Ход работы над наглядными методическими пособиями по цветоведению. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ход работы над наглядными методическими пособиями по цветоведению.

2020-08-20 285
Ход работы над наглядными методическими пособиями по цветоведению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уроки живописи, истории искусства, композиции, ДПИ влияют на художественное восприятие учащихся в детской художественной школе. Кроме композиционных решений, дети учатся и цветовому видению. Поэтому цвет - это одна из главных составляющих творческой работы.

Развивая правильное цветовосприятие, закладываются дальнейшие навыки работы с живописью. Умения видеть цветовые гармонии и понимать свойства цвета помогают сформировать художественные способности учащегося [12, c. 110].

Благодаря быстрому развитию наук, их взаимодействию друг с другом и включению в обучающий процесс, появляется всё более улучшенные системы обучения. Развитие творчества, самостоятельность выполняемой работы, проявление инициативы - это даёт большое подспорье в дальнейшей самореализации будущих выпускников художественных школ. Далее у них есть возможность реализовать себя в творческой деятельности.

Но обучению дисциплине цветоведения мешают многие факторы со стороны педагога:

- несогласованность процессов учебной и творческой деятельности,

- использование репродуктивных методов обучения,

- несвязанные по контексту общехудожественные и специальные дисциплины.

- большое количество несвязанного материала.

Эти факторы могут привести к тому, что дети не могут самостоятельно использовать полученные знания без ее структуры. Информация собирается в один несвязанный ком, в котором сложно разобраться. Все дисциплины изучаются параллельно, но в каждой нет упора и закрепления полученных знаний [30, c. 142]

Именно поэтому нужна правильная, структурированная система методики обучения. Верное изложение содержания и основ темы цветоводения. Структурированная методическая система позволит педагогу эффективно проводить занятия, лучше доводить информацию до учащихся. Это окажется большим подспорьем для преподавания и дальнейшего усовершенствования методических наработок. Данные разработки помогут активизировать процессы применения цвета как выразительного средства в творчестве учащихся детской художественной школы.

Настоящие методические рекомендации могут оказать помощь преподавателям в проведении занятий, формировать у учащихся следующих знаний, навыков, понятий и умений: понятие о свойствах цвета и красок, понятие о хроматических и ахроматических цветах; понятие о цветовых парах; понятие о колорите, цветовых композициях.

Задачей является выработка основных навыков, необходимых для практического применения законов колористики, цветоведения и теории цвета. Научить верному поиску колористических решений, что поможет в дальнейшем в самостоятельном составлении цветовых композиций.

Данные методические разработки могут найти применение на уроках живописи; могут применяться в преподавании композиции, истории искусств,  ДПИ.

Для того, чтобы новый материал по цветоведению усваивался лучше, мы решили систематизировать и разместить информацию на больших наглядностях. Так как у детей с творческими способностями и с художественным уклоном зрительная память обычно более развита, все сведения будут у учащихся всегда на виду - это улучшит усвоение предмета.

Проанализировав работу педагогов в художественной школе на педагогической практике, было выявлено, что для объяснения материала школам не хватает больших наглядных пособий. Учителя используют книги маленького формата, иногда собственные наработки, которые размещаются на один-два урока перед детьми. Информация не сгруппирована, дается скомкано и разрознено, в связи с чем у ребенка теряется последовательность изложения, новые знания не успевают усваиваться.

Решением поставленной проблемы является систематизированная, правильно скомпонованная информация по цветоведению, которая будет размещаться на больших пластиковых стендах. Данные наглядности можно разместить в кабинетах живописи на постоянной основе, чтобы при выполнении художественных работ дети могли ориентироваться на схемы и таблицы, упрощающие видение цвета. Такая модель работы позволяет на каждом занятии повторять основы цветоведения, что благоприятно скажется на творческом развитии будущего художника.

Также, в дополнение к большим наглядностям, рассчитанных на использование в классе, разработано электронное методическое пособие. В данной работе будет скомпонована информация, которая может помочь ученикам детской художественной школы самостоятельно изучать и повторять пройденный материал. 

При объяснении новой темы важной составляющей является самостоятельная работа ученика. Это позволяет понять педагогу, правильно ли усвоил ребенок ту или иную информацию.

Исходя из этого, было принято решение разрабатывать наглядности и для классного использования, и для домашнего.

