Укрепление и развитие речевого аппарата.-10 мин. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Укрепление и развитие речевого аппарата.-10 мин.

2020-08-20 170
Укрепление и развитие речевого аппарата.-10 мин. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Укрепление и развитие речевого аппарата.-10 мин.

Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.-10 мин.

Артикуляционная гимнастика.-10 мин.

Дикционная разминка.-10 мин.

Работа над согласными.-10 мин.

Согласные в сочетаниях.-10 мин.

Работа над гласными.- 10 мин.

Упражнения для тренировки голоса и дикции.-10 мин.

Упражнения на интонационную гибкость и логику речи.- 10 мин.

1. Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны. Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи. Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией. Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны. Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен. Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения. Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя. К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Упражнения для детей

Для малышей понятия «сценическая речь» пока не существует, а точнее – нет разницы, выполняются ли упражнения на общее развитие речи или упражнения на развитие сценической речи для детей. Речевой аппарат еще хрупок и уязвим, ему легко нанести вред слишком большими нагрузками, а результат этих нагрузок в раннем возрасте будет почти незаметен. Интенсивные занятия на постановку голоса и речи следует начинать тогда, когда голос оформится и окрепнет, т. е. в 16–18 лет как минимум. Сейчас же гораздо важнее придать развитию речи ребенка правильное направление. Первоочередное внимание следует уделить:

· укреплению мышц языка и лицевых мышц;

· постановке и правильной артикуляции звуков.

Упражнения на артикуляцию

Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба), грудной клетки. Чем лучше у актера развита артикуляция, тем четче он будет говорить. Артикуляционную зарядку начинают с разминки:

· Щеки. Щеки поочередно втягивают и надувают; с закрытым ртом перегоняют воздух от одной щеки к другой; щеки втягивают и одновременно смыкают или размыкают губы.

· Нижняя челюсть. Осуществляют движения челюстью вверх-вниз, вкруговую; упираются кулаками в челюсть снизу, при этом пытаются открыть рот.

· Мягкое небо. Зевают с открытым ртом; рот закрывают и дотрагиваются кончиком языка до мягкого неба, затем до основания зубов (верхних и нижних).

· Губы. Улыбаются с сомкнутыми зубами; вытягивают губы трубочкой; подтягивают поочередно нижнюю и верхнюю губу, обнажая зубы.

· Язык. Совершают круговые движения языком с закрытым и открытым ртом; вытягивают язык как можно дальше вперед.

· После разминки приступают к артикуляционным упражнениям: начинают с проговаривания гласных звуков [а], [у], [о], [ю] и т.д. После этого четко и энергично проговаривают все согласные звуки, затем переходят к произношению звуковых сочетаний (ка-ко-ку; ба-бо-бу и т.д.).

Развитие дикции

Правильно поставленная дикция предполагает четкое произнесение звуков, при этом должны соблюдаться правила и нормы языка, на котором говорит актер. Упражнения для развития дикции проводят после артикуляционной гимнастики, так как точность произношения зависит от степени тренировки мышц речевого аппарата.

ДИКЦИОННАЯ РАЗМИНКА.

п-б»   Богатый бобер – бодрый бобер

Петр Первый – первый Петр

«т-д» Дети деготника – деготника дети

Талер тарелка стоит

«к-г-х» Король кривой – кривой король

Гонец с галер – с галер гонец

Хвалю халву – халву хвалю

«ф-в» Варвар Варвара – Варвара варвар

Феофан Феофаныч – Феофаныч Феофан

«с-з» Заяц зябнет - зябнет заяц

Свисток свистит – свистит свисток

«ш-ж» Журчело журчало – шуршело шуршало

«р-рь» Нерль на Нерли – на Нерли Нерль

«н» Ноннина няня Ненила Нонну на ночь намыла

«м» Мамаша Ромаши – Ромаши мамаша

«ч» Четыре черненьких чертенка – чертенка черненьких четыре

«щ» Щеткой чищу я щенка – щекочу ему бока.

