения дисциплины (модуля), фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся, описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
|
Рецензент: Кафедра общей и педагогической психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета.
Рецензент: кафедра общей психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета
Согласовано с работодателями: 1. (ФИО, должность, организация 1)
2. (ФИО, должность, организация 2)
© С.В. Красовская, 2015
© ПГЛУ, 2015
1. Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу по специальности подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 – «Дошкольное образование» | Объектами профессиональной деятельности являются задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами с точки зрения сохранения здоровья участников образовательного процесса | |||
2. Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся обучающиеся: | - организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. - организация различных видов деятельности и общения детей. - Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. - Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации. | |||
Профессиональные задачи
-
4. Цель дисциплины:
сформировать научное понимание биологических, социальных и медицинских факторов, воздействующих на здоровье человека как основу для использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
|
5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы - компетенциями
Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине
Студент, освоивший дисциплину, будет:
Знать /понимать:
механизмы влияния на здоровье ребенка факторов медико-биологического и социально-психологического характера;
Уметь:
оценить уровень педагогической охраны здоровья в ходе реализации образовательного процесса в ДОУ и разработать в случае необходимости направления его коррекции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
- планирования режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями детей;
- утренней гимнастики,
- занятий,
- прогулок,
- закаливания,
- физкультурных досугов и праздников;
- (умывание, одевание, питание, сон)
- организации и проведения педагогического наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
- взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
- организации процесса адаптации детей к условиям образовательной организации
- наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию и разработки предложений по их коррекции в соответствии с возрастом детей;
- предупреждению детского травматизма и нарушению санитарно-эпидемического благополучия.
6. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы ( для уровняСПО – программы подготовки специалистов среднего звена)
Дисциплина «Медико-биологические и социальные основы здоровья» относится к блоку дисциплин профессионального модуля ПМ01программы подготовки специалистов среднего звена, изучается на 2-м курсе в 3 и 4 семестрах.
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» и является основой/предшествует изучению таких дисциплин как «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».
|
7. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
для очной формы обучения | |
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах | 3,5 ЗЕ |
Объем дисциплины (модуля) в академических часах | 121 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)* | 78 |
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий: - занятия лекционного типа | 38 |
- занятия семинарского типа* практические занятия | 40 |
- групповые консультации* | 7 |
- индивидуальные консультации | - |
- аттестационные испытания промежуточной аттестации | - |
-курсовое проектирование (при наличии) | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 43 |
Самостоятельная работа обучающихся по видам деятельности: - чтение осн. и доп. литературы, рекомендованной по курсу | 18 |
- подготовка письменных работ и устных выступлений | 5 |
- подготовка к промежуточным контрольным работам и иным видам промежуточной аттестации | 6 |
- подготовка курсовой работы (при наличии) | - |
- подготовка к экзамену (при наличии) | 14 |
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет/экзамен) | экзамен, 4 семестр |
8. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Для очной формы обучения
№ | Наименование разделов и тем дисциплины |
Общая трудоемкость (час.) |
Самостоятельная работа (час.) | |||||
Занятия лекционного типа |
Занятия семинарского типа |
Консультации | ||||||
Традиционные | Практикоориент. и интерактивные* | групповые | индивидуальные | |||||
1 | Здоровье и его показатели. Определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
2 | Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в РФ. Нормативно-правовые документы, регламентирующие охрану здоровья в ДОУ. | 7 | 2 | 2 | 1 | 3 | ||
3 | Физическая нагрузка, теоретические основы и условия оздоровительного воздействия на организм человека. Характеристика влияния отдельных мероприятий: (утренняя гимнастика, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
4 | Обмен веществ и энергии в организме. Основные пищевые вещества, их пластическая и энергетическая ценность. Гигиена питания. | 7 | 2 | 2 | 3 | |||
5 | Витамины и минеральные элементы, их биологическое значение. Причины и внешние признаки гипо- и авитаминозов у детей и способы их профилактики | 7 | 2 | 2 | 3 | |||
6 | Сон. Значение сна. Гигиена сна. Организация сна в ДОУ. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
7 | Бодрствование. Психическая нагрузка, утомление, зависимость работоспособности и утомления от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Стресс. Отдых и восстановление. | 7 | 2 | 2 | 3 | |||
8 | Окружающая среда, ее компоненты и влияние на здоровье ребенка. Аллергия и ее профилактика. | 7 | 2 | 2 | 1 | 3 | ||