Что непосредственно входит в практические разработки: три наглядных стенда и электронное методическое пособие. Наглядные стенды делятся на два вида: теоретический и практический.

Для изготовления первого и второго стенда использовались труды Иоганнеса Иттена. Это швейцарский художник и педагог, его разработки по цветоведению являются основными при объяснении цвета и работы с ним.

Первый стенд включает в себя:

- цветовой круг И. Иттена;

- основные цвета;

- вторичные цвета;

- третичные цвета;

- смешение цветов;

- теплые и холодные цвета;

- хроматические и ахроматические цвета;

- цветовые сочетания;

- комплиментарные цвета;

- классическая, аналоговая, контрастная триада;

- цветовой тон;

- светлота цвета;

- насыщенность цвета;

Эти данные составляют основу изучения цвета. Собранные сведения в одном месте помогут лучше ориентироваться в цветовом решении при работе художественного замысла. Далее, мы переходим к разбору следующего наглядного стенда.

Второй стенд состоит из объяснения восприятия цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету;

2. Контраст светлого и темного;

3. Контраст холодного и теплого;

4. Контраст дополнительных цветов;

5. Симультанный контраст;

6. Контраст по насыщенности;

7. Контраст по площади цветовых пятен.

Данный стенд рассчитан на то, чтобы у ученика развивался не только интуитивный подход при работе с цветом, но и осмысленный. Пример контрастов дает понять, как именно цвета взаимодействуют друг с другом, как влияет их насыщенность, светлота и темнота, размер друг на друга. Это может помочь не только в работе с натуры, но и при выполнении композиции, где нет визуального примера цветовых взаимодействий.

Изучив основную информацию по цветоведению, у ребенка складывается примерное представление о тех или иных понятиях. Но пока подача идет только теоретическая, учащемуся сложно сориентироваться в реальном применении знаний.

К сожалению, этап демонстрации примеров использования знаний в практической работе многие педагоги игнорируют, либо затрагивают вскользь. Возможно, это связано с недостатком часов для прохождения материала. Для упрощения данной задачи как раз и  создан последний стенд.

Третья наглядность отличается от первых двух. Если до этого преподносилась сухая теория, то сейчас задача показать взаимодействия цветов на конкретных примерах. Здесь собраны природные решения цветовых гармоний, образцы, которые мы часто видим в жизни, но не замечаем.

Также, было решено включить изображения живописных работ известных художников. Цветовая гамма, колорит - у каждого мастера свое видение и использование цвета. Палитры художников и тонкие цветовые соотношения дают хороший пример, как именно использовать пройденные знания на практике. Данный стенд можно использовать не только на уроках живописи, ДПИ и композиции, но и на истории искусств.

Кроме того, что такой вид наглядности упростит работу педагогам с поиском и структурированием нужного материала, это также упрощает обучение детям. Стенды будут видны издалека, также в любой момент можно будет подойти и повторить с учеником упущенные моменты. Например, на уроке живописи во время постановки нового натюрморта желательно кроме объяснения композиционного решения направлять учеников при работе с цветом. В этом помогут наглядности, которые удобно размещаются на стенах класса или учебной доске.

В дополнение к трём стендам разработана электронное методическое пособие. Оно рассчитано и для педагогов, и для учеников. Его можно использовать для демонстрации в классе на проекторе, либо распечатать и раздать каждому ученику индивидуально. В данном методическом пособии собрана та же информация, что и на стендах, только скомпонована для упрощенной самостоятельной работы.

Данные разработки дают большое подспорье педагогам для упрощения объяснения нового материала и дальнейших экспериментов.

 

 

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий по цветоведению в детской художественной школе.

Перед педагогом по дисциплине "цветоведение" ставится основная задача - знакомство учащихся в возможностями цвета, добиться от ученика понимания цветового многообразия окружающего мира.

Важны систематизированные и упорядоченные знания и умения в области цветового восприятия у учащихся - это помогает грамотно выстроить цветовые решения в живописи. Именно поэтому уделяется большое внимание решениям практических заданий по дисциплине "цветоведение". Задачи, направленные на изучение и освоение цветовых закономерностей, законов и правил цвета, также выполнение упражнений и композиций. 

Практические занятия хороши тем, что помогают учащимся делать новые для них цветовые открытия, теоретический материал преподносится и усваивается намного лучше с закреплением в виде практических заданий. Поэтому задания делаются самостоятельно каждым учеником, чтобы было возможным приобрести новый колористический опыт [13, c. 20-24].