«ц» Цапля цаца – цаца цапля

РАБОТА НАД СОГЛАСНЫМИ.

Капель»

Весна, с крыш капают капельки. Представьте, что ваша верхняя губа – это сосулька, а нижняя – капля. Дыхание. Струя выдыхаемого воздуха прорывается сквозь плотно сомкнутые губы, капля – нижняя губа – свободно падает вниз. Образуется легкий, упругий звук «п». Проследите, чтобы в процессе произнесения не примешивался звук «х».

2. «Балалаечка, играй!»

Представьте, что ваша нижняя губа – это струныбалалайки, а верхняя – это медиатор. Медиатор – это специальное приспособление, с помощью которого ударяют по струнам. Верхняя губа ударяет по нижней, и балалаечка играет. Звуки «б» и «п» - это музыкальные звуки нашей балалайки. Сыграйте этими звуками на губах свои любимые песни. Например: «Я на солнышке лежу…» или «Жили у бабуси…»

3. «Угощайтесь! – Не хочу!»

Это упражнение можно выполнять вдвоем. Хозяйка упрашивает гостя попробовать то или иное блюдо. При этом произносит:

- Пи-пи-пи-пи-пи-б!

Гость уже сыт, он каждый раз отказывается от кушанья и отвечает хозяйке:

- Би-би-би-би-би-п!

Хозяйка: Гость:

- пи-пи-пи-пи-пи-б! -би-би-би-би-би-п!

- пэ-пэ-пэ-пэ-пэ-б! -бэ-бэ-бэ-бэ-бэ-п!

-па-па-па-па-па-б! -ба-ба-ба-ба-ба-п!

-по-по-по-по-по-б! -бо-бо-бо-бо-бо-п!

-пу-пу-пу-пу-пу-б! -бу-бу-бу-бу-бу-п!

-пы-пы-пы-пы-пы-б! -бы-бы-бы-бы-бы-п!

Настойчивые отказы гостя от угощения постепенно начинают выводить хозяйку из себя. Она начинает настаивать, чтобы гость отведал ее угощения, потом требовать. А гость отказывается, протестует. Застолье заканчивается ссорой.

Кто дальше»

Представьте, что вы стоите на берегу реки и бросаете в воду камешки. Отведите правую руку в сторону и забросьте камешек как можно дальше. Произнесите пять слогов, отводя руку назад, а на шестом сделайте бросок. Пауза – пока камешек летит. Последний звук в звуковой дорожке – камешек падает в воду.

- пи-пи-пи-пи-пи-б! -би-би-би-би-би-п!

- пэ-пэ-пэ-пэ-пэ-б! -бэ-бэ-бэ-бэ-бэ-п!

-па-па-па-па-па-б! -ба-ба-ба-ба-ба-п!

-по-по-по-по-по-б! -бо-бо-бо-бо-бо-п!

-пу-пу-пу-пу-пу-б! -бу-бу-бу-бу-бу-п!

-пы-пы-пы-пы-пы-б! -бы-бы-бы-бы-бы-п!

Играть в эту игру можно используя как данный звукоряд, так и подставляя любые другие парные согласные (звонкие и глухие).

Поезд»

Передайте звуком «т» перестук колес поезда, когда он начинает двигаться, набирает скорость, как идет полным ходом, или замедляет движение. Следите за дыханием. Следите, чтобы звук «т» звучал чисто и четко, чтобы к нему не примешивался призвук, напоминающий присвист, а иногда и звук «с».

Часы»

Представьте, что вы оказались в часовой мастерской. Здесь множество различных часов. Покажите звуком «т», как тикают разные часы.

- Тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик.

- Тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк.

- Тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так.

- Тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук.

- Тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык.

Скачки»

Представьте, что вы находитесь на ипподроме, где соревнуются между собой наездники. Устройте соревнование на скорость и дальность пробега. Ритм скачек воспроизводим с помощью звуков «к» или «г». «Скачки можно проводить как стоя, так и сидя. Победителем окажется тот, кто «проскачет» дольше и сохранит при этом четкость и звучность произношения согласных.

