Деонтология в психиатрии, основы медицинской психологии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Деонтология в психиатрии, основы медицинской психологии

2020-08-20 275
Деонтология в психиатрии, основы медицинской психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к сохранению профессиональной тайны при психических расстройствах. Соблюдение гражданских прав больных в условиях недобровольного лечения. Принцип разумной инфор­мированности больного, вовлечение пациента в терапевтический процесс. Формирование терапевтического союза с больным.

Варианты личностного реагирования на психическое и соматическое заболевание. Понятия гипернозогнозии, гипонозогнозии и анозогнозии, симуляции, аггравации и диссимуляции, манипулятивного и устано­вочного поведения. Особенности поведения среднего и младшего медицинского персонала при общении с больными с разным типом личностного реагирования на болезнь. Общение с родственниками больных соматического или психиатрического стационара и роддома. Взаимоотношения с лечащим врачом – основным координатором всей психотерапевтической работы с больным и его родственниками. Психиатрические аспекты соматических заболеваний: психологическое переживание боли, тревога, связанная с предстоящим обследованием и оперативным вмешательством, психогенная бессонница.

Организация психиатрической помощи

Основные принципы организации больничной и внебольничной психиатрической помощи в России. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь: психоневрологические диспансеры, городские психиатрические стационары, загородные психиатрические больницы, психоневрологические интернаты. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи. Устройство отделения пси­хиатрической больницы. Основные принципы распределения больных в психиатрическом стационаре. Правила содержания больных в беспокойном отделении. Роль среднего и младшего медицинского персонала в организации лечения и реабилитации больных. Организация реабилитации и досуга больных в условиях стационара, задачи трудового инструктора, социального работника. Организация лечения и реабилитации в условиях дневного стационара.

Виды амбулаторной психиатрической помощи: консультативно-лечебная помощь и диспансерное наблюдение. Показания к установлению (или прекращению) диспансерного наблюдения. Роль диспансеров в оказании профилактической, лечебной и социальной помощи больным. Лечение и наблюдение за больными в домашних условиях, роль среднего медицинского персонала в оценке социального положения больного и в проведении его реабилитации в условиях амбулаторного лечения. Лечебно-трудовые мастерские, дневные стационары, ночные профилактории, их задачи при оказании лечебно-профилактической и реабилитационной помощи.

Цели обучения

Основной целью курса обучения на кафедре является формирование навыков организации психиатрической помощи в условиях, обеспечивающих максимальную безопасность и гуманность с соблюдением санитарных и гигиенических требований в различных звеньях психиатрической службы, в том числе на этапах профилактики и реабилитации.

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики к медицинской сестре с высшим образованием после прохождения цикла се­стринского дела в психиатрии выпускники факультета должны знать:

- особенности сестринского дела в психиатрии;

- особенности работы различных звеньев психиатрической службы;

- основные положения «Закона о психиатрической помощи населению и правах граждан»;

- учетно-отчетную документацию психиатрических отделений в различных звеньях службы;

- современные представления об этиологии основных психических заболеваний и их профилактике;

- основные принципы систематики психических расстройств в соответствии с МКБ-10;

- основные симптомы наиболее распространенных психических заболеваний;

- основные методы диагностики в психиатрической практике;

- правила работы, технику безопасности при работе с аппаратурой, приборами и инструментами, исполь­зуемыми в диагностическом и лечебном процессе в психиатрии;

- принципы лечения наиболее распространенных заболеваний и неотложных состояний в психиатрии;

- разовые, суточные дозы наиболее часто используемых в психиатрической и терапевти­ческой практике психотропных препаратов, основные показания, проти­вопоказания и побочные эффекты, меры профилактики и тактику сестрин­ского персонала при возникновении у больного медикаментозных ослож­нений;

- знать психотропные средства, способные вызвать психическую и физическую зависимость, а также средства, подлежащие предметно-количественному учету;

- основные задачи сестринского ухода за психически больными;

- основные этапы трудовой и социальной реабилитации больных в психиатрической практике;

- роль особенностей личности в реакции пациента на болезнь в терапевтической практике.

