Тема 6. Государство и право в период становления и развития абсолютизма (вторая половина ХVII – ХVIII вв.). — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 6. Государство и право в период становления и развития абсолютизма (вторая половина ХVII – ХVIII вв.).

2020-08-20 404
Тема 6. Государство и право в период становления и развития абсолютизма (вторая половина ХVII – ХVIII вв.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Абсолютная монархия в России: сущность, характерные черты, особенности

К концу XVII в. в России установилась абсолютная монархия. Для нее характерны: а) сосредоточение государственной власти в руках царя; б) наличие профессионального бюрократического аппарата; в) создание сильной постоянной армии; г) отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

В России абсолютизму присущи следующие особенности.

1. Он складывался одновременно с развитием крепостничества, а не в условиях слома феодальных институтов, как в Европе.

2. Социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. На фоне абсолютизма усилилась политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Русская идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По указанию Петра I Феофан Прокопович написал трактат «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображен «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать.

Ранняя форма абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неспособной решить внутриполитические и, особенно, внешнеполитические задачи. Бояре были слишком богаты и властолюбивы, чтобы передать всю власть «отцу нации». Только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, имевшая вид авторитарного режима, с предельной централизацией и мощными силовыми структурами, подчиненной государству Церковью и эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, «всевидящее око» — тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы.

Как политическая форма организации дворянская империя с ее тотальным контролем за материальными ресурсами земли и духовными устремлениями подданных мобилизовала все материальные и духовные ресурсы страны на реконструкцию экономики и уклада жизни. В предельно короткое время были созданы регулярная армия и флот, обслуживающие их предприятия, началось развитие науки и образования.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».

Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления монарха, который являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов.

Император – фактически глава русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.

К концу XVII—началу XVIII вв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии:

1) централизация государственного управления, усиление государственного контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды;

2) в упадок пришли сословно-представительные органы (в частности, перестали созываться земские соборы);

3) был создан сильный профессиональный бюрократический аппарат (этому способствовала замена приказов коллегиями);

4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления;

5) законодательно был регламентирован правовой статус различных сословий;

6) основной опорой самодержавия стал консолидированный слой помещиков-землевладельцев («шляхетства»);

7) в обществе стала господствовать патриархальная идеология (недаром с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).

Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.

2. Общественный строй России в первой половине XVIII в. Правовое положение сословий.

Несмотря на сопротивление дворянства и бюрократии, крестьянство как экономический фактор играло все более важную роль. Наряду с этим крепостной труд превалировал над свободным. Этому способствовало то, что сильный сектор государственной промышленности основывайся на труде крепостных. Обязанность уплачивать подушную подать и оброчный сбор помимо владельческих (крепостных) с 1719 г. была распространена и на черносошных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г. — на всех попавших в переписные книги. Вся эта масса крестьян относилась к государственным.

Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали; могли их продать, заложить, отдать в приданое. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в XV—XVII веках. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.

Государственные крестьяне имели право переходить в иные сословия, менять место жительства, участвовать в государственных совещаниях, нередко освобождались от налогов. Вместе с тем их земли оставались объектом посягательств со стороны помещиков.

Частновладельческие крестьяне в XVIII в. составляли большинство крестьянского населения. Дворцовые крестьяне, проживающие на дворцовых землях, находились в управлении дворцовой канцелярии (с 1775 г. — казенных палат).

Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рождение, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения (до 1770 г.) и участников антиправительственных восстаний. Крепостное состояние могло возникнуть по договорам купли-продажи, мены, дарения (до 1783 г.). Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика.

Приписные (посессионные) крестьяне. В 1721 г. был издан Указ, разрешавший купцам и заводчикам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия.

В 1752 г. Указ определил число крестьян, которых можно было приобретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка запрещена: на фабриках могли работать только вольнонаемные люди по паспортам. Затем (в 1798 г.) последовало новое разрешение на приобретение крепостных для производства (в Указе 1797 г. эти крестьяне назывались посессионными), действовавшее до 1816 г.