Стрельба по мишеням»

Устройте соревнования по стрельбе. Стреляйте из пистолета по воображаемым мишеням взрывными звуками «к» и «г». Стреляйте из лука в мишень звуком «х».

Чайник»

Чайник закипел. Пар вырывается из-под крышки то длинными, то короткими струйками. Щелочка, в которую прорывается «пар», находится между верхними зубами и нижней губой. Чайник расшумелся, расфыркался, и своим фырканьем, как бы зовет хозяйку: «Я закипаю, иди скорее! Пора чай заваривать!»

- ФФФ! ФФФ! ФФФ…ФФФФ! ФФФ!

Последние легкие «ФФФ» звучат умиротворенно, чайник закипел и выключен.

Мама кошка учит крошку»

Играть в эту игру можно вдвоем, втроем или целой группой. Мама кошка учит маленького котенка, она показывает, как можно испугать собаку. Нужно выгнуть спинку, выпустить коготки и фыркнуть вот так: «ФФФФФ!» Котенок повторяет за мамой все действия, и фыркает: «Ф!»

- Неправильно, нужно фыркнуть вот так: «ФФФФФ!»

Котенок фыркает: «ФФ!». И так далее, пока котенок не научится.

Бадминтон»

Представьте, что вы играете в бадминтон. В руках у вас воображаемая ракетка и воланчик. Дайте партнеру пас звуком «с». Волан устремляется вверх по вертикали.

Оса»

Оса попала в дом и не может вылететь. Она бьется в стекло, ищет дырочку, в которую можно было бы вырваться на свободу. Она отчаянно и настойчиво жужжит: «В-В-В-В-В!» Не надо произносить звук громко, не давите на губы, старайтесь, чтобы верхняя губа была поднята, верхние зубы были видны, чтобы согласный был звонким, свободным и четким. Но вот оса находит форточку и вырывается на свободу. Радостным, легким и звучным становится ее жужжание: «В-В-В-В-В-В!»

Песенка»

Спойте любую песню звуком «с». Обратите внимание: если у вас в горле возникают звуки, напоминающие глухие щелчки, то это свидетельствует о наличии горлового зажима. Подобный горловой зажим может возникнуть и при выполнении других упражнений. Попытайтесь устранить призвук. Для этого углубите дыхание и произносите звук на опоре, а не горлом.

Пловец»

«Плывем» любым стилем, передвигаясь по комнате или сидя на стуле. На выдохе произносим звук «с». Если поплывем по-собачьи, то выдыхать будем мелкими порциями, синхронно с движениями рук. Если «плывем» на спине, руки движутся медленно, звук получается сочный и плавный.

Полотер»

Знаете ли вы, кто такой полотер? Полотером называли того, кто натирал полы. Ведь полы были деревянные, их натирали воском или специальной мастикой, чтобы они блестели. Закрепите на ноге воображаемую щетку и натирайте паркетный пол до блеска. В такт с движением ноги произносите: ШШ – ЖЖ, ШШ – ЖЖ, ШШ – ЖЖ.

В гостях у мухи – цокотухи»

В гости к Мухе – цокотухе на день рождения прилетели Комар, Пчелка, Жук и Шмель. Муха встречает их радостно: «Дз-з-з-з-з-з-з!» А друзья отвечают на ее приветствие так.

Комар: «Зь-зь-зь-зь-зь!»

Пчелка: «Джь-джь-джь-джь-джь!»

Жук: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

Шмель: «Бж-бж-бж-бж-бж-бж!»

Муха угощает гостей сладким вареньем, и гости благодарят ее за угощение. Повторите игру несколько раз. Передайте звуками диалог Мухи с ее гостями.

Футбольный мяч»

Представьте: один из вас – насос, другой – футбольный мяч. Насос накачивает мяч: «Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!» Мяч становится большим и упругим, но в нем оказалась дыра, и мяч моментально сдувается. Воздух выходит из него тонкой струйкой: «Шшшшшшшшш…»

Садовник»

Представьте, что вы садовник и садовыми ножницами подрезаете кустарник: «Ц! Ц! Ц! Ц! Ц!»