В результате выполнения программы цикла студент ФВСО должен уметь:

- организовать процесс лечения и ухода за психически больными в психиатрическом отделении;

- использовать принципы медицинской этики и деонтологии в повсе­дневной работе;

- распознавать типичные проявления основных психических расстройств, давать предварительное заключение о ведущем синдроме, квалифицировать выставленный предварительный диагноз в терминах международной классификации МКБ-10;

- проводить наблюдение за психически больным, а также грамотно описать наблюдаемые психические расстройства и изменения в состоянии больного;

- своевременно распознать и оказать первую медицинскую помощь при наиболее тяжелых и опасных психических расстройствах (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, отказ от еды, суицидальное поведение и пр.);

- при возникновении острого психоза уметь организовать консультацию врача и последующий надзор за возбужденным больным, его удержание и транспортировку в лечебное учреждение;

- уметь обеспечить безопасность как для самого больного, так и для окружающих его лиц;

- использовать навыки общения и психотерапевтической беседы с психически больными и пациентами соматического профиля, у которых отмечаются психические расстройства;

- уметь обеспечить в отделении соблюдение принципа гуманности в обслуживании сознательных и беспомощных больных;

- определить настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациента, обусловленные болезнью;

- сформулировать задачи ухода и составить план их выполнения, с реализацией всех принципов лечения и сестринского ухода;

- выполнить все необходимые действия, связанные с лечением, диаг­ностикой, проведением неотложной помощи;

- оценить отношение больного к проводимому лечению, уметь своевременно выявить отказ больного от приема лекарств, а также формирование у него зависимости от психотропных средств;

- своевременно выявлять побочные эффекты проводимого лечения, уметь оказать первую помощь при тяжелом нейролептическом синдроме, ортостатическом коллапсе, задержке мочеиспускания и других осложнения психофармакотерапии;

- проводить обучение больного и его родственников соблюдению здорового образа жизни, мерам профилактики заболеваний и управлению симптомами психических заболеваний;

- составить заключение (сестринский диагноз) о социальном положении пациента, степени его адаптации, возможных проблемах в трудовой деятельности и самообслуживании, специфичных психологических реакциях на болезнь;

- составить план медико-психологической, социальной и профессио­нальной реабилитации психически больных;

- составить план занятий со средним медицинским персоналом отделений в различных звеньях психиатрической службы.

Основные разделы курса

Положение психиатрии среди других медицинских специальностей. Распространенность психической патологии. Отношение к душевнобольным в различные периоды истории. Проблема стигмы. Роль профессионалов в дестигматизации психически больных. История, цели и задачи сестринского дела в психиатрии. Правовые и организационные основы психиатрической помощи населению в России. Задачи различных звеньев психиатрической службы: диспансер, больница, полустационар, интернат (лекция — 2 часа).

Цель: изучить структуру и принципы организации психиатрической службы; задачи, решаемые на различных этапах оказания психиатрической помощи: психоневрологический диспансер, психиатрическое отделение районной психиатрической больницы, психосоматическое отделение в многопрофильном стационаре, полустационар, лечебно-трудовые мастерские, интернат.

Знать: стандарты организа­ции рабочего места медицинской сестры, принципах аттестации, аккреди­тации и лицензирования; медицин­скую документацию, функциональные обязанности сестринского и вспо­могательного персонала психоневрологического диспансера, отделения психиатрической больницы; основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; за­дачи и функциональные обязанности сестринского персонала, статистиче­ские формы учетно-отчетной документации медицинской сестры, инфек­ционная безопасность, лечебно-охранительный режим.

