Основные положения гносеологии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные положения гносеологии

2020-08-20 280
Основные положения гносеологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познаваем ли мы мир?

1) гносеологический оптимизм – да

2) скептицизм – возможно

3) агностицизм – никогда

 

Основные положения гносеологии

                                

1. Необходим субъект и объект познания.

 

S – активный. Это познающий человек. 

O – пассивный. Это то, на что направлено познание.

S → O

 

2. Познание носит субъективный характер.

Человек в процессе познания творит свой собственный образ окружающего мира, который зависит от уровня развития сознания субъекта.

           

Нельзя ставить знак равенства между объектом познания и образом объекта познания, созданным тем или иным человеком.

объект ≠ образ объекта

 

Постепенно познание должно переходить от субъективности к объективности, т.е. к истине.

 

3. Познание имеет творческую природу.

Человек способен домысливать, фантазировать, дорисовывать объекты познания.

 

4. Принципы познания: причинность, системность, развитие.

 

5. Типы знания: вненаучное и научное.

К вненаучному знанию относят: житейское, художественное, мифологическое, религиозное, философское. Философия носит переходный характер от вненаучного к научному знанию.

 

6. Процесс познания состоит из 4 ступеней: чувственное, рациональное, интуитивное и мистическое познание.

 

 

Чувственное познание - получение информации с помощью органов чувств, которые связывают нас с внешним миром.

Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

 

Формы чувственного познания:

· ощущение           

· восприятие            

· представление 

 

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств.

 

Ощущения специализированы.

Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей.

Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде.

Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п.

Обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

У большинства людей доминирует зрение (даёт 80 % информации). Далее – слух, вкус, обоняние, осязание.

 

Возможности органов чувств человека ограничены.

Человеческий глаз может отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другую – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринимает.

Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощущать не способно.

Человек стремится усилить свои ощущения с помощью приборов.

                                                                                                         

3. Ощущения необходимы. Их отсутствие, или искажение приводит к психическому недомоганию.

Испытания в сурдокамере приводят к сенсорной депривации. Последняя проявляется в виде специфических переживаний изоляции, одиночества, «чувственного голода», связанных с существенным ограничением или полным прекращением притока в центральную нервную систему раздражений от органов чувств.

 

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из разных ощущений.

В основе восприятия сочетание различных видов ощущений.

Ощущение – это анализ информации, выбор из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенной информации.

Восприятие – это синтез информации.

 

В восприятии проявляется ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии.

 

У каждого человека своя доминанта ощущений, которая влияет на восприятие:

 визуал – доминанта зрения

аудиал - доминанта слуха

кинестет - доминанта обоняния, осязания и вкуса.

Образ мира визуала, аудиала и кинестета существенно отличается.

 

Проблемы восприятия

1. Заболевания человека, которые не позволяют ему создать целостный образ объекта и нарушают восприятие, делают его неспособным познать мир. Есть также заболевания временные как результат переутомления – гипертезия и гипостезия.

2. Существуют также формы искаженного восприятия в результате

А) галлюцинаций – создание несуществующего образа (возникают как следствие насыщенности сознания внутренними образами в результате болезни или приема галлюциногенов),

Б) иллюзий – искажение реального образа (ошибочные восприятия внешних событий в результате неполной информации, неправильного воспитания, темноты, страха и пр.).

Ограниченные возможности наших ощущений называют несовершенным «перцептивным аппаратом» - аппаратом восприятия человека.

 

Представление - возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств (на основе нашей памяти). Ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом.

                       

Особенности представлений:

1. Образ беднее и бледнее, чем тот, который мы имели при непосредственном восприятии предмета.

2. Образ более общий: в образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

3. Представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией.

 

Представления, соединенные с воображением и фантазией, необходимы в научном познании. Там они приобретают форму творчества.

 

На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов).

И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

 

Рациональное познание (от латинского ratio – разум) - это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей и явлений.

Сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию

 

Формы рационального познания (мышления)

· понятие                 

· суждение               

· умозаключение

 

Понятие – логически оформленная общая мысль об явлении (в идеале о сущности явления)

 

Формируя понятие, мы:

1. Выделяем самые общие признаки, которые определяют использование данного предмета (явления) в повседневной жизни. И отвлекаемся от второстепенных, единичных признаков.

Например, «стол», «студент», «снег».

 

2. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними: «твердое» и «мягкое», «большое» и «маленькое» отношения, «движение» и «покой», «скорость» и «сила» (взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы).

Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему - понятийный аппарат.

 

Понятия бывают региональные, общенаучные и философские. Философские понятие имеют самый общий характер.

 

Суждение − раскрывает наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

«Железо электропроводно». «Железо не прозрачно».

«Снег белый». «Снег холодный».

В виде суждений формируются, по существу, все научные положения.

 

Умозаключение − имеет форму вывода.

 «Сегодня идет дождь – надо взять зонтик»

 

Чувственное и рациональное познание имеют тесную диалектическую взаимосвязь.

Сейчас активно обсуждается проблема их ограниченных возможностей. Почему?

 

Этап – мистическое познания

Интуитивное Познание Сущности Бытия. Целостная картина

Этап – интуитивное познание

Мгновенное схватывание конкретной истины, постижение сущности какого-то явления

Этап – чувственное познание

Иллюзии, галлюцинации. Несовершенный аппарат восприятия. Ощущения, восприятие, представление

Мистическое познание (от греч. «таинственный») направлено на познание сущности бытия, конечной Истины (Абсолюта). Создание наиболее целостной картины мира.

Во многих религиях и философиях считается высшим типом познания. «Мистики» или «посвященные» являются основоположниками религиозных и философских систем. Изучение мистического опыта началось в ХХ веке. У. Джемс назвал 4 признака мистического опыта:

1. интуитивность (происходит активизация правого полушария и затормаживание деятельности левого);

2. бездеятельность физического тела, но активизация всех тонких тел (вплоть до их отделения от физического);  

3. проникновение в другое пространство и время.

4. невыразимость мистического опыта обычными словами (притчевая форма выражения мысли, символизм).

 

Мистический опыт

1. непроизвольный

Через сильные позитивные или негативные переживания, кратковременный.                                   

2. сознательный

Психопрактики, наиболее устойчивый, требует регулярности

 

Психопрактики:

1. Дисциплинарный аскетизм

2. Психосоматические упражнения

3. Медитативное созерцание

4. Молитва

 

Познаваем ли мы мир?

1) гносеологический оптимизм – да

2) скептицизм – возможно

3) агностицизм – никогда

 

Основные положения гносеологии

                                

1. Необходим субъект и объект познания.

 

S – активный. Это познающий человек. 

O – пассивный. Это то, на что направлено познание.

S → O

 

2. Познание носит субъективный характер.

Человек в процессе познания творит свой собственный образ окружающего мира, который зависит от уровня развития сознания субъекта.

           

Нельзя ставить знак равенства между объектом познания и образом объекта познания, созданным тем или иным человеком.

объект ≠ образ объекта

 

Постепенно познание должно переходить от субъективности к объективности, т.е. к истине.

 

3. Познание имеет творческую природу.

Человек способен домысливать, фантазировать, дорисовывать объекты познания.

 

4. Принципы познания: причинность, системность, развитие.

 

5. Типы знания: вненаучное и научное.

К вненаучному знанию относят: житейское, художественное, мифологическое, религиозное, философское. Философия носит переходный характер от вненаучного к научному знанию.

 

6. Процесс познания состоит из 4 ступеней: чувственное, рациональное, интуитивное и мистическое познание.

 

 

Чувственное познание - получение информации с помощью органов чувств, которые связывают нас с внешним миром.

Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

 

Формы чувственного познания:

· ощущение           

· восприятие            

· представление 

 

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств.

 

Ощущения специализированы.

Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей.

Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде.

Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.п.

Обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

У большинства людей доминирует зрение (даёт 80 % информации). Далее – слух, вкус, обоняние, осязание.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.