Фехтовальщики»

Знаете ли вы, что такое фехтование? Это сражение на шпагах. Возьмите в руки воображаемые рапиры. Вступите в поединок с противником. Звон скрещивающихся рапир имитируем звуком «Ц». Начали! Поединок выиграет тот, у кого звук окажется активнее, энергичнее.

Косарь»

Возьмите в руки воображаемую косу и косите сено на лугу звуком «Щ». Движения размашистые, широкие и дыхание широкое и глубокое: «Щ!..Щ!..Щ!»

Чистильщик сапог»

Возьмите в руки воображаемые щетки для обуви и начистите до блеска свои ботинки. Движение щетки сопровождается звуком «Ш».

Мотоцикл»

Садитесь за руль воображаемого мотоцикла и отправляйтесь в путешествие: «Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р!» Старайтесь держать звук как можно дольше, не добирая воздуха.

СОГЛАСНЫЕ В СОЧЕТАНИЯХ.

Упражнение № 1. Произнесите следующие звукосочетания.

ИЛЬ – РИ – ЛИ – РЛИ ИЛЬ – РЁ – ЛЁ – РЛЁ

ИЛЬ – РЕ – ЛЕ – РЛЕИЛЬ – РЮ – ЛЮ – РЛЮ

 

ИЛЬ – РЯ – ЛЯ – РЛЯ ИЛЬ – РИ – ЛИ - РЛИ

Упражнение № 2. Произнесите несколько раз энергично, но беззвучно следующее звукосочетание – ПТ. Повторите несколько раз с перерывами в 3 – 5 секунд.

Упражнение № 3. Повторите звукосочетание ПТ много раз подряд. После каждого повтора быстро добирайте дыхание и продолжайте упражнение. Повторите упражнение с сочетаниями ПК и ТК.

Упражнение № 4. Произнесите по нескольку раз следующие звукосочетания: ПТ, ТК, ПК, КП, ТП, КТ.

Когда парные созвучия будут достаточно отшлифованы, приступайте к тренировке тройного сочетания: ПТК, ТПК, КПТ, ПКТ, ТКП, КТП.

Работу ведите без участия голоса, и только добившись четкого произношения всех согласных, подключайте к тренировке гласные.

Произнесите следующие сочетания с участием голоса:

ПТИ – ПТЭ – ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ

ТПИ – ТПЭ – ТПА – ТПО – ТПУ – ТПЫ

ТКИ – ТКЭ – ТКА – ТКО – ТКУ – ТКЫ

КПИ – КПЭ – КПА – КПО – КПУ – КПЫ

ПКИ – ПКЭ – ПКА – ПКО – ПКУ – ПКЫ

КТИ – КТЭ – КТА – КТО – КТУ – КТЫ

Упражнение № 5. Произнесите следующие звукосочетания.

КПТИ – КПТЭ – КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЫ

ПКТИ – ПКТЭ – ПКТА – ПКТО – ПКТУ – ПКТЫ

ТПКИ – ТПКЭ – ТПКА – ТПКО – ТПКУ – ТПКЫ

Упражнение № 6. Проведите аналогичную тренировку и произнесите следующие звукосочетания. Добивайтесь их звучности и звонкости.

БД, ДБ, ДГ, ГД, ГБД, БДГ, ДБГ

Группируйте глухие согласные со звонкими, например:

ПБ – БП, КГ – ГК, ТД – ДТ, ТПК – ДБГ.

Упражнение № 7. Произнесите следующие звукосочетания.