9 | Развитие ребенка (онтогенез). Психическое и физическое развитие. Оценка физического развития. Понятие о дизонтогенезе. | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | ||
10 | Роль семьи и родительско-детских отношений в становлении здоровья и психического развития ребенка. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
Итого за 3 семестр: | 65 | 20 | 6 | 14 | 25 | |||
11 | Роль социального окружения в становлении здоровья и психического развития ребенка. Понятие социальной адаптации. Адаптация детей к условиям образовательной организации. | 5 | 2 | 2 | 1 | |||
12 | Заболевания нервной системы у детей и их профилактика. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
13 | Условия и закономерности проникновения и размножения микроорганизмов в организме человека. Пути передачи инфекций. Острые инфекционные заболевания детей. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
14 | Заболевания детей, возникающие при переохлаждении организма, меры их профилактики. | 6 | 2 | 2 | 1 | 2 | ||
15 | Острые и хронические инфекционные заболевания, их признаки и меры профилактики. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
16 | Паразитарные инфекции и глистные инвазии, их признаки и меры профилактики. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
17 | Травмы, отравления, несчастные случаи. Профилактика, организация первой доврачебной медицинской помощи. Общие правила наложения медицинских повязок (десмургии). | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
18 | Санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Требования к проектированию, обустройству и обслуживанию прилегающей территории ДОУ. | 5 | 1 | 2 | 2 | |||
19 | Санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Требования к проектированию, обустройству и обслуживанию помещений и оборудования ДОУ. | 5 | 1 | 2 | 2 | |||
20 | Санитарно-гигиенические требования в организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при проведении основных режимных мероприятий. Медико-педагогическое сопровождение и адаптация детей в ДОУ. | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
Консультация для подготовки к экзамену | 2 | |||||||
Итого за 4 сем: | 56 | 18 | 10 | 10 | 7 | 18 |
9. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по видам учебных заняти й
|
Для очной формы обучения
9.1.1. Темы и содержание занятий лекционного типа
Номер и название темы | Содержание занятий | Кол-во часов |
Раздел 1. Понятие о здоровье. Нормативно-правовое | ||
Тема 1. Здоровье и его показатели. Определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ. | Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их составляющие. Факторы, определяющие здоровье. Биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.), природные (климат, погода и т.д.), состояние окружающей среды, социально-экономические, уровень развития здравоохранения, образ жизни. Понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни и современная концепция здорового образа жизни. Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Профилактика нарушений состояния здоровья у детей раннего и дошкольного возраста. Критерии и группы здоровья детей. Медико-педагогические аспекты здоровья дошкольника. Роль воспитателя в становлении и укреплении здоровья дошкольников. | 2 |
Тема 2. Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в РФ. Нормативно-правовые документы, регламентирующие охрану здоровья в ДОУ. | Ознакомление с выдержками из нормативных документов: - Минздравсоцразвития РФ – функции, полномочия, государственная политика. - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (ред. от 31.12.2014); - Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ (от 29.11.2010 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015); - Ст.41 Конституции РФ «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь»; - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 29.12.2014); - Федеральный закон ФЗ РФ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний"; - Федеральный закон ФЗ РФ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".- Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 03.02.2015); - Приоритетный национальный проект «Здоровье» (01.01.2006); - Государственная Программа «Здоровье Нации» - Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года; - Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" | 2 |
Кол-во экземпляров
I. Основная литература
II. Дополнительная литература
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Семенович А. А. Физиология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Семенович, В. А. Переверзев, В. А. Зинчук, Т. В. Короткевич. - 4-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 544 с. (СПО). – Режим доступа http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119841
2. Ежова Н. В. Педиатрия: учебник / Н. В. Ежовка, Е. М. Русакова, Г. И. Кащеева. – 8-е изд., испр. – Минск: Вышейшая школа, 2014. – 640 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=235670
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения учебной дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий:
- лекционного типа;
- семинарского типа;
- групповых консультаций;
- индивидуальных консультаций;
- самостоятельной работы,
а также прохождение аттестационных испытаний промежуточной аттестации.
В ходе лекций студентам следует внимательно следить за изложением материала, обращать внимание на категории, формулировки, классификации, взаимосвязь основных понятий и закономерностей, научные выводы и практические рекомендации. Студенты по хожу изложения материала конспектируют основные моменты, которые затем прорабатывают по рекомендованным источникам литературы.
На учебных занятиях семинарского типа (лабораторно-практических занятиях) студенты выполняют: методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям; методические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ по дисциплине.