В план по проведению практических заданий по дисциплине "цветоведение" можно составить таким образом:

- построение ахроматических и хроматических кругов;

- построение хроматических рядов посредством теплых оттенков с растяжкой от светлого к темному;

- комбинаторики с нюансными ахроматическими цветами с использованием зрительной отдаленности;

- комбинаторики с нюансными и контрастными хроматическими цветами с использованием зрительной отдаленности;

- цветовые гармонии.

Построение ахроматических и хроматических кругов.

Первое задание: необходимо выполнить ахроматический ряд с растяжкой от белого к черному с плавными переходами тона.

Ахроматическими являются все оттенки серого, а также белый и черный цвет.

Следует изобразить чертеж сетки размером 10 на 16 сантиметров. Каждая ячейка будет составлять 2 сантиметра.

Первая градация полностью из белил.

Далее, нужно смешать белила с малым количеством черной краски для получения светло-серого оттенка. Необходим плавный переход от белил к светло-серому.

Для третьей шкалы необходимо добавить в полученный светло-серый оттенок дополнительно черного цвета. Получится переход от второй градации к более темной.

Четвертая и все последующие градации необходимо выполнять по аналогии с предыдущими. Получится плавным переход от белого к черному цвету.

Второе задание: необходимо выполнить цветовой круг, состоящий из двенадцати ячеек. Должны присутствовать равные переходы от желтого к красному, от красного к синему, от синего к желтому. Для этого используются основные цвета первого порядка - красный, желтый, синий.

Для выполнения чертежа круга используется циркуль. Тем же самым циркулем круг делится на двенадцать одинаковых частей. Диаметр круга - от десяти до пятнадцати сантиметров.

Три части круга покрываются основными цветами, между ними - интервал размером в три части.

Далее, смешивается жёлтый с красным в равных долях и получается оранжевый. Промежуток между жёлтым и красным заполняется оранжевым.

В имеющийся цвет после добавления желтого получается желто-оранжевый оттенок. Этот цвет кладется между желтым и оранжевым сегментом.

Затем, в оранжевый цвет добавляется красный и получается красно-оранжевый. Данный оттенок добавляется в ячейку между оранжевым и красным. Получается растяжка от желтого до красного.

Данный алгоритм применяется к остальным частям круга - это от желтого к синему и от синего к красному цвету.

Третье задание: необходимо выполнить приглушенный цветовой круг, состоящих так же из 12 сегментов. По аналогии с первым кругом, выполняются плавные переходы от желтого к красному, от красного к синему и от синего к желтому цвету.

В данном задании ключевую роль играет приглушенность цвета, то есть насыщенность. Насыщенность - это степень отличия хроматического цвета по светлоте.

Выполняется чертеж цветового круга по аналогии с предыдущим заданием. Так же используется циркуль, диаметр - от 10 до 15.

Так же покрываются три части круга цветами первого порядка, но главная задача - в каждый цвет необходимо добавить черный оттенок. Благодаря черному, цвет теряет яркость и становится приглушенным. Цветовой тон остается неизменным.

По аналогии с предыдущим заданием делается растяжка от одного основного цвета к другому, при этом следует добавлять черный в равных пропорциях в каждый цвет. Получаются плавные растяжки от цвета к цвету с небольшим приглушенным эффектом.

Четвертое задание: выполняется цветовой круг с примесью белил, состоящий из двенадцати сегментов, с плавными переходами от цвета к цвету. Используются основные цвета - желтый, красный, синий, в которые добавляются белила.

По аналогии с предыдущим заданием, выполняется построение цветового круга с помощью циркуля. Круг делится на равные двенадцать частей. Диаметр - от 10 до 15.

Далее, все так же покрываются части круга основными цветами, но при этом добавляются белила в равных пропорциях в каждый цвет.

Необходимо четко соблюдать одинаковые пропорции для равномерного эффекта. Цвет становится малонасыщенным, цветовой тон так же неизменный.

Смешивается желтый с красным и добавляется белый цвет в равных пропорциях. Получается светло-оранжевый цвет. Данным оттенком покрывается промежуток между желтым и красным цветом. В полученный цвет так же добавляется желтый и белый. Покрывается ячейка между желтым и оранжевым цветом. Далее нужно действовать по аналогии, добавлять белила и получать разбеленные оттенки.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.