ФС, СФ, СШ, ШС, ФШ, ШФ, СШФ, ФСШ, ШФС

СШИ –СШЕ – США – СШО – СШУ – СШИ;

ШСИ – ШСЭ – ШСА – ШСО – ШСУ – ШСЫ;

ФСИ – ФСЭ – ФСА – ФСО – ФСУ – ФСЫ;

ШФИ – ШФЭ – ШФА – ШФО – ШФУ – ШФЫ;

СШФИ - СШФЭ - СШФА - СШФО - СШФУ - СШФЫ;

ВЗИ – ВЗЭ – ВЗА – ВЗО – ВЗУ – ВЗЫ;

ЗЖИ – ЗЖЭ – ЗЖА – ЗЖО – ЗЖУ – ЗЖИ;

ВЗЖИ – ВЗЖЭ – ВЗЖА – ВЗЖО – ВЗЖУ – ВЗЖИ

Аналогично можно тренировать звуки «Ц», «Ч», «Ш», «Р», «Л» и т.д.

 

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ.

Упражнение №1.

Произнесите слитно группу основных гласных звуков несколько раз, Внимательно вслушайтесь в их звучание. Произнесите звуки по отдельности с паузами после каждого звука. Вслушайтесь в качество их звучания. Какого они могут быть цвета?

И – Э – А – О – У – Ы

ЙИ – ЙЭ – ЙА – ЙО – ЙУ – ЙИ

Упражнение № 2.

Следите за правильным звучанием каждой гласной в сочетаниях:

ИИ ИЭ ИА ИО ИУ ИЫ

ЭИ ЭЭ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ

АИ АЭ АА АО АУ АЫ

ОИ ОЭ ОА ОО ОУ ОЫ

УИ УЭ УА УО УУ УЫ

ЫИ ЫЭ ЫА ЫО ЫУ ЫИ

Каждое звукосочетание повторите три раза:

АИО – АИО – АИО; ЭИУ – ЭИУ – ЭИУ; УАИ – УАИ - УАИ;

ОУЫ – ОУЫ – ОУЫ; АОИ – АОИ - АОИ; ОЭА – ОЭА – ОЭА;

УАЭ – УАЭ – УАЭ; ЫИО – ЫИО – ЫИО; ЭУЫ – ЭУЫ – ЭУЫ;

Упражнение №3. Произнесите йотированные гласные в следующих сочетаниях:

ЕЕ ЕЯ ЕЁ ЕЮ

ЯЕ ЯЯ ЯЁ ЯЮ

ЁЕ ЁЯ ЁЁ ЁЮ

ЮЕ ЮЯ ЮЕ ЮЮ

ЕЯ – ЕЯ – ЕЯ; ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ; ЁЮ – ЁЮ – ЁЮ; ЮЕ – ЮЕ – ЮЕ.

ЯЕ – ЯЕ – ЯЕ; ЕЁ – ЕЁ – ЕЁ; ЮЯ – ЮЯ – ЮЯ; ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ;

ЁЯ – ЁЯ – ЁЯ; ЕЮ – ЕЮ – ЕЮ; ЮЁ – ЮЁ – ЮЁ; ЯЮ – ЯЮ – ЯЮ.

Упражнение №4. Произнесите следующие сочетания гласных слитно на одном дыхании с ударением на первом звуке, затем на втором, третьем и т.д.:

И ЭАОУЫ; И Э АОУЫ; ИЭ А ОУЫ; ИЭА О УЫ; ИЭАО У Ы; ИЭАОУЫ.

Дыхание берите на знаке препинания.

Упражнение № 5. Произнесите следующее сочетание звуков с ударением на первый гласный.

О ИООИООИООИО

О ЭООЭООЭООЭО

О АООАООАООАО

О ЫООЫООЫООЫО

Повторите упражнение, поместив гласные звукоряда между двумя «У».

У ИУУИУУИУУИУ

У ЭУУЭУУЭУУЭУ

У АУУАУУАУУАУ

У ЫУУЫУУЫУУЫУ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГОЛОСА И ДИКЦИИ.

Настройщик»

Приходилось ли вам видеть, как работает настройщик музыкальных инструментов? Настройщик внимательно прислушивается к инструменту, улавливает малейшие изменения в звучании. Произнесите плавно и беззвучно гласные звуки:

И – Э – А – О – У – Ы

Превратитесь в настройщика своего артикуляционного аппарата. Внимательно наблюдайте за его работой.

Маска»

«Маской» обычно называют ту часть лица, которую на карнавалах закрывают маскарадными очками. Именно в этой части лица находится множество нервных окончаний, имеющих контакт с голосовыми связками. Мы должны научиться направлять все гласные звуки в эту самую маску. Произнесите плавно и медленно следующие звуки:

МММИМММЭМММАМММОМММУМММЫМ;

НННИНННЭНННАНННОНННУНННЫН.

Внимательно следите за собственными мышечными ощущениями. Повторите упражнение несколько раз. После этого произнесите гласные:

И – Э – А – О – У – Ы

В космос»

Произнесите протяжно шепотом:

- ММИМ – ММЭМ – ММАМ – ММОМ – ММУМ – ММЫМ, затем

- И – Э – А – О – У – Ы.

Для того, чтобы гласный попал в «маску», вообразите, что звук, оказавшись под языком, не задерживается там, а устремляется по вертикали в бесконечность. Выходящее по вертикали теплое дыхание как бы согревает нашу голову. Найдите это ощущение. Чем дольше будет звучать гласный, чем меньше будет оставаться воздуха, тем выше он должен подниматься. Давайте научимся находить эту «космическую позицию» для каждого гласного звука. Мысленно заставьте каждый звук устремиться выше головы, выше потолка, выше крыши, выше неба…

Массажист»

Устремляйте звук в «маску», «в космос» - произносите голосом протяжный звук «М». Массажируйте этим звуком поочередно мягкое небо, твердое небо, носовую полость. В «маске» и даже в теменной области черепа найдите ощущение приятной вибрации, дрожания, какой-то щекотливости. Добавьте к звуку «М» гласный «И». Губы при этом на мгновение раскрываются.

- МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Повторите эту строку три раза. Теперь сделайте то же самое с остальными гласными звуками.

И – Э – А – О – У – Ы.

Сеанс радиосвязи»

Радист передает строку:

- МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Второй радист отвечает, что слышит его хорошо и готов принять сообщение.

- МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Первый радист начинает передавать сообщение по строчкам. Второй радист повторяет каждую строчку, подтверждая, что он принял сообщение.

- МММЭ – МММЭ – МММЭ – МММЭ - МММ.

- МММА – МММА – МММА – МММА - МММ.

- МММО – МММО – МММО – МММО - МММ.

- МММУ – МММУ – МММУ – МММУ - МММ.

Познакомьтесь с друзьями»

Представьте, что вы перечисляете девочек и мальчиков, которые учатся в вашем классе. Ударными гласными вы называете их имена.

Соедините звуки «М», «Л», «Н» с гласными «И», «Э», «А», «О», «У», «Ы».

- МММИ – МММЭ – МММА – МММО - МММУ - МММЫ.

Делайте ударение на каждой гласной по очереди.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

· Логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;

· Логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);

· Ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;

· Темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Тренировка звука

Одна из составляющих сценической речи – постановка голоса. Голос на сцене должен звучать выразительно и ярко, приковывать слух и внимание зрителей. Задача каждого актера – обнаруживать и развивать свои голосовые данные, доводить их до совершенства, а затем свободно пользоваться голосом на сцене. Чтобы развить свободный голос с индивидуальным звучанием, нужно избавиться от напряжения мышц, которые принимают участие в дыхании и произнесении звуков. Также нужно овладеть тембром своего голоса, управлять ним в зависимости от эмоциональной окраски произносимых слов.

Упражнения для тренировки звучания:

Читают стих: одну строчку тихо, следующую – громко.

Проговаривают одну и ту же фразу с разной громкостью и эмоциональной окраской.

Разыгрывают диалог от имени разных людей (или даже животных).

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

· «Аня гладила кота»

· «У Оли новое пальто»

· «Кукушка кукушонку купила капюшон»

· «Слишком много ножек у сороконожек»

· «Муха Горюха села на ухо»

· «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

· «Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Игра «Перевертыши»

· Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок:

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худой)

 

 

Укрепление и развитие речевого аппарата.-10 мин.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.