В ходе подготовки к семинарам студентам следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях он-лайн источниках и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращать внимание на структуру доклада, последовательность, полноту и вместе с тем лаконичность изложения материала. Студент должен уметь сделать заключение по докладу,0 отвечать на вопросы присутствующих, в случае необходимости, сделать дополнительные пояснения.
Приветствуется составление плана-конспекта своего выступления, умение привести примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
В ходе групповых и индивидуальных консультаций студенты имеют возможность уточнить непроработанные моменты, совершенствовать сформированные внутрипредметные и межпредметные связи, ознакомиться с дополнительным материалом по теме занятия.
Самостоятельная работа студента по дисциплине включает такие виды работы как:
1. Подготовка сообщений по теме занятия.
2. Составление презентаций по теме занятия.
3. Составление терминологического словаря.
4. Подготовка беседы (памятки) по темам занятий
7. Составление методических рекомендаций для родителей.
В ходе освоения дисциплины студенты набирают основные и дополнительные баллы посредством выполнения следующих видов учебно-познавательной деятельности:
Обязательные |
Основные | 1. Ответ на семинарском занятии или выполнение индивидуального задания, приравненного к ответу | От 0 до 5 баллов | На каждом семинарском занятии | |||||||||||||
2. Выполнение тестов | От 0 до 5 баллов | В контрольных точках | |||||||||||||||
3. Реферат/доклад с предоставлением текста и выступлением или составление методических рекомендаций | От 0 до 5 баллов | В течение изучения курса | |||||||||||||||
Дополнительные | 1. Конспект статьи, брошюры, книги до 10 страниц печатного текста оригинала | От 0 до 3 баллов | В течение изучения курса | ||||||||||||||
2. Конспект статьи, брошюры, книги до 25 страниц печатного текста оригинала | От 0 до 5 баллов | В течение изучения курса | |||||||||||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Медико-биологические и социальные основы
Для направления подготовки: 44.02.01 – «Дошкольное образование»
Направленность (профиль) – « Дошкольное образование»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «12» января 2015 г.
Пятигорск 2015
Красовская С.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Медико-биологические и социальные основы здоровья». – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. - 53 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки / специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»и содержит: наименование дисциплины (модуля), перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы, ее объем в зачетных единицах с указанием часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них часов и видов учебных занятий, перечень основной и дополнительной учебной литературы, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся, ресурсов сети "Интернет", информационных технологий необходимых для освоения дисциплины (модуля), фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся, описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
Рецензент: Кафедра общей и педагогической психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета.
Рецензент: кафедра общей психологии Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета Согласовано с работодателями: 1. (ФИО, должность, организация 1) 2. (ФИО, должность, организация 2)
© С.В. Красовская, 2015 © ПГЛУ, 2015
Профессиональные задачи | - | ||||||||||||||||
4. Цель дисциплины: | сформировать научное понимание биологических, социальных и медицинских факторов, воздействующих на здоровье человека как основу для использования полученных знаний в профессиональной деятельности. | ||||||||||||||||
5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы - компетенциями | |||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции), формируемые в рамках дисциплины | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования | Средства оценивания | ||||||||||||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определятьиметоды решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. | Студент, освоивший дисциплину, будет: Знать /понимать: механизмы влияния на здоровье ребенка факторов медико-биологического и социально-психологического характера; Уметь: оценить уровень педагогической охраны здоровья в ходе реализации образовательного процесса в ДОУ и разработать в случае необходимости направления его коррекции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - планирования режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями детей; - утренней гимнастики, - занятий, - прогулок, - закаливания, - физкультурных досугов и праздников; - (умывание, одевание, питание, сон) - организации и проведения педагогического наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации; - взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей; - организации процесса адаптации детей к условиям образовательной организации - наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию и разработки предложений по их коррекции в соответствии с возрастом детей; - предупреждению детского травматизма и нарушению санитарно-эпидемического благополучия. | - вопросы для устного опроса на учебных занятиях семинарского типа; - тесты для использования на контрольных точках; - работа с документами, нормативно-правовыми базами; - составление бесед с участниками образовательного процесса; - составление мультимедиа-презентаций по теме занятия; - составление ситуационных задач; Изложение докладов и сообщений по теме занятия | Вопросы и задания для письменного опроса на зачете/экзамене. | ||||||||||||||
6. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы ( для уровня Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится... Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах... Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |