Первый этап послевоенной западноевропейской интеграции. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Первый этап послевоенной западноевропейской интеграции.

2020-08-20 370
Первый этап послевоенной западноевропейской интеграции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Европейское объединение угля и стали - прообраз "единой Европы".

2. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (анализ документа).

3. Создание Евратома и формирование системы Европейских сообществ.

4. Институциональная основа ЕЭС.

5. "Общий рынок" в конце 50-х нач. 60-х гг. Первые успехи и трудности в решении интеграционных проблем.

Доклад "Роль европейских политических деятелей в интеграционном процессе".

Методические рекомендации.

Приступая к изучению первого вопроса, надо иметь в виду, что "Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали" (ЕОУС) являлся первой ступенью в развитии реальной интеграции в Европе. Чтобы разобраться в вопросе, почему интеграционный процесс начался с такого рода объединения, необходимо охарактеризовать экономическую и политическую ситуацию накануне создания ЕОУС. Далее следует ответить и объяснить, почему было принято решение о начале интеграции в угольной и металлургической промышленности? Насколько своевременным с экономической, политической и практической точки зрения оказался данный проект? Студенты должны доказать, что ЕОУС являлось гарантом мира, т.е. доказать, что деятельность данной организации предполагала не только коллективное управление сталелитейной и угольной промышленностью, но и включала в себя политические цели. Следует показать, как была воспринята идея создания ЕОУС в ФРГ? Когда, кем и при каких обстоятельствах был подписан, ратифицирован и вступил в силу Договор об учреждении ЕОУС? Объясните в чем отличие ЕОУС от традиционных международных организаций, а также докажите новаторский характер ЕОУС.

Второй вопрос.

Подготовка к данному вопросу предполагает тщательное изучение и анализ "Договора об учреждении ЕЭС", который был направлен на достижение экономической интеграции. Студентам необходимо определить какие цели экономической интеграции просматриваются в данном документе? Как выглядел алгоритм экономической интеграции согласно "Договору"? Какие мероприятия считались первоочередными на пути создания общего рынка? Основой и гарантом общего рынка должны были стать "четыре свободы" (свобода движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов). Однако для успешного функционирования "четырех свобод" предстояло осуществить, так называемую "негативную интеграцию", т.е., устранить все физические, таможенные, технические и другие барьеры. Студентам предстоит разобраться в генезисе устранения вышеперечисленных барьеров, обратить внимание на специфику "четырех свобод", каждая из которых требовала особых мер либерализации и регулирования.

Студентам необходимо обратить внимание на принцип формирования ЕЭС (принцип постепенности) и определить рамки переходного периода. В договоре пристальное внимание уделяется развитию сельского хозяйства, необходимо объяснить почему? Какие проблемы Договора были определены в общих чертах и требовали дальнейшей более тщательной разработки? Студентам следует знать, что в договоре были зафиксированы долгосрочные цели ЕЭС, а также заложен принцип формирования нового типа межгосударственных отношений.

Третий вопрос.

Одновременно с учреждением ЕЭС "шестерка" европейских государств приступает к созданию Евратома. Студентам предстоит задуматься о причинах создания Евратома, его функциях и перспективах. Необходимо также определить позиции франко-германского альянса в вопросе о начале интеграции атомной промышленности. Далее предстоит объяснить когда и кем был подписан Договор о Евратоме, и что представляла собой структура Евратома? Определите историческое значение Римских договоров.

Следующей крупной вехой в развитии европейской интеграции стало формирование Европейских сообществ. Студентам предстоит объяснить когда, в силу каких причин произошло это событие и как оно повлияло на интеграционный процесс?

Четвертый вопрос.

Значимость "Договора об учреждении ЕЭС" состоит в том, что "шестерка" европейских государств, для решения ряда управленческих вопросов создает политическую систему в виде четырех институтов. При подготовке к данному вопросу предстоит не только познакомиться с институтами ЕЭС, но и объяснить с какой целью создавался каждый из них, каковы их функции и принцип формирования. Необходимо доказать, что Совет министров занимал верховенствующее положение в системе институтов ЕЭС. Студентам следует обратить внимание на Комиссию (КЕС), которая являлась не только главным исполнительным органом ЕСЭ с правом законодательной инициативы, но и выполняла роль центрального звена интеграционного процесса. Пристального внимания заслуживает и Европейская парламентская Ассамблея (с 1962 г. - Европейский парламент), которая сочетала функции консультативного и контролирующего органа. И, наконец, проанализировать компетенцию Европейского Суда, общего для трех сообществ: ЕОУС, ЕЭС и Евратома.

Итак, "Договор об учреждении ЕЭС" создал стержень институциональной структуры европейской интеграции, который несмотря определенные изменения сохранил свои фундаментальные черты вплоть до настоящего времени. В заключении необходимо доказать, что интеграционные институты выполняли наднациональные функции.

Пятый вопрос.

Первый этап европейской интеграции был сложным, насыщенным, но весьма эффективным. Первые годы существования ЕЭС продемонстрировали, что успех (или неудача) интеграционных мероприятий напрямую зависит от наличия (или отсутствия) необходимых объективных предпосылок. В каких областях, по вашему мнению, сложились объективные предпосылки для осуществления интеграции? Объясните, почему страны "шестерки" уделяли пристальное внимание развитию сельского хозяйства? Когда был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики, в чем его суть? Докажите, что к концу 60-х гг. ЕЭС превращается в крупный торговый блок? Как в связи с этим можно комментировать создание и деятельность ЕАСТ? Когда был завершен процесс создания таможенного союза? Каковы были экономические результаты каждой из 6-ти стран? В чем суть и значение "Договора о слиянии"? Почему в 60-е гг. не был достигнут консенсус между странами ЕЭС и Великобританией? Докажите, что Франция являлась не только источником поступательного развития интеграции, но и создавала большие трудности на начальном этапе (внешнеполитическая доктрина де Голля)? Каковы итоги и значение первого этапа европейской интеграции?

Источники:

Договоры, учреждающие европейские сообщества. - М., 1994.

Литература:

1. Вайденфельд В., Вессельс В. Европа от А до Я. Справочник европейской интеграции. - Рига, 2002.

2. Евратом: правовые проблемы. - М., 1992.

3. Европейский Союз: Путеводитель. - М., 1998.

4. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. - М., 2000.

5. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. Европейское экономическое пространство: новый этап сотрудничества ЕЭС и ЕАСТ // Государство и право. - 1993. - №

6. Международные политические, экономические и общественные организации: Словарь-справочник. - М., 1993.

7. Панов М. Структура и деятельность Европейского объединения угля и стали //МЭиМО. - 1958. - № 8.

8. Ревякин А.В. Из истории европейской интеграции //Новая и новейшая история. - 1997. - № 3.

9. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство 1914 - 1980. - М., 1999.

 

ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Статья 1

Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО.

Статья 2

Сообщество ставит своей задачей содействовать, путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов, гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет.

Статья 3

В соответствии с целями, указанными в статье 2, деятельность Сообщества предусматривает, как это определено Договором и в установленные сроки

устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров, а также всех других эквивалентных по своим последствиям мер;

1. введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

2. устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов;

3. введение общей политики в области сельского хозяйства;

4. введение общей политики в области транспорта;

5. создание системы, которая будет ограждать от искажений конкуренцию в общем рынке;

6. применение процедур, дающих возможность согласовывать экономическую политику государств-членов и устранять неравновесие в платежных балансах;

7. сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;

8. создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

9. создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию Сообщества путем привлечения новых ресурсов;

10. ассоциация с заморскими странами и территориями с целью увеличения торговли и совместного содействия экономическому и социальному развитию.

Статья 4

1. Осуществление возложенных на Сообщество задач обеспечивается следующими институтами:

ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ,

СОВЕТОМ,

КОМИССИЕЙ,

СУДОМ.

Каждый институт действует в рамках полномочий, определенных для него настоящим Договором. Совету и Комиссии помогает Экономический и социальный комитет, имеющий консультативные функции.

Статья 5

Государства-члены будут предпринимать все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они будут содействовать выполнению задач Сообщества. Они должны воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора государства-члены, в тесном сотрудничестве с институтами Сообщества, будут согласовывать свою экономическую политику в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Договора

Статья 6.

Институты Сообщества будут проявлять заботу о том, чтобы не была нарушена внутренняя и внешняя финансовая стабильность государств-членов.

Статья 8

Общий рынок будет создаваться постепенно, в течение переходного 12-летнего периода. Переходный период подразделяется на три этапа, по 4 года каждый; продолжительность любого периода может быть изменена в соответствии с положениями, указанными ниже.

Для каждого этапа предусматривается совокупность мероприятий, которые должны быть приняты и проводиться в соответствующем порядке.

Переход от первого этапа ко второму будет обусловлен констатацией того, что специфические цели, установленные настоящим Договором для первого этапа, в основном фактически достигнуты и что, с учетом исключений и процедур, предусмотренных в настоящем Договоре, взятые обязательства выполнены. Эта констатация производится к концу четвертого года Советом, который вынесет решение по докладу Комиссии единогласно. Однако ни одно государство-член не может препятствовать единогласному решению, ссылаясь на невыполнение своих собственных обязанностей. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на один год.

К концу пятого года констатация производится Советом на тех же условиях. При отсутствии единогласия первый этап автоматически продлевается на следующий год. К концу шестого года констатация производится Советом, выносящим решение по докладу Комиссии квалифицированным большинством.

В месячный срок со дня этого последнего голосования каждое государство-член, оставшееся в меньшинстве, или, если требуемое большинство не было получено, любое государство-член получает право требовать от Совета назначения арбитражной инстанции, решения которой будут обязательными для всех государств-членов и институтов Сообщества. Эта арбитражная инстанция будет состоять из трех членов, назначаемых Советом единогласным решением по предложению Комиссии. В случае, если Совет в течение месяца со дня подачи заявления не произведет такого назначения, члены арбитражной инстанции назначаются Судом в течение следующего месячного срока.

Арбитражная инстанция выбирает своего председателя.

Она выносит свое решение в течение трехмесячного срока со дня решения Совета, упомянутого в последнем абзаце параграфа 3.

Второй и третий этапы не могут быть продлены или сокращены иначе как по решению Совета, принятому единогласно по предложению Комиссии.

Ничто из предыдущих параграфов не может быть поводом для продления переходного периода более чем на 15 лет, считая с момента вступления в силу настоящего Договора.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.