Современные представления об этиологии и патогенезе психических заболеваний. Психиатрический диагноз: симптом-синдром-нозология. Понятия психического здоровья и болезни, патологии и нозологии; эндогенных и экзогенных этиологических факторов психических расстройств, психоза, невроза. Продуктивная и негативная симптоматика. Ранги психопатологических расстройств. Принципы современной классификации психических расстройств (лекция — 2 часа).

Цель: изучить современные воззрения на роль генетической предрасположенности, экзогенных и психогенных факторов в развитии различных психических заболеваний, сформировать представление об этапах и принципах клинической диагностики психических заболеваний.

Знать: этиологические и триггерные (пусковые) причины болезней; отличие продуктивных и негативных симптомов и синдромов психических расстройств, их диагностическое и прогностическое значение; иметь представление о регистрах поражения психики и использовании понятия ранга психических расстройств для диагностики психических заболеваний; отнесение основных психопатологических синдромов к тому или иному рангу психических расстройств; иметь представление о структуре МКБ-10.

Уметь: соотнести клинический диагноз с рубрикой МКБ-10.

Методы лечения, применяемые в психиатрии. Основные психотропные средства, побочные эффекты и осложнения при их применении. Психотерапия, ее значение в лечении психозов и пограничных расстройств, соматических заболеваний. Социальная, трудовая и семейная реабилитация больных. Основы медицинской психологии. Правила установления контакта с больным. Понятие симуляции, диссимуляции, анозо­гнозии. Этика и деонтология в работе медицинской сестры с психически больными и их родственниками (лекция 2 часа).

Цель: изучить принципы лечения и реабилитации психически больных с применением основ медицинской психологии.

Знать: основные методы лечения психических расстройств и техники их применения. Биологические методы терапии психических заболеваний: инсулино-коматозная терапия, электро-судорожная терапия: показания к применению, техника проведения. Основные группы психофармакологических препаратов: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы. Основные методы психотерапии: суггестивная, когнитивно-бихевиоральная, психодинамическая. Показания к их применению в психиатрии и психосоматике. Принципы установления и поддержания контакта с психически больным; роль среднего медицинского персонала в развитии у больных навыков управления болезнью при психозах. Этические и деонтологические основы поведения медицинской сестры в отношении больных и их родственников. Типы реакции личности на болезнь: нормальные и патологические. Психотерапевтическая роль медицинской сестры в переживании больным своего заболевания.

Гуманное отношение к психически больным, принцип нестеснения. Права психически больных. Сестринский диагноз: оценка рисков (отказ от приема медикаментов, агрессивное и суицидальное поведение, мера социальной, в том числе бытовой, дезадаптации), определение основных задач сестринского наблюдения и ухода. Виды наблюдения (надзора) за больными, порядок регистрации данных о результатах наблюдения. Основная документация медицинской сестры (занятие 3 часа).

Цель: изучить принципы построения сестринского диагноза в психиатрии и выработать навыки наблюдения и ухода за психически больным с учетом его индивидуальных потребностей.

Знать: принципы moral treatment и no-restraint. Компоненты сестринского диагноза: определение основных рисков и формулировка в соответствии с этим основных задач сестринского наблюдения и ухода за больным. Потенциальная опасность больных для себя и окружающих при различных психопатологических состояниях.

Уметь: Организовать работу среднего и вспомогательного пер­сонала в психиатрическом отделении, кабинете диспансера, обеспечивающую безопасность больного и его окружение, с учетом индивидуальных потребностей пациента. Вести тетрадь сестринского наблюдения; оформить амбулаторную карту, историю болезни, статисти­ческий талон и другие формы учетно-отчетной документации, связанные с работой среднего медицинского и вспомогательного персонала. Составить график дежурств.

Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Типология. Нозологическая принадлежность. Признаки эндогенной депрессии. Маскированная депрессия. Этапы развития и варианты суицидального поведения. Выявление суицидальных тенденций у депрессивного пациента. Предупреждение суицида: доверительный контакт с больным, строгий надзор. Задачи медицинской сестры при оказании помощи депрессивному больному. Маниакальный синдром. Особенности взаимодействия с маниакальным больным, задачи медицинской сестры. Аффективные психозы (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления аффективных расстройств с целью формулировки сестринского диагноза при депрессивном, маниакальном и аффективном смешанном синдромах и организации наблюдения и ухода за этой группой больных.

Знать: клинические проявления и типологию депрессивного синдрома. Этапы развития суицидальности: пассивная суицидальность, суицидальные фантазии, суицидальное поведение. Меланхолический раптус: клинические проявления. Клинические проявления маниакального состояния и задачи наблюдения и ухода за маниакальным больным.

Уметь: организовать надзор и уход за депрессивным больным: контроль за приемом пищи, физиологическими отправлениями, ночным сном. Оценить риск суицидального поведения и обеспечить соответствующий надзор за больным. Устанавливать доверительный контакт с депрессивным больным. Организовать наблюдение и уход за маниакальным больным. Корректировать поведение маниакального больного, предупреждать столкновения с другими пациентами отделения.

Галлюцинаторные расстройства. Нозологическая принадлежность истинных и псевдогаллюцинаций. Бредовые синдромы: острого чувственного бреда, паранойяльный, параноидный, парафренный. Организация помощи больным с галлюцинаторными и бредовыми расстройствами, задачи надзора за больными. Шизофрения: определение, основные клинические формы и типология течения. Шизофренический дефект. Прогноз и задачи реабилитации (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления галлюцинаторных и бредовых расстройств, многообразие типов течения и прогноза заболевания для формулировки сестринского диагноза больным этой группы и организации надзора и ухода за ними.

Знать: клинические проявления основных галлюцинаторных и бредовых синдромов; задачи наблюдения за больными с этими расстройствами. Проявления синдрома растерянности (острого чувственного бреда), задачи надзора и ухода за больными с синдромом растерянности. Основные клинические проявления шизофрении. Понятие шизофренического дефекта, его значение для социального прогноза. Задачи наблюдения и ухода за больными с шизофреническим дефектом. Реабилитационные задачи: навыки самообслуживания, соблюдения личной гигиены, социального взаимодействия.

Уметь: оценить и предупредить опасность больного для себя и окружающих при бреде и галлюцинациях; выявить объективные признаки галлюцинаций и бреда; установить доверительный контакт с галлюцинирующим больным или больным с бредовыми расстройствами; правильно реагировать на высказывания болезненного характера (бредовые идеи, сообщения о галлюцинациях и др.). Проводить реабилитацию больных с шизофреническим дефектом (апатико-абулическим синдромом), в том числе побуждая этих больных к соблюдению личной гигиены, поддержанию и приобретению навыков самообслуживания.

Синдромы поражения памяти и интеллекта. Олигофрения и деменция. Психоорганический синдром. Органические заболевания головного мозга. Хронические ослабоумливающие заболевания (дегенеративные, сосудистые, опухолевой процесс, СПИД, прогрессивный паралич). Организация наблюдения и ухода за больными в состоянии беспомощности. Эпилепсия. Пароксизмальные расстройства и изменения личности (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления патологии когнитивных функций (памяти, интеллекта) для организации адекватного наблюдения и ухода. 

Знать: Отличия олигофрении от деменции. Степени олигофрении и потребности больных в наблюдении и уходе. Варианты органической деменции и задачи наблюдения и ухода за беспомощными больными. Клинические проявления эпилептических пароксизмов и изменений личности при эпилепсии.

Уметь: формулировать сестринский диагноз больным с различными вариантами этой патологии. Организовать наблюдение и уход за беспомощными больными. Обеспечить специальные меры для максимальной адаптации больных с деменцией в отделении (маркировка комнат, палат, коек и т.п.). Оказать первую медицинскую помощь при развернутом судорожном припадке, обеспечив профилактику травматизма, западения языка, а также аспирации содержимого полости рта. Отличать большой эпилептический и истерический припадки. Выявлять развитие малых эпилептических припадков и психических эквивалентов у больных эпилепсией с целью объективизации их наличия и частоты. Устанавливать и поддерживать доверительный контакт с больными эпилепсией с учетом особенностей их личности.