Управление приписными крестьянами осуществлялось Берг- и Ману- фактур-коллегиями. Продажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфактурами.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и «подлых» людей.

Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722). Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звание из основания для получения должности превратились в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было из недворянина превратиться в дворянина, т.е. получить личное или потомственное дворянство.

Дворянство и Духовенство.

1. В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону: недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направлении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству,; принятая Екатериной 11 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

2. Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политическую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчинена государству, усилилась и правовая регламентация духовного сословия.

Духовенство делилось на «черное* (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.

В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.

В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению своих землевладений и церковной юрисдикции.

Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.

С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.

В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запретлицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.

Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

3. Политический строй России в первой половине XVIII в. Реформы Петра I в области государственного управления

Реформы Петра Великого.

Реформаторская деятельность Петра I отличалась невиданным размахом, новизной и смелостью в ломке отживших законов, учреждений, уклада жизни и быта. Действия его были не только решительны, но нередко и жестоки. Его указы, отмечал А.С. Пушкин, кажется, «писаны кнутом».

Сущность преобразований Петра I заключалась в том, что они представляли собой классический пример радикальных принудительных реформ, проведенных государством «сверху». Инициатива, исходящая от общества, то есть «снизу», оказалась невостребованной. Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Петр I мечтал создать свое рациональное, или, в его терминологии, «регулярное» государство, где исполняются дельные, толковые законы, ограждающие население от произвола бюрократии. Петровское законодательство охватывает буквально все сферы общественной жизни: регламентирование промышленности, внешней торговли, армии и флота, управления различными слоями населения. Однако идеал рационального государства, о котором мечтал царь, оказался утопией и на практике привел к установлению полицейского абсолютистского режима.

В социальной политике реформаторская деятельность коснулась всех сословий русского общества. Петр I прежде всего стремился экономически и политически стабилизировать господствующий класс — дворянство. В первой четверти XVIII века произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», то есть по происхождению, превратились в дворян, а низы сословия служилых «по отечеству» и «по прибору» стали государственными крестьянами.

Образование сословия дворян было результатом сознательной деятельности Петра. Он строил сильное дворянское государство. А для этого нужно было возвысить дворянство. Царь добивается того, чтобы оно считало «государеву службу» своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками.

Петр устанавливает новые обязанности для дворян: с 10 до 15 лет дворянин обязан обучаться «грамоте, цифири и геометрии». С 15 лет он шел служить. Прохождение несложного курса науки было обязательным, без справки о «выучке» дворянину не давали разрешения жениться.

Указами царя был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, наиболее одаренные и деятельные выходцы из народа имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Этот порядок был закреплен в «Табели о рангах», принятой в 1722 году, по которой все должности в армии, во флоте и в гражданских учреждениях были разделены на 14 рангов или чинов. Все чины можно было получить только за свои личные качества и за службу.

«Табель о рангах», закрепившая принцип продвижения по служебной лестнице в зависимости от личных достоинств, безусловно, была шагом вперед от феодализма к созданию основ буржуазного государства. Вместе с тем, «Табель о рангах» защищала интересы господствующих классов.

Петр уничтожил существовавшее в ту эпоху внутри господствующего класса деление на окольничих, бояр, дворян, на наследственно владевшее землей боярство и на служилое дворянство. Все стали дворянами. Указом 1714 года о единонаследии было уничтожено различие между поместьями и вотчинами. Все земли стали полностью собственностью дворян, их имениями. Петр запретил дворянам дробить земельные владения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну по выбору. Когда не было завещания, поместье наследовал старший сын. Это предотвращало дробление дворянских земель, падение платежеспособности крестьян, побуждало дворян нести «государеву службу», заниматься торговлей. Те, кто не получал имений, вынуждены были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».

Многим дворянам эти порядки были не по душе. Они тяготились службой, не хотели учиться, не понимали преобразований монарха. Но Петр, несмотря на жалобы и недовольство, неуклонно строил могучую дворянскую империю.

Сознавая важное значение торговли и промышленности в жизни государства, Петр стремился поднять активность городского населения, унифицировать социальную структуру города. По западному образцу в него перенесены магистраты, цехи и гильдии. Посадское население было поделено на две гильдии: в первую вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий; во вторую гильдию включены мелкие лавочники и ремесленники. Попытка царя насадить в России городское самоуправление и цеховой строй не увенчалась успехом, так как городское население было стеснено государственным «тяглом», податями и другими бесплатными службами и повинностями.

Социальные преобразования Петра затронули и крепостное крестьянство. С введением подушной подати ухудшилось юридическое положение крепостного крестьянства вследствие слияния его с холопами в единое сословие помещичьих «подданных». Холопы сначала были переписаны, а затем внесены в подушный оклад. Утратив признак бестягловости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян и потеряли право на получение свободы.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Учреждена даже особая должность прибыльщиков, которые, по выражению одного указа, должны были «сидеть и чинить государю прибыли». Самый деятельный и изобретательный из них — А.А. Курбатов, дворовый человек боярина Б.П. Шереметева, предложивший Петру проект о налоге на гербовую бумагу.

К концу царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а прямые налоги, распределявшиеся по тяглым дворам, заменены подушной податью. Для этого в 1718 году произведена перепись всего «тяглого» населения. На все лица мужского пола, занесенные в ревизские списки, определен подушный оклад в 74 копейки. Подушная подать, которая была выше прежней, подворной, и падала на большее число лиц, увеличила доход казны в 4 раза, но и тяготы крестьян возросли в три раза. Власть помещиков над крестьянами усилилась, так как представление ревизских списков и сбор подати были поручены помещикам. Народ от государственных тягот уходил в казаки или бежал в Польшу. Побеги при Петре приняли большие размеры.

Таким образом, в социальном строе России петровского времени сознательно осуществлялся процесс унификации сословной структуры общества, целью которого являлось создание самодержавного, военно-бюрократического государства.

Центральное место среди преобразований Петра занимали реформы государственного управления, реорганизация всех его звеньев. В начале царствования Петра продолжали существовать старые органы власти и управления, рядом с которыми появлялись и новые (Преображенский приказ, Приказ военных дел и др.). Боярская дума постепенно отходила на задний план. Число членов думы постепенно сокращалось. Старые бояре умирали, а новых пожалований в бояре царь почти не проводил. С 1699 года на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которых он называл «конзилией министров».

Власть и компетенции Сената были уточнены указами от 2 марта 1711 года. Сенату поручалось ведать финансами, торговлей, заботиться об увеличении доходов, следить за действиями высших чиновников и учреждений, наблюдать за судопроизводством, разрабатывать новые законы.

За Сенатом были твердо закреплены права высшего государственного учреждения, поставленного над всем центральным аппаратом управления и администрации, ему были подчинены все коллегии и канцелярии. В 1722 году во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, им стал П.И. Ягужинский — «око государево». Свой контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. Затем к прокурорскому надзору добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. Они боролись с злоупотреблениями чиновников и прежде всего — со взяточничеством. Но искоренить взяточничество Петру не удалось. Сам обер-фискал Нестеров был публично казнен за взятку. Царь внимательно следил за деятельностью сенаторов, требовал, чтобы они своевременно рассматривали поступавшие дела, помогал им, но и распекал их за «дела, смеха достойные», жестоко бранил за взятки, а иногда пускал в ход против них свою дубинку, чаще всего гулявшую по спине князя Меншикова, которого Петр до конца жизни ценил за способности и заслуги. Изменившимся условиям не соответствовала и приказная система. Взамен ее в 1718 года было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранная. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им средств. Промышленностью занималась Мануфактур-коллегия, горным делом — Берг-коллегия, торговля находилась в ведении Коммерц-коллегии. Судебные функции осуществляла Юстиц-коллегия, поместными делами занималась Вотчинная коллегия. В состав каждой коллегии входили президент и вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Все дела решались большинством голосов, коллегиальность была одной из отличительных черт новых учреждений.

Для управления посадским населением был создан Главный магистрат, действовавший на правах коллегии. Ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов, которые занимались судопроизводством, сбором налогов и наблюдением за порядком в городе.

Всматриваясь в различия между коллегиями и старыми приказами, необходимо отметить, что система коллегий централизовала власть, более четко и правильно организовала аппарат управления, устранила прежнюю путаницу между ведомствами, а также распространила свою компетенцию на всю территорию страны.

Важную роль в утверждении абсолютизма сыграла церковная реформа. В 1700 году умер патриарх Адриан, и Петр не спешил избирать ему преемника, а «местоблюстителем патриаршего престола» назначил Рязанского митрополита Стефана Яворского. Управление же патриаршим хозяйством перешло в руки особо назначенных светских лиц. Более двадцати лет русская церковь управлялась без патриарха. В 1721 года состоялось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия заменила собой патриаршую власть, зависимую от государства: синодалы являлись чиновниками в рясах, подобно светским служащим они приносили присягу и получали жалованье.

Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович составил «Духовный регламент», отредактированный Петром. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью. Представителем государя в Синоде был обер-прокурор, являвшийся фактически главой духовной коллегии. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она становилась составной частью государственного аппарата.

В 1708—1709 годах началась перестройка органов местного управления. В XVII веке страна была разделена на 150 уездов, каждым уездом управлял воевода, который непосредственно сносился с центром.

Новое административно-территориальное деление было введено на основании указа от 18 декабря 1708 года, которым предлагалось «для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Губернии сильно различались по территории и населению. Так, Архангельская губерния своими размерами мало отличалась от современной, а Московская включала весь густо населенный центр, где проживала половина населения страны. К Смоленской губернии было приписано 17 городов, а к Казанской — 71.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Помощником губернатора являлся вице-губернатор. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Управлять громадными губерниями было не просто. Поэтому в 1719 году губернии были разделены на 50 провинций. Во главе провинций стояли воеводы или вице-губернаторы, назначаемые из местных дворян. Воевода возглавлял земскую канцелярию. Каждая провинция, в свою очередь, делилась на дистрикты, которыми управляли комиссары.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своего господства на местах.

В первой четверти ХVIII века Петр осуществил военную реформу, которая была самым трудным делом как для самого царя, так и для народа. Создавая регулярную армию, русское правительство должно было решить вопрос о ее численности, способах комплектования и формах ведения боевых действий. Одновременно предстояло перестроить систему снабжения войск вооружением, боеприпасами и продовольствием, а также организовать боевую подготовку войск, ввести новую систему управления.

Основу новой армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, вооружением и обмундированием. Боевая подготовка проводилась по общеармейским уставам.

Петр привязал солдата исключительно к военной службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность теперь легла на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Все дворяне обязаны были служить бессрочно солдатами и офицерами.

Комплектование регулярной армии и флота проводилось путем ежегодных рекрутских наборов. Сущность рекрутской системы состояла в том, что все податное население страны было обязано с определенного числа тяглых дворов давать одного рекрута.

Первый рекрутский набор был произведен в 1705 году и до 1710 года наборы повторялись ежегодно. Рекруты из податных классов в войсках становились в одинаковое положение с солдатами-дворянами, усваивали единую военную технику, и вся масса служилых составляла единое войско, которое по своим боевым качествам не уступало европейским войскам.

Для подготовки офицерского состава широко использовалась военно-практическая школа офицерских кадров для армейских полков, гвардейские Преображенский и Семеновский полки, а также специальные школы — навигацкая, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др. Царский указ от 26 февраля 1714 года запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.

В создании регулярной армии и флота Петр I добился превосходных результатов: к концу его правления в русской армии насчитывалось 200 тысяч человек и 100 тысяч казачьих войск. Во флоте имелось 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, с общей численностью экипажа около 28 тысяч.

Совершенствовалось вооружение русской армии. Была создана первоклассная отечественная артиллерия. В армии при Петре I впервые использовали качественно новое оружие, когда к ружью был примкнут штык, что значительно усилило эффективность пехоты в бою,

В целом военная реформа Петра, несмотря на ее кастовость и жесткость, объективно способствовала укреплению вооруженных сил, повышению международного авторитета Российской империи.