Синдромы двигательно-волевых расстройств. Оказание помощи возбужденному больному. Правила насильственного удержания возбужденного больного. Временная фиксация: правила проведения и задачи медицинской сестры. Уход за возбужденным и фиксированным больным. Правила транспортировки. Экзогенные и соматогенные заболевания. Понятие «экзогенного типа реакций». Травмы, инфекции, интоксикации как причина психических расстройств. Психические расстройства при соматических заболеваниях и лекарственных интоксикациях (занятие 3 часа).

Цель: изучить варианты двигательного возбуждения вследствие различных психических расстройств для организации помощи возбужденному больному; клинические варианты соматогенных психозов для организации помощи таким больным в соматическом стационаре.

Знать: правила удержания возбужденного больного, временной его фиксации, предупреждение травматизма больного и персонала при этом. Препараты, наиболее часто используемые для купирования возбуждения, способы и техника их введения (аминазин, тизерцин, галоперидол, дроперидол, хлоралгидрат, диазепам).

Уметь: удерживать и фиксировать возбужденного больного; организовать перевод больного с острым психозом из соматического стационара в психиатрический в условиях обеспечивающих безопасность и гуманность: оформить медицинскую документацию, обеспечить сохранность документов и вещей больного.

Психогенные заболевания (неврозы и реактивные психозы). Соматическая болезнь как психотравмирующий фактор. Психосоматические расстройства. Расстройства личности (психопатии). Понятие акцентуаций, особенности различного типа личностей в реагировании на бо­лезнь. Понятие “внутренней картины болезни” (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления неврозов, реактивных состояний и психопатий; сформировать представление о роли личностных особенностей в реагировании на болезнь.

Знать: этиологию и клинические проявления психогений (неврозов и реактивных психозов) и психопатий. Связь между психикой и соматической сферой, роль соматической болезни как психотравмирующего фактора, возможные соматические реакции в ответ на стресс. Типы акцентуаций и психопатий. Различия между гармоничными, акцентированными и психопатическими личностями, их особенности в реагировании на болезнь. Сильные и слабые стороны акцентированных и психопатических личностей в плане их адаптации в жизни вообще и в ситуации болезни.

Уметь: организовать наблюдение и уход за больными с реактивными состояниями (психозы, реактивные и невротические депрессии); определить тип личности и использовать знание для установления доверительного контакта с больными, создания благоприятной атмосферы помощи этой группе больных.

Алкоголизм и алкогольные психозы. Наркомании и токсикомании. Ургентные состояния в наркологии: алкогольный делирий, абстинентный алкогольный или наркоманический синдром, передозировка психоактивных средств. Организация помощи наркологическим больным в отделении стационара. Работа с родственниками. Выписка больного из стационара. Роль среднего медперсонала в профилактике злоупотребления психоактивными веществами (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления болезней зависимости для установления сестринского диагноза в наркологии, обеспечения ухода и надзора, проведения профилактических мероприятий.

Знать: основные клинические проявления патологического влечения к психоактивным веществам, проявления физической зависимости (абстинентного синдрома), изменений личности с формированием картины деградации. Клиническую картину опьянения и абстиненции при алкогольной зависимости, опийной, кокаиновой и гашишной наркомании, а также барбитуровой и бензодиазепиновой токсикомании. Клинические проявления и проноз ургентных состояний в наркологии (алкогольный абстинентный синдром, алкогольный делирий, передозировка опиатов, барбитуратов или транквилизаторов). Понятие созависимости родственников наркологических больных. Группы лекарственных препаратов, способных вызвать психическую и физическую зависимость.

Уметь: выявлять состояния опьянения и абстиненции при болезнях зависимости от различных психоактивных веществ. Оказать первую медицинскую помощь при передозировке психоактивных средств. Организовать надзор и уход при основных ургентных состояниях в наркологии. Обеспечить профилактику проноса психоактивных веществ в отделение. Обеспечить профилактику инфицирования медицинского персонала при проведения манипуляций с кровью больных, принимающих наркотики. Выявлять у больных, принимающих психофармакологические средства, признаки формирующейся зависимости.

Основные группы психотропных препаратов. Побочные эффекты и осложнения психотропной терапии. Инсулиновые комы и ЭСТ, показания к применению и техника проведения (занятие 3 часа).

Цель:  изучить основные виды биологической терапии при психических расстройствах для обеспечении их максимальной эффективности и безопасности

Знать: основные и побочные эффекты психотропных средств; возможные осложнения при их применении; разовые и средние суточные дозы основных психофармакологических препаратов, применяемых в психиатрии. Показания к применению психотропных препаратов в соматической медицине. Показания к применению шоковых методик (ЭСТ, инсулиновые комы), их эффективность и безопасность.

Уметь: Владеть техникой внутримышечного введения нейролептиков (в т.ч. пролонгированного действия). Обеспечивать правильную выдачу психотропных препаратов больным в психиатрическом отделении. Выявлять побочные эффекты и осложнения проводимой больному лекарственной терапии, оказывать доврачебную помощь в случае развития коллапса, задержки мочеиспускания.


2. 4. Тематический план лекций

Всего согласно учебному плану предусматривается 6 часов лекций в 7 семестре.

Се­ме­стр №   Темы лекций   Часы  

VII

 

1   Положение психиатрии среди других медицинских специальностей. Распространенность психической патологии. Отношение к душевнобольным в различные периоды истории. Проблема стигмы. Роль профессионалов в дестигматизации психически больных. История, цели и задачи сестринского дела в психиатрии. Правовые и организационные основы психиатрической помощи населению в России. Задачи различных звеньев психиатрической службы: диспансер, больница, полустационар, интернат. 2  
2   Современные представления об этиологии и патогенезе психических заболеваний. Психиатрический диагноз: симптом-синдром-нозология. Понятия психического здоровья и болезни, патологии и нозологии; эндогенных и экзогенных этиологических факторов психических расстройств, психоза, невроза. Продуктивная и негативная симптоматика. Ранги психопатологических расстройств. Принципы современной классификации психических расстройств.   2  

3

 

Методы лечения, применяемые в психиатрии. Основные психотропные средства, побочные эффекты и осложнения при их применении.

Психотерапия, ее значение в лечении психозов и пограничных расстройств, соматических заболеваний. Социальная, трудовая и семейная реабилитация больных.

Основы медицинской психологии. Правила установления контакта с больным. Понятие симуляции, диссимуляции, анозо­гнозии. Этика и деонтология в работе медицинской сестры с психически больными и их родственниками.

2

 

 

 

2. 5. Тематический план практических занятий

Всего согласно учебному плану предусматривается 24 часа практических занятий в 7 и 8 семестрах.

Семеcтр №   Темы занятий   Часы  

VII

1. Гуманное отношение к психически больным, принцип нестеснения. Права психически больных. Сестринский диагноз: оценка рисков (отказ от приема медикаментов, ауто- или гетероагрессия, мера социальной, в том числе бытовой, дезадаптации), определение основных задач сестринского наблюдения и ухода. Виды наблюдения (надзора) за больными, порядок регистрации данных о результатах наблюдения. Основная документация медицинской сестры. 3
2. Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Типология. Нозологическая принадлежность. Признаки эндогенной депрессии. Маскированная депрессия. Этапы развития и варианты суицидального поведения. Выявление суицидальных тенденций у депрессивного пациента. Предупреждение суицида: доверительный контакт с больным, строгий надзор. Задачи медицинской сестры при оказании помощи депрессивному больному. Маниакальный синдром. Особенности взаимодействия с маниакальным больным, задачи медицинской сестры. Аффективные психозы. 3