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом прежде всего были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

4. Источники и особенности права первой четверти XVIII в.

С оформлением абсолютизма увеличивается значение закона как источника права, а сфера действия обычного права резко сужается.

По сравнению с предыдущим периодом закон стал регулировать деятельность и структуру государственных учреждений, органов самоуправления, прочих объединений и организаций.

В ХVIII в. законодательной инициативой обладали все государственные органы — император, Сенат, коллегии, губернаторы. В высших органах власти происходило и их обсуждение. Законы утверждались императором, в отдельные периоды, чаще всего в отсутствие монарха — Сенатом.

Законы посылались на места заинтересованным учреждениям, а для «всенародного объявления» их прочитывали в церквах и на ярмарках, вывешивали в людных местах. Ссылка на незнание закона не имела силы.

До ХVIII в. все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Так строились Русская Правда, Псковская судная грамота и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства. Так, были изданы Воинский артикул — первый военно-уголовный кодекс, Краткое изображение процессов, посвященное процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции и др.

Формы законодательства были многообразными. По случаю важных государственных событий (объявления войны, мира, восшествия на престол нового монарха и пр.) издавались манифесты. Они исходили от царя и подписывались его именем. В манифестах по поводу восшествия на престол излагались обычно официальная версия смер тн предшественника и программа предстоящего царствования. Иногда просто сообщалось: «Мы, такой-то, взошли на престол».

Наиболее часто издавались указы именные, сенатские, других государственных органов. Большинство из них было адресовано конкретным государственным учреждениям или должностным лицам, подменяя собой распоряжения. Но были и указы общегосударственного значения, например Указ о единонаследии 1714 г, О форме суда 1723 г., О секуляризации 1764 г. н др. Именно с помощью указов и распоряжений в России вводилась регламентация всех проявлений деятельности общества.

Широкое распространение при Петре 1 получили уставы — специальные сборники законов, посвященные какой-то одной сфере государственной деятельности: Воинский устав, Морской. Позднее в уставах стали определять нормы отдельных частей материального права: Устав о векселях (1729 г.), Устав благочиния (1782 г.), Устав о банкротах (1800 г.) и др.

Весьма важными для истории права памятниками петровского времени являются регламенты, определявшие устройство новых органов управления. Это Генеральный регламент, Духовный регламент, Регламент главного магистрата.

Использовались и иные формы правовых актов. При этом здесь также ярко проявилось стремление к новой, иноязычной терминологии. Так, например, закон о государственной службе получил название «Табель рангах», закон о крестьянских податях и повинностях 26 нюня 1794 г. назван «плакатом», а военно-уголовный кодекс — Воинским артикулом и т.п.

Петр ввел также за правило вносить дополнения к статьям законов под заголовком толк, где разъяснялись возможные двусмысленности и толковались спорные ситуации.

5. Развитие гражданского и наследственного права в первой половине XVIII в.

Гражданское право.

Право собственности. Завершается длительный процесс по уравнению в правовом отношении поместий и вотчин. Указ от 23 марта 1714 г. "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах"1 существенно расширил права дворян на землю, установил единый правовой режим для вотчин и поместий. Вотчины и поместья стали называться недвижимостью. С целью укрепления экономического положения дворянства запрещалось недвижимое имущество закладывать и, как правило, продавать. Его можно было продать в порядке исключения "по нужде" и с уплатой высокой пошлины. С тем, чтобы избежать дробления земельных владений, недвижимое имущество передавалось по наследству только одному сыну. За наследниками признавалось право выкупа недвижимого имущества в течение 40 лет. В 1837 г. этот срок был сокращен до 3 лет. В 1731 г. Указ о единонаследии был отменен по требованию дворянства. Отменялись и ограничения в отношении недвижимой собственности, кроме одного: родовые имения нельзя было завещать посторонним лицам. На право пользования землей был введен ряд ограничений. По Указу от 10 декабря 1719 г. добыча металлов и минералов на землях частных собственников составляла привилегию государства. Собствен


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.