VIII

 

3. Галлюцинаторные расстройства. Нозологическая принадлежность истинных и псевдогаллюцинаций. Бредовые синдромы: острого чувственного бреда, паранойяльный, параноидный, парафренный. Организация помощи больным с галлюцинаторными и бредовыми расстройствами, задачи надзора за больными. Шизофрения: определение, основные клинические формы и типология течения. Шизофренический дефект. Прогноз и задачи реабилитации. 3
4. Синдромы поражения памяти и интеллекта. Олигофрения и деменция. Психоорганический синдром. Органические заболевания головного мозга. Хронические ослабоумливающие заболевания (дегенеративные, сосудистые, опухолевой процесс, СПИД, прогрессивный паралич). Организация наблюдения и ухода за больными в состоянии беспомощности. Эпилепсия. Пароксизмальные расстройства и изменения личности. 3
5.   Синдромы двигательно-волевых расстройств. Оказание помощи возбужденному больному. Правила насильственного удержания возбужденного больного. Временная фиксация: правила проведения и задачи медицинской сестры. Уход за возбужденным и фиксированным больным. Правила транспортировки. Экзогенные и соматогенные заболевания. Понятие «экзогенного типа реакций». Травмы, инфекции, интоксикации как причина психических расстройств. Психические расстройства при соматических заболеваниях и лекарственных интоксикациях. 3  
6.   Психогенные заболевания (неврозы и реактивные психозы). Соматическая болезнь как психотравмирующий фактор. Психосоматические расстройства. Расстройства личности (психопатии). Понятие акцентуаций, особенности различного типа личностей в реагировании на бо­лезнь. Понятие “внутренней картины болезни”. 3  
7.   Алкоголизм и алкогольные психозы. Наркомании и токсикомании. Ургентные состояния в наркологии: алкогольный делирий, абстинентный алкогольный или наркоманический синдром, передозировка психоактивных средств. Организация помощи наркологическим больным в отделении стационара. Работа с родственниками. Выписка больного из стационара. Роль среднего медперсонала в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. 3  
  8. Основные группы психотропных препаратов. Побочные эффекты и осложнения психотропной терапии. Инсулиновые комы и ЭСТ, показания к применению и техника проведения. 3

 

2. 6. Самостоятельная работа студентов на кафедре

2. 6. 1. Содержание и виды самостоятельной работы

В курсе заочного обучения предусматривается написание одной самостоятельной работы. Целью данной работы является формирование навыков самостоятельного решения проблем, возникающих в практике психиатрического стационара.

Задачи, предлагаемые к решению, представлены в следующем разделе настоящего методического пособия. Каждая задача содержит описанные в краткой форме расстройства, наблюдаемые у пациента и сложности, которые возникают у него в данной ситуации. При решении данной задачи учащиеся должны последовательно ответить на следующие вопросы:

· Какие нарушения психической деятельности отмечаются у данного больного?

· Каков предположительно ведущий синдром?

· Какие проблемы беспокоят пациента в настоящее время?

· Имеется ли угроза для самого больного или окружающих?

· О риске развития каких осложнений и нарушений следует думать в первую очередь?

· Какие действия следует предпринять, чтобы обеспечить наилучшую адаптацию пациента, предотвратить опасное поведение и риск возможных осложнений?

При решении задач следует руководствоваться тремя прилагаемыми примерными перечнями основных синдромов, типичных проблем и рекомендуемых действий. Следует учитывать, что разработанные перечни являются примерными, но не всеобъемлющими. Допустимо на основании сведений, почерпнутых из учебной литературы и проводимых семинарских занятий, пользоваться терминами, не вошедшими в предлагаемые перечни. Заключение представляется в виде краткой таблицы по форме:

Синдром Проблемы Тактика
     

Затем учащийся должен последовательно обосновать свой выбор, пользуясь данными, изложенными в задаче и почерпнутыми из учебников.

Примерный перечень синдромов

1)  Астенический

2) Обсессивно - фобический

3) Ипохондрический

4) Истерические расстройства

5) Психопатическое (или психопатоподобное) поведение

6) Депрессивный

7) Маниакальный

8) Апатико-абулический

9) Острый бредовой синдром

10) Паранойяльный

11) Параноидный: синдром Кандинского-Клерамбо

12) Парафренный

13) Кататонический

14) Делирий

15) Онейроид

16) Корсаковский

17) Олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия)

18) Абстинентный синдром

19) Эйфория

20) Шизофренические изменения личности

21) Эпилептические изменения личности

22) Органическое снижение личности (психоорганический синдром)

23) Деменция

24) Пароксизмальный синдром (большой судорожный припадок, малый припадок, сумеречное помрачение сознания, дисфория).

25) Побочные эффекты психофармакотерапии (нейролептический синдром, соматические расстройства, ортостатический коллапс)

26) Нервная анорексия

Примерный перечень ПРОБЛЕМ

1) Психомоторное возбуждение

2) Опасность для окружающих

3) Риск суицидальных действий и самоповреждений

4) Тревога, беспокойство, неусидчивость

5) Нарушения памяти

6) Нарушение ориентировки

7) Отсутствие сознания болезни

8) Сложности с самообслуживанием

9) Отказ от еды (или вызывание рвоты)

10) Риск асоциального или противоправного поведения.

11) Риск судорожных припадков

12) Риск падения и травм

13) Отказ от приема лекарств

14) Риск злоупотребления лекарствами (психоактивными или непсихоактивными)

15) Двигательные расстройства (тремор, гиперкинезы, обездвиженность, скованность)

16) Расстройства сна (трудности с засыпанием, частые пробуждения, ранние пробуждения, бессонница, кошмарные сновидения)

17) Пассивность и бездействие

18) Поедание несъедобного

19) Неопрятность (недержание мочи и кала)

20) Боль (головная, в месте инъекций, в животе и т.п.) и неприятные ощущения в теле.

21) Задержка мочеиспускания и дизурия

22) Запоры

23) Головокружение, обморок, ортостатический коллапс

24) Повышение АД

25) Повышение температуры тела

26) Трудности со зрением

27) Ухудшение слуха

28)  Галлюцинации (какие?)

29) Риск пролежней

30)  Риск гипостатической пневмонии

31)  Риск отека или обезвоживания

32) Кожные высыпания и сухость слизистых

Возможные действия

1) Вызов дежурного врача

2) Строгий надзор, следить за больным, не оставляя его ни на минуту одного (даже в туалете)

3) Не позволять больным укрываться одеялом с головой

4) Проследить за поведением в ночное время, описать сон больного

5) Следить за приемом пищи

6) Еженедельно взвешивать

7) Проверять наличие стула

8) Следить за приемом лекарств, класть дозу прямо в рот, проверять проглотил ли больной лекарство.

9) Положить теплую грелку на низ живота

10) Измерить температуру

11) Измерить АД, частоту пульса

12) Улаживать конфликты между больными

13) Фиксация в постели мягкими ремнями.

14) Наблюдение за фиксированным больным, предотвращение осложнений, вызванных обездвиженностью (пережатие нервных стволов или артерий, пролежни, гипостатическая пневмония)

15) Удержание руками, помощь при передвижении

16) Помощь в самообслуживании

17) Проверка личных вещей, тумбочек, холодильников на предмет лекарств, предметов, с помощью которых можно совершить суицид или социально-опасные действия, алкоголя, наркотиков, испорченных от времени продуктов и т.д.

18) Повернуть голову, слегка придерживая руками и ждать окончания приступа

19) Обработка кожи от пролежней.

20) Кормление.

21) Следить за мочеиспусканием, измерять количество принятой жидкости и выделенной мочи

22) Проведение психотерапевтической беседы с больным

23) Проведение разъяснительной беседы с младшим медперсоналом